Формат электронного сообщения

Сообщение, передаваемое по электронной почте, оформляется в соответствии с международными стандартами. Обязательным элементом электронного сообщения является почтовый адрес абонента, кому адресовано письмо, т.е. адрес получателя. Электронное письмо состоит из заголовка, своеобразного конверта, и следующего непосредственно за ним самого сообщения. Заголовок сообщения имеет следующие основные поля:

• От: имя отправителя и его электронный почтовый адрес.

• Кому: электронный адрес получателя (Обязательное поле).

• Копия: адреса тех, кому направлена копия этого сообщения.

• Скрытая: адреса тех, которым направлена скрытая копия этого сообщения.

• Тема: тема сообщения.

• Дата: дата и время отправки сообщения.

Строки заголовка От и Дата обычно формируются автоматически программными средствами почтовой системы. Строка Тема определяет тему переписки, - если пользователь не заполнил эту строку, то она может формироваться автоматически, например, быть перенесена из того письма, на которое пользователь дает ответ (с прибавлением префикса).

Не все эти строки обязательно должны присутствовать в заголовке. Кроме того, заголовок может содержать некоторые служебные строки, которые используются почтовой системой для специальных нужд.

Почтовые ящики

В системе электронной почты для каждого пользователя администратор создает отдельный почтовый ящик.

Извещение

Системы электронной почты могут извещать получателей о том, что на их имя поступило сообщение. При этом компьютер получателя подает звуковой, визуальный или тот и другой сигналы одновременно.

Подтверждение приема

Программа электронной почты может информировать отправителя о том, было ли получено и прочитано посланное им сообщение.

Ответ

Большинство систем e-mail предоставляет адресату возможность ответить на сообщение простым щелчком кнопки ответа, не вводя полный e-mail адрес. Пользователи могут сохранять сообщения от людей, с которыми они часто связываются, и не заботиться о деталях адресации, если в будущем возникнет необходимость вновь обменяться сообщениями.

Присоединенные файлы

Современные системы электронной почты позволяют пользователям присоединять к сообщениям не только текстовые файлы. Присоединения могут включать электронные таблицы, базы данных, графику, видео- и аудиозаписи.

Этикет электронной почты

Работа с электронной почтой вовлекает большое количество людей во взаимодействие друг с другом. Поэтому при работе с электронной почтой рекомендуется соблюдать некоторые несложные правила, защищающие интересы отправителя и адресата.

• При переписке соблюдайте правила достойного общения. Электронная почта не анонимна и источник сообщения можно легко вычислить.

• Рекомендуется указывать тему сообщения. Это позволит получателю рассортировать свою корреспонденцию.

• Читайте вашу почту. Регулярно просматривайте приходящую почту. Невежливо по отношению к отправителям копить сообщения, не отвечая на них. К тому же информация быстро устаревает и можно что-нибудь упустить.

• Не запрашивайте подтверждения о получении без особой надобности.

• Используйте отметки о важности сообщения только в случае его действительной важности [1].

Общее развитие электронной почты шло через развитие локального взаимодействия пользователей на многопользовательских системах. Пользователи могли, используя программу mail (или её эквивалент), пересылать друг другу сообщения. Следующий шаг был в возможности переслать сообщение пользователю на другой машине — для этого использовалось указание имени машины и имени пользователя на машине. Адрес мог записываться в виде foo!joe (пользователь joe на компьютере foo). В случае использования UUCP адрес пользователя включал в себя маршрут до пользователя через несколько промежуточных машин (например, gate1!gate2!foo!joe — письмо для joe через машину gate1, gate2 на машину foo). Недостатком такой адресации было то, что отправителю (или администратору машины, на которой работал отправитель) необходимо было знать точный путь до машины адресата.

После появления распределённой глобальной системы имён DNS, для указания адреса стали использоваться доменные имена — [email protected] — пользователь user на машине example.com. Одновременно с этим происходило переосмысление понятия «на машине»: для почты стали использоваться выделенные сервера, на которые не имели доступ обычные пользователи (только администраторы), а пользователи работали на своих машинах, при этом почта приходила не на рабочие машины пользователей, а на почтовый сервер, откуда пользователи забирали свою почту по различным сетевым протоколам (среди распространённых на настоящий момент — POP3, IMAP, RCP, веб-интерфейсы). Одновременно с появлением DNS была продумана система резервирования работы почтовых серверов, а доменное имя в почтовом адресе перестало быть именем конкретного компьютера и стало просто почтовым доменом, за обслуживание которого могли отвечать многие сервера (возможно, физически размещённые на разных континентах и в разных организациях).

