Общие сведения об ibm tivoli monitoring
АННОТАЦИЯ
В настоящем дипломном проекте разработана организация системы мониторинга единой автоматизированной системы документооборота для отдела администрирования ERP-систем Санкт-Петербургского Информационно-Вычислительного Центра на основе продуктов IBM Tivoli Monitoring. Данная система позволяет организовать централизованный мониторинг и обнаруживать как внешние, так и внутренние сбои.
Рассчитаны экономическая эффективность и срок окупаемости программной системы. Проведена оценка напряженности трудового процесса при работе с системой.
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ.. 7
ВВЕДЕНИЕ. 8
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ IBM TIVOLI MONITORING.. 11
1.1. Семейство программных продуктов IBM Tivoli Monitoring. 13
1.1.1. IBM Tivoli Monitoring for Applications. 13
1.1.2. IBM Tivoli Monitoring for Business Integration. 14
1.1.3. IBM Tivoli Monitoring for Databases. 15
1.1.4. IBM Tivoli Monitoring for Messaging and Collaboration. 16
2. АРХИТЕКТУРА TIVOLI MONITORING.. 17
2.1. Компоненты IBM Tivoli Monitoring. 17
2.1.1. TEMS. 18
2.1.2. TEPS. 18
2.1.3. TEP. 19
2.1.4. TDW... 20
2.1.5. TEMA.. 20
2.1.6. Агент Warehouse Proxy. 22
2.1.7. Агент Warehouse S&P. 22
2.3. Процесс и механизм сборки данных. 22
2.3.1. Основные термины.. 22
2.3.2. Процесс сбора данных представлений. 23
2.3.3. Процесс сбора данных событий. 24
2.3.5 Сбор исторических данных. 24
3. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА.. 25
4. УСТАНОВКА И НАСТРОЙКА АГЕНТОВ IBM TIVOLI MONITORING.. 30
4.1. Установка агентов. 30
4.1.1. Установка агента Monitoring Agent for mySAP. 31
4.2. Настройка агентов. 37
4.2.1. Настройка агента Monitoring Agent for mySAP. 39
4.2.2. Monitoring Agent for Oracle Database Extended. 47
5. ОХРАНА ТРУДА.. 50
5.1. Постановка задачи. 50
5.2. Анализ опасных и вредных производственных факторов. 50
5.3. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ.. 51
5.4. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.. 53
5.5. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.. 55
5.6. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.. 56
5.7. Электромагнитное и ионизирующее излучение. 58
5.8. Оценка напряженности трудового процесса до внедрения системы мониторинга IBM Tivoli Monitoring. 59
5.9. Оценка напряженности трудового процесса после внедрения системы мониторинга IBM Tivoli Monitoring. 61
5.10. Выводы.. 64
6. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.. 66
6.1. Расчет себестоимости. 66
6.2. Чистый дисконтированный доход. 71
6.3. Срок окупаемости проекта. 80
6.4. Доходы и рентабельность. 82
6.5. Выводы.. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ. 86
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Сокращение | Полное наименование |
ЕАСД | Единая Автоматизированная Система Документооборота |
SAP | Systems, Applications and Products in Data Processing |
S&P | Summarization and Pruning |
TDW | Tivoli Data Warehouse |
TEMA | Tivoli Enterprise Management Agent |
TEMS | Tivoli Enterprise Monitoring Server |
TEP | Tivoli Enterprise Portal |
TEPS | Tivoli Enterprise Portal Server |
ВВЕДЕНИЕ
ОАО «Российские железные дороги» – одна из крупнейших в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающая масштабной, территориально распределенной инфраструктурой, высококвалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, развитой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, а также значительным опытом международного сотрудничества.
В 2007 году руководство ОАО «РЖД» приняло решение автоматизировать документооборот Аппарата управления, филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД».
Основными предпосылками внедрения ЕАСД в ОАО «РЖД» были:
- отсутствие общих стандартов и инструментов работы с документами, как на уровне Аппарата управления, так и на уровне филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД»;
- отсутствие формализованных процедур согласования документов в рамках нескольких подразделений ОАО «РЖД»;
- отсутствие сквозного контроля исполнения поручений.
Данные факторы негативно влияли на исполнительскую дисциплину и приводили к неконтролируемому увеличению сроков обработки документов, что, в свою очередь, отрицательно влияло на оперативность, актуальность и качество управленческих решений.
