Развитие невербального интеллекта, других психических функций и моторных навыков
У ребенка развитие всех компонентов психической деятельности тесно взаимосвязаны, поэтому формирование слуха и речи зависит от его психофизического статуса, особенно от уровня развития интеллекта и познавательных процессов. Поэтому с маленькими детьми с КИ проводятся занятия по развитию невербальных функций, не связанных с речью.
Программа невербального развития детей с КИ основана на данных о нормальном формировании психо-моторных навыков у детей в этом возрасте и соответствует программе массового детского сада. Она включает развитие:
а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);
б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость);
г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной);
д) воображения
е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.);
ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).
Психологическая поддержка. Роль родителей и близких.
Работа с родителями начинается уже на этапе отбора детей на кохлеарную имплантацию. На этом этапе психологическая помощь ребенку и его близким заключается, в первую очередь, в предоставлении максимально полной информации о КИ, об особенностях развития детей с КИ, их проблемах и способах решения этих проблем. Обязательно обсуждаются условия слухоречевой реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации по месту жительства - наличие возможности регулярно заниматься с сурдопедагогом и логопедом, обеспечить ему речевую среду, наличие у родителей возможности заниматься с ребенком самостоятельно. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных условий для проведения кохлеарной имплантации на бюджетной основе детям этой категории. Родителей необходимо настроить на систематические, самостоятельные занятия с ребенком, предоставить им информацию о том, как развивать у него слух, речь и общие когнитивные и моторные навыки для достижения результатов имплантации (Приложение 2,3,4).
После операции необходимо подготовить родителей и близких к поведению ребенка после включения процессора КИ и его изменению в процессе реабилитации. Родителей следует предупредить, что в первое время ребенок может не реагировать на звуки, возможно, он будет более капризным, быстрее утомляться. Родители должны быть терпеливыми и знать, что в любом случае результаты использования КИ будут видны не сразу, и потребуется долгая кропотливая работа, в результате которой ребенок сможет понимать речь и говорить. Важно обучить их наблюдать за реакциями и поведением ребенка, научить их контролировать работоспособность и усиление КИ, оценивать правильность его настройки, ознакомить с особенностями и некоторыми ограничениями восприятия речи с помощью КИ.
Нередко приходится учить родителей малыша другому стилю общения с ним, основанному на большем участии слуха. В этойработе полезна видеозапись взаимодействия родителей с ребенком в естественных и учебных коммуникативных ситуациях, их обсуждение и анализ, просмотр видеозаписей других детей с матерями, как удачных поведенческих моделей.
Родители ребенка должны присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом и участвовать в них. Полезно, чтобы часть занятия проводил родитель, а педагог наблюдал и корректировал его ошибки. Педагоги должны ежедневно давать задания родителям для работы дома проверять их выполнение.
Участие родителей в достижении высоких результатов речевого и когнитивного развития ребенка с КИ играет очень важную роль. Как показывает наш опыт, родители детей, научившихся успешно использовать КИ для развития речи и подготовленных к обучению в массовой или речевой школе, после имплантации ежедневно занимались с детьми самостоятельно 2-3 часа в течение 2-3-х лет.
Специалисты центра должны также помогать родителям в организации реабилитации по месту жительства, консультируя родителей и местных специалистов, предоставляя им информацию о целях, задачах, содержании и приемах работы с детьми с КИ. Необходимо помочь родителям выбрать оптимальное для развития ребенка детское дошкольное учреждение. Тип учреждения определяется возрастом ребенка, уровнем его слухоречевого, коммуникативного и когнитивного развития, наличием различных детских учреждений в районе проживания, степенью участия родителей ребенка в его реабилитации. Для каждого ребенка этот вопрос должен решаться индивидуально с учетом указанных обстоятельств, а также, имея в виду, что всем детям с КИ необходимо постоянно находиться в речевой среде, но не менее важно обеспечить возможность ежедневных специальных занятий с ребенком по развитию слуха и речи. На начальном этапе дети могут посещать сурдологические центры и детские сады в труппах для слабослышащих детей со слуховыми аппаратами. При этом для оптимального развитая слухоречевого восприятия им должны быть обеспечены условия для интенсивной слуховой тренировки (индивидуальные ежедневные занятия) и из программы их обучения следует исключить использование дактильной речи.
