Свойства информации. Информационные процессы.
Основные свойства информации можно условно подразделить на объективные (не зависящие от потребителя) и субъективные (зависящие от потребителя). С одной стороны, информация объективна из-за объективности данных, с другой – субъективна из-за субъективности применяемых потребителем методов.
Эффективность применения и качество функционирования любых систем в значительной степени определяется качеством информации. Качество информации – совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (средств автоматизации, персонала и др.).
Значимость информации – свойство информации сохранять ценность для потребителя с течением времени, т. е. не подвергаться моральному старению. Составляющими значимости являются полнота, идентичность и актуальность.
• Полнота информации – свойство содержательной информации, характеризуемое мерой ее достаточности для решения определенных задач (принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся.
• Адекватность информации – свойство, выражающее степень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу, явлению.
• Идентичность информации – свойство, заключающееся в соответствии содержательной информации состоянию объекта
• Актуальность информации – свойство информации сохранять ценность для потребителя с течением времени.
• Кумулятивность информации – свойство содержательной информации, заключенной в массиве небольшого объема, достаточно полно отображать действительность.
Характеристиками кумулятивности являются гомоморфизм и избирательность.
• Гомоморфизм информации – свойство содержательной информации, связанное с достаточно полным отображением действительности, представленной информационными массивами большого объема, с помощью малого числа информационных единиц (символов) на основе соответствующих моделей реагирования.
• Избирательность информации – свойство содержательной информации, заключающееся в достаточно полном отображении действительности, представленной информационными массивами большого объема, с помощью малого числа информационных единиц (символов) на основе учета квалификации, опыта и других качеств конкретного потребителя.
• Защищенность отражает внешнее качество информации, определяемое совокупностью свойств информации, обеспечиваемых системой контроля и защиты информации в конкретной информационной системе.
• Достоверность информации – свойство информации, характеризуемое степенью соответствия реальных информационных единиц (символов, знаков, записей, сообщений, информационных массивов и т. д.) их истинному значению и определяемое способностью обеспечивать отсутствие ошибок и искажений вследствие несовершенств алгоритмов и программ, ненадежной работы аппаратных средств, ошибок пользователей и т.п. Достоверность достигается путем использования методов контроля и защиты информации.
• Сохранность информации – свойство информации, характеризуемое степенью готовности к целевому применению и определяемое способностью обеспечивать постоянное наличие и своевременное предоставление информационных массивов, т.е. не допускать повреждения массивов из-за несовершенств и повреждений носителей и аппаратных средств, недостатков программного обеспечения, несанкционированных корректировок, компьютерных вирусов и т.д.
• Конфиденциальность информации – свойство информации, позволяющее сохранять предоставленный ей статус.
Характеризуется показателями:
• доступностью информации – определяется степенью разграничения действий субъектов информационной системы в соответствии с имеющимися полномочиями;
• скрытностью информации – отражает ее способность противостоять раскрытию смысла массивов, определению структуры массивов и фиксировать факты передачи массивов по каналам связи;
• имитостойкостью информации – определяется степенью ее защищенности от внедрения, внесения дезинформации и нарушения нормального функционирования информационных систем.
5) Информационные процессы
Последовательность действий, выполняемых с информацией, называют информационным процессом.
Сбор данных – деятельность субъекта по накоплению данных с целью обеспечения достаточной полноты.
Передача данных – процесс обмена данными. Предполагается, что существует источник информации, канал связи, приемник информации и между ними приняты соглашения о порядке обмена данными, эти соглашения называются протоколами обмена.
Для передачи данных используют различные знаки или символы.
Сообщение – форма представления информации в виде совокупности знаков (символов), используемая для передачи.
Сообщение может передаваться от источника получателю по каналу связи.
Канал связи – естественный или искусственный материальный объект, обеспечивающий передачу сигнала от передатчика к приемнику.
Получателем сообщение рассматривается на трех уровнях:
• синтаксическом – рассматриваются внутренние отношения между знаками, отражающие структуру данной знаковой системы;
• семантическом – анализируются смысловое содержание сообщения;
• прагматическом – рассматриваются потребительское содержание сообщения, его значимость для получателя.
Хранение данных – поддержание данных в форме, постоянно готовой к выдаче их потребителю.
Обработка данных – процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата.
Сервисы Internet.
Сервисы Интернет — услуги, предоставляемые сетевыми службами пользователям. Наиболее распространенными Интернет-сервисами являются: хранение данных; передача сообщений и блоков данных; электронная и голосовая почта; организация и управление диалогом партнеров; предоставление соединений; видео-сервис.
Audiotext — вид сервиса, предоставляемого системами голосового ответа; может быть пассивным и интерактивным.
