Информация и информатика (12 ч).

Хранение информации. Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки.

Передача информации. Схема передачи информации. Электронная почта.

Кодирование информации. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.

Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач.

Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

Компьютерный практикум.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №1 «Создаем и сохраняем файлы».

Практическая работа №2 «Работаем с электронной почтой».

Практическая работа №3 «Поиск информации в сети Интернет».

Информационные технологии (17 ч).

Текстовый редактор. Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста.

Создание таблиц, графиков, диаграмм.

Графический редактор. Устройства ввода графической информации.

Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №2 «Вводим текст».

Практическая работа №3 «Редактируем текст».

Практическая работа №4 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №5 «Форматируем текст».

Практическая работа №6 «Создаем простые таблицы».

Практическая работа №7 «Строим диаграммы».

Практическая работа №8 «Создаем списки».

Практическая работа №9 «Изучаем инструменты графического редактора».

Практическая работа №10 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №11 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №12 «Создаем анимацию».

Практическая работа №13 «Создаем слайд-шоу».

Раздел III. Тематическое планирование учебного материала

5 класс (1 час в неделю, всего 35 часов).

Тема урока Формы организации учебно-познавательной деятельности Оборудование, ЭОР Д/з Дата
Информация вокруг нас. Лекция с беседой, решение упражнений в РТ Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация «Информация вокруг нас». §1, задания в РТ.  
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией Беседа, решение упражнений в РТ ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; 1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»; 2) презентация «Техника безопасности»; 3) видео «Роль компьютеров в жизни человека». §2, задания в РТ, сообщения по группам: 1) «История калькуляторов»; 2) «Первые компьютеры»; 3) «Ученые, внесшие вклад в развитие ЭВМ».  
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой. Клавиатурный тренажер» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Презентация «Ввод информации в память компьютера».   §3; задания в РТ; потренироваться над «слепым десятипальцевым способом печати».    
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы». Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Презентация «Управление компьютером».   §4; задания в РТ.  
Главное меню. Практическая работа №3 «Знакомимся с компьютерным меню». Беседа, практическая работа ПК учителя, ПК учащихся. §4; задания в РТ.  
Урок-игра «Сто к одному». Урок-игра ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; презентация «Игра «Сто к одному»» Плакат на одну из тем: «Информация вокруг нас», «Информация и животный мир», «Роль компьютера в жизни человека», «Техника безопасности».  
Хранение информации. Практическая работа №4 «Создаем и сохраняем файлы». Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Хранение информации»; 2) презентация «Носители информации»; 3) презентация «Хранение информации: история и современность» §5; задания в РТ.  
Передача информации. Беседа, решение упражнений ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Передача информации»; 2) презентация «Средства передачи информации» §6; задания в РТ, вопросы 5-7 в учебнике.    
Электронная почта. Практическая работа №5 «Работаем с электронной почтой» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся Презентация «Передача информации». §6, задания в РТ.  
К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». Беседа, решение упражнений, контрольная работа ПК учителя, ПК учащихся; интерактивный тест. Проект «Как люди научились считать»  
Защита проекта. Кодирование информации. Метод координат. Беседа, решение упражнений, защита проекта ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Презентация «Кодирование информации». §7, задания в РТ.  
Текстовая информация. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №6 «Вводим текст» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Текстовая информация»; 2) презентация «Цепочки слов»; 3) файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf. §8, задания в РТ.  
Редактирование текста. Практическая работа №7 «Редактируем текст» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Текстовая информация»; 2) файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf §8, задания в РТ.  
Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf, Медвежонок.rtf, 100.rtf. §8, задания в РТ.  
Форматирование текста. Практическая работа №9 «Форматируем текст» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf. §8, задания в РТ; набрать, отредактировать, отформатировать текст на карточках.  
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №10 «Создаем простые таблицы» (задания 1,2). Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Презентация «Представление информации в форме таблиц». §9 (1); задания в РТ.  
Табличный способ решения логических задач. Практическая работа №10 «Создаем простые таблицы» (задания 3,4). Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Презентация «Табличный способ решения логических задач». §9 (2); задания в РТ.  
Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы. Практическая работа №11 «Строим диаграммы» Беседа, решение упражнений ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. 1) презентация «Наглядные формы представления информации»; 2) презентация «Поезда»; 3) презентация «Теплоходы». §10 (1, 2); задания в РТ.  
К.р.№2 По теме «Формы представления информации». Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №12 «Изучаем инструменты графического редактора». Беседа, решение упражнений, контрольная работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. § 11 (1, 2); задания в РТ.  
Преобразование графических изображений Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp. § 11 (2, 3); задания в РТ.  
Создание графических изображений. Практическая работа №14 «Начинаем рисовать». Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; презентация «Компьютерная графика». § 11; задания РТ, нарисовать в редакторе Paint картинки, изображенные на карточках.  