В связи с этим, в рамках проекта по внедрению ЕАСД в ОАО «РЖД» были поставлены следующие задачи:
- формализация и упрощение работы с документами;
- создание эффективного механизма контроля исполнения поручений;
- обеспечение своевременного и качественного предоставления необходимой информации руководству;
- ускорение информационных потоков и уменьшение числа ошибок при принятии управленческих решений;
- объединение Аппарата управления, филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД» в единое информационное пространство электронного обмена документами и управленческой информации.
В качестве программной платформы для внедрения ЕАСД в ОАО «РЖД» были выбраны программные продукты компании SAP AG. Выбор данной платформы обеспечил следующие преимущества:
- возможность использования централизованных справочников SAP систем, например, справочника организационной структуры компании;
- естественную интеграцию ЕАСД с существующими в ОАО «РЖД» системами SAP для связи электронных документов с хозяйственными операциями;
- наличие подготовленного персонала для администрирования, внедрения, дальнейшего развития и поддержки ЕАСД;
- наличие готовой инфраструктуры для обучения сотрудников, групп внедрения и конечных пользователей ЕАСД.
В августе 2007 года ЕАСД была введена в промышленную эксплуатацию в трех подразделениях Аппарата управления ОАО «РЖД» (Департамент управления делами, Департамент информатизации и корпоративных процессов управления, Департамент инвестиционной деятельности) и в двух филиалах ОАО «РЖД» (Главный вычислительный центр, Трансинформ). На этом этапе в ЕАСД работало около 1 000 пользователей.
В период с августа 2007 года по февраль 2008 года ЕАСД была введена в промышленную эксплуатацию во всех Департаментах Аппарата управления ОАО «РЖД». На данном этапе в ЕАСД работало около 3500 пользователей.
С 2008 по 2010 годы были разработаны новые функциональные возможности ЕАСД. В том числе были реализованы функциональности: «Рабочее место руководителя», «Договорная работа» и др. К концу 2010 года в ЕАСД работало около 8000 пользователей.
С 2010 года осуществляется внедрение ЕАСД в филиалах и дочерних обществах ОАО «РЖД».
В настоящее время в ЕАСД работает около 12000 пользователей – сотрудников Аппарата управления, филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД».
Внедрение ЕАСД в ОАО «РЖД» обеспечило:
- высокий уровень оперативности управления документами;
- оптимизацию трудозатрат сотрудников ОАО «РЖД» при работе со всеми видами документов;
- повышение исполнительской дисциплины сотрудников ОАО «РЖД»;
- повышение оперативности принятия управленческих решений руководителями всех уровней управления ОАО «РЖД»;
- создание единого информационного пространства обмена документами, объединившего Аппарат управления, филиалы и дочерние общества ОАО «РЖД»;
- своевременное и качественное предоставление необходимой информации руководству ОАО «РЖД».
Очевидно, что с увеличением зоны охвата и количества пользователей ЕАСД ужесточаются требования к её быстрому восстановлению в случае сбоя. Даже минутный её отказ может привести к миллионным потерям компании. С целью мгновенного оповещения об ошибке и незамедлительного реагирования со стороны администратора, отвечающего за работу системы, было принято решение внедрить систему мониторинга IBM Tivoli Monitoring.
TEMS
TEMS является центральным хранилищем данных, поступающих от агентов TEMA.
Он содержит в себе описания условий, которые служат индикаторами проблем, связанных с конкретным ресурсом, и управляет защитой решения в целом.
Каждое решение для мониторинга предприятия должно включать в себя одно TEMS-ядро (hub-сервер TEMS) и может содержать несколько удаленных TEMS-серверов, используемых для обеспечения возможности масштабирования внедрений для крупных организаций.
TEMS отвечает за прослеживание интервала запросов от всех подключенных к нему агентов TEMA.
Сервер TEMS хранит, инициирует, отслеживает все ситуации и политики и является центральным хранилищем всех активных условий и не требующих долговременного запоминания данных каждого из агентов TEMA.
Кроме того, он несет ответственность за активизацию инициированных им действий по запуску сценариев или программ на агентах TEMA и контроль над этими действиями.
Хранилище TEMS представлено собственным форматом баз данных (известным как Enterprise Information Base – EIB), а также набором файлов, размещенных на сервере TEMS.