Кроме того, существовали и другие системы электронной почты (некоторые из них существуют и сейчас), как-то Netmail в сети FidoNET, X.400 в сетях X.25 . Доступ к ним из интернет и обратно осуществляется через почтовый шлюз.

Информационная сеть WWW.

Каждый ресурс в Интернет имеет свой идентификатор местонахождения, или URL (Uniform Resource Locator). URL задает сервер, к которому надо обратиться, а также метод доступа и местонахождение ресурса на сервере.

URL состоит из нескольких частей: используемый протокол; двоеточие; адрес ресурса.

Адрес WWW-сервера Microsoft http://www.microsoft.com

Буквы http обозначают используемый протокол. Остаток строки: //www.microsoft.com – адрес компьютера.

Адрес FTP-сервера Microsoft: ftp://ftp.microsoft.com

Адрес Gopher-сервера: gopher://gopher.microsoft.com

Доменная система имен.

Кроме URL, каждый компьютер в Интернет, т.е. хост-компьютер, подключенный к физической сети, имеет уникальный IP-адрес (IP – Internet Protocol). Он состоит из четырех наборов цифр, разделенных точками: 198.46.8.34.

Поскольку эти числа трудно запомнить и набрать без ошибок, была создана доменная система имен (Domain Name System, DNS), в которой компьютер идентифицируется в форме system.domain, где system - имя компьютера, а domain обозначает структуру, в которую этот компьютер входит. Доменная система имен позволяет присваивать IP-адресам короткие понятные имена для определения местонахождения компьютера.

В примере с http://www.microsoft.com имя домена – www.microsoft.com. Часть полного имени перед первой точкой - это «личное» имя компьютера или тип ресурса, а остальное - имя структуры (домена), которая состоит из поддоменов (subdomain), имена которых разделяются точками. Последние три буквы DNS- адреса указывают тип домена [2].

Структура имени домена.

Верхний домен или верхний уровень существует двух типов: географический (территориальный) и тип учреждения. Второго типа доменов для США - шесть:

• .com Коммерческие организации

• .edu Образовательные учреждения

• .gov Правительственные учреждения (кроме военных)

• .mil Военные организации

• .net Сервисные центры Internet (Поставщики сетевых услуг)

• .org Организации (все остальные)

Примеры международных доменных обозначений:

• .by Беларусь

• .ru Россия

• .ua Украина

• .pl Польша

• .au Австралия

• .fr Франция

• .uk Великобритания

• .de Германия

Приведем пример адреса:

www.microsoft.com - адрес компьютера, который поддерживает WWW-сервер фирмы Microsoft [2].

WWW является одной из самых популярных информационных служб Internet. Две основные особенности отличают WWW : использование гипертекста и возможность клиентов взаимодействовать с другими приложениями Internet .

Гипертекст – текст, содержащий в себе связи с другими текстами, графической, видео- или звуковой информацией [4, c.251-260].

Внутри гипертекстового документа некоторые фрагменты текста четко выделены. Указание на них с помощью, например, мыши позволяет перейти на другую часть этого же документа, на другой документ в этом же компьютере или даже на документы на любом другом компьютере, подключенном к Internet .

Все серверы WWW используют специальный язык HTML (Hypertext Markup Language - язык разметки гипертекста). HTML -документы представляют собой текстовые файлы, в которые встроены специальные команды.

WWW обеспечивает доступ к сети как клиентам, требующим только текстовый режим, так и клиентам, предпочитающим работу в режиме графики. В первом случае используется программа Lynx , во втором – Mosaic . Отображенный на экране гипертекст представляет собой сочетание алфавитно-цифровой информации в различных форматах и стилях и некоторые графические изображения – картинки.

Связь между гипертекстовыми документами осуществляется с помощью ключевых слов. Найдя ключевое слово, пользователь может перейти в другой документ, чтобы получить дополнительную информацию. Новый документ также будет иметь гипертекстовые ссылки [4, c. 321-325].

Работать с гипертекстами предпочтительнее на рабочей станции клиента, подключенной к одному из Web -серверов, чем на страницах учебника, поэтому изложенный материал можно считать первым шагом к познанию службы WWW .

