Семинар 2. Характеристика стадий деятельности государственных органов по мониторингу правоприменения
1. Понятие стадии мониторинга правоприменения.
2. Различные подходы к выделению стадий мониторинга.
3. Раскрытие сущности и содержания следующих стадий:
· сбор информации о практике применения нормативно-правовых актов;
· обобщение информации о результатах реализации нормативно-правовых актов;
· анализ информации о практике их реализации;
· оценка результатов применения нормативно-правовых актов;
· контроль за их применением;
· проведение мониторинговой экспертизы (включая антикоррупционную экспертизу актов и их проектов);
· обобщение и оформление выводов мониторинга правоприменения.
4. Характеристика практики мониторинга правоприменения: анализ показателей, заключения, прогнозы.
5. Особенности сбора, обобщения, анализа и оценки практики мониторинга правоприменения отдельных видов нормативно-правовых актов в Министерстве юстиции РФ.
6. Проблемы инкорпорации нормативно-правовых актов в связи с мониторингом.
7. Проблемы учета и оценки практики применения нормативно-правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие на территории Российской Федерации.
Семинары для заочной формы обучения
Семинар 1. Полномочия и функции органов государственной власти, органов государственного управления и суда в сфере мониторинга правоприменения
1. Роль и полномочия Президента РФ в сфере мониторинга правоприменения.
2. Полномочия Правительства РФ в области мониторинга правоприменения.
3. Полномочия и функции иных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного управления Российской Федерации в сфере мониторинга правоприменения.
4. Функции и направления деятельности Министерства юстиции РФ в сфере мониторинга правоприменения.
5. Полномочия и деятельность органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в сфере мониторинга правоприменения.
6. Влияние решений Европейского суда по правам человека на мониторинг правоприменения в Российской Федерации.
7. Деятельность Конституционного суда по учету результатов правового мониторинга.
8. Полномочия Верховного суда в сфере мониторинга право-применения.
9. Полномочия Высшего Арбитражного суда в сфере мониторинга правоприменения.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
В модуле 2 «Полномочия, функции и стадии мониторинга правоприменения в Российской Федерации» предусмотрена самостоятельная проработка материала и подготовка докладов по различным аспектам указанной проблематики. Контроль проводится в форме опроса не коллоквиуме.
Образовательные технологии
В модуле 2 реализована личностно ориентированнаятехнология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучениеи учение. С учетом этого, учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:
· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественнонаучными и общепрофессиональными дисциплинами;
· информацию, помогающую самообразованию. Это - имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.
Деятельностный подходпри освоении дисциплины реализуется через анализ и решение учебных задач и тестов, примеры которых приведены в рабочей программе.
При изучении модуля предусмотрены следующие активные формыпроведения занятий:
1. Лекция-визуализация, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций.
2. Работа в группе при подготовке докладов, сообщений, аналитических обзоров и презентаций.
3. Активное обсуждение презентаций студентов по результатам докладов и сообщений на семинарских занятиях.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов
Вопросы и задания для развития и контроля владения компетенциями.
Темы докладов и сообщений:
1. Мониторинг правоприменения в субъектах Российской Федерации: объект, методики, заключения.
2. Полномочия Верховного суда по учету результатов мониторинга при даче разъяснений по вопросам применения судебной практики.
3. Высший Арбитражный суд: место и полномочия в сфере мониторинга применения права.
Примерные тестовые задания по модулю:
1.Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", мониторинг правопримения поручено осуществлять:
1) Министерству юстиции РФ
2) Верховному суду РФ
3) Генеральной прокуратуре РФ
2. План мониторинга утверждается:
1) Президентом Российской Федерации
2) Правительством Российской Федерации
3) Министерством юстиции Российской Федерации
3. Министерство юстиции подготавливает проект доклада о результатах мониторинга
1) Уполномоченному по правам человека
2) Генеральному прокурору
3) Президенту РФ
4. Правительство РФ по результатам мониторинга представляет Президенту РФ:
1) отчет
2) сводку
3) доклад
5. Полномочия Конституционного Суда РФ в сфере мониторинга можно определить как:
1) оперативные
2) межотраслевые
3) контрольные
6. Стадий мониторинга правоприменения насчитывают:
1) 10
1) 6
3) 3
7. Объект мониторинга определяется на:
1) заключительной стадии мониторинга
2) на первой стадии мониторинга
3) на стадии правового регулирования
8. Мониторинговая экспертиза
1) вид деятельности, предшествующий мониторингу
2) реализация контрольных полномочий субъектами мониторинга
3) стадия мониторинга правоприменения
9. К стадиям мониторинга правоприменения НЕ относят:
1) анализ информации о результатах реализации нормативно-правовых актов
2) оценку результатов применения нормативно-правовых актов
3) выдвижение предложений по устранению имеющихся недостатков правоприменения
10. В Министерстве юстиции в 2011 году особое внимание уделялось мониторингу:
1) транспортного законодательства
1) законодательства об образовании
3) законодательства о государственной гражданской службе
Содержание модуля 3
«Проблемы осуществления мониторинга правоприменения
В Российской Федерации»
Лекция 1. Проблемы осуществления мониторинга правоприменения в целях обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативно-правовых актов Российской Федерации
Понятие и особенности деятельности органов государственной власти, управления и иных субъектов мониторинга правоприменения в целях обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Методы выявления несоблюдения пределов компетенции органов государственной власти, управления и общественных организаций при издании нормативно-правовых актов. Методика выявления наличия в нормативно-правовых актах коррупциогенных факторов, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права и наличие ошибок юридико-технического характера.
Методика выявления искажений смысла положений нормативно-правовых актов в процессе их применения, а также методы выявления неправомерных и необоснованных решений в ходе применения нормативно-правовых актов.
Направления совершенствования деятельности государственных органов, связанных с принятием (изданием), изменением или признанием утратившими силу (отменой) нормативно-правовых актов Российской Федерации по результатам мониторинга правоприменения.