Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой и банками

Организация хозяйственного расчета в условиях рыночной экономики требует дальнейшего совершенствования взаимоотно­шений сельскохозяйственных предприятий с финансовой систе­мой и банками. Под финансовой системой понимают совокупность финансовых звеньев, объединенных общностью форм и методов мобилизации, распределения и использования денежных средств. Она включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российс­кой Федерации, местные бюджеты, государственные внебюджет­ные фонды, организации по страхованию имущества.

Взаимоотношения с федеральнымбюджетом, бюджетами субъек­тов Российской Федерации иместными бюджетами. С развитием хо­зяйственного расчета на сельскохозяйственных предприятиях применялись разные виды платежей в бюджет. Их размеры уста­навливались в зависимости от имеющихся производственных ос­новных фондов, с учетом достигнутого уровня рентабельности производства. В 1987—1990 гг. хозяйства вносили платежи в бюд­жет по стабильным по годам пятилетки нормативам с учетом эко­номической оценки земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми ресурсами.

В условиях развития рыночных отношений применяется нало­говая система платежей в бюджет, под которой понимают обяза­тельные платежи, взимаемые государством с юридических и физи­ческих лиц. Для сельскохозяйственных предприятий она включает налог на добавленную стоимость и единый сельскохозяйственный налог (кроме предприятий индустриального типа).

Налог на добавленную стоимость взимают с предприятий, име­ющих статус юридического лица и осуществляющих производственную и коммерческую деятельность. Налогообложению под­лежат обороты по реализации продукции собственного производ­ства и приобретенной на стороне, затраты которые не относятся на издержки производства и обращения, а также продажа продук­ции своим работникам и др.

Размер налога на добавленную стоимость составляет для сельскохозяйственных предприятий 10 % от суммы проданной продук­ции (работ, услуг). Ее реализуют по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в рас­четных документах сумму налога указывают отдельной строкой. Его уплачивают ежемесячно через органы федерального казначейства исходя из фактических оборотов по реализации продукции (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца.

Единый сельскохозяйственный налог введен с 2002 г. вместо действовавших до этого нескольких налогов (земельного, на прибыль от несельскохозяйственной деятельности, дорожного, местных налогов и сборов). На уплату этого налога переходят сельскохо­зяйственные товаропроизводители (коллективные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предпри­ниматели) при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от продажи сельскохозяйственной продукции, про­изведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, составила не менее 70 % их обшей выручки.

Согласно Налоговому кодексу РФ к плательщикам единого сельскохозяйственного налога не относят предприятия индустри­ального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверохозяйства, животноводческие комплексы и др.). Их перечень утвержда­ют законодательные (представительные) органы субъектов Рос­сийской Федерации в соответствии с постановлением Правитель­ства РФ.

По единому сельскохозяйственному налогу объектом налогооб­ложения являются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, владении и (или) пользовании, а налоговой; ба­зой — их площадь, сопоставимая по кадастровой стоимости.

Налоговую ставку устанавливают законодательные (представит тельные) органы субъектов Российской Федерации с одного сопо­ставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйствен­ных угодий, расположенных на их территории. Ее определяют как отношение одной четвертой суммы налогов и сборов, подлежащих уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюдже­ты всех уровней (за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога), к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Если сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопостави­мый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в десять раз превышает ее кадастровую стоимость, то размер налоговой ставки увеличивают на 35 %. Законодатель­ные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут повышать или понижать налоговую ставку.

Единый сельскохозяйственный налог уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Суммы этого налога, уплачиваемые сельскохозяйственными предприятиями, зачисляют на счета органов федерального казначейства для их распределения по следующим нормативам: в федеральный бюджет — 30 %, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты — 60 %, Фонд соци­ального страхования РФ — 6,4 %, федеральный фонд обязательно­го медицинского страхования — 0,2 %, территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4 % от общей сум­мы налога. Для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивиду­альных предпринимателей установлены следующие нормативы: в федеральный бюджет — 10 %, бюджеты Российской Федерации и местные бюджеты — 80 %, остальные нормативы — такие же, как для сельскохозяйственных предприятий.

Предприятия индустриального типа, а также сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля выручки от про­дажи сельскохозяйственной продукции, в том числе продуктов ее переработки, менее 70 %, имеют другую систему налогообложе­ния. Кроме налога на добавленную стоимость, они уплачивают зе­мельный налог, налог на прибыль, местные налоги и сборы.

