Взаимоотношения администратора с системой
Что должен сделать суперпользователь, чтобы "приручить" операционную систему. Может ли система воспротивиться воле суперпользователя? Лучше всего, если произойдет некий "симбиоз" между вами и вашей системой. Если вы не пожалеете времени и усилий на уход за системой, она вознаградит вас тем, что будет работать стабильно и вам не придется тратить время на устранение неисправностей. И наоборот, если вы решите сэкономить время на выполнении своих повседневных обязанностей, вам, почти наверняка придется столкнуться с дополнительными проблемами, возникающими при работе системы. Какой путь выбрать — решать вам. Ваше пользовательское имя — root. Вся система в вашей власти, для вас нет ничего недоступного! Однако подобные "суперполномочия" предоставлены вам не зря. В случае необходимости вам придется направить их на устранение неисправности. Задачи системного администраторе
В чем же состоит работа системного администратора? Главная его обязанность — сделать так, чтобы все работало хорошо. Для решения этой "предельно четко поставленной" задачи потребуются самые разнообразные действия — от инсталляции программного обеспечения до изменения расположения аппаратуры. Приведем краткий перечень того, что вам, возможно, придется сделать в ближайшем будущем.
Инсталлировать программное обеспечение. Вы, вероятно, уже догадываетесь о том, что вам придется заниматься подобной деятельностью. Если ваша организация получит новый программный продукт, вам придется установить его, проверить все, что поддается проверке и оповестить пользователей о готовности пакета к работе. Одни программы может установить только пользователь root, другие не выдвигают столь жестких требований. Конечно же, абоненты вашей системы могут и самостоятельно устанавливать программы в своих рабочих каталогах, однако, как правило, пользователи предпочитают не тратить выделенный им объем дискового пространства на хранение кодов программ, и, так как программа может пригодиться многим, заниматься ее установкой приходится системному администратору.
Добавлять и удалять пользователей. Как только по вашей организации пронесется слух о том, что в вашей системе установлена какая-то новая программа со сногсшибательными возможностями, вас будут осаждать сотрудники с просьбами создать для них учетные записи в вашей системе. И, если их просьбы будут достаточно обоснованны, создавать учетные записи должны будете именно вы. Соответственно, если кто-либо из сотрудников перестанет пользоваться вашей системой, вам придется удалить его учетную запись. Сделать это необходимо, так как лишние учетные записи снижают уровень защиты вашей системы.
Добавлять и удалять устройства. Если в вашей системе будут появляться новые программы и все новые и новые пользователи выразят желание работать именно в вашей системе, настанет момент, когда вам придется установить новый диск, так как ' существующего дискового пространства будет недоставать. Не исключено также, что какой-либо из имеющихся дисков выйдет из строя и вам придется заменить его. Еще большего внимания требуют от системного администратора принтеры.
Прокладывать сетевые кабели. Возможно, выполняя обязанности системного администратора, вам придется на время стать спелеологом. Как видно из рис. 1.1, пространство над подвесным потолком сильно напоминает пещеру. Необходимость прокладывать кабели под фальшполом и над подвесным потолком, пробираться через пыльные вентиляционные шкафы — одна из наименее привлекательных сторон работы администратора. С другой стороны, если ваша организация расположена в старом здании, вы, может быть сможете отнестись к подобной работе как к таинственному приключению. Некоторые закоулки, в которых вам придется побывать, вы увидите первым после строителей. Возможно, этот факт привнесет некую романтику в грязную и скучную работу по прокладке кабелей.
Прокладывая сетевые кабели, соблюдайте осторожность! По пути следования кабеля вам будут встречаться электрические провода. Не забывайте, что изоляция на них может быть повреждена. Кроме того, электрическая сеть и флюоресцентные лампы могут создавать помехи и искажать сигналы, передаваемые по сети. Поэтому не располагайте сетевые кабели слишком близко к электрическим проводам
Добавлять и удалять компьютеры. По мере роста сети вашей организации вы не раз получите возможность попрактиковаться в подключении к ней новых компьютеров. Не исключена также вероятность, что руководство решит избавиться от одной-двух машин. (В силу того, что бюджет организации, где я работала, был очень ограничен, новые компьютеры долгое время не приобретались. Наконец, совсем недавно я получила возможность заменить компьютер семилетней давности. Это был знаменательный день!)
Заниматься обустройством помещения. По мере того как в вашем ведении будут появляться новые компьютеры, кто-нибудь из руководства, возможно, решит, что в комнате, где они расположены, стало тесновато. Да и вы сами давно придерживаетесь того же мнения. А теперь угадайте, кто будет заниматься размещением аппаратуры в новой, более просторной комнате? Конечно же, системный администратор. Итак, вы возьмете бумагу, линейку карандаши (в том числе и цветные) и займетесь планированием помещения. Цветные карандаши понадобятся вам для того, чтобы отметить расположение сетевых кабелей и соединительных кабелей принтеров. Если вам повезет, вам дадут помощника для перетаскивания мебели. Если руководство выделит деньги на модульную мебель, это сгладит контраст между ценностью аппаратуры и информации, находящейся на диске, и внешним видом комнаты, в которой все это находится.