После 6-12 мес. правильно организованной и эффективной реабилитации при наличии положительной динамики слухоречевого развития детям рекомендуется посещать массовые и логопедические детские сады, а также регулярные дополнительные, индивидуальные занятия с сурдопедагогом и логопедом, имеющим опыт работы с детьми со смешанными расстройствами слуха и речи. У детей, имплантированных в возрасте старше 3-х лет, которые имеют сопутствующие расстройства (интеллекта, памяти, внимания, нервно-мышечной системы и др.), не имели слухового опыта и опыта систематических занятий с сурдопедагогом развитие слухоречевых навыков с КИ, речи, языковой системы происходит более медленными темпами. Им рекомендуется более длительное посещение детского сада для слабослышащих детей и дополнительные индивидуальные занятия с сурдопедагогом, логопедом-дефектологом. Часть этих детей по окончании детского сада для слабослышащих детей готовы к обучению в массовой или речевой школы при дополнительной поддержке сурдопедагога, логопеда. Детям с наиболее тяжелыми сопутствующими расстройствамипо состоянию развития всех навыков рекомендуется обучение в школе для слабослышащих детей.
Если ребенок в возрасте до 3-х лет или если он имеет слуховой опыт, то он можег посещать логопедический или массовый детский сад с самого начала, но при этом он должен регулярно индивидуально заниматься развитием слуха и речи с сурдопедагогом/логопедом.Кроме того, родители должны также регулярно заниматься с ребенком по заданиям специалистов центра кохлеарной имплантации или местного педагога.
Значительная часта детей, имплантированных в младшем возрасте, при условии систематических занятии и отсутствии сопутствующей грубой патологии нервной системы, может быть подготовлена к обучению массовой школы, хотя состояние их речевого развития будет несколько отставать от нормы (общее недоразвитие речи 3 уровня). Поэтому детям, как правило, будет нужна дополнительная помощь сурдопедагога или логопеда, направленная па развитие языковой компетенции, навыков чтения и письма.
3.4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом
Конкретное содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации детей этой труппы, включая перечисленные выше компоненты, определяется уровнем слухового и речевого развития ребенка на момент имплантации. Как показывает наш опыт, этот уровень может быть очень разным. С одной стороны, среди этих детей есть дети, которые используют постоянно слуховой аппарат (несмотря на его низкую эффективность для восприятия речи) и устную речь, как основное средство общения. С другой стороны, есть дети, которые практически не использовали слуховой аппарат и пользуются жестовой и дактильно-мимической формой речи для общения.
Общим в коррекционной работе для всех этих детей является то, что потенциально все они после подключения процессора КИ имеют возможность слышать и различать самые тихие звуки, все звуки речи, в том числе и высокочастотные. Поэтому в первый период (3-6 месяцев) развитие слухового восприятия является ведущим направлением работы. Цель этого - в короткие срок развить слуховое восприятие с помощью КИ, в том числе и отдельных фонем, так чтобы ребенок и педагоги могли использовать этот слух для развития понимания речи и собственной речи у ребенка. При этом также как у долингвально оглохших малышей у этой категории детей последовательно развивают умение обнаруживать,различать, узнавать, запоминать неречевые звучания, отдельные признаки звуков (громкость, число, длительность), слова, фразы, отдельные фонемы и т.д. Приемы, используемые для этого, зависят, прежде всего, от возраста ребенка.
