Графен: материал будущего, или головная боль для ученых?
(http://facepla.net, 26.08.2010)
Ни для кого не секрет, что автомобильные двигатели, работающие на водороде – уже реальность. Проблема машины, работающей на водороде, заключается в том, что надежного места для хранения этого водорода пока не изобрели.
В настоящее время для хранения «автомобильного» водорода используются баллоны. Эти баллоны – громоздкие и очень тяжелые. А все потому, что плотность водорода – очень низкая. Его приходится закачивать в баллоны под огромным давлением. И все бы ничего, если бы закачанный водород не утекал сквозь стенки баллона. В результате – абсолютно герметичного хранилища для водорода в природе просто не существует.
Но как известно, ничто не стоит на месте. Cовсем недавно американские ученые из института NIST, что в штате Пенсильвания, сделали одно интересное заявление: хранилищем для водорода может стать графен.
Материал – уникален, и многие его свойства по сей день не изучены до конца. Однако ученые выяснили, что графен имеет отличную теплопроводность и высокую жесткость. Частицы углерода в графене – невероятно подвижны. И это важное обстоятельство дает ученым повод предположить, что сфера применения этого материала может быть очень широка. Этот прогноз не замедлил подтвердиться: относительно недавно были изобретены графеновые наноленты, а на основе этих нанолент – был получен уникальный транзистор, аналогов которому в мире нет.
Но говорить о его промышленном применении – пока преждевременно, так как существует еще масса проблем, решить которые ученым пока не удалось.
О возможности оптимизации инвестиционной политики при замене электрооборудования
Попов Г.В., Крюкова А.В., Комков Е.Ю.
(Журнал «Электро», №1, 2009, С. 13)
Характерной чертой многих промышленных, энергетических, транспортных предприятий современной России является достаточно изношенное состояние основных производственных фондов, которые, несмотря на это, продолжают эксплуатироваться.
Различают два вида износа. Физический износ оборудования вызывается его активной работой и физико-химическими процессами, происходящими при этом; он имеет место также и в то время, когда оборудование не работает (под действием природных факторов, влаги, изменения температуры и т.п.). Физический износ вызывает ухудшение эксплуатационных качеств оборудования — снижение производительности, повышение расхода топлива, эксплуатационных материалов и т.д. При определенном уровне физического износа оборудования дальнейшая его эксплуатация становится экономически нецелесообразной. Появляется опасность внезапного (аварийного) выхода оборудования из рабочего состояния с вытекающими отсюда потерями от нарушений производственного режима и расходов на последующий ремонт.
Моральный износ заключается в снижении экономичности действующего физически годного оборудования как следствие внедрения новой техники, появления более совершенных и экономичных машин. Моральный износ наступает, как правило, раньше физического. Экономическая целесообразность замены морально устаревшего оборудования раньше срока физического его износа определяется специальными расчетами.При плановой экономике существовал строгий подход к замене стареющих основных фондов. Так в энергетике, в соответствии с планом, ежегодной замене подвергался определенный процент оборудования, отработавшего свой нормативный ресурс, независимо от возможностей этого оборудования продолжать свое функционирование.
В переходный период для руководителей производства главной заботой стало сохранение основных производственных фондов от полного исчезновения, и, естественно, ни о какой замене оборудования речь не заходила. Это привело к тому, что во всех сферах производства, транспорта и энергетике доля устаревшего оборудования существенно возросла. В некоторых отраслях она достигает 50 и более процентов. Сегодня основная проблема состоит в том, что собственники производственных фондов в условиях рыночной экономики стремятся «выжать из них все», зачастую не принимая во внимание тот факт, что такая позиция не оправдана с точки зрения национальных интересов, поскольку тормозит технический прогресс, да и с чисто экономических позиций она далеко не безупречна.