Вопрос №1. Информация и информационные технологии.
Практика по Информатике
Задание № 8
Студент группы № 614 Готовцев Антон Евгеньевич
Руководитель: Парамонова Надежда Николаевна
Санкт-Петербург 2012г.
Вопрос №1. Информация и информационные технологии.
Информация
Информация (от лат. informatio — формирование как выявление своей сущности, разъяснение, изложение, осведомление) — значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой.
В современной науке рассматриваются два вида информации:
§ Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.
§ Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством[2].
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.
С точки зрения Грегори Бейтсона, элементарная единица информации это "небезразличное различие" (thedifferencethatmakes a difference) или действенное различие для какой-то большей воспринимающей системы. Те различия которые не воспринимаются он называет "потенциальными", а воспринимаемые - "действенными". "Информация состоит из небезразличных различий"(с) "Любое восприятие информации с необходимостью является получением сведений о различии"(с)
С точки зрения информатики, информация обладает рядом фундаментальных свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и др.
Анализом И. занимается, прежде всего, наука логика.
Информацию можно разделить на виды по разным критериям:
§ по истинности
§ истинная
§ ложная
§ по способу восприятия
§ Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
§ Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
§ Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
§ Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
§ Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
§ по форме представления
§ Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
§ Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
§ Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
§ Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
§ по назначению
§ Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
§ Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
§ Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
§ Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
§ по значению
§ Актуальная - информация, ценная в данный момент времени.
§ Достоверная - информация, полученная без искажений.
§ Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
§ Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
§ Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Информационные технологии
Информационные технологии -(ИТ, от англ. informationtechnology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.
Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средства коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для экономии затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.
Системная шина
Системная шина — это «паутина», соединяющая между собой все устройства и отвечающая за передачу информации между ними. Расположена она на материнской плате и внешне не видна. Системная шина — это набор проводников (металлизированных дорожек на материнской плате), по которым передается информация в виде электрических сигналов.
Чем выше тактовая частота системной шины, тем быстрее будет осуществляться передача информации между устройствами и, как следствие, увеличится общая производительность компьютера, т. е. повысится скорость компьютера.
В персональных компьютерах используются системные шины стандартов ISA, EISA, VESA, VLB и PCI. ISA, EISA, VESA и VLB, которые в настоящее время являются устаревшими и не выпускаются на современных материнских платах. Сегодня самой распространенной является шина PCI.
Существуют и специализированные шины, например внутренние шины процессоров или шина для подключения видеоадаптеров — AGP.
Все стандарты различаются как по числу и использованию сигналов, так и по протоколам их обслуживания.
Шина входит в состав материнской платы, на которой располагаются ее проводники и разъемы (слоты) для подключения плат адаптеров устройств (видеокарты, звуковые карты, внутренние модемы, накопители информации, устройства ввода/вывода и т. д.) и расширений базовой конфигурации (дополнительные пустующие разъемы).
Существуют 16- и 32-разрядные, высокопроизводительные (VESA, VLB, AGP и PCI с тактовой частотой более 16 МГц) и низкопроизводительные (ISA и EISA с тактовой частотой 8 и 16 МГц) системные шины. Также шины, разработанные по современным стандартам (VESA, VLB и PCI), допускают подключение нескольких одинаковых устройств, например нескольких жестких дисков, а шина PCI обеспечивает самоконфигурируемость периферийного (дополнительного) оборудования — поддержку стандарта PlugandPlay, исключающего ручную конфигурацию аппаратных параметров периферийного оборудования при его изменении или наращивании. Операционная система, поддерживающая этот стандарт, сама настраивает оборудование, подключенное по шине PCI, без вмешательства пользователя.
Имеются как 64-разрядные расширения шины PCI, так и 32-разрядные, работающие на частоте 66 МГц.
Командные языки
Ключевые слова командных языков означают понимаемые компьютером команды. Предложения на командном языке заставляют компьютер выполнять те или иные операции вместо пользователя, например, выполнить программу, напечатать документ, установить дату, время, и т.д. Такие языки предназначены немного автоматизировать труд пользователей и, как правило, столь же просты, как командные языки кинологов.
Виды командных языков:
1. Bourne-shell -является наиболее распространенным командным языком (и одновременно командным интерпретатором) системы UNIX. Вот основные определения языка Bourne-shell
2.C-shell.
Командный язык C-shellглавным образом отличается от Bourne-shell тем, что его синтаксис приближен к синтаксису языка Си (это, конечно, не означает действительной близости языков). В основном, C-shell включает в себя функциональные возможности Bourne-shell. Если не вдаваться в детали, то реальными отличиями C-shellот Bourne-shell является поддержка протокола (файла истории) и псевдонимов.
