Понятие информации. Информационные процессы

БАЛАНДИН А.В.

ИНФОРМАТИКА

Учебное пособие

Самара
2001

УДК 681.3(075.8)

ББК 32.97я73

Информатика: Учебное пособие.- Самара: НОУ СаГА, 2001.-95 с.: ил.

В учебном пособии согласно требованиям Государственных образовательных стандартов гуманитарных специальностей рассмотрены основные понятия и математические основы информатики, дана общая характеристика информации и информационного взаимодействия, составляющими которого являются восприятие и накопление, хранение, преобразование и передача информации. Рассмотрены фундаментальные виды и свойства информации. Проанализированы структура информационного взаимодействия и закономерности автоматизации работы с информацией. Рассмотрены понятия информационного ресурса и информатизации общества. Приведены основные сведения о компьютерах, компьютерных сетях и их программном обеспечении.

Для студентов гуманитарных специальностей, изучающих дисциплину "Информатика" как базовый курс, предшествующий курсу "Информационные технологии". Может быть использовано студентами техникумов, колледжей, а также школьниками старших классов в школах с углубленным изучением информатики.

Ó НОУ Самарская гуманитарная академия, 2001

Ó А.В. Баландин, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Основные понятия и определения информатики.............................................................................. 5

Понятие информации. Информационные процессы....................................................................................................... 5

Предмет информатики................................................................................................................................................................... 7

Фундаментальные виды информации................................................................................................................................... 8

Фундаментальное свойство информации........................................................................................................................... 9

Семиотические аспекты информации................................................................................................................................ 10

Мера информации......................................................................................................................................................................... 11

Синтаксическая мера................................................................................................................................................................. 12

Семантическая мера.................................................................................................................................................................. 12

Информационные революции, их причины и последствия....................................................................................... 13

Контрольные вопросы................................................................................................................................................................. 15

2. Моделирование информации.............................................................................................................................. 16

Моделирование фактографической информации......................................................................................................... 16

ER‑модель...................................................................................................................................................................................... 16

Реляционная модель.................................................................................................................................................................... 22

Моделирование процедурной информации. Понятие алгоритма.......................................................................... 24

Блок-схема..................................................................................................................................................................................... 25

Псевдокод...................................................................................................................................................................................... 32

Алгоритмический язык............................................................................................................................................................... 35

Контрольные вопросы................................................................................................................................................................. 37

3. Кодирование информации...................................................................................................................................... 38

Универсальная система кодирования................................................................................................................................. 39

Системы счисления, используемые в информатике.................................................................................................... 41

Кодирование данных и действий.......................................................................................................................................... 44

Кодирование алфавитно-цифровых данных....................................................................................................................... 45

Кодирование изображений...................................................................................................................................................... 46

Кодирование звуковой информации...................................................................................................................................... 47

Логические основы кодирования операций......................................................................................................................... 47

Контрольные вопросы................................................................................................................................................................. 49

4. Автоматизация обработки информации и появление компьютера.............................. 51

Компьютер как универсальное средство для работы с информацией................................................................. 52

Память компьютера.................................................................................................................................................................. 52

Программное управление.......................................................................................................................................................... 54

Процессор...................................................................................................................................................................................... 55

Ввод-вывод информации. Внешние устройства компьютера..................................................................................... 55

Функциональные характеристики и классификация компьютеров..................................................................... 56

Персональный компьютер и его состав.............................................................................................................................. 57

Контрольные вопросы................................................................................................................................................................. 60

5. Программное обеспечение и операционная система персонального компьютера 61

Файловая система ПК................................................................................................................................................................. 63

Наименование устройств, папок и файлов...................................................................................................................... 65

Короткие имена. Соглашение 8.3 MS-DOS.......................................................................................................................... 66

Длинные имена. Соглашение Windows................................................................................................................................... 66

Полное имя файла........................................................................................................................................................................ 67

Стратегии конструирования имен файлов......................................................................................................................... 67

Пользовательские интерфейсы ОС и их виды.................................................................................................................. 68

Графический объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.......................................................... 69

Основные элементы графического пользовательского интерфейса и приемы управления Windows. 69

Рабочий стол Windows.............................................................................................................................................................. 69

Управление объектами Windows............................................................................................................................................ 70

Окно папки..................................................................................................................................................................................... 71

Создание папок и файлов.......................................................................................................................................................... 72

Запуск программ.......................................................................................................................................................................... 73

Контрольные вопросы................................................................................................................................................................. 74

6. Компьютерные сети.................................................................................................................................................... 75

Назначение компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети........................................................................ 75

