Техническое сопровождение детей

с кохлеарным имплантом

КИ является сложным дорогостоящим устройством, и дети с КИ нуждаются в постоянном техническом сопровождении. Родители должны оберегать КИ от механических повреждений, объяснить необходимость бережного отношения к КИ ребенку.

Родители детей должны следить за тем, чтобы КИ всегда имел нормально работающие элементы питания. КИ имеют специальный (обычно световой и звуковой) индикатор разрядки батарей. Как правило, после индикации разрядки батарей КИ еще некоторое время работает, но передаваемые им сигналы при этом имеют меньший уровень и воспринимаются как более тихие, снижается разборчивость речи. Родители должны постоянно иметь запасной комплект заряженных элементов питания для замены разрядившихся. При индикации разрядки батарей их необходимо заменить. Дети старшего дошкольного и школьного возраста обычно сами заменяют и заряжают элементы питания КИ.

Наиболее типичные проблемы, связанные с технической эксплуатацией КИ -это замена неисправных или изношенных элементов внешней части КИ (кабели, соединяющие микрофон с процессором или блоком питания, микрофон или процессор). При воздействии электростатического разряда возможна потеря программ настройки процессора КИ. В этом случае необходимо перепрограммировать процессор КИ. Эти проблемы обычно решают специалисты центра, в котором была проведена операция и настройка процессора КИ.

Срок использования имплантированной части КИ теоретически неограничен, но точно неизвестен, поскольку первые пациенты, использующие промышленно производимые КИ, были имплантированы около 25 лет назад. Обычно фирмы производители дают гарантию на имплантированную часть КИ до 10 лет. Случаи поломки внутренней (имплантированной) части КИ редки. Как правило, это происходит вследствие механического повреждения (удар по голове на стороне расположения КИ). Вследствие нарушения правил эксплуатации возможно размагничивание магнита внутренней части КИ (к нему крепится радиопередатчик внешней части на коже головы). Это может произойти в результате пребывания ребенка в сильном магнитном поле - например, при проведении ЯМР. В этих случаях ребенок нуждается в реоперации и замене имплантированной части КИ.

3.7. Кохлеарный имплант и FM - системы (системы «учитель-ученик»)

На восприятие речи ребенком с КИ влияет уровень окружающего шума, расстояние между ребенком и говорящим, уровень реверберации помещения. Эти факторы важны и для восприятия речи нормальнослышащим ребенком, но у детей с нарушением слуха, в том числе с КИ, это влияние более значительно.

Восприятие речи ребенком в естественных условиях происходит на фоне различных шумов. Это речь окружающих людей (не обращенная к ребенку), шум улицы, шум различных устройств (вентиляция, вода в водопроводе, телевизор), шум шагов и многое другое.

Во время индивидуального занятия ребенок находится на расстоянии 1 м от педагога или мамы. Это оптимальные условия для восприятия речи. Во время групповых занятий, в классе и естественных ситуациях общения это расстояние больше. При этом громкость воспринимаемой ребенком речи падает на 6 дБ с удвоением этого расстояния. Если на расстоянии 1 м от ребенка громкость речи 60 дБ, то на расстоянии 2 м - 54 дБ, 4 м - 48 дБ, 8 м - 42 дБ. Кроме того, громкость звука уменьшается, если говорящий или ребенок во время общения стоят не лицом друг к другу, а спиной. При такой громкости речи многое согласные звучат неразборчиво.

Кроме того, в помещении звук, достигающий поверхности стен, потолка частично ими поглощается, а частично отражается. Соотношение поглощенной и отраженной энергии в помещении зависит от материала и конструкции поверхностей стен и потолка. Стены, покрытые коврами или пористыми материалами, хорошо поглощают звук. Гладкие твердые поверхности, например стены классов, кабинетов, школьная доска, лучше его отражают. В помещении благодаря высокой скорости распространения звука звук успевает отразиться от стен за сотые доли секунды и поэтому отражается несколько раз. Эти повторяющиеся отражения являются причиной реверберации - продолжения звучания звука после его окончания. При этом отраженный звук накладывается на исходящий звук, маскируя и искажая его и затрудняя его восприятие. Это особенно влияет на восприятие речи, т.к. речь представляет собой последовательность сигналов. У слова из трех слогов последний слог слышится одновременно с отражением второго слога и более слабым отражением первого слова, что делает речь практически неразборчивой. И даже нормально слышащий ребенок с затруднением понимает речь других людей в помещении с сильной реверберацией. Реверберация искажает и восприятие говорящим своей собственной речи.

Эффективно улучшить восприятие речи педагога в классе или группе детского сада у ребенка с КИ могут FM-системы (системы «учитель-ученик). Эти системы во всем мире уже давно широко используются в школах детьми со слуховыми аппаратами. Сейчас они помогают и детям с КИ. Система состоит да 2-х частей:

1. Блок педагога - включает миниатюрный микрофон, который крепится на одежде педагога, и небольшой (размером с карманный слуховой аппарат) радиопередатчик.

2. Блок ученика - включает радиоприемник (размером с карманный слуховой аппарат), присоединяемый к процессору КИ с помощью специального разъема.