3.Korn-shell
Если C-shell является синтаксической вариацией командного языка семейства shell по направлению к языку программирования Си, то Korn-shell - это непосредственный последователь Bourne-shell.
Текстовые редакторы
· Документы бумажные и электронные
· Форматирование абзацев.
· Форматирование шрифта (символов)
· Форматы текстовых файлов.
Для обработки текстовой информации на компьютере используются текстовые редакторы. Текстовые редакторы позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.
Блокнот
Microsoft Word
StarOffice Writer
Adobe PageMaker
MicrosoftOfficePublisher
MicrosoftFrontPage
Текстовые редакторы— это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).
Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.
Форматирование — это оформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержит специальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображать на экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно быть начертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки. Форматированные и неформатированные тексты несколько различаются по своей природе. Это различие надо понимать.
Документы бумажные и электронные. Документы могут быть бумажными или электронными. Бумажные документы создают и форматируют так, чтобы обеспечить их наилучшее представление при печати на принтере. Электронные документы создают и форматируют с целью наилучшего представления на экране монитора. Постепенное вытеснение бумажного документооборота электронным — одна из тенденций развития информационных технологий. Сокращение расхода бумаги благотворно сказывается на сбережении природных ресурсов и уменьшении загрязнения окружающей среды.
Форматирование бумажных и электронных документов может существенно различаться. Для бумажных документов принято так называемое абсолютное форматирование. Печатный документ всегда форматируется под печатный лист известного размера (формата). Например, ширина строки документа зависит от ширины листа бумаги. Если документ был оформлен для печати на листах большого формата, то его нельзя напечатать на маленьких листочках — часть документа на них не поместится. Одним словом, форматирование печатного документа всегда требует предварительного выбора листа бумаги с последующей привязкой к этому листу. Для печатного документа всегда можно точно назвать (в любых единицах измерения) размеры шрифтов, полей, расстояний между строками или абзацами и т. п.
Для электронных документов принято так называемое относительное форматирование. Автор документа не может заранее предсказать, на каком компьютере, с каким размером экрана документ будут просматривать. Более того, даже если бы размеры экранов и были известны заранее, все равно невозможно предсказать, каков будет размер окна, в котором читатель увидит документ. Поэтому электронные документы делают так, чтобы они подстраивались под текущий размер окна и форматировались «на лету».
Форматирование абзацев.
Абзац с литературной точки зрения – это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.
В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши [ВВОД] ([ENTER]).
Форматирование абзацев позволяет подготовить правильно и красиво оформленный документ.
В процессе форматирования абзаца задаются параметры его выравнивания (выравнивание отражает расположение текста относительно границ полей страницы), отступы (абзац целиком может иметь отступы слева и справа) и интервалы (расстояние между строк абзаца), отступ красной строки и др.
Информационная модель.
Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта. Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации. Информационная модель — совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
Информационные модели делятся на описательные и формальные.
Описательные информационные модели - это модели, созданные на естественном языке (т.е. на любом языке общения между людьми: английском, русском, китайском, мальтийском и т.п.) в устной или письменной форме.
Формальные информационные модели - это модели, созданные на формальном языке (т.е. научном, профессиональном или специализированном). Примеры формальных моделей: все виды формул, таблицы, графы, карты, схемы и т.д.
Хроматические (информационные) модели - это модели, созданные на естественном языке семантики цветовых концептов и их онтологических предикатов (т.е. на языке смыслов и значений цветовых канонов, репрезентативно воспроизводившихся в мировой культуре). Примеры хроматических моделей: "атомарная" модель интеллекта (АМИ), межконфессиональная имманентность религий (МИР), модель аксиолого-социальной семантики (МАСС) и др., созданные не базе теории и методологии хроматизма.
Формализация.
Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей. В истории науки известны многочисленные описательные информационные модели; например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, формулировалась следующим образом:
· Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;
· орбиты всех планет проходят вокруг Солнца.
С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Язык математики является совокупностью формальных языков. С некоторыми из них (алгебра, геометрия, тригонометрия) вы знакомитесь в школе, с другими (теория множеств, теория вероятностей и др.) сможете ознакомиться в процессе дальнейшего обучения.
Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами. Так, Ньютон формализовал гелиоцентрическую систему мира, открыв законы механики и закон всемирного тяготения и записав их в виде алгебраических функциональных зависимостей. В школьном курсе физики рассматривается много разнообразных функциональных зависимостей, выраженных на языке алгебры, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов.
Язык алгебры логики (алгебры высказываний) позволяет строить формальные логические модели. С помощью алгебры высказываний можно формализовать (записать в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Построение логических моделей позволяет решать логические задачи, строить логические модели устройств компьютера (сумматора, триггера) и так далее.
Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией.
В процессе познания окружающего мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию. При изучении нового объекта сначала обычно строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, то есть выражается с использованием формальных языков (математики, логики и др.).
Структурные единицы
· Основной структурной единицей при функциональной декомпозиции является процедура как программная реализация алгоритма
· Основной структурной единицей при объектно-ориентированной декомпозиции являетсяобъект как объединение данных и действий над ними
Несмотря на отдельные критические замечания в адрес ООП, в настоящее время именно эта парадигма используется в подавляющем большинстве промышленных проектов. Однако, нельзя считать, что ООП является наилучшей из методик программирования во всех случаях.
Язык программирования.
Язы́кпрограмми́рования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением.
Со времени создания первых программируемых машин человечество придумало более двух с половиной тысяч языков программирования.[1] Каждый год их число увеличивается. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные программисты иногда применяют в своей работе более десятка разнообразных языков программирования.
Создатели языков по-разному толкуют понятие язык программирования. К наиболее распространённым утверждениям, признаваемым большинством разработчиков, относятся следующие:
§ Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.
§ Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека к компьютеру, в то время как естественные языки используются для общения людей между собой. Можно обобщить определение «языков программирования» — это способ передачи команд, приказов, чёткого руководства к действию; тогда как человеческие языки служат также для обмена информацией.
§ Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.
Объекты баз данных
База данных состоит из различных объектов, таких как таблицы, виды, домены, сохраненные процедуры, триггеры. Объекты базы данных содержат всю информацию о ее структуре и данных. Объекты базы данных так же упоминаются, как метаданные.
Следующие разделы содержат краткую информацию об объектах и концепциях базы данных InterBase:
· Таблицы (Tables)
· Столбцы (Columns)
· Типы данных (Datatypes)
· Домены (Domains)
· Справочные ограничения целостности (Referentialintegrityconstraints)
· Индексы (Indexes)
· Виды (Views)
· Сохраненные процедуры (Storedprocedures)
· Триггеры (Triggers)
· Генераторы (Generators)
· Защита (Security)
Таблицы (Tables)
Реляционные базы данных хранят все данные в таблицах. Таблица это структура, состоящая из множества неупорядоченных горизонтальных строк (rows), каждая из которых содержит одинаковое количество вертикальных столбцов (colums). Пересечение отдельной строки и столбца называется полем (field), которое содержит специфическую информацию. Многие принципы работы реляционной базы данных взяты из определений отношений (relations) между таблицами.
InterBase хранит информацию о метаданных в специальных таблицах, которые называются системными таблицами (systemtables). Системные таблицы имеют специальные столбцы, которые содержат информацию о типе метаданных в этой таблице. Имена всех системных таблиц начинаются с "RDB$". Пример системной таблицы - RDB$RELATIONS, которая содержит информацию о каждой таблице в базе данных.
Системные таблицы имеют такую же структуру, как и определенные пользователем таблицы и расположенны в той же самой базе. Так как метаданные, пользовательские таблицы, и данные все вместе расположены в одном и том же файле базы данных, каждая база данных является законченным модулем и может быть легко перенесена между различными машинами.
Системные таблицы могут быть изменены подобно любой другой таблице базы данных. Если вы не понимаете всех взаимосвязей между системными таблицами, то непосредственное изменение их может иметь негативный эффект на другие системные таблицы и разрушить вашу базу данных.
Столбцы (Columns)
Создание таблицы главным образом подразумевает определение столбцов таблицы. Главные атрибуты столбца включают:
· Имя столбца;
· Тип данных столбца или домен на котором он базируется;
· Может или нет поле столбца принимать значение NULL;
· Факультативно справочные ограничения целостности (referentialintegrityconstraints).
Типы данных (Datatypes)
Данные сохранены в определенном формате, который называется типом данных (datatype). Типы данных могут быть классифицированы по четырем категориям: числовые (numeric), символьные (character), даты (date) и BLOB. Числовые данные включают в себя все числа, начиная с целых вплоть до чисел двойной точности с плавающей точкой. Символьные данные содержат строки текста. Даты используются для хранения дат и времени.