Ресурсы локальной сети. Сетевые иерархии.................................................................................................................... 77

Логическая структура сети. Рабочие группы и имена компьютеров......................................................................... 77

Сетевые имена в локальных компьютерных сетях............................................................................................................ 78

Управление доступом к сетевым ресурсам......................................................................................................................... 79

Контрольные вопросы................................................................................................................................................................. 79

7. Глобальная сеть Интернет..................................................................................................................................... 81

Глобальные сети............................................................................................................................................................................. 81

Основы сети Интернет................................................................................................................................................................. 82

Адресация в Интернет.................................................................................................................................................................. 83

Доменные имена. Служба DNS................................................................................................................................................ 83

Универсальный указатель ресурса URL................................................................................................................................ 85

Доступ к информации в Интернет. Основные понятия World Wide Web........................................................... 86

Просмотр Web-страниц................................................................................................................................................................ 86

Броузер Internet Explorer........................................................................................................................................................ 87

Открытие и просмотр Web-страниц................................................................................................................................... 87

Управление броузером............................................................................................................................................................... 88

Поиск информации в Интернет............................................................................................................................................... 89

Поиск в WWW................................................................................................................................................................................ 89

Поиск и получение файлов........................................................................................................................................................ 90

Электронная почта....................................................................................................................................................................... 91

Контрольные вопросы................................................................................................................................................................. 92

Список литературы................................................................................................................................................................... 93

Основные графические обозначения, принятые в блок-схемах алгоритмов.................................................... 94

Сокращенная таблица 16-ричных кодов ASCII для кодирования алфавитно-цифровых символов...... 95


1. Основные понятия и определения информатики

Предмет информатики

Информатика как наука рассматривает любые объекты и процессы материального мира, а также процессы, происходящие в человеческом обществе, как информационные объекты и занимается исследованиями и разработкой методов и средств повышения эффективности работы с информацией. Термин информатика возник в 60‑х гг. во Франции для обозначения области человеческой деятельности, связанной с применением электронных вычислительных машин (компьютеров) для автоматизации обработки информации. Французский термин informatigue (информатика) образован путём слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика или автоматизация обработки информации".

В широком смысле слова информатика – это область человеческой деятельности, направленной на автоматизацию информационных процессов с применением компьютеров и связанных с ними иных технических средств.

Более узко информатика (computer science) определяется также как – 1) научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью компьютеров и других технических средств; 2) группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки компьютеров: прикладная математика, программирование, программное обеспечение, искусственный интеллект, архитектура ЭВМ, вычислительные сети /9/.

Предметом информатики являются методы и средства автоматизации информационных процессов, понимаемых в широком смысле как процессы получения и представления информации, хранения и накопления, преобразования и транспортировки, взятые по отдельности или в совокупности.

Мера информации

Наиболее распространенными глаголами, употребляемыми с термином "информация", являются "получить", "приобрести", "передать" (даже "купить" или "продать"). При этом возникает потребность как-то оценить (измерить) информацию. И здесь обнаруживается удивительная вещь: говоря о количестве информации (много информации, мало информации), величину информации трудно выразить в единицах измерения. Более того, очевидно, что объем информации, получаемой приемником из поступившего сообщения, зависит от того, какой информацией он уже обладает (информационного состояния приемника). Причина трудности создания системы измерения информации кроется в её не материальности.

Существуют различные взгляды на проблему измерения информации. В рамках любого подхода предполагается, что существует некий приемник информации, который с целью получения информации от источника информации вступает с ним в информационное взаимодействие, результатом которого является передача от источника приемнику информационного сообщения. Система измерения информации должна позволять определить количество информации доставляемой приемнику при получении сообщения от источника информации.

Для примера рассмотрим подходы к измерению информации, основанные на использовании так называемых синтаксической или семантической мер информации.

Синтаксическая мера

Синтаксическая мера рассматривает информационное сообщение как совокупность знаков, соответствующую информационной модели источника информации, посредством которых информация от источника информации воспринимается приемником информации. Таким образом, в качестве единицы информации выступает единичный знак.

Предполагается, что информационное взаимодействие приемника и источника информации с необходимостью повторяется, и цель получения очередного сообщения заключается в том, чтобы поддерживать адекватность информации, хранимой приемником, текущему информационному состоянию источника информации. Если источник информации не изменяет во времени своего информационного состояния, то при получении от него сообщения никаких изменений в информационном образе источника информации, хранимом приемником, не произойдет. Иными словами количество новых или изменившихся знаков в информационном образе будет равно нулю, а следовательно и количество информации, доставленной сообщением, будет равно нулю. Если объект изменяет свое состояние во времени, то возникает необходимость обновлять информационный образ для обеспечения его адекватности источнику информации. Очевидно, что в общем случае, чем больше времени проходит между предыдущим и последующим обменами сообщениями, тем больше знаков будет меняться в информационном образе, отражая изменение состояния источника информации. Количество изменившихся или дополнившихся в информационном образе знаков и составляет объем информации, полученной приемником.

