Вопрос 6. Эволюция процесса информатизации общества.
Рассмотрим процесс информатизации более подробно. История развития информатизации началась в XX веке в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. - в Японии и с конца 70-х - в Западной Европе. Современное материальное производство и другие сферы деятельности человека все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер. При этом коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации.
Рассматривая эволюционный процесс информатизации нельзя не отметить роль значимых личностей, благодаря которым данный процесс активно развивался на протяжении многих столетий.
Блез Паскаль (Pascal, Blaise; 1623 - 1662), известный французский ученый и изобретатель. В 1642 г. вошел в историю информатики сконструировав первую механическую счетную машину. Машина автоматизировала операции сложения и умножения десятизначных цифр, однако не могла умножать и делить. Один из образцов счетной машины Паскаля хранится в музее корпорации IBM. | |
Выдающийся английский математик 19 века, изобретатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1832). Автор трудов по теории функций, механизации счета в экономике. В 1833 разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины – прообраза будующих ЭВМ. Бэббиджа часто называют «отцом компьютера» за изобретённую им аналитическую машину, хотя её прототип был создан через много лет после его смерти. | |
Ада Байрон (в замужестве графиня Лавлейс)увлекалась музыкой, математикой. В 1842 году перевела на английский статью итальянского ученого Л.Ф. Менабреа о машине Бэббиджа снабдив текст собственными комментариями. В них она проанализировала основные понятия программирования и структур алгоритмов. Ада Лавлейс составила первую в мире компьютерную программу для аналитической машины, с помощью которых можно решить уравнение Бернулли. | |
Изобретатель компьютера. В 1934 г. Цузе придумал модель автоматического калькулятора, которая состояла из устройства управления, вычислительного устройства и памяти и совпадала с архитектурой сегодняшних компьютеров. В 1936 г. Цузе запатентовал идею механической памяти. В 1938 закончен вычислитель Versuchsmodell-1 (Z1). | |
Исаак Семенович Брук, родился 8 ноября 1902 г., умер 6 октября 1974 г. Член-корреспондент АН СССР. Башир Искандарович Рамеевродился 1 мая 1918 г., умер 16 мая 1994 г. 4 декабря 1948 г. И. С. Брук совместно с Б. И. Рамеевым получили первое в СССР авторское свидетельство на изобретение цифровой ЭВМ. | |
Джон фон Нейман (28.12.1903, Будапешт - 08.02.1957, Вашингтон) – американский ученый. Сформулировал основную концепцию логической организации ЭВМ (хранения команд компьютера в его собственной внутренней памяти), что послужило огромным толчком к развитию электронно-вычислительной техники, основоположник теории автоматов. | |
Алан Матисон Тьюринг (23.06.1912,Англия, Лондон - 07.06.1954, Вилмслоу, Англия)– математик. Тьюринг ввел математическое понятие абстрактного эквивалента алгоритма – «машина Тьюринга», один из основателей информатики и теории искусственного интеллекта. В 1966 г. Ассоциация вычислительной техники (ACM) учредила премию им. А.Тьюринга - престижную награду в области информатики и высоких технологий. | |
Клод Эльвуд Шеннон, (30.04.1916, - 26.02.2001, США)– математик. Шеннон - основоположник теории информации (работа «Математическая теория связи»). Он определил количество информации через энтропию, создал теорему о пропускной способности каналов связи, занимался криптографией. | |
Лебедев Сергей Алексеевич (2 ноября 1902 г., Нижний Новгород, 3 июля 1974 г., Москва). Академик АН СССР с 1953 г. Специалист в области электротехники и вычислительной техники. Разработал и построил первый советский компьютер, основал советскую компьютерную промышленность. | |
Ляпунов Алексей Андреевичродился 8 октября 1911 г., Москва.Умер 23 июня 1973 г., Москва. Математик. Член-корреспондент по Отделению математики (математика) с 26 июня 1964 г. Разработал теорию операторных методов для абстрактного программирования и основал советскую кибернетику и программирование. В 1996 году, в связи с 50-летним юбилеем компьютеров, награжден медалью "Computer Pioneer" IEEE Computer Society. | |
Глушков Виктор Михайлович родился 24 августа 1923 г., Ростов-на-Дону. Умер 30 января 1982 г., Киев. Математик, специалист в области кибернетики. Академик по Отделению математики (математика, в том числе вычислительная математика) с 26 июня 1964 г. Основал первый в СССР Институт Кибернетики на Украине, разработал теорию цифровых автоматов и компьютерной архитектуры , а также рекурсивный макроконвейерный процессор. В 1996 году, в связи с 50-летним юбилеем компьютеров, награжден медалью "Computer Pioneer" IEEE Computer Society. | |
Швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования. Участвовал в разработке языков программирования: Euler, Algol-W, PL/360, Pascal, Modula, Modula-2, Oberon, Oberon-2, Component Pascal. В соавторстве с Э.В. Дейкстрой и Э.Хоаром разработал технологию структурного программирования. Лауреат премии Тьюринга за 1984 год | |
Edsger Wybe Dijkstra, (11 мая 1930, Роттердам (Нидерланды) — 6 августа 2002) — выдающийся нидерландский учёный, идеи которого оказали огромное влияние на развитие компьютерной индустрии. | |
Автор первого в мире объектно-ориентированного языка программированияSmalltalk, разработал первые в мире клиент-серверные системы, работа над графическим оконным интерфейсом. Лауреат премии Тьюринга 2003 года за работу над объектно-ориентированным программированием, Премии Киото (2004 г.). | |
Tim Berners-Lee, (08 июня 1955), английский ученый, является автором - разработчиком языка HTML (Hupertext Markup Langauge - язык разметки гипертекста), который является основным форматом Web-документов. Автор идеологии гиперссылок и переходов без единой центральной базы данных. | |
Philip Zimmermann (Фил Циммерман) [12.02.1954, New Jersey, USA - ] автор системы шифрования сообщений с открытым ключом(1991; PGP - Pretty Good Privacy). Схема RSA (по инициалам авторов - Ривест, Шамир и Адельман), на которой основана PGP, была запатентована в 1983 году | |
Bjarne Stroustrup (1950 г), по происхождению датчанин. В 1980 – 1983 годах спроектировал и первым реализовал язык программирования C++. Страуструп один из идеологов объектно-ориентированной парадигмы программирования. | |
Peter Norton, американский ученый и бизнессмен. Основатель утилит, автор широко известныхпрограмм The Norton Commander, Norton Utilities, Norton AntiVirus, The Norton Backup, The Norton DiskLock The Norton Administrator for Networks и др. | |
Gredy Booch, американский ученый и программист. Разработчик универсального языка визуального моделирования UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования).UMLэто язык для проектирования программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования в основном программных систем. |
В настоящее время мир находится на второй стадии информатизации. Основная цель которой - связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации, от телефонных сообщений и телепрограмм до электронных сообщений, должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети должен получать несколько услуг одновременно. Большое внимание должно уделяться созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальными интерфейсами, в которых ввод информации будет осуществляться голосом. Также ведётся создание компьютеров с большими функциональными возможностями:
· компьютеров с высокой степенью параллелизма обработки информации, в которых одновременно выполняют сложные операции десятки - сотни процессоров;
· нейрокомпьютеров, работа которых аналогична функционированию мозга;
· компьютеров, в которых передача информации осуществляется на основе использования световых импульсов.
Для осуществления успешной информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:
· отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;
· необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;
· признание приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;
· широкое использование достижений мировой науки и техники;
· вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;
Инфраструктура информатизации включает:
· системы коммуникаций,
· вычислительные машины и сети,
· программное обеспечение вычислительных систем;
· информационные средства;
· систему подготовки кадров для эксплуатации аппаратного, программного и информационного обеспечения;
· экономические и правовые механизмы, обеспечивающие и способствующие эффективному развитию процесса информатизации.
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а идеями, интеллектом и знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации.
Рассмотрим реальный пример. В современный информационный век сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение и использование информации в различных сферах деятельности приобретает все более решающее значение для успеха в конкурентной борьбе. Предположим проводится конкурс среди 2 школьных команд - кто быстрее соберет из имеющихся деталей принципиально новое изделие (конструкцию робота). Для того, чтобы собрать это изделие командам необходимо получить информацию, о том, как же собирается это новое изделие – робот. Ситуация осложнена тем, что часть информации хранится на разорванных кусочках бумаги, часть информации необходимо получить угадав название прозвучавшей мелодии и часть информации хранится в компьютерной программе. И в этих условиях игры, выиграет та школьная команда, которая быстрее всех соберет нужную информацию, правильно ее обработает и успеет за отведенное на игру время собрать конструкцию робота.