TEPS
TEPS является хранилищем всех графических представлений данных наблюдения и контроля. В базу данных этого сервера также входят все идентификаторы пользователей и средства контроля доступа к рабочей области мониторинга. Сервер TEPS реализует фундаментальный уровень представления, который допускает извлечение, анализ, предварительное форматирование данных и манипуляции ими. Управление доступом ведется через консоли рабочих сред пользователей. TEPS поддерживает постоянное подключение к hub-серверу TEMS и может рассматриваться как логический шлюз между hub-сервером TEMS и клиентом TEP.
Любая потеря связи между тем и другим немедленно блокирует доступ к данным мониторинга со стороны клиента TEP. Прежде, чем будет инсталлирован TEPS, на той же физической системе необходимо установить реляционную СУБД. Соблюсти это предварительное условие нужно ввиду того, что установочная программа TEPS принудительно создаст базу данных TEPS и ряд вспомогательных таблиц к ней. Помимо этого, имя источника данных ODBC-интерфейса (Open Database Connectivity) требуется сконфигурировать так, чтобы непосредственно подключаться к реляционной СУБД хранилища TDW. Это ODBC-подключение станет использоваться каждый раз при поступлении запроса на извлечение из TDW данных исторического характера.
TEP
TEP представляет собой подключенный к TEPS пользовательский интерфейс на базе технологии Java, который служит для демонстрации всех коллекций данных мониторинга. Это компонент уровня представления/отображения данных, нацеленный на взаимодействие с пользователем. TEP сводит все отображения в едином окне, что позволяет заметить, что какой-то из элементов системы работает не так, как нужно.
TEP реализован как браузерное приложение и как клиентское приложение. Во втором случае все необходимое программное обеспечение устанавливается на рабочую станцию администратора. В браузерном режиме программное обеспечение загружается по сети после регистрации на сервере портала и хранится в памяти браузера. Код Java-приложения загружается со встроенного в сервер портала и запускается на рабочей станции пользователя, тем самым исключая необходимость установки и настройки портала на каждой рабочей станции.
Внешний вид интерфейса представлен на рис.2.
Рисунок 2 -Tivoli Enterprise Portal (в браузерном режиме)
TDW
TDW – это хранилище базы данных, где расположены все наборы данных исторического характера. Для получения доступа к функциям TDW из информационного окружения необходимо установить агент Warehouse Proxy. При крупномасштабных внедрениях TDW может совместно использоваться несколькими системами мониторинга.
TEMA
Агенты TEMA производят сбор данных и с этой целью инсталлируются на одну или несколько систем, мониторинг которых планируется вести. Полученные при этом данные передаются в центральное хранилище. Каждый агент TEMA собирает сведения об атрибутах (параметрах) конкретной управляемой системы.
Агенты сравнивают параметры с пороговыми значениями и сообщают результаты серверам мониторинга. Если порог будет превышен или значения совпадут, TEP покажет значок, несущий смысл предупреждения. Проверки такого рода называются ситуациями.
Агенты TEMA объединяют в две категории:
- Агенты операционной системы (ОС). Агенты ОС получают и накапливают все те группы параметров мониторинга, которые касаются условий управления конкретной операционной системой и связанными с ней данными.
- Агенты приложений. Это специализированный агент, созданный для получения и накопления уникальных групп параметров мониторинга, характерных для одного конкретного приложения. Эти группы ориентированы на единичное программное приложение и позволяют получить детальное описание состояния и условий его работы.
К числу общих агентов, включенных в пакет IBM Tivoli Monitoring, относятся:
- Windows OS agent;
- Linux® OS agent;
- UNIX OS agent;
- универсальный агент.
Универсальный агент – специальный агент, использующий интерфейс программирования API (Application Programming Interface) для мониторинга и сбора данных, приходящих от приложений всех типов. Он может контролировать любую программу, выдающую данные, и собирать их значения. Теперь IBM Tivoli Monitoring 6.1 может, по сути, осуществлять наблюдение и контроль за каждым из приложений независимо от того, реализован мониторинг этого приложения в базовой версии или нет.
Другими управляющими агентами являются:
- DB2 Agent;
- Oracle Agent;
- MS SQL Agent.
Агент Warehouse Proxy
Агент Warehouse Proxy является уникальным агентом, решающим только одну задачу - сбор и консолидация всех совокупностей исторических данных, приходящих от индивидуальных агентов, с целью их сохранения в TDW.
Для записи данных исторического характера в связанную с ним реляционную базу данных агент использует ODBC-интерфейс.