Семантическая мера

Семантическая мера предназначена для измерения объема сведений (смыслового содержания), поступающих приемнику при получении сообщения от источника информации. Для измерения смыслового содержания информации, т.е. её количества на семантическом уровне, существует так называемая тезаурусная мера, которая связывает семантику получаемого сообщения с семантикой информации, которой приемник уже располагает. Тезаурус - это совокупность сведений, которыми располагает приемник информации.

Пусть S - тезаурус приемника информации, I - количество семантической информации, включаемой приемником в тезаурус при получении сообщения.

Тогда характер зависимости I от S при поступлении очередных сообщений будет иметь вид:

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

       
 
 
 
   
 

При S=0 приемник воспринимает информацию, но "не понимает смысла", так как у него нет соответствующих знаний (тезаурус пуст).

При S ® ¥ приемник "всё знает", и поступающее сообщение не приносит ему дополнительных сведений.

Максимальное количество семантической информации Imax доставляется сообщением тогда, когда поступающая информация "понятна" приемнику и несет ему ранее не известные сведения (отсутствующие в тезаурусе). Следовательно, количество семантической информации в сообщении является величиной относительной, зависящей от состояния тезауруса. Очевидно, что существует оптимальное состояние тезауруса Sopt, при котором поступающие сообщения доставляют максимальное количество смысловой информации. Единица измерения смысловой информации зависит от выбранного способа построения тезауруса и им определяется.

Моделирование информации

Семантически, рассматриваемый с различных практических точек зрения, один и тот же информационный объект выступает в качестве источника различной информации. Например, морская вода интересует химика с точки зрения её химического состава, а отдыхающего та же самая вода интересует с точки зрения её благотворного влияния на организм (температура воды, степень загрязненности и т.п.). То есть, каждый потребитель информации воспринимает и интерпретирует информацию от одного и того же источника по-разному. Каждый потребитель информации в общем случае дает свою интерпретацию получаемой информации, строит (явно или неявно) свою информационную модель источника информации, пользуясь естественным языком (устной или письменной речью) или выбранной формальной знаковой системой. В итоге потребитель информации воспринимает, хранит, накапливает, обрабатывает и обменивается с другими только той информацией, которая соответствует построенной информационной модели источника информации.

В информатике разработан целый ряд формальных языков, предназначенных для информационного моделирования как фактографической, так и процедурной информации. Получаемые в результате информационные модели, ориентированны на автоматизацию информационных процессов.

Рассмотрим некоторые наиболее известные и ставшие классическими формальные языки для информационного моделирования фактографической и процедурной информации.

Реляционная модель

Достоинством ER-модели является её структурная выразительность. Однако при всей наглядности ER-модель обладает одним недостатком - она не определяет, в каком виде должны представляться экземпляры связей и сущностей. Этого недостатка лишена реляционная модель. На практике реляционная модель часто строится на основе предварительно разработанной ER-модели.

Реляционная модель предлагает моделировать фактографическую информацию, представляя как сущности, так и связи в виде простых таблиц. Используемые в реляционной модели таблицы однотипны. Каждая таблица получает имя, которое совпадает с именем сущности или связи. Как сущности, так и связи характеризуются в реляционной модели только своими атрибутами. Имена атрибутов помещаются в заголовок таблицы. Общий вид таблиц реляционной модели представлен на Рис. 4.

имя_таблицы

ИМЯ_АТРИБУТА1 ИМЯ_АТРИБУТА2 ИМЯ_АТРИБУТАn
Значение11 Значение21 Значениеn1
Значение12 Значение22 Значениеn2
Значение1k Значение2k   Значениеnk

Рис. 4 Общий вид таблицы реляционной модели

Каждая строка таблицы имеет один и тот же формат. Совокупность значений, содержащихся в строке, характеризует конкретный экземпляр сущности или связи. Количество строк в таблице (записей) является величиной переменной и соответствует количеству экземпляров соответствующей сущности или связи. Записи можно добавлять в таблицу, удалять или изменять значения записей.