Земельный налог исчисляют исходя из площади облагаемого земельного участка и его ставок, которые устанавливают за 1 га по субъектам Российской Федерации с учетом состава сельскохозяйственных угодий (пашня, залежь, многолетние насаждения, сено­косы и пастбища), их качества, площади и местоположения от­дельно по немелиорированным, орошаемым и осушаемым зем­лям, а также участкам защищенного грунта. Эти ставки периоди­чески индексируют. Суммы земельного налога уплачивают равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября и зачисляют на специальные счета местных бюджетов. Часть этих средств по­ступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Земельный налог используют исключительно на финансирова­ние мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадас­тра, мониторинга, охране земель, повышению их плодородия и освоению новых земель; на инженерное и социальное обустрой­ство территории; на финансирование выплаты пользователям зем­ли, ведущим сельскохозяйственное производство на участках низ­кого качества.

Налог на прибыль установлен в размере 24 % от ее суммы, из них 11 % поступает через органы федерального казначейства в феде­ральный бюджет и 13 % — и бюджеты субъектов Российской Федерации. Этот налог уплачивают в течение месяца после оконча­ния каждого квартала.

К местным налогам и сборам относят налог на рекламу, сбор за уборку территорий населенных пунктов и др. Их размеры и сроки поступления в местные бюджеты устанавливают местные органы самоуправления.

Наряду с взиманием налогов государство оказывает поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государствен­ном регулировании агропромышленного производства».

Взаимоотношения с государственными внебюджетными фондами. К внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд Российс­кой Федерации, Фонд социального страхования Российской Фе­дерации и фонды обязательного медицинского страхования Рос­сийской Федерации (федеральный и территориальные).

Пенсионный фонд создан для выплаты пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказания орга­нам социальной защиты населения материальной помощи преста­релым и нетрудоспособным гражданам. Из фонда социального страхования выплачивают пособия по временной нетрудоспособ­ности, по беременности и родам, при рождении ребенка и по ухо­ду за ним в возрасте до полугора лет, а также частично или полностью оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение и не­которые другие социальные расходы. Фонды обязательного меди­цинского страхования гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.

Средства этих фондов формируют за счет уплаты предприятия­ми и организациями единого социального налога через органы феде­рального казначейства по истечении календарного года. Его став­ки дифференцированы в зависимости от размеров годовой оплаты труда каждого отдельного работника по всем основаниям (вклю­чая доплаты, надбавки, премии). При этом чем выше заработок, тем относительно ниже налог.

Для предприятий индустриального типа, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей, не переведенных на уплату еди­ного сельскохозяйственного налога, ставка единого социального налога при оплате труда каждого отдельного работника до 100 ты-с. руб. в год (что выше оплаты труда работников сельскохозяйственных предприятий) составляет 26,1 % оплаты труда по всем основаниям. Из них зачисляют в Пенсионный фонд — 20,6 %, Фонд социального страхования — 2,9 % и в фонды обязательного медицинского страхования — 2,6 % (в том числе в федеральный фонд — 0,1 %, в территориальные фонды — 2,5 %).

С сельскохозяйственных товаропроизводителей, переведенных на уплату единого сельскохозяйственного налога, взимают единый социальный налог в размерах, необходимых только для за­числения в Пенсионный фонд. Средства для Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования поступают от этих налогоплательщиков за счет единого сельско­хозяйственного налога.

Взаимоотношения с организациями по страхованию имущества.

Сельскохозяйственное производство в значительной мере зависит от погодных условий, особенно посевы и посадки культур, кото­рые могут быть уничтожены или повреждены в результате засухи, заморозка, вымерзания, выпревания, недостатка тепла, излишне­го увлажнения, града, ливня, наводнения, бури, урагана, безводья в источниках орошения, селя, болезней и нападения вредителей растений.

Чтобы оградить предприятие от непредвиденного ущерба, введено страхование имущества. Оно осуществляется на добро­вольной основе и предусматривает страхование урожая сельско­хозяйственных культур, скота, домашней птицы, кроликов, пуш­ных зверей и семей пчел, а также зданий, сооружений и других основных средств. Хозяйства могут страховать не все, а только отдельные культуры и виды имущества, наиболее подверженные воздействию неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Добровольное страхование включает определение страховой стоимости урожая культур, животных и другого имущества, уплату страховых взносов, определение ущерба и выплаты возмещения в связи с гибелью или повреждением этого имущества.

