Инструментальные средства и среды разработки программного обеспечения .. 565
19.5. Жизненный цикл программного обеспечения............................................................. 568
19.5.1. Анализ требований и разработка спецификаций ............................................. 569
19.5.2. Проектирование.......................................................................................................... 570
19.5.3. Кодирование и тестирование................................................................................... 571
Вопросы для самопроверки...................................................................................................... 572
Литература ..................................................................................................................................... 573
Предисловие
Прошло относительно немного времени, как в школах и вузах страны начали изучать информатику. Сейчас она претендует на звание базовой дисциплины в системе высшего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами (математикой, физикой, химией, естествознанием, биологией, историей) призвана создавать фундамент профессионального образования в вузе.
Стремительное развитие компьютерных технологий, рост объемов обрабатываемой информации и проникновение информационных технологий практически во все области жизни сделали насущным изучение информатики в учебных заведениях. Наступило время, когда профессионал — юрист, инженер, экономист, социолог, журналист — уже с трудом справляется с потоками информации. Специалисту, для того чтобы на должном уровне выполнять свои обязанности, необходимы инструментарий и методика его применения /хля обработки информации. Это сравнимо с использованием средств передвижения: теоретически человек может пешком преодолеть любое расстояние, но современный темп жизни просто немыслим без применения автомобиля, поезда, самолета и т. д. То же самое происходит и в области, связанной с обработкой информации: теоретически человек сам может переработать без компьютера любую информацию, но сделает это эффективнее, если овладеет знаниями и умениями, которыми располагает информатика.
Однако темпы самоопределения информатики как науки, ее размежевание с теми дисциплинами и науками, на базе которых она рождалась, были значительно более медленными, чем темпы развития техники и технологии. Это привело к тому, что сегодня нет единого, общепринятого определения и взгляда на информатику как науку — ни в России, ни за рубежом. Именно сегодня этот взгляд вырабатывается, идет рефлексивный процесс самоопределения.
Разные взгляды на область знаний, названную Информатикой, и на ее границы определили и разные подходы к формированию содержания курса в вузе. В настоящее время существует несколько примерных программ по дисциплине «Информатика», и каждое учебное заведение, ориентируясь на одну из них, проводит обучение в соответствии с потребностями своей предметной области.
В связи с этим перед авторами учебника встала непростая задача — определить, что и в каком объеме нужно знать студенту по базовой дисциплине «Информатика».
Решение задачи велось в двух направлениях:
□ отбор содержания и выделение наиболее значимых тем и аспектов, которые могли
бы составить ядро дисциплины;
□ разработка методики изложения и структурирования материала.
Известно мнение широкого круга специалистов по компьютерной технике, информационным системам и технологиям, что информатика — это, скорее, дисциплина практического направления, где студент приобретает навыки работы на персональном компьютере в наиболее распространенных программных средах, и вопрос состоит только в том, какие из них выбрать. Если ориентироваться на такой подход, то, учитывая высокую динамику замены одних программных продуктов и технических средств другими, вряд ли когда-нибудь удастся своевременно создать учебник по этой дисциплине.
Предисловие
По мнению авторов, информатика служит прежде всего для формирования мировоззрения в информационной сфере и определенного уровня информационной культуры, то есть умения целенаправленно работать с информацией, профессионально используя для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию и соответствующие ей технические и программные средства.
Учебник по информатике содержит базовые теоретические и практические сведения, которыми должен владеть любой профессионал независимо от рода его деятельности. Учебник состоит из трех частей, отражающих следующие аспекты информатики:
□ информатика как область интеграции знаний о роли информации в развитии
общества, об управлении знаниями, о логических основах построения компью
тера и обработки информации, о методах и средствах моделирования инфор
мационных объектов, об основах построения баз данных и информационных
системах, об информационной безопасности и новом направлении — менедж
менте информационной сферы;
□ техническая база информатики, где формируется представление об аппаратной
части компьютера и о формах представления в нем данных, излагаются основы
построения компьютерных сетей, приводится история, состояние и тенденции
развития компьютерных систем;
□ алгоритмическое и программное обеспечение информатики, где излагаются
основы теории алгоритмов, технологии и инструменты программирования,
приводится классификация программного обеспечивания, рассматриваются
характеристики и особенности разных классов программных продуктов.
Цель учебника:
□ дать целостное представление об информатике и ее роли в развитии общества;
□ раскрыть суть и возможности технических и программных средств информатики;
□ сформировать понимание того, с какой целью и каким образом можно использовать
информационные системы и технологии.
Как работать с учебником?
Учебник построен таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность студента. Каждая глава учебника написана как автономная часть, и при ее изучении необязательно знать содержание предыдущих глав. Вы можете читать учебник с любой интересующей вас темы. Глава начинается с формулировки цели изучения. Далее перечислены основные темы предмета, обсуждаемые в данной главе. Чтобы обучение было эффективным, студент должен, прочитав главу, хорошо понять смысл этих тем. Для уверенности в том, что изучение главы прошло успешно и освоен весь материал, постарайтесь ответить на все вопросы для самопроверки, которые приведены в конце каждой главы. Отвечая на них, обращайтесь вновь к учебнику
Завершается каждая глава списком рекомендованной к изучению литературы. Чтение этих книг поможет освоить и расширить знания по изучаемым проблемам информатики. А знать ее крайне необходимо, так как человек, решивший профессионально работать в избранной отрасли, должен систематически обрабатывать информацию, применяя информационные технологии. Надеемся, что в реализации этих задач сыграет свою роль предлагаемый учебник.
От всей души желаем вам успехов!
Частьпервая
Информатика как область интеграции знаний
Глава 1. Представление об информации...................................................... 17
Глава 2.Роль информации в развитии общества......................................... 45
Глава 3.Теоретические основы управления знаниями .............................. 76
Глава 4.Логические основы информатики................................................. 108
Глава 5.Информационные системы и технологии...................................... 125
Глава 6.Теория баз данных....................................................................... 169
Глава 7.Основы моделирования............................................................... 202
Глава 8.Информационная безопасность................................................... 235
Глава 9.Менеджмент информационной сферы ....................................... 259
Глава1 Представление
Обинформации
Понятие информации
Меры информации
Качество информации
Информационные процессы