2.1.7. Агент Warehouse S&P
Агент формирования итогов и сокращения – единственный в своем роде агент, выполняющий функции агрегирования и уменьшения объема исходных данных исторического характера в хранилище TDW.
Он обладает развитыми возможностями конфигурирования, позволяющими произвести исключительно тонкую настройку хранилища исторических данных.
Для управления данными исторического характера в TDW рекомендуется один агент S&P. При этом ввиду невероятно большого масштаба требуемой обработки данных S&P должен всегда устанавливаться на ту же физическую систему, что и хранилище TDW.
Сбор исторических данных
Сбор исторических данных дает возможность хранить данные собранные некоторое время назад. Сбор исторических данных дает возможность анализировать и оценивать производительность системы в течение промежутка времени.
При сборе исторических данных c помощью IBM Tivoli Monitoring они хранятся в хранилище базы данных Tivoli Data Warehouse
Для получения доступа к функциям Tivoli Data Warehouse из информационного окружения необходимо установить агент Warehouse Proxy. При крупномасштабных внедрениях Tivoli Data Warehouse может совместно использоваться несколькими системами мониторинга.
Установка агентов
Установка агентов производится на удаленной системе при помощи программы SecureCRT.
SecureCRT - клиент для различных протоколов удаленного доступа, включая SSH, Telnet, rlogin. Также имеется возможность работы через последовательный порт. SecureCRT позволяет подключиться и управлять удаленным узлом (например, сервером). В SecureCRT реализована только клиентская сторона соединения — сторона отображения, в то время как сама работа выполняется на другой стороне.
Для доступа к удаленному серверу orwitm02, на которой будет производится установка агентов, используется протокол SSH.
SSH (англ. Secure SHell — «безопасная оболочка») — сетевой протокол прикладного уровня, позволяющий производить удалённое управление операционной системой . Схож по функциональности с протоколами Telnet и rlogin, но, в отличие от них, шифрует весь трафик, включая и передаваемые пароли. SSH допускает выбор различных алгоритмов шифрования. SSH-клиенты и SSH-серверы доступны для большинства сетевых операционных систем.
SSH позволяет безопасно передавать в незащищённой среде практически любой другой сетевой протокол. Таким образом, можно не только удалённо работать на компьютере через командную оболочку, но и передавать по шифрованному каналу звуковой поток или видео.
Настройка агентов
После того, как агенты установлены, необходимо их настроить для правильной работы. В данном разделе подробно описываются действия по настройке агентов Monitoring Agent for mySAP и Monitoring Agent for Oracle Database Extended.
Для настройки агентов IBM Tivoli Monitoring используется программа XManager.
XManager - это мощный и простой в использовании PC X-сервер, работающий на платформе Windows. Xmanager может подсоединить удаленные рабочие столы Linux / Unix на ПК пользователя с ОС Windows. Программа позволяет запустить удаленные приложения через SSH (Secure Shell) протокол.
Для настройки агентов на удаленной системе (хосте) и их запуска необходимо:
- на удаленном хосте указать адрес компьютера (host_name), на котором будет проходить работа с агентами (имя используемого X-сервера), и номер используемой консоли при помощи команды export DISPLAY=host_name:0.0;
- на рабочем хосте запустить управление сервисами IBM Tivoli Monitoring Unix-систем. Для этого используется команда itmcmd manage.
Таким образом, для настройки агентов необходимо, запустить Xmanager в пассивном режиме, подключиться к удаленному серверу при помощи SecureCRT и ввести в консоли указанные команды (рис.13).
Рисунок 13 – Запуск управления сервисами IBM Tivoli Monitoring с удаленного хоста
После этого управление перейдет к программе Xmanager, которая отобразит управление сервисами (рис.14).
Рисунок 14 – Управление сервисами IBM Tivoli Monitoring
ОХРАНА ТРУДА
Охрана труда — это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Постановка задачи
Внедряемое программное обеспечение IBM Tivoli Monitoring является системой мониторинга и следит за доступностью единой автоматизированной системы документооборота и является заменой используемой системы Nagios. В связи с этим актуальны вопросы защиты администратора системы мониторинга на своем рабочем месте от разнообразных вредных воздействий, таких как различные электромагнитные излучения, нагрузка на зрение, нагрузки мышечного аппарата, при сидячей работе и другие, возникающих в процессе работы с компьютерной техникой. Также необходимо произвести определение и сравнительную оценку напряженности труда администратора, выполнявшего свою работу с помощью системы Nagios, и после внедрения IBM Tivoli Monitoring.
