Семинар 1. Теоретико-правовые основы мониторинга правоприменения в Российской Федерации

1. Виды реализации права. Правоприменение.

2. Понятие мониторинга правоприменения. Особенности мониторинга правоприменения.

3. Сущность и содержание мониторинга правоприменения.

4. Принципы мониторинга правоприменения.

5. Понятие и виды субъектов мониторинга правоприменения.

6. Понятие и виды объектов мониторинга правоприменения.

7. Понятие и виды функций мониторинга правоприменения.

8. Основные подходы к классификации функций мониторинга правоприменения.

9. Роль Министерства юстиции Российской Федерации как субъекта мониторинга правоприменения.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

В модуле 1 «Общие теоретические положения мониторинга правоприменения в Российской Федерации» предусмотрена самостоятельная проработка материала по теме 2 «Методология и методика мониторинга правоприменения» и подготовка докладов по различным аспектам темы 1 «Теоретико-правовые основы мониторинга правоприменения в Российской Федерации». Контроль проводится в форме опроса.

Образовательные технологии

В модуле 1 реализована личностно ориентированнаятехнология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучениеи учение. С учетом этого, учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

· информацию, отражающую мировой, постоянно обновляющийся опыт в области правового мониторинга и правотворчества;

· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественнонаучными и общепрофессиональными дисциплинами;

· информацию, помогающую самообразованию. Это - имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностный подходпри освоении дисциплины реализуется через анализ и решение учебных задач и тестов, примеры которых приведены в рабочей программе.

При изучении модуля предусмотрены следующие активные формыпроведения занятий:

1. Проблемная лекция, лекция-дискуссия.

2. Работа в группе при подготовке докладов, сообщений, аналитических обзоров и презентаций.

1. Активное обсуждение презентаций студентов по результатам докладов и сообщений на семинарских занятиях.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов

Вопросы и задания для развития и контроля владения компетенциями.

Темы докладов и сообщений:

1. Основные подходы к определению мониторинга правоприменения.

2. Сущность и содержание мониторинга правоприменения.

3. Роль Министерства юстиции РФ как субъекта мониторинга правоприменения.

4. Функции мониторинга правоприменения.

5. Классификация видов мониторинга правоприменения.

6. Деятельностный и функциональный подходы к решению проблем мониторинга правоприменения.

7. Информационно-аналитический подход к решению задач мониторинга правоприменения.

8. Сравнительно-правовой и конкретно-логический методы при осуществлении мониторинга правоприменения.

9. Методики оценки показателей, используемых в ходе мониторинга правоприменения.

10. Направления деятельности и функции Министерства юстиции в сфере мониторинга правоприменения.

Примерные тестовые задания по модулю:

1.Мониторинг правоприменения можно определить как:

1) Деятельность по обобщению и систематизации информации, необходимой для оценки, анализа и прогноза состояния и динамики законодательства и практики его применения;

2) Деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер;

3) Юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

2.К функциям мониторинга правоприменения относится:

1) координация

2) правосудие

3) прогнозирование

3. Объектом мониторинга правоприменения могут быть:

1) нормативно-правовые акты

2) должностные инструкции

3) нормы обычного права

4. К конституционным субъектам мониторинга относятся:

1) Президент Российской Федерации

2) Политические партии

2) Научные организации

5. К инициативным субъектам мониторинга относятся:

1) Счетная палата Российской Федерации

2) Органы прокуратуры Российской Федерации

3) Корпоративные сообщества

6. Виды мониторинга правоприменения могут быть классифицированы:

1) по отраслевому предназначению

2) по стадиям проведения

3) по субъектному составу

4) все перечисленное

7. Какой метод используется наиболее активно при проведении мониторинга правоприменения:

1) диалектический

2) метод восхождения от абстрактного к конкретному

3) контент-анализа

8. Показатели, используемые в ходе мониторинга правоприменения подразделяются на:

1) основные и дополнительные

2) отраслевые и межотраслевые

3) все вышеперечисленное

9. Осуществления мониторинга правоприменения характеризуется таким признаком как:

1) плановость

2) обоснованность

3) системность

10. Один из подходов к решению задач мониторинга правоприменения:

1) структурный

2) субъект-объектный

3) информационно-аналитический

Содержание модуля 2

«Полномочия, функции и стадии мониторинга правоприменения в Российской Федерации»

Наши рекомендации