Благодаря этой системе голос педагога поступает прямо в процессор КИ. При этом его речь не маскируется окружающими шумами и отраженными звуками, и не ослабляется, несмотря па большое расстояние между ребенком и учителем, и даже если учитель говорит, повернувшись к доске (спиной к ребенку).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает наш многолетний опыт и опыт зарубежных специалистов, кохлеарная имплантация, безусловно, является высокоэффективным методом реабилитации глухих детей и детей с большими потерями слуха. Эффективность кохлеарной имплантации в целом у детей в существенной мере зависит от организации послеоперационной слухоречевой реабилитации. При отсутствии адекватной слухо-речевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже тихие звуки. Известны случаи отказа подростков использовать КИ, так как вследствие неправильной организации занятий по развитию слухоречевых навыков ребенок не научился пользоваться появившимся слухом для развития понимания речи окружающих людей и различения звуков окружающей среды.

При правильной организации слухоречевой реабилитации большинство позднооглохших детей, потерявших слух после овладения речью, через месяц после подключения процессора КИ восстанавливают способность понимать речь на слухо-зрителъной основе в большинстве коммуникативных ситуаций. В течение года их способность воспринимать речь на слух улучшается, многие из них через 3-6 месяцев могут разговаривать по телефону. Такие дети учатся в массовой школе, но нуждаются в дополнительных занятиях по русскому языку.

У детей с врожденной глухотой слухо-речевая реабилитация занимает значительно больше времени. Развитие слуховых механизмов анализа окружающих звуков и речи, как звуковых сигналов, у детей этой группы происходит в течение 6-12 мес. Но слухоречсвая реабилитация в целом, как развитие способности понимать устную речь и говорить занимает у таких детей 3-5 лет и более. При этом уровень развития понимания устной речи и собственной речи у отдельных детей может сильно различаться от практически нормального уровня до ограниченного отдельными бытовыми словами и фразами. Это зависит от многих факторов, один из ведущих из них - возраст имплантации. Чем в более раннем возрасте проведена имплантация, тем лучше результаты.

Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, аудиолога, логопеда, сурдолога, психоневролога, психолога центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации, подключение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы реабилитации. По существу, имплантированные пациенты сохраняют связь с центром в течение всей жизни, в виду необходимости решения вопросов, определяемых особенностями эксплуатации КИ (настройка процессора, замена поврежденных элементов, замена на более современные модели КИ), проблемами слухо-речевой реабилитации, социальными проблемами.

Однако основная работа ложится на плечи местных специалистов, которые продолжают реабилитационные мероприятия в соответствии с рекомендациями сотрудников Центра кохлеарной имплантации. Важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играют их родители и близкие. Их обучение навыкам развития слуха, речи у детей с КИ, психологическая и социальная поддержка являются одним из существенных компонентов всей системы послеоперационной реабилитации.

Литература

1. Базаров В.Г., Кравчук Л.А., Карамзина Л.А. и др. Кохлеарная имплантация //Журн. ушн.,нос. и горл, бол.- 1993.-N 2.- С. 6-15.

2. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. - М.: Медицина, 1986.- 176 с.

3. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей //Дефектология.- 2001.- № 1. - С. 17-26.

4. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами //Дефектология.- 2001. -№ 5. -С. 21-35.

5. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеариыми имплантами. - СПб, 2004.- 44 с.

6. Королева И.В. Психолого-педагогическая реабилитация глухих школьников после кохлеарной имплантации //Специальное (коррекционное) образование Ленинградской области на службе отечественной сурдопедагогики.- С-Пб., 2004, С.63-68.

7. Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№ 3.-С.25-38.

8. Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у дегей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№4.-С.28-40

9. Кохлеарная имплантация. Учебн. пособ. (составитель-Таварткиладзе Г.А.).- М.,2000.-81 с.

10. Ю.Огородникова Е.А., Королева И.В., Люблинская В.В. и др. Использование компьютерных программ в процессе слухоречевой реабилитации пациентов с кохлеарными //Актуальные вопросы логопатологии. Сб. статей . -2004, СПб. -С.73-77.

11 .Таварткиладзе Г.А. Белянцев И.А. Фроленков Г.И. и др. Показания к кохлеарной имплантации //Метод, рекоменд. N95/209.- М., 1995.- 24 с.

12. Электродное протезирование слуха.-Л.: Наука, 1984.- 215с.

13. Cochlear implants for young children. Eds. McCormic В., Archbold S., Sheppard S. - London.:Whurr Publishers, 1994.- 230 p.

14. Cochlеar implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum.- London: Whurr Publishers, 1995.-325 p.

15. Pujol C., Amat T. Adolescents and the cochlear implant. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. 1995. p.216-231.

16. Tavarlkiladze G.A., Mironova E.V., Borovleva R.A. et all. Therapevtic concepts for training cochlear implant patients who have good preoperativc language skills. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum., 1995.- p.232-243.

17. Wilson B.S., Finley C.C., Lawson D.T. et all. Better speech recognition with cochlear implants //Nature. -1991.-N 352.- p.236-238.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат

Наши рекомендации