После изучения темы учащиеся должны
· знать:
- структуру программного обеспечения;
- понятие и термины: программное обеспечение (ПО), базовое ПО, системное ПО, операционная система, интерфейс, драйвер, утилиты, прикладное ПО, системы программирования;
· уметь:
- отделять задачи системного характера от задач прикладного характера;
- понимать с помощью, каких программных средств, какие информационные задачи можно решать.
Типология методов обучения:объяснительно-иллюстративный.
Форма урока:школьная лекция.
Форма организация познавательной деятельности:фронтальная.
Средства обучения:
- учебник И.Г. Семакин. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001; §§ 10,11.
- компьютеры с установленной операционной системой MS DOS, Windows XP и операционной оболочкой Norton Commander.
План изучения нового материала:
1. Понятие «программное обеспечение».
2. Базовое программное обеспечение и его назначение.
3. Системное программное обеспечение и его назначение.
4. Назначение программ прикладного программного обеспечения.
5. Системы программирования.
Прием изложения новой темы:объяснение с элементами описания.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | 1,5 мин. | 1. Определение темы урока, целей урока. 2. Требования к оформлению опорного конспекта и записи основных определений. | 1. Мотивация познавательной деятельности. 2. Актуализация знаний учащихся. |
Изучение нового материала с элементами повторения ранее изученных понятий | 34 мин. | 1. Понятие «программное обеспечение» - объяснение учителя; - повторение понятий: внешняя память компьютера. | Работа с учебником, осмысление понятия. |
2. Базовое программное обеспечение и его назначение - объяснение учителя; - повторение понятий: ПЗУ, внутренняя память компьютера. | Запись в тетради опорного конспекта, осмысление понятий. | ||
3. Системное программное обеспечение и его назначение - объяснение учителя: · понятие системного ПО; · понятие операционной системы и ее назначение; · типы ОС; - демонстрация элементов работы неграфической ОС MS DOS и неграфической оболочки NC, графической ОС Windows XP; - объяснение учителя: · антивирусные программы и их назначение; · программы архиваторы и их назначение; · драйвера и их назначение; · утилиты и их назначение. | Запись в тетради опорного конспекта. Работа с учебником. Анализ алгоритма работы ОС с компьютерной игрой. Сравнение возможностей неграфической и графической ОС. Запись определений в тетрадь, осмысление понятий. | ||
4. Назначение программ прикладного программного обеспечения - объяснение учителя: · понятие прикладного ПО; · текстовые редакторы и процессоры; · графические редакторы; · СУБД; · табличные процессоры; · бухгалтерские программы; · обучающие программы; · тестирующие программы; · компьютерные игры, … | Запись в тетради опорного конспекта. Классификация программ, относящихся к прикладному ПО. | ||
5. Системы программирования - объяснение учителя; - организация работы с учебником. | Работа с учебником. | ||
Домашнее задание | 1 мин. | 1. Учебник - §§ 10, 11, ответить на вопросы к параграфам. 2. Дописать опорный конспект (примеры программ прикладного ПО, примеры систем программирования), используя учебник и дополнительную литературу – всем учащимся. 3. Составить структуру программного обеспечения домашнего ПК – учащимся, которые имеют компьютеры. | Работа с дневником. |
Рефлексия | 3,5 мин. | 1. Мотивация значимости данной темы в ряду других тем раздела «Первое знакомство с компьютером». 2. Фронтальный опрос с использованием технологии тестирования 2.1. Программное обеспечение компьютера делится на виды: 1) операционное и инструментальное; 2) операционные системы и операционные оболочки; 3) обучающие программы и прикладные программы; 4) системное, системы программирования, прикладное, базовое. 2.2. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав: 1) прикладного программного обеспечения; 2) системного программного обеспечения; 3) систем программирования; 4) уникального программного обеспечения. 2.3. В прикладное ПО входят: 1) языки программирования; 2) операционные системы; 3) совокупность всех программ, установленных на компьютере; 4) текстовые редакторы. 2.4. Операционная система - это: 1) совокупность основных устройств компьютера; 2) система программирования; 3) комплекс программ, управляющих работой компьютера; 4) программа для уничтожения компьютерных вирусов. | Мотивация. Определение классификации ПО. Определение вида программного обеспечения. Выделение программ прикладного характера из программ системного характера и систем программирования. Определение понятия ОС. |
В тетрадях учащихся должен быть записан следующий опорный конспект и определения
Определения:
Программное обеспечение – это вся совокупность программ, хранящихся на всех устройствах внешней памяти компьютера.
Операционная система – это набор программ, управляющих работой компьютера.
Интерфейс – это способ общения программы с пользователем (это набор правил, с помощью которых пользователь управляет работой компьютера; это методы и средства взаимодействия пользователя с аппаратными и программными средствами).
Драйвер– это специальная программа, которая обеспечивает управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяет производить настройку некоторых параметров устройств (это программа, предназначенная для обслуживания работы какого–либо устройства; это конкретные программы, отвечающие за взаимодействие с конкретными устройствами).
Утилиты – это служебные программы, которые используются для расширения или улучшения функций системных программ, основное их назначение состоит в автоматизации работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы (это специальные служебные программы, предназначенные для улучшения и других возможностей операционной системы).
Примеры проектов уроков, разработанные учителями МОУ СОШ №2 г. Чебаркуля
· 4 класс. Окружающий мир. Тема «Невидимая сила». Учитель Ветчинникова О.П.
· 10 класс. Информатика и ИКТ. Тема «Компьютерная графика». Учитель Выходец Л.А.
· 9 класс. «Мой выбор». Тема «Мое здоровье. Мой выбор не курить». Учитель Игонченкова Т.В.
· 9 класс. «Мой выбор». Тема «Четвертая власть. Роль СМИ в жизни общества». Учитель Игонченкова Т.В.
· 9 класс. «Мой выбор». Тема «Учимся строить отношения. Что такое конфликт». Учитель Игонченкова Т.В.
· 9 класс. История России. Тема «Основные фронты Великой Отечественной войны». Учитель Третьякова Т.Н.
· 9 класс. История России. Тема «Советско-германские отношения накануне войны. Фашистское нашествие». Учитель Третьякова Т.Н.
· 9 класс. История России. Тема «Южный Урал в годы войны. Южноуральцы – герои войны». Учитель Третьякова Т.Н.