Работая с Web -сервером, можно выполнить удаленное подключение Telnet, послать абонентам сети электронную почту, получить файлы с помощью FTP -анонима и выполнить ряд других приложений (прикладных программ) Internet .Это дает возможность считать WWW интегральной службой Internet.

Создание страниц WWW .

Так как создание собственного сервера WWW является сложным и дорогостоящим, то многие пользователи сети Internet могут размещать свою информацию на уже существующих серверах. Собственные страницы WWW можно создавать с помощью таких средств, как Microsoft Internet Assistant for Word и Netscape Navigator Gold . Редактор страниц Microsoft Internet Assistant представляет собой набор макрокоманд, на базе которого создаются документы HTML .

В диалоговом режиме пользователь может создать свой документ. Редактор при этом обеспечивает:

• ввод заголовка документа;

• вставку графического изображения или видеофрагмента;

• вставку гипертекстовой ссылки;

• вставку закладки;

• просмотр страниц WWW .

Редактор, встроенный в навигатор Netscape Navigator Gold , содержит средства для работы с языком JAVA . Этот язык позволяет интерпретировать программы, полученные из сети, на локальном компьютере пользователя. JAVA – язык объектно-ориентированного программирования. Он используется для передового способа создания приложений для Internet – программирования аплетов (аплет – небольшое приложение). С помощью аплетов можно создавать динамичные Web -страницы.

Служба Gopher

Эта служба Internet выполняет функции, аналогичные WWW. Вся информация на Gopher -сервере хранится в виде дерева данных (или иерархической системы меню). Начальный каталог Gopher является вершиной этого дерева, а все остальные каталоги и файлы представляются элементами меню. Строка главного меню представляет собой либо подменю, либо файл [4, c. 428-432].

Gopher поддерживает разные типы файлов – текстовые, звуковые, программные и т.д.

Телеконференции Usenet

Система Usenet была разработана для перемещения новостей между компьютерами по всему миру. В дальнейшем она практически полностью интегрировалась в Internet , и теперь Internet обеспечивает распространение всех ее сообщений. Серверы Usenet имеют средства для разделения телеконференций по темам.

Телеконференции – дискуссионные группы, входящие в состав Usenet .

Телеконференции организованы по иерархическому принципу, и для верхнего уровня выбраны семь основных рубрик. В свою очередь, каждая из них охватывает сотни подгрупп. Образуется древовидная структура, напоминающая организацию файловой системы. Из числа основных рубрик следует выделить:

сотр – темы, связанные с компьютерами;

sci – темы из области научных исследований;

news – информация и новости Usenet ;

soc – социальная тематика;

talk – дискуссии.

Существуют, кроме того, специальные рубрики и региональное разделение телеконференций.

Управляют доступом к службе Usenet специальные программы, позволяющие выбирать телеконференции, работать с цепочками сообщений и читать сообщения и ответы на них. Эти программы выполняют такую функцию, как подписка на телеконференции. Если пользователь не вводит никаких ограничений, то по умолчанию производится подписка на все телеконференции, с которыми имеет связь его хост-компьютер. Программа также позволяет сделать тематический выбор и обеспечит пользователя сообщениями по интересующему его направлению.

При участии в какой-либо телеконференции любой абонент может направить свое сообщение по интересующей его теме.

Существуют два способа выполнения этой процедуры:

посылка непосредственного ответа автору статьи по адресу его электронной почты;

предоставление своего сообщения в распоряжение всех участников телеконференции.

Второй способ обозначается термином " Follow - up ".

После электронной почты Usenet является самой популярной службой глобальной сети Internet .

Передача файлов с помощью протокола FTP

Назначение электронной почты – прежде всего обмен текстовой информацией между различными компьютерными системами. Не меньший интерес для пользователей сети Internet представляет обмен отдельными файлами и целыми программами.

Для того чтобы обеспечить перемещение данных между различными операционными системами, которые могут встретиться в Internet , используется протокол FTP ( File Transfer Protocol ), работающий независимо от применяемого оборудования. Протокол обеспечивает способ перемещения файлов между двумя компьютерами и позволяет абоненту сети Internet получить в свое распоряжение множество файлов. Пользователь получает доступ к различным файлам и программам, хранящимся на компьютерах, подключенных к сети [4, c. 523-525].