Страховую стоимость урожая определяют исходя из размера посевных площадей (плодоносящих многолетних насаждений), их средней урожайности, сложившейся за последние пять лет, пред­шествующих году заключения договора страхования, и прогнози­руемых рыночных цен, а животных, зданий, сооружений и другого имущества — исходя из их балансовой стоимости.

Страховые взносы производят по установленным в договорах страхования ставкам, в том числе 50 % за счет собственных средств и 50 % за счет средств федерального бюджета.

Ущерб, причиненный сельскохозяйственному предприятию, определяют следующим образом:

по растениеводству — как разницу между стоимостью урожая с 1 га в среднем за последние пять лет и данного года по действую­щим рыночным ценам, умноженную на площадь посева культуры (группы культур) под урожай данного года, а по многолетним на­саждениям — исходя из их балансовой стоимости на день раскор­чевки;

по животноводству — исходя из балансовой или инвентарной стоимости животных на день их гибели или вынужденного убоя (стоимость рабочего скота, кроме молодняка и скота для убоя, оп­ределяют за вычетом амортизационных отчислений);

по основным средствам — путем исключения из балансовой стоимости суммы износа, прибавления затрат по списанию имущества, приведению его в порядок после бедствия и исключения стоимости остатков.

В случае гибели или повреждения застрахованного имущества сельскохозяйственным предприятиям выплачивают страховое воз­мещение.

Добровольное страхование предусматривает ряд льгот, направ­ленных на улучшение финансового состояния предприятий. На­пример, если хозяйство не получало возмещение в течение не­скольких лет, то ему при заключении договора может быть предо­ставлена скидка с начисленной суммы страховых взносов: за три года — в размере 10 %, четыре — 20 %, пять лет и более — 40 %.

Взаимоотношения с банками. В условиях развития рыночной экономики важное значение имеет финансирование и кредитова­ние текущей и инвестиционной деятельности сельскохозяйствен­ных предприятий.

В связи с сезонностью и длительностью периода оборачиваемо­сти средств хозяйства пользуются кредитами местных отделений банков. Вопросы, связанные с их планированием, выдачей и пога­шением, а также с уменьшением или увеличением процентных ставок, решают на основе заключения кредитных договоров, оп­ределяющих взаимные обязательства и экономическую ответ­ственность сторон. Эти отделения банков предоставляют хозяй­ствам кредиты на производственные цели под товарно-материаль­ные ценности, на формирование основного стада и другие нужды. Потребность в них определяют на основании годового плана про­изводственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия, а для крестьянского (фермерского) хозяйства — годового бизнес-плана.

Процентные ставки за получение кредита зависят от отделения банка, услугами которого пользуются хозяйства.

Погашение кредитов предприятия осуществляют в соответ­ствии с условиями кредитных договоров, как правило, в период превышения доходов от реализации продукции (работ, услуг) над расходами на ее производство и сверхнормативными запасами то­варно-материальных ценностей.

Кроме того, местные отделения банков заключают с сельскохозяйственными предприятиями дополнительно к кредитному договору залоговое обязательство на случай нарушения возвратности кредита.

За привлечение банком временно свободных средств хозяйств на основе заключенных договоров им выплачивают проценты.

Сельскохозяйственным предприятиям предоставлено право формировать собственные валютные средства за счет валютной выручки от внешнеэкономической деятельности, покупки и про­дажи валюты на внутреннем валютном рынке России в обмен на рубли по рыночному курсу, получения средств в форме валютных кредитов и других формах, не противоречащих законодательству.

Указанные средства хранятся на валютных счетах и используются хозяйствами самостоятельно.

При этом предприятия — поставщики экспортной продукции продают 50 % валютной выручки банкам, имеющим лицензии на валютные операции. Остальные 50 % этой выручки они использу­ют на оплату расходов, связанных с внешнеэкономической дея­тельностью, которые составляют примерно 15—20 %, и на попол­нение валютного фонда предприятия для приобретения машин, оборудования и других целей.

Наши рекомендации