Пассивный аудиотекст (passive audiotex) обеспечивает озвучивание сообщений, например прогноза погоды, ответов автосекретаря, списков услуг, справочных данных.
Интерактивный аудиотекст (interactive audiotex) предполагает возможность выбора ряда опций для получения ответа. При этом ЭВМ озвучивает данные, собирая сообщение из заранее записанных фрагментов, либо синтезирует голосовое сообщение при помощи преобразования текста в речь. Спектр применения этих систем широк: от простых автоинформаторов до сложных систем, требующих для ответа на запрос пользователей обращения к базе данных.
Ай-ти аутсорсинг (IT outsourcing) — комплекс услуг сторонней организацией по решению информационных задач и/или бизнес-процессов. Ай-ти аутсорсинг подразумевает передачу заказчиком функций по поддержке ИТ-систем в специализированную компанию. Использование Ай-ти аутсорсинга может сократить затраты на поддержку в рабочем состоянии вычислительных и телекоммуникационных средств.
Новости из Интернета (Internet News) — вид сервиса по автоматизированному отбору и передаче пользователям в удобном для них виде новостей по заданной тематике. Для выполнения поиска, загрузки, обновления, хранения и предоставлению пользователям новостей служат программы-агрегаторы: агрегаторы новостей (News agregators) и RSS-агрегаторы (RSS agregators). Первые из них позволяют получить новости с любого сайта, вторые — только с сайтов, поддерживающих RSS-формат.
Сетевые новости (Netnews, USENET, Users Network) — глобальная межсетевая система обмена новостями, разновидность телеконференций, которая позволяет организовать дискуссии в рамках тематических групп участников, которые разделяются по группам новостей — Newsgroups.
Справочный сервис в Интернете (Internet reference service) — вид услуг, осуществляемых в реальном времени и через электронную почту как на бесплатной, так и коммерческой основе. Одной из крупнейших библиотечных справочных служб является Консорциум AskA («Спроси у…»), созданный в 1996 году Информационным центром образовательных ресурсов — ERIC (Educational Resources Information Center) Министерства образования США по проекту VRD (Virtual Reference Desk) для обслуживания в режиме «запрос-ответ» преподавателей, родителей, учеников старших классов, административных и библиотечных работников учебных заведений. С июня 2002 года в полном объеме функционирует Глобальная справочная сеть — VGN (Global Reference Network), учрежденная Библиотекой Конгресса США в 2000 году и поддерживаемая крупнейшими библиотеками и библиотечными консорциумами Северной Америки, Европы и Австралии. В России в 2000 году на базе ЦБС «Киевская» (Москва) создана Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек (ВСИС ПБ или «Виртуальная справка»). К январю 2005 года в ее работе приняло участие более 20 библиотек разных регионов России и Украины. Основным нормативными документами по организации и технологии работы библиотечных справочных служб являются руководство и проект стандарта ИФЛА — IFLA Digital Reference Standards Project (2002 г.)
Списки рассылки (Listserv, Mailling List) — вид сервиса электронной почты. Собственно Listserv — это программа, позволяющая автоматически переправлять электронные письма по адресам, находящимся в списке рассылки — Mailling List. Списки рассылки могут быть двух видов: announcement type и discussion type. В первом случае сообщения только передаются адресатам, во втором, адресаты могут получать сообщения и отправлять ответы всем участникам списка. По этому принципу создаются телеконференции с заранее объявленными темами и соответственно формируемыми списками участников. В зависимости от характера телеконференции состав участников может быть открытым для любого желающего или предопределенным ее создателем и администратором (модератором). В системах телеконференций открытого типа модератор может контролировать сообщения и отклонять те из них, которые, по его мнению, не соответствуют теме.
Телеконференция (newsgroup) — вид сервиса Интернета, обеспечивающий пересылку и чтение сообщений, сгруппированных по определенному признаку или группе признаков.
Call Center (Call Center Database) — служба обработки телефонных звонков в Интернете; предоставляет клиентам комплексов услуг, включая: личного секретаря, виртуальный офис, поддержку рекламных или маркетинговых кампаний, «горячую линию», прием заказов, набор персонала или регистрацию, службу клиентской поддержки. В режиме «виртуального офиса» может производиться круглосуточный прием звонков на многоканальный телефонный номер (в том числе бесплатный — freephone) операторами call-центра, обзвон клиентов и актуализация баз данных, отправка персонализированных факсимильных сообщении и сообщений по электронной почте, ввод информации в базу данных, перевод/переключение звонков на заказчика, запись разговоров. Таким образом, сокращается число сотрудников в реальном офисе.
FAQ (Frequency Answered Questions, часто задаваемые вопросы) — сервис, обеспечивающий автоматический доступ к информации и услугам Интернета или конкретного Web-узла.