Программа, реализующая этот протокол, позволяет установить связь с одним из множества FTP -серверов в Internet.

FTP -сервер – компьютер, на котором содержатся файлы, предназначенные для открытого доступа.

Программа FTP -клиент не только реализует протокол передачи данных, но и поддерживает набор команд, которые используются для просмотра каталога FTP -сервера, поиска файлов и управления перемещением данных.

Для установки связи с FTP -сервером пользователь при работе в Unix или MS DOS должен ввести команду ftp , а затем адрес или доменное имя его.

Если связь установлена, появится приглашение ввести имя пользователя. Пользователь, не зарегистрированный на сервере, может представиться именем " anonymus " и получит доступ к определенным файлам и программам. Если будет запрошен пароль, можно ввести свой адрес электронной почты. Поступившее после выполнения этих процедур приглашение позволяет работать с FTP -сервером.

Основной режим передачи файлов – передача в коде ASCII . Для передачи двоичных файлов необходимо ввести команду binary. Для определения активного режима необходимо ввести команду status .

Так как большинство FTP-серверов работает под управлением операционной системы Unix, то технология работы в этой системе требует введения команд из командной строки компьютера и несколько затрудняет действия пользователя в этом режиме.

Операционная система Windows 95 позволяет работать с программой WS _ FTP, что обеспечивает более удобный способ работы с серверами FTP . Еще один способ работы основан на использовании приложений – навигаторов WWW , таких, как Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator .

Информационные технологии электронного бизнеса.

Сегодня мы становимся свидетелями рождения нового сектора в экономике, который все чаще называют электронным бизнесом, Интернет-экономикой, Интернет-бизнесом, электронной коммерцией (ЭК). Темпы развития этого сектора высоки, его оборот ежегодно удваивается. По данным Центра исследования электронной коммерции, функционирующего под эгидой Высшей школы бизнеса Университета штата Техас, суммарный доход компаний, предлагающих услуги через Интернет, а также занимающихся технической поддержкой Сети, превышает 500 млрд. долл. Многие фирмы используют "Всемирную паутину" (Web), как транспортную среду для осуществления товарных и финансовых операций [3, c. 51-60].

На мировом рынке Интернет-коммерции доминируют США (примерно 73% всего оборота). На долю Европы приходится лишь 16%, а на азиатские страны — 7%, все остальные регионы — 4%.

Доля рынка ЭК не только в Восточной Сибири, но и в России невелика, поэтому о существенном влиянии на экономику говорить пока рано, хотя все современные виды электронной коммерции уже существуют и в России.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием электронной коммерции. Существует несколько определений электронной коммерции. С одной стороны, это получение прибыли от ведения хозяйственной деятельности по предоставлению новых видов электронных услуг, продажи компьютерной техники и программного обеспечения. С другой стороны, под электронной коммерцией понимается проведение операций с партнерами и клиентами, а также различные платежи и расчеты с использованием новых информационных сред и различного рода электронных сетей. В данном аспекте нас интересует второй случай.

Более строгое определение электронной коммерции дано в специальном документе Администрации президента США, объявляющем мораторий на дополнительное налогообложение сделок, заключенных через Интернет. В нем электронной коммерцией (ЭК) называется любая транзакция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования вещественным товаром или услугой было передано от одного лица к другому. Данное определение на наш взгляд является наиболее полным.

Рассмотрим основные понятия, связанные с электронной коммерцией.

Такой вид ЭК как B2B (Business-to-Business) или бизнес-бизнес — представляет собой ЭК между предприятиями, основной особенностью этого вида ЭК является автоматическое взаимодействие в электронном виде систем управления предприятием.

B2C (Business-to-Consumer, Customer) или бизнес-потребитель — вид ЭК, связанный с электронными коммерческими операциями, производимыми между предприятием и потребителями. Предприятия на базе Интернета конкурируют или сотрудничают с традиционными предприятиями в сфере розничной торговли. Функционируют они следующим образом. Компания-продавец размещает на своем Web узле интерфейс, с помощью которого потребитель может разместить заказ в ее системе управления предприятием. Системы ЭК позволяют покупателю не общаться с продавцом, не тратить время на беготню по магазинам, иметь более полную информацию о товарах. Продавец, в свою очередь, может быстрее реагировать на изменение спроса, анализировать поведение покупателей, экономить средства на персонале, аренде помещений.