В то время как числовые, символьные и даты являются стандартными типами данных, BLOB-тип заслуживает специального внимания.
Тип данных BLOB
InterBase поддерживает такой тип данных, как большие бинарные объекты (binarylargeobject - BLOB), которые могут хранить данные неограниченного размера. Тип BLOB это расширение стандартной реляционной модели, которая обычно обеспечивает только типы данных фиксированной длины.
Тип данных BLOB аналогичен последовательному файлу (flatfile), BLOB данные могут быть сохранены в любом формате (к примеру, бинарном или ASCII). BLOB, однако, это не отдельный файл. BLOB данные хранятся в базе данных наряду со всеми другими данными. Так как BLOB столбцы часто содержат большие и переменные объемы данных, BLOB столбцы хранятся в отдельных сегментах.
InterBase не поддерживает непосредственно преобразование BLOB данных в другие форматы, но на некоторых платформах, BLOB фильтры могут транслировать BLOB данные из одного формата в другой.
Домены (Domains)
В добавление к явному определению типа данных столбцов, InterBase обеспечивает глобальные определения столбцов или домены (domains), на которых могут базироваться определения столбцов. Домен содержит информацию о тип данных, устанавливает атрибуты и ограничения целостности столбцов. В последующем при создании таблиц возможно использовать домены для определения столбцов.
Индексы (Indexes)
Индексы это механизм для улучшения быстродействия поиска данных. Индекс определяет столбцы которые могут быть использованы для эффективного поиска и сортировки в таблице.
InterBase автоматически определят уникальные индексы для первичных и внешних ключей таблицы.
Виды (Views)
Вид (view) это виртуальная таблица, которая не сохранена физически в базе данных, но ведет себя точно также как "реальная" таблица. Вид может содержать данные из одной или более таблиц или других видов и используется для хранения часто используемых запросов (queries) или множества запросов в базе данных.
Виды могут также обеспечивать ограниченные средства защиты, так как они могут обеспечивать доступ пользователей к подмножеству доступных данных при скрытии других связанных и чувствительных данных.
Сохраненные процедуры (Storedprocedures)
Сохраненные процедуры (storedprocedure) это отдельные программы, написанные на языке процедур и триггеров InterBase, который является расширением SQL. Сохраненные процедуры являются частью метаданных базы данных. Сохраненные процедуры могут получать входные параметры, возвращать значения приложению и могут быть вызваны явно из приложения или подстановкой вместо имени таблицы в инструкции SELECT.
Сохраненные процедуры обеспечивают следующие возможности:
· Модульный проект: сохраненные процедуры могут быть общими для приложений, которые обращаются к той же самой базе данных, что позволяет избегать повторяющегося кода, и уменьшает размер приложений.
· Упрощают сопровождение приложений: при обновлении процедур, изменения автоматически отражаются во всех приложениях, которые используют их без необходимости их повторной компиляции и сборки.
· Улучшают эффективность работы: Особенно для удаленных клиентов. Сохраненные процедуры выполняются сервером, а не клиентом, что снижает сетевой трафик.
Триггеры (Triggers)
Триггеры это отдельная программа, ассоциированная с таблицей или видом, которая автоматически выполняет действия, придобавлений, изменений или удалений строки в таблице или виде.
Триггеры могут обеспечивать следующие возможности:
· Автоматическое ограничение ввода данных, что бы гарантировать, что пользователь ввел только допустимые значения в поля столбцов.
· Упрощение сопровождения приложений, так как изменение в триггере автоматически отражается во всех приложения, которые используют таблицы со связанными с ними триггерами.
· Автоматическое документирование изменений таблицы. Приложение может управлять логом изменений с помощью триггиров, которые выполняются всякий раз, когда происходит изменение таблицы.
Когда триггер вызван, он имеет непосредственный доступ к добавлению, изменению или уничтожению данных. Триггеру могут быть так же доступны данные из других таблиц. Вы можете разрабатывать триггеры для:
· Завершения операции, возможно с сообщением об ошибке.
· Установки значений в записи к торой вы обращаетесь.
· Добавления, изменения или удаления строк в других таблицах.
Генераторы (Generators)
Генератор (generator) это механизм который создает последовательный уникальный номер, который автоматически вставляется в столбец базой данных, когда выполняются операции INSERT или UPDATE. Генератор обычно применяется для создания уникальных значений, вставляемых в столбец, который используется как PRIMARY KEY. Для базы данных может быть определено любое число генераторов, каждый генератор должен имеет уникальное имя.