ICQ (I Seek You, я ищу тебя) — программа и способ интерактивного общения в Интернете, позволяющие находить в сети партнеров по интересам и обмениваться с ними сообщениями.
Internet-banking — выполнение банковских операций по обслуживанию частных клиентов через Интернет. Сервис появился во второй половине 1990-х годов; производится как специально созданными «онлайн-банками», так и обычными банками. Обслуживание клиентов банков через Интернет производится специально созданным программным обеспечением по протоколам HTTP, WAP. Мобильный банкинг (mobile banking) позволяет клиентам проводить банковские операции через ноутбуки, КПК, смартфоны, коммуникаторы с помощью электронных технологий и сервисов дистанционного банковского обслуживания (SMS-banking, IVR-banking, WAP-banking).
IVR (Interactive Voice Response, интерактивный голосовой ответ) — вид сервиса, предназначенный для организации системы интерактивного телефонного автоответчика.
LBS (Location-Based Services) — вид сервиса для пользователей мобильных ПК в беспроводных сетях связи (WLAN, PWLAN), обеспечивают идентификацию точки доступа ПК и передачу пользователям сведений, связанных с местом их пребывания (прогнозов погоды, данных о достопримечательностях, движении транспорта, магазинах и пунктах питания, карт местности).
MUD (Multi User Dungeon) — многопользовательская игра, вид развлекательного сервиса Интернета.
MOO (Object-Oriented MUD) — объектно-ориентированная многопользовательская игра, вид развлекательного сервиса Интернета.
Podcasting (от англ. iPod и cast; подкастинг) — технология получения из Интернета в автоматизированном режиме цифровых аудиозаписей (радио-трансляции или аналогичных программ) для их прослушивания через персональный аудиоплеер. Подкастингом называют также технологию подписки пользователей на произвольное число RSS-каналов.
RSS (Really Simple Syndication) — автоматический метод распространения через Интернет по заданному списку адресов сведений о новых публикациях на сайте — RSS-рассылок. Сервис разработан в конце 1990-х годов.
Soft on (by) request —вид Интернет-услуг, оказываемых сервис-провайдерами и производителями ПО, который предлагает пользователям программные средства, установленные на своих серверах, в основном — разного рода Web-приложений.
Webzin (WEBmagaZINE) — онлайновый постоянно обновляемый обзорный журнал, в котором может оставить свою статью каждый посетитель. Вебзины обычно содержат разделы о спорте, бирже и бизнесе, новостях Интернета, инструкции для начинающих, карты географические и автодорог, сведения о погоде, страницы для детей, службу знакомств.
m-commerce (мобильная коммерция) — безналичная оплата товаров и услуг при помощи мобильных устройств. В отличие от m-banking клиенту не обязательно открывать счет в банке. Для этого используются другие механизмы («мобильный кошелек», разные виды «виртуальных денег», банковских карт). Для этого вида услуг не обязательно оснащать мобильные устройства специальными средствами идентификации. Одними из наиболее распространенных являются микроплатежи — платежи за недорогие товары и услуги (в пределах 5-10 долларов США).
Мобильные платежи — разновидность мобильной коммерции для безналичных расчетов за товары и услуги, разработанная создателями электронной платежной системы WebMoney Transfer. Ее особенностью является возможность производить расчеты с использованием «электронных денег» (WebMoney) со специальных предоплаченных карт через мобильный телефон или ПК без подключения к Интернету и установления голосовой связи с банком. Указанный вид сервиса, получивший наименование Telepat, опирается на Java-приложение — GSM Keeper, установленное в телефон и позволяющее владельцу осуществлять операции с электронными деньгами.
Калькуляция (accounting, calculation, determination of price, estimate) — вид сервиса в Интернете, построенный на предоставлении пользователям возможностей самостоятельно в режиме онлайн производить расчеты наборов услуг или продукции, а также оценивать варианты финансовых решений, например, связанных с пенсией, надежностью банков, страховых компаний. Для этого и привлечения к своим организациям внимания пользователей на многих серверах (преимущественно коммерческих) созданы сайты или Web-страницы-калькуляторы (calculators).
Идентификация сервиса (SID, Service Identification) — автоматизированное определение вида сервисных услуг, предоставляемых пользователям.
Хостинг (Web-хостинг, hosting, Web-hosting) —вид услуг, связанных с предоставлением серверов для установки на них Web-сайтов клиентов и поддержки их работы на правах аренды. Наряду с коммерческим хостингом, существует бесплатный хостинг для размещения сайтов как частных лиц, так и организаций. Компенсацией за бесплатное предоставление хостинговых услуг может служить размещение рекламных баннеров на страницах сайта. В некоторых случаях на хостинговой площадке размещается не только сайт, но и сервер клиента.