Требования к помещениям для работы с ПЭВМ
Требования к помещениям для работы с ПЭВМ:
- помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при соответствующем обосновании и наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке;
- естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.;
- не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ в цокольных и подвальных помещениях;
- площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м2.При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя;
- для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5;
- полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения;
- помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации;
- не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.
Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ
Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ:
- коэффициент естественной освещённости при естественном боковом освещении должен быть в пределах 1-3,5% в зависимости от характера выполняемых работ;
- рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева;
- искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов);
- освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк;
- следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м2;
- следует ограничивать отраженную блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость бликов на экране ПЭВМ не должна превышать 40 кд/м2 и яркость потолка не должна превышать 200 кд/м2;
- показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более 20. Показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40;
- яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/м2, защитный угол светильников должен быть не менее 40 градусов;
- светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов;
- следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ПЭВМ, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 - 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования 10:1;
- в качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ). При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе галогенные;
- для освещения помещений с ПЭВМ следует применять светильники с зеркальными параболическими решетками, укомплектованными электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА). Допускается использование многоламповых светильников с электромагнитными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА), состоящими из равного числа опережающих и отстающих ветвей. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.
При отсутствии светильников с ЭПРА лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего освещения следует включать на разные фазы трехфазной сети;
- общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору;
- коэффициент запаса (Кз) для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным 1,4;
- коэффициент пульсации не должен превышать 5%;
- для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ
Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ:
- в производственных помещениях при выполнении основных или вспомогательных работ с использованием ПЭВМ уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, установленных для данных видов работ в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами;
- в помещениях всех образовательных учреждений, где расположены ПЭВМ, уровни шума не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий;
- при выполнении работ с использованием ПЭВМ в производственных помещениях уровень вибрации не должен превышать допустимых значений вибрации для рабочих мест (категория 3, тип "в") в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами. В помещениях всех типов образовательных и культурно-развлекательных учреждений, в которых эксплуатируются ПЭВМ, уровень вибрации не должен превышать допустимых значений для жилых и общественных зданий в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами;
- шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.
Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ
Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ:
- нормальная работоспособность человека поддерживается при температуре +20-23 оС в холодный период года и при +22-25 оС в тёплый период года, а относительная влажность должна быть 40-60 % для лёгкой физической категории работы;
- в производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является вспомогательной, температура, относительная влажность и скорость движения воздуха на рабочих местах должны соответствовать действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений;
- в производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.) и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1а и 1б в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами микроклимата производственных помещений. На других рабочих местах следует поддерживать параметры микроклимата на допустимом уровне, соответствующем требованиям указанных выше нормативов;
- в помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ;
- уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам;
- содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых работа с использованием ПЭВМ является вспомогательной, не должно превышать предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны в соответствии с действующими гигиеническими нормативами;
- содержание вредных химических веществ в производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.), не должно превышать предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в соответствии с действующими гигиеническими нормативами;
- содержание вредных химических веществ в воздухе помещений, предназначенных для использования ПЭВМ во всех типах образовательных учреждений, не должно превышать предельно допустимых среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.
Выводы
По результатам общей оценки напряжённости трудового процесса до внедрения системы мониторинга сделаны выводы о том, что напряженность трудового процесса администратора имеет класс «Допустимый», причём многие показатели относятся к классу «Вредный» 1 степени.
Как показала общая оценка напряжённости трудового процесса, после внедрения системы мониторинга класс условий труда станет «Оптимальный». Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение программного продукта IBM Tivoli Monitoring позволит облегчить напряжённость трудового процесса администратора по многим параметрам, в результате чего подавляющая часть её показателей будет относиться к классам «Оптимальный» и «Допустимый».
Расчет себестоимости
Существенное расширение сферы применения ЭВМ, значительное увеличение их мощности и возможностей требуют разработки большого количества программного обеспечения (ПО). Программные средства являются трудоемкой продукцией, наибольший вес среди всех статей затрат имеют затраты труда.
При определении стоимостных и трудовых затрат на разработку проекта был использован метод экспертных оценок, основанный на оценке затрат своего труда. Результаты расчета приведены в табл.6.
Статья расходов | Затраты, руб. |
Основная зарплата | 14000,00 |
Социальные отчисления (30 %) | 4200,00 |
Накладные расходы | 3500,00 |
Расходы на ПК | 17071,29 |
Итого: | 38771,29 |
Таблица 6 - Смета затрат на разработку проекта
Основная заработная плата (ОЗП) определяется, исходя из количества разработчиков, времени разработки (в месяцах) и заработной платы за месяц разработки.
ОЗП=1*4*(1800 + 1700)=14000,
где 1 – число разработчиков;
4 – число месяцев разработки;
1740 – стипендия ИВЦ;
1760 – государственная стипендия.
Отчисления на социальное страхование устанавливаются в процентах от суммы основной и дополнительной заработной платы - 30%.
Накладные расходы определяются также в процентном отношении к ОЗП. Этот коэффициент может отличаться на различных предприятиях. Для СПб ИВЦ его можно принять как 25% от ОЗП.
Расходы на ПК определяются эксплуатационными расходами на ПК в течение срока разработки ПС, стоимостью компьютера и временем разработки программного продукта.
В эксплуатационные расходы входят:
- расходы на электроэнергию;
- стоимость расходных материалов;
- расходы на ремонт;
- заработная плата ремонтника;
- дополнительные расходы – уборка помещения, охрана, аренда, коммунальные услуги;
- амортизационные затраты на ПК и ПО.
1. Расходы на электроэнергию (СЭЛ)
,
где Р – мощность компьютера, Р=0,3 кВт/ч;
СТ – стоимость 1 Квт/ч, Ст=2,80 руб.;
ТРАЗР – время использования компьютера (в расчете на 8-часовой рабочий день 5 дней в неделю за четыре месяца).
руб.
2. Стоимость расходных материалов (СРМ)
Затраты на расходные материалы в течение всего срока эксплуатации примерно 10% от стоимости компьютера. Срок эксплуатации ПК – 36 месяцев (3 года). Следовательно, можно определить подобные расходы за период создания проекта. Для этого необходимо вычислить стоимость ПК (Табл.7).
Таблица 7 - Расчет стоимости ПК
Наименование | Цена, руб |
Монитор | 3890,00 |
Жесткий диск | 2490,00 |
Материнская плата | 2690,00 |
Процессор | 1290,00 |
Оперативная память | 799,00 |
Корпус | 489,00 |
Блок питания | 499,00 |
DVD-привод | 299,00 |
Итого, стоимость ПК: | 12446,00 |
Теперь можно вычислить стоимость расходных материалов:
руб.
3. Расходы на ремонт (СКОМП)
По статистике расходы на комплектующие изделия (СКОМП) для ремонта ПК составляют 10% от стоимости ПК за срок его эксплуатации
руб.
4. Заработная плата ремонтника (Срем)
В среднем на ремонт 50 компьютеров требуется один инженер - системотехник. При среднемесячной зарплате С’рем = 15000 руб. затраты на заработную плату ремонтнику за период разработки 4 месяца Срем составят:
руб.
5. Амортизационные отчисления на ПК (АПК)
Амортизационный период ПК в настоящее время равен сроку морального старения ВТ и составляет 3 года. Следовательно, за 3 года АПК равны стоимости компьютера. За период проектирования АПК составляют:
руб.
В процессе внедрения участвует сервер IBM p770, на котором установлены система мониторинга и единая автоматизированная система документооборота. Стоимость сервера IBM p770 составляет 128 000 000 руб. Срок морального старения сервера составляет 5 года.
Также следует учитывать, что внедрение программы мониторинга загружает оперативную память сервера не полностью, а всего лишь на 0,001% (по экспертной оценке руководителя дипломного проекта), поэтому амортизационные отчисления на сервер за период проектирования составляют:
руб.
Общие амортизационные отчисления составляют сумму АПК и АПКСЕРВ
АПКОБЩ =1382,89 +85,33 =1468,22 руб.
6. Амортизационные отчисления на ПО (АПО)
АПО зависят от цикла замены ПО. Если принять срок морального старения такой же, как у ПК, то АПО за 3 года равны стоимости ПО. За период проектирования амортизационные отчисления на ПО составляют:
руб.,
где ОС Windows XP – 3500 рублей;
Tivoli Monitoring компании IBM (одна лицензия на подключение к серверу) – 80000 рублей.
7. Дополнительные расходы (СДОП)
Дополнительные расходы трудно оценить точно. Они принимаются равными заработной плате инженера –