Преимуществами использования ЭК можно назвать следующие.

• Простота развертывания приложений и управление ими. Использовать Web достаточно просто. Покупателям следует лишь освоить программу для просмотра, и они сразу получают доступ к средствам электронной торговли.

• Уменьшение времени на доставку информации о товаре потребителю — одно из необходимых условий ведения успешной торговли.

• Сокращение числа промежуточных звеньев (посредников), установление прямой связи производитель — покупатель.

• Уменьшение затрат времени на приобретение необходимого товара.

• Неограниченный рост числа потенциальных заказчиков. При использовании Интернет вы можете расширить рынок сбыта за счет зарубежных покупателей.

• Информацию о товаре вы можете представлять в различном виде. Web позволяет передавать не только текст, графику, но и видео, голос.

• Возможность проводить анализ спроса, предпочтений для планирования своей деятельности.

• Возможность идентифицировать покупателя.

• Сокращение затрат на персонал и аренду помещений.

• Возможность круглосуточного доступа [3, c. 80-91].

Если на западе системы доставки, платежей, торговли по каталогам, автоматизации предприятий и стандартов ЭК складывались годами, то у нас все это находится в стадии зарождения. Всего же в сегменте Интернета, охватывающего страны СНГ, существует более 600 сайтов, их можно увидеть в каталоге на сайте Magazin.ru, предлагающих различные платные услуги. Заметим, что большинство из них электронной коммерции, в строгом смысле этого слова не ведут, так как они не интегрированы с системой автоматизации предприятия, не позволяют осуществлять онлайновые платежи, требуют участия менеджера на тех или иных фазах оформления покупки.

В любой стране, если пользователей Интернета менее 10% населения, развивать направление B2C очень сложно. По России этот показатель на 1 января 2003г. составил 4,2%, по Москве около 10%. Создание полноценного Интернет-магазина стоит не менее 10 тыс. долл. У многих фирм таких денег нет, но они могут воспользоваться услугами таких фирм как "АйТи" и Tops, которые предлагают в аренду законченную инфраструктуру для открытия Интернет-магазинов на своих "торговых рядах" ( www.imbs.ru, www.ipassage.ru ). Аренда магазина в "торговых рядах" Tops обходится владельцам в 150 долл. в месяц.

Электронные магазины - не единственный путь оказания услуг через Интернет. Популярны сегодня аукционы, финансовые, банковские услуги, туристические, медицинские, страховые, платные информационные сервисы, онлайновая оплата счетов. 1999 г. был отмечен расцветом Web-аукционов. Например на eBay было заключено 3 млн. аукционных сделок, на Yahoo ‑ 1 млн. Обороты же отечественных аукционов (www.molotok.ru, www.stavka.ru) пока невелики, и цены на них ненамного ниже чем в магазинах.

Финансовые и банковские услуги

Финансовые и банковские услуги в Интернет представлены несколькими направлениями: Интернет-торговля ценными бумагами, телебанкинг, онлайновое предоставление залоговых кредитов и т.п. Как и другие сферы электронного бизнеса, эта сфера быстро развивается. Онлайновые услуги предлагают практически все банки США, по отчетам British Telecom неплохо обстоит дело в Германии и Франции. Значительно отстают в предос­тавлении Интернет-услуг банки Великобритании, на начало 2000г. там было зарегистрировано всего 10 банковских Web-узлов.

Перенос услуг страхования в Интернет пока идет очень медленно, страховые компании неохотно вкладывают деньги в Интернет.

В настоящее время в российской части Интернета преобладает модель ЭК, ориентированная на потребительский рынок, т.е. B2C, но есть и интересные решения, которые можно отнести к модели B2B [3, c. 112-123].

WWW,W3

WWW,W3 - система для доступа к гипертекстовой и гипермедиа-информации (как, впрочем, и к любой другой, но соль именно в "гипер"). Изначально проект WWW зародился в CERN, европейском центре физики высоких энергий в 1990, но со временем перерос рамки сообщества ученых-физиков. Первые программы, демонстрирующие работу системы, были закончены в 1992 году для компьютера NeXT. За несколько лет, прошедших с тех пор, система WWW совершила победоносное шествие практически по всем операционным платформам, включая самые примитивные (MS-DOS). "Отец" W3, Тим Бернерс-Ли, сейчас является руководителем консорциума W3O, W3 Organization, основанного CERN и MIT (Масачусетский технологический институт) в 1994 году для развития и стандартизации W3. В феврале 1995 года СERN вышел из консорциума, мотивируя это необходимостью сосредоточить все усилия на чисто физических проектах. Преемником CERN стал французский национальный компьютерный центр INRIA.

Видимо, пришло время расшифровать название. WWW, World Wide Webпереводится как "всемирная паутина". В этом названии кроется глубокий смысл.

"Рабочее пространство" W3 - Internet. Это не означает, что W3 и Internet не могут обойтись друг без друга. Нет, вполне возможно использовать WWW в качестве локальной информационной системы. Более того, форматы данных и протоколы не имеют никакой привязки к технологической основе сети (IP). Однако всякая информационная система, помимо технических характеристик, сильна (или слаба) своим содержанием и пользовательским интерфейсом. Так уж получилось, что именно сеть Internet, являясь транспортом, в силу своего размера, открытости и структуры, сделала W3 глобальной реальностью, а миллионы пользователей совместно наполнили Web мириадами документов.

Причины успеха просты - дружественный интерфейс, легкость навигации в Internet, способность легко интегрировать мультимедиа-объекты и решение типа "все в одном" - типичный навигатор (browser) является клиентом для почти всех популярных информационных служб в Internet. Web фантастически популярен и растет даже быстрее Internet.

Последние цифры утверждают, что число WWW-серверов превысило 100 тысяч. Статистические оценки гласят, что в среднем каждый сервер содержит более тысячи документов.

Надо отметить, что идея распределенного гипертекста носилась в воздухе. Например, можно отметить проект одного из австрийских университетов Hyper-G. С точки зрения автора своим успехом WWW в очень большой степени обязана NCSA, разработавшему популярнейший в прошлом WWW-навигатор с графическими способностями. В начале 1993 года NCSA, National Center for Supercomputing Applications, Национальный центр суперкомпьютерных приложений при университете штата Иллинойс в Урбана-Шампань выпустил в свет первую версию Mosaic - W3-навигатора, которому было суждено завоевать мир. В свое время Mosaic прозвали "Internet killer application" (в смысле хит, бестселлер Интернет), и она была доступна практически для всех клонов Unix и для MS-Windows. Еще год назад Мозаика была основным (68%) инструментом для пользователей W3. С тех пор многое изменилось.

Следующий большой этап ‑ образование компании Netscape Communications Corp. (NS) и выпуск этой компанией нового навигатора. Между бесплатным навигатором Mosaic и Netscape Navigator (далее просто Netscape) существует некая генеалогическая связь. Дело в том, что их написали одни и те же люди, в большинстве своем ныне работающие в Netscape Communications Corporation. Сейчас такое высказывание, может быть, не совсем точно, так как в команду Mosaic влились новые программисты вместо ушедших. Последняя из версий Netscape стоит $59 и для российских пользователей она доступна в составе интегрированного пакета для работы с Россией-Он-Лайн", подразделением ISP Sovam Teleport. С начала 1996-го года и Relcom и Demos начали распространение Netscape. Первые версии Netscape распространялись бесплатно и ими до сих пор многие пользуются.

Последние версии, как уже упоминалось, бесплатны для образовательных и бесприбыльных организаций. Кроме того, вы можете "оценивать" Netscape Navigator последней версии в течение 3-х месяцев с тем, чтобы принять решение - покупать или не покупать, так что у вас есть лазейка. Правда, Netscape - действительно лучший продукт в своем классе и после него довольно неприятно переходить к худшим WWW-навигаторам. Поэтому вам рекомендуется достать (ftp.netscape.com, анонимный FTP) Netscape и пробовать ее насколько позволяет лицензия, а там видно будет. Ближайшее зеркало (копия) архива Netscape в Европе

ftp://ftp.luth.se/pub/infosystems/www/netscape/

Netscape Corp., помимо разработки навигатора занимается поставкой WWW-серверов, средств разработки гипертекста, решением проблем безопасной передачи данных поверх публичных сетей и т.д.

В августе 1995 года состоялось размещение акций этой компании на беспрецедентно огромную сумму в 3 млрд. долларов. Вчерашний студент и ведущий разработчик сначала NCSA Mosaic, а теперь Netscape, Марк Андрессен в мгновение стал мультимиллионером (пока, правда, больше на бумаге). Эти цифры дают приблизительное понятие о том, как биржа оценивает существующий и потенциальный информационный рынок.

Российский рынок пока не столь развит, но его потенциальная емкость вряд ли меньше. На январь 96-го доступны около 150 российских HTTP-серверов, но профессиональным размещением рекламной и коммерчески значимой информации занимаются несколько фирм. Это Институт коммерческой инженерии (www.fe.msk.ru), "Россия Он-Лайн" (ROL) известного ISP Совам Телепорт(www.roline.ru) и "Демос+" (www.demos.ru), причем последняя фирма весьма амбициозно зарегистрировала доменное имя www.ru.

В сущности, для фирм и организаций размещение информации о себе в системе WWW есть еще одна недорогая форма рекламы и поддержки своих потребителей и покупателей.

Кто же пользуется WWW ?

Формат электронного сообщения - student2.ru

Рис.1. Профессии пользователей WWW

Динамика изменений в составе пользователей Web за последние полгода очень показательна.

Наполовину (c 50% до 26%) упала доля людей, получивших доступ к WWW из университетов и с рабочего места. Аудитория постарела на 4 года, возрос средний доход и увеличилось количество людей не связанных с компьютерами. Это свидетельствует, что из игрушки для близких к компьютерам молодых и юных специалистов WWW превратился в инструмент и справочник для верхнего среднего класса, людей далеких от техники, но интересующихся новыми технологиями. В США происходит нечто, что можно легко назвать массовой WWW-истерией, буквально каждая компания считает необходимым иметь свою WWW-страничку в Интернет. Для Интернет приближается "время домохозяек", время, когда поход за макаронами будет заменяться на щелканье мышью во время прогулки по виртуальному магазину.

Для чего используется WWW ?

Формат электронного сообщения - student2.ru

Рис. 2. Пристрастия пользователей WWW

Распределение пользовательских предпочтений показано на Рис.2. Так как каждый человек использует WWW не для одной, но для многих целей, то сумма превышает 100%.

Попав в паутину, люди проводят там довольно много времени - в среднем 7 часов в неделю. 72% пользователей заглядывают в WWW по крайней мере раз в день. WWW-навигаторы заменяют и, судя по всему, окончательно заменят специализированных клиентов для FTP, GOPHER и т.д.

Радостная весть состоит в том, что языку WWW - HTML, довольно легко обучиться - 80% опрошенных потратили на это менее 6 часов.

Архитектура

Система в целом состоит из следующих компонент:

Язык гипертекстовой разметки HTML

Протокол передачи гипертекста HTTP

Спецификаций на типы данных в Internet (Internet Media Types)

Системы WWW-адресации (URL, URN, URI etc.)

HTML

Язык HTML, как уже упоминалось ранее, очень прост. Разработчики WWW и позже консорциум W3O стремятся оформить HTML как DTD (Document Type Definition) в терминах SGML (Standard Generalized Markup Language), ISO-стандарта для обработки документов. Чисто с практической точки зрения HTML представляет собой разметку, сделанную обычными английскими словами внутри документа.

HTML был разработан для того, чтобы выделить в документах логическую структуру.

HTTP

Протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol) также в высшей степени прост, что даже иногда вредит организации информационного сервиса. Это правила общения между навигатором и WWW-сервером. Одна сессия легко укладывается в схему запрос-ответ. В простейшем случае навигатор требует некий документ, и сервер его выдает. С одной стороны, такая простота - вещь хорошая, с другой - это влечет за собой дополнительные накладные расходы и, следовательно, временные задержки и неэффективность.

Адресация, URL

Эта аббревиатура расшифровывается как Uniform Resource Locator, что можно вольно перевести, как "единый указатель на ресурс". Практически, это адрес документа. В обсуждениях WWW можно наткнуться на термины URN и URI, которые являются скорее заранее заготовленными терминами для блистательного будущего, но абсолютно бессмысленны в жизни. Подробная спецификация на URL может быть найдена в RFC1738. Здесь же мы ограничимся простым перечислением наиболее распространенных указателей.

Типичный для URL вид:

протокол://полное.имя.машины.или.адрес:порт/путь

Здесь "протокол" принимает значения:

http - передача гипертекста; ftp - протокол передачи файлов; telnet - терминальный доступ; gopher- еще одно очень популярное в Internet приложение;

Параметр "порт" можно не указывать и тогда подразумевается порт, стандартный для данного протокола (см. RFC1340). Для ftp используются порты 20 и 21, для http - 80, для telnet - 23, для gopher - 70, news - 119 и т.д.