Урок-игра «Морской бой» Беседа, игра ПК учителя, мультимедийный проектор, экран Найти занимательные задачи по информатике.  
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №15 «Создаем списки» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Обработка информации»; 2) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf. § 12 (1, 2); задания в РТ; сделать плакат «Обработка информации»  
Поиск информации. Практическая работа №16 «Поиск информации в сети Интернет». Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Поиск информации в сети Интернет»; 3) файл-заготовка Клавиатура.rtf. § 12 (3); задания в РТ; найти в Интернете информацию на заданную тему и подготовить сообщение.  
Кодирование как изменение формы представления информации. К.р.№3 по теме «Обработка информации». Беседа, решение упражнений, контрольная работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». § 12 (4); задания в РТ.  
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №17«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» Беседа, решение упражнений, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». § 12 (5); задания в РТ.  
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий. Задачи о переправах. Беседа, решение упражнений ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Обработка информации»; 2) презентация «Занимательные задачи по информатике»; 3) презентация «Задача о напитках». § 12 (6, 7), задания в РТ.  
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях Беседа, решение упражнений ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Обработка информации»; 3) логическая игра «Переливашки» §12 (7), задания в РТ, №19, 20 в учебнике.  
Создание движущихся изображений. Практическая работа №18 «Создаем анимацию» (задание 1). Беседа, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся; 1) презентация «Обработка информации»; 3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt», «Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt» §12, №21 в учебнике.  
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №18 «Создаем анимацию» (задание 2). Беседа, практическая работа ПК учителя, ПК учащихся   Написать что нового узнали и чему научились за прошедший год.  
Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №19 «Создаем слайд-шоу» Беседа, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся Подготовка проекта.  
Защита проекта. Беседа, защита проекта, выступления учащихся ПК, мультимедийный проектор, экран Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике).  
Итоговое тестирование. Контрольная работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся Повторить основные понятия курса информатики.  
Резерв учебного времени Беседа, практическая работа ПК учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся Творческое задание.  
Резерв учебного времени Выступления учащихся ПК учащихся Творческое задание.  

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс информатики 5 класса.





Информация вокруг нас.

Учащийся должен:

· понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

· приводить примеры древних и современных информационных носителей;

· классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

· определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

· определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

· различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

· запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

· работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

· вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

· соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик должен получить возможность:

· сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

· приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

· для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

· называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

· осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

· овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

· сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

· расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий.

Информация и информатика.

Учащийся должен:

· приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

· создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

· кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

· перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

· осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

· ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу).

Ученик должен получить возможность:

· научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

· сформировать представление о способах кодирования информации;

· преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

· научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

· познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

· выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей;

· научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

· научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

· расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Информационные технологии.

Учащийся должен:

· выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

· применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

· выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

· использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

· создавать и форматировать списки;

· создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

· создавать круговые и столбиковые диаграммы;

· применять простейший графический редактор для создания и редактирования

· простых рисунков;

· использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик должен получить возможность:

· создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

· осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

· оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

· видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

· научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

· научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.

Раздел V. УМК

Для учителя:

1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ, 5-7 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Для учащихся:

1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Наши рекомендации