У детей, которые использовали слуховой аппарат, процессы слухового анализа частично сформированы - они уже умеют со СА обнаруживать звуки (неречевые и слова), различать и узнавать некоторые из них. С КИ у ребенка появляются принципиально новые возможности для развитая, этих навыков, но в первое время, он будет делать это хуже, чем со слуховым аппаратом. И эта ситуация сходна с развитием слухового восприятия с КИ у позднооглохших детей - то, что хранится в памяти ребенка отличается от того, что он слышит с КИ. Ребенка нужно в определенной степени учить заново. Но процесс переобучения идет у них достаточно быстро и, главное, быстро набирает темпы. То, что со слуховым аппаратом раньше осваивалось за недели, с КИ удается достичь значительно быстрее. Благодаря КИ ребенок начинает спонтанно осваивать новые слова из речи окружающих, что было невозможно для него со слуховым аппаратом. Так же как у позднооглохших детей у этих детей уже в первый месяц после включения процессора КИ следует развивать умение различать отдельные звуки речи (при парном сравнении, при выборе из 3-х- 5-ти и т.д.) и дифференциальные признаки фонем (звонкость-глухость, взрывность-шумность и др.). Это важно, потому что создаст для ребенка условия для развития восприятия речи только на слух.
У детей старшего возраста и подростков, не имевших слухового опыта, содержание слуховой работы имеет много общего с работой с маленькими детьми. Здесь следует особое внимание уделить развитию восприятия звуков окружающей среды, бытовых звуков, имени ребенка, имен близких и других актуальных и часто звучащих слов. Для включения этих навыков в ежедневную жизнь ребенка необходимо с первого занятия включить в эту работу родителей, которые должны постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и участвовать в занятиях. Интенсивная слуховая и слухоречевая работа на начальном этапе для этой категории детей имеет особое значение. Для них очень важно осознать, что звуки несут какое-то значение (это - звук голоса, это - шумит компьютер, а это звонит телефон). Если это удается достичь в первые 2-4 недели, то у ребенка повышается мотивация к занятиям и использованию КИ. Если ребенок начинает интересоваться звуками, то это очень важный прогноз того, что он будет пользоваться КИ.
Работа по развитию слухового и слухоречевого восприятия проводится параллельно с развитием устной речи, произносительных навыков, языковой способности. С КИ в этом все большее участи принимает слух, развивающийся у ребенка.
3.5. Сурдологическая и неврологическая помощь детям с КИ
Все дети с КИ находятся на учете у сурдолога р. местном сурдологическом центре или кабинете, как дети с нарушением слуха. Пороги слуха детей на не имплантированном ухе у них обычно соответствуют 4 степени тугоухости или глухоте. Такие же пороги слуха они имеют на имплантированном ухе при выключенном или неисправном КИ, незаряженных батареях. При нормально работающем и правильно настроенном КИ пороги слуха обычно составляют 25-40 дБ. Сурдолог осуществляет контроль состояния слуха детей с КИ. Если ребенок продолжает носить слуховой аппарат на не имплантированном ухе, он также контролирует правильность его настройки, состояние вкладыша.
В случае наличия у ребенка воспалительных явлений в среднем ухе сурдолог или ЛОР-врач оказывают необходимое традиционное лечение, исключая все виды физиотерапии, кроме КУФ. Сурдолог поддерживает связь со специалистами центра кохлеарной имплантации но вопросам лечения и реабилитации. В работе сурдолога с детьми с КИ важная роль отводится также предотвращению у ребенка возникновению воспалительных явлений в носоглотке, могущих быть причиной отитов. Это, d свою очередь, может привести к осложнениям, критичным для работы КИ.
У многих детей с КИ, потерявших слух вследствие воздействия патологических факторов в перинатальный период, а также нейроинфекций, имеются дополнительные проблемы с нервной системой (перинатальная энцефалопатия, нарушения внимания, гиперкинез, моторные расстройства и др.), влияющие на процесс реабилитации. В таких случаях важно, чтобы ребенок получал квалифицированную помощь психоневролога.