Примеры URL

http://xxx.lanl.gov:8000/ http://info.cern.ch/ ftp://ftp.kiae.su/unix/ telnet://whitehouse.gov:23}

Параметр "путь" специфичен для каждого протокола, например, для ftp - это путь в файловой системе. Похожий смысл (но не синтаксис !) имеет этот параметр и для других протоколов.

MIME

Согласование типов передаваемых в рамках WWW документов производится с помощью заголовков, которыми обмениваются навигатор и WWW-сервер. Весь комплекс этих заголовков известен как MIME, Multipurpose Internet Mail Extensions. Это означает "многоцелевые расширения почты в Интернет", и следы MIME можно видеть во многих электронных письмах, даже в странноватых, замкнутых на себя почтовых системах производства компаний типа Lotus или Microsoft.

Заголовки

Content-Transfer-Encoding: iso8859-5   Content-Length: 8674

и, уж безусловно,

  MIME-Version: 1.0

есть несомненный признак MIME.

Сами типы документов специфицированы в RFC, описывающем так называемые "типы данных в Internet" (Internet Media Types).

Навигатор просто-таки должен знать, какого типа документ он получает, ведь он должен его интерпретировать, показывать и вообще что-то с ним делать.

Навигаторы предоставляют пользователю возможность указывать внешние программы-интерпретаторы для разных типов документов.

Для внесения в WWW возможности интерактивного диалога с пользователем и создания динамических документов имеется ряд способов, частично стандартизованных, частично нет. Это такие средства, как

CGI - часть HTML, создание интерактивных форм, создание документов, как вывод программ. По настоящему полезные формы профессионального уровня все же создавать в рамках CGI невозможно. Этому мешают бедность средств CGI и свойства (statelessness) протокола HTTP.

SSI, SSI+ - нестандартизованные расширения серверов, например, доступ к БД через ODBC без программирования

Таким образом, мы видим, что WWW представляет собой систему:

- открытую (ВСЕ спецификации, протоколы и т.д. опубликованы и доступны бесплатно);

- масштабируемую (система адресации);

- легко интегрируемую и расширяемую (MIME, внешние интерпретаторы);

Программы для WWW

Browsers

Распределение пользователей WWW по платформам приблизительно напоминает разделение рынка между операционными системами:

Формат электронного сообщения - student2.ru

Рис.3. WWW-платформы

Посмотрите, какими навигаторами предпочитают пользоваться путешественники по паутине:

Формат электронного сообщения - student2.ru

Рис. 4. Популярность навигаторов

Это несколько устаревшая статистика, которая, тем не менее, приблизительно соответствует и нынешнему моменту. Реально на рынке навигаторов с огромным отрывом доминирует Netscape Navigator. Попытки конкурентов, среди которых можно отметить Microsoft Internet Explorer и Oracle PowerBrowser, остаются практически бесполезными. Некоторое влияние остается у NCSA Mosaic.

Cервера

Среди WWW-серверов доминируют системы на основе Unix-серверов (70%), в основном freeware. Свободно распространяемые сервера составляют около 80%. Около 10% рынка удалось захватить Netscape Comm. Corp. (сервер довольно дорого стоит), опираясь на реализацию шифрования, дающую возможность торговать поверх Internet. В последнее время все большую популярность приобретает Microsoft Internet Information Server, IIS, для NT Server (бесплатно). IBM выпускает для этой же платформы Internet Connection Server (бесплатно). На Unix-платформе приблизительно в равных, довольно больших долях присутствуют сервера NCSA и Apache, причем существует реализация Apache-SSL (с шифрованием).

Направление развития состоит в том, что производитель операционной системы, поставщик "железа" или прикладной системы поставляет интегрированное решение для WWW-сервера.

Примерами тому Microsoft, SGI, Oracle и т.д. Кстати, среди производителей СУБД, Oracle наиболее быстро и полно отреагировала на требования рынка, включив в свои каталоги Webserver option для Oracle 7.x.

Видимо в будущем все большая часть серверов будет работать под управлением Windows NT, Unix-платформы будут монотонно убывать, сопротивляясь.

Tools

Существуют две основные категории вспомогательных программ для поддержки WWW - к

Наши рекомендации