Некоторым из вас, поступив на работу, сразу же придется заняться внутренним убранством помещения. Возможно, вам покажется, что приобретение новой мебели — глупая затея, гораздо лучше, скажете вы, было бы купить еще один компьютер. Однако, можете быть уверены, что пользователи по достоинству оценят новые условия, в которых им придется работать. Гораздо приятнее, когда рабочее место обставлено так, что все необходимое находится под рукой. Кроме того, правильно расставленная мебель значительно снизит вероятность того, что кто-то из пользователей случайно заденет ногой кабель и выдернет вилку из розетки.
Копаться во внутренностях" компьютеров. Если вам повезет, вы будете это делать не слишком часто, однако открывать крышку компьютера время от времени необходимо. Причин для этого может возникнуть множество. Иногда вам придется добавлять в компьютер оперативную память; заметьте, что добавление памяти в сервер — гораздо более ответственная процедура, чем та же операция на обычной машине. При подключении некоторых устройств используется интерфейсная плата, для установки которой вам опять же придется снять с компьютера крышку. Производя подобные действия, необходимо принимать меры защиты, одна из таких мер — заземление. Вероятность того, что вы повредите плату памяти, находящуюся в ваших руках, возрастает пропорционально важности функций, выполняемых машиной, и убытков от ее простоя. И если такое случится, будьте уверены, что вы будете не единственным, кто узнает об этом. Несмотря на то что вы администрируете только свою ОС, например систему UNIX, в глазах окружающих вы "специалист по компьютерам" и со всеми вопросами пользователи будут обращаться именно к вам.
Контролировать текущее состояние системы. Системный администратор не только решает глобальные задачи, такие как добавление и удаление компьютеров или их модернизация. Ему приходится выполнять множество повседневных обязанностей, и одна из них — следить за состоянием системы. Для этого надо периодически просматривать файлы протоколов, чтобы убедиться, что система работает в нормальном режиме и на дисках остается достаточно свободного места. Если вы будете регулярно следить за работой системы, то сможете выявлять возникающие проблемы и разрешать их еще до того, как их заметят пользователи.
Выполнять резервное копирование. Однажды к вам подойдет один из ваших пользователей и скажет, что файл, которым он еще вчера работал, сегодня почему-то исчез. Это, конечно же, очень важный файл, который необходимо восстановить во что бы то ни стало. Регулярное создание резервных копий — одна из ваших обязанностей. Даже если вас совершенно не интересуют пользовательские файлы, не забывайте, что такая же участь может постигнуть любой из ваших файлов и даже любой из каталогов.
Оказывать содействие пользователям. Даже если вы с вашей системой давно "слились" в единое целое и недостатки системы вы переживаете как свои собственные, существует нечто, способное повлиять на такой симбиоз. Это нечто — пользователи системы. По правде говоря, администратор и нужен только для того, чтобы создавать пользователям нормальные условия для работы. Часто пользователи попросту не смогут разобраться с системой без вашей помощи. У пользователей существуют собственные проблемы, не связанные с работой системы, однако здесь ваши обязанности заканчиваются. Так, например, пользователь может задать вопрос, что надо сделать, чтобы открыть файл с отчетом в редакторе vi, на который вы, конечно же, ответите. Однако, если он спросит, что означают цифры в отчете, вы можете со спокойной совестью сказать: "Это не моя задача".
Устранять неисправности. Вступив в должность системного администратора, вы автоматически берете на себя обязанность разрешать все возникающие проблемы. Вам придется выяснять, почему та или иная программа внезапно прекратила работу, дополнять и исправлять операционную систему, устраняя выявленные недостатки, помогать пользователям, пострадавшим от действий злоумышленника или от собственной неосторожности. Какие же инструменты помогут вам решить все эти задачи? Во-первых, ваши знания и опыт работы, во-вторых, коллективный опыт других администраторов, хранящийся в архивах USENET, и, в-третьих, Web. He последним средством в вашем арсенале является вопрос: "Что вы делали перед тем, как это случилось?". Его надо задавать пользователю до тех пор, пока вы не добьетесь от него более или менее осмысленного ответа.
Следить за порядком и заниматься повседневной деятельностью. Не забывате, что организация приняла вас на работу для того, чтобы система работала, и составить перечень всего того, что вам надо сделать, попросту невозможно. Вам придется следить за тем, чтобы кто-нибудь не унес с собой последний экземпляр руководства по работе с системой; оно может понадобиться вам в любой момент. Не стоит никому разрешать заправлять принтер; лучше сделайте это сами. Вы оставили без присмотра принтер стоимостью 10000 долларов? Совершенно зря! Вы собираетесь модернизировать оборудование? Не лишним будет создать еще одну резервную копию всех данных, находящихся на носителях. Время от времени вам придется делать копии документов, заказывать новое оборудование, — одним словом, никто не сможет перечислить все мелкие заботы системного администратора.
Делать все остальное. Какая-то задача не вошла в подробный перечень ваших обязанностей? Если это необходимо для обеспечения работы системы, вам придется решить и ее.