Защита (Security)
SQL защита (securite) управляется на уровне таблицы привилегий доступа - списка операций, которые разрешены пользователю над данной таблицей или видом. Инструкция GRANT назначает привилегии доступа к таблице или виду конкретным пользователям или процедурам. Инструкция REVOKE удаляет предварительно предоставленные привилегии доступа.
Компьютерные коммуникации.
При работе компьютера непрерывно происходит информационный обмен между компонентами компьютера. Для обмена информацией с пользователем служат специальные устройства ввода и вывода информации. Компьютеры могут также обмениваться информацией друг с другом. Система компьютеров, связанных каналами передачи информации, называется компьютерной сетью.
Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. (Передача электрического сигнала по кабелям, радиосвязь, передача световых импульсов по оптоволоконным кабелям). Основная характеристика канала связи – его пропускная способность (скорость передачи информации в единицу времени).
Локальные сети
Локальная сеть объединяет компьютеры, расположенные недалеко друг от друга и дает возможность:
· совместно использовать программы и данные;
· совместно использовать сетевое периферийное оборудование и компьютеры;
· осуществлять администрирование сети.
Соединение компьютеров в сеть дает значительный экономический эффект: от оптимизации работы с информацией до экономии на оборудовании и программном обеспечении. Такая сеть может принадлежать предприятию или частному лицу. В многоквартирных домах локальные сети объединяют владельцев компьютеров из разных квартир. Сеть может быть одноранговой.В ней все компьютеры равноправны, хотя и могут выполнять разные функции (например, один из компьютеров может быть шлюзом в Интернет, к другому может быть подключен сетевой принтер и т.п.) Другой вид сеть на основе сервера. В последнем случае, один из компьютеров – сервер (от английского слова server – обслуживающее устройство) занимается обслуживанием других компьютеров – рабочих станций. Сервер - более мощный компьютер, с большим объемом памяти. На нем хранится большая часть информации и устанавливаются сетевые версии программного обеспечения.
Каждый компьютер, подключаемый к локальной сети, снабжается специальным модулем – сетевым адаптером. Через сетевые адаптеры компьютеры соединяются друг с другом или со специальным устройством, осуществляющим коммутацию (соединение) каналов передачи информации (такое устройство называется хаб или свитч). Важнейшая характеристика сети – скорость передачи информации. Она зависит от используемых сетевых адаптеров и пропускной способности канала связи.
Чтобы «общаться» друг с другом в сети все компьютеры должны соблюдать определённые правила обмена информацией – сетевой протокол.
Глобальные сети.
Локальные сети и отдельные компьютеры, удаленные на большие расстояния, тоже можно объединять в сеть. Такая сеть называется глобальной. Основная задача такой сети – совместный доступ к информации. Глобальные сети могут бытьрегиональными или корпоративными (то есть принадлежат государственным или региональным властным структурам, крупным корпорациям). Глобальные сети могут быть соединены между собой. В результате образуются межсетевое объединение(английское название - internet). Соединение двух глобальных сетей выполняется через компьютер, который называется мостом (в случае объединения сетей с одинаковыми протоколами), шлюзом (если протоколы разные) или брандмауэром (если он защищает одну сеть от несанкционированного проникновения из другой сети).
Практика по Информатике
Задание № 8
Студент группы № 614 Готовцев Антон Евгеньевич
Руководитель: Парамонова Надежда Николаевна
Санкт-Петербург 2012г.
Вопрос №1. Информация и информационные технологии.
Информация
Информация (от лат. informatio — формирование как выявление своей сущности, разъяснение, изложение, осведомление) — значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой.
В современной науке рассматриваются два вида информации:
§ Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.
§ Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством[2].
В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.
С точки зрения Грегори Бейтсона, элементарная единица информации это "небезразличное различие" (thedifferencethatmakes a difference) или действенное различие для какой-то большей воспринимающей системы. Те различия которые не воспринимаются он называет "потенциальными", а воспринимаемые - "действенными". "Информация состоит из небезразличных различий"(с) "Любое восприятие информации с необходимостью является получением сведений о различии"(с)
С точки зрения информатики, информация обладает рядом фундаментальных свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и др.
Анализом И. занимается, прежде всего, наука логика.
Информацию можно разделить на виды по разным критериям:
§ по истинности
§ истинная
§ ложная
§ по способу восприятия
§ Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
§ Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
§ Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
§ Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
§ Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
§ по форме представления
§ Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обознача<