Использование реляционной модели для моделирования фактографической информации рассмотрим на примере. Построим реляционную модель, соответствующую ER-модели, представленной на Рис. 2. В начале, каждой сущности поставим в соответствие таблицу реляционной модели с именем, соответствующим имени сущности. В качестве имен атрибутов в таблицах будем использовать имена атрибутов сущностей. В результате получим таблицы с именами студент, преподаватель, дисциплина, представленные на Рис. 5. Теперь необходимо построить таблицу, выражающую связь экзамен, которую назовем этим же именем. Экземпляры таблицы связи экзамен должны однозначно указывать, какой студент, каким преподавателем, по какой дисциплине был аттестован, когда и с какой оценкой. Очевидно, что в качестве атрибутов в таблицу связи экзамен должны войти её собственные атрибуты ДАТА и ОЦЕНКА. Кроме того, в таблицу связи должны войти атрибуты, которые своими значениями однозначно указывали бы на конкретные экземпляры сущностейстудент, преподаватель и дисциплина, связанных отношением экзамен. Если обратиться к атрибутам таблиц перечисленных выше сущностей, то можно заметить, что в каждой из таблиц сущностей есть особый атрибут, значения которого не могут повториться ни у одного из экземпляров сущности. В реляционной модели такие атрибуты называют ключевыми атрибутами. Ключевыми атрибутами в таблицахстудент, преподаватель и дисциплина являются соответственно атрибуты №_ЗАЧЕТКИ, ТАБЕЛЬНЫЙ_№ и ШИФР.

студент

№_ЗАЧЕТКИ ФИО №_ГРУППЫ

Преподаватель

ТАБЕЛЬНЫЙ_№ ФИО КАФЕДРА

дисциплина

ШИФР НАЗВАНИЕ

экзамен

№_ЗАЧЕТКИ ТАБЕЛЬНЫЙ_№ ШИФР ОЦЕНКА ДАТА

Рис. 5 Пример реляционной модели

Таким образом, включив в таблицу экзамен ключевые атрибуты сущностейстудент, преподаватель и дисциплина, а также собственные атрибуты, получим окончательный вид таблицы экзамен, представленной на Рис. 5. Полученная в итоге совокупность таблиц и представляет собой реляционную модель фактографической информации объекта, который можно условно назвать "сессия".

Реляционная модель требует определить не только структуру таблицы, но и тип (множество допустимых значений) каждого атрибута. Если в построенной реляционной модели информационного объекта "сессия" определить типы атрибутов, указав, какие допустимые значения они могут принимать, то она практически становится готовой для приема и накопления информации о ходе сессии.

Блок-схема

При записи алгоритмов в виде блок-схем действия (операции) изображаются графическими символами. Существует разработанная система графических символов для обозначения наиболее общего набора действий (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Отдельные графические символы алгоритма соединяются между собой линиями, указывающими порядок следования и выполнения операций и называемыми путями передачи управления в алгоритме от одной операции к другой. Для определения направления передачи управления принимаются соглашения:

1) если передача управления идет справа налево или снизу вверх, то конец линии заканчивается стрелкой;

2) если передача управления идет сверху вниз или слева направо, то конец линии может не заканчиваться стрелкой;

3) внутри графических символов в текстовой форме описывается соответствующее действие.

В блок-схеме структура алгоритма выражается комбинацией трёх базовых структур: следование, развилка, цикл (повторение).

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

Структура "Следование" означает, что два действия должны быть выполнены друг за другом:

Здесь каждый графический символ может представлять как очень простую, так и очень сложную операцию, требующую выполнение последовательности действий.

Структура "Развилка" обеспечивает выбор одной из двух возможных альтернатив передачи управления в алгоритме. В этой структуре вначале проверяется истинность некоторого высказывания, а затем, в зависимости от результата проверки (ложь или истина), управление передается на выполнение одного из двух альтернативных действий (Рис. 6, а)). Для краткости для обозначения результата проверки высказывания вместо слов "ложь" и "истина" могут использоваться обозначения "0", "1" или "-", "+".

Эта структура называется также "ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ" и может быть прочитана следующим образом: "Если высказывание истинно, то выполнить действие А, иначе (т.е. если высказывание ложно) выполнить действие Б".

а)

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

б)

Рис. 6. Структура "Развилка"

После выполнения какой-либо из альтернатив управление будет передано к общей точке слияния и обработка будет продолжена независимо от того, каким из путей управление было передано в точку слияния.

Иногда, при реализации структуры "Развилка", одна из альтернатив может быть пустой, т.е. не требовать каких-либо действий. В этом случае пустая альтернатива может быть опущена (Рис. 6, б)).

Структура "Повторение" (цикл) используется в алгоритмах, если необходимо организовать выполнение одного и того же действия до тех пор, пока некоторое высказывание является истинным. Например, при суммировании N чисел выполняется цикл сложения промежуточной суммы со следующим числом до тех пор, пока не будут сложены все числа (высказывание "не все числа просуммированы" окажется ложным).

Эта структура изображается одним из двух способов (см. Рис. 7). Форма а) представления цикла похожа на развилку с одной пустой альтернативой, выход которой является выходом из цикла, и действием А, завершающимся передачей управления на начало развилки. Форма б) идентична по выполняемым действиям форме а) но более удобна для изображения.

Структура "Повторение" выполняется до тех пор, пока высказывание истинно. Как только высказывание становится ложным, происходит передача управления на выход из структуры. Так как истинность высказывания проверяется перед выполнением действия А, то вполне возможно, что в том случае, когда высказывание будет ложным с самого начала, цикл не выполнится ни одного раза. Блок, в котором записано высказывание, называют заголовком цикла, а действие А – телом цикла. Тело цикла должно содержать действие, влияющее на истинность высказывания. Это необходимо для того, чтобы цикл когда-то мог быть закончен.

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

а)

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

б)

Рис. 7. Структура "Повторение"

Отметим, что каждая базовая структура имеет один вход и один выход, т.е. управление всегда поступает на вход предыдущей базовой структуры, а после её выполнения передаётся на вход следующей за ней структуры. В связи с тем, что каждая структура имеет один вход и один выход можно осуществлять укрупнение алгоритма, когда совокупность связанных структур заменяется одной базовой структурой, обозначающей выполнение интегрального действия. Очевидно, что такое укрупнение может быть продолжено сколь угодно далеко, вплоть до изображения всего алгоритма одним блоком. Если учесть, что для обозначения начального и конечного блока алгоритма используют специальные графические символы

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

то в наиболее общем виде любой алгоритм может быть представлен как:

Справедливо и обратное: любой блок (модуль) алгоритма может быть развёрнут в виде последовательности базовых структур:

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

Таким образом, алгоритмы могут быть представлены с различной степенью детализации действий, реализуемых в алгоритме. На практике этим широко пользуются при разработке алгоритмов по принципу "сверху-вниз". Вначале в алгоритм включают крупные действия (процессы), затем каждый из этих процессов представляется в виде стандартных структур, состоящих из частей исходного процесса (подпроцессов) и т.д. до получения алгоритма, записанного в виде совокупности операций, понятных любому исполнителю алгоритма. Например, практически в каждом вычислительном алгоритме можно выделить как самостоятельные действия ввод исходных данных и вывод результатов, для которых даже применяют специальные графические обозначения (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Рассмотрим два примера блок-схем, представляющих алгоритмы с разной степенью детализации действий.

На Рис. 8 приведен пример блок-схемы упрощенного алгоритма действий пешехода, переходящего улицу на пешеходном переходе, управляемом светофором.

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

Рис. 8 Блок-схема алгоритма перехода улицы

На Рис. 9 приведен пример блок-схемы алгоритма нахождения действительных корней квадратного уравнения aX2 + bX + c = 0. Значения коэффициентов a, b, c вводятся как исходные данные, соответствующие решаемому квадратному уравнению. Известно, что наличие действительных корней зависит от значения дискриминанта D, которое должно быть больше или равно 0. В противном случае корни будут комплексными. Поэтому необходимо вычислить дискриминант и затем проверить выполнение условия не отрицательности дискриминанта. Если условие выполняется, то алгоритм продолжается по ветке, где вычисляются известные формулы нахождения действительных корней квадратного уравнения. В результате будут получены и выведены значения обоих корней X1 и X2. В противном случае сообщается, что корни мнимые.

 
  Понятие информации. Информационные процессы - student2.ru

Рис. 9. Блок-схема алгоритма решения квадратного уравнения

Заметим, что алгоритмы в примерах различаются степенью детализации действий. Алгоритм решения квадратного уравнения имеет максимальную детализацию, не оставляющую сомнений относительно выполняемых операций. В алгоритме же перехода улицы блок "ПЕРЕЙТИ" может быть представлен более детально.

Блок-схемы алгоритмов внешне похожи на ER-модели фактографической информации. Однако они принципиально отличаются тем, что все графические элементы блок-схемы алгоритма обозначают действия, а графические элементы ER-модели никакого отношения к действиям не имеют, а обозначают сущности, связи и атрибуты.

Псевдокод

По мере детализации и возрастания количества действий, представленных в алгоритме, возникают существенные трудности, связанные с изображением алгоритма в графической форме (при его записи в виде блок-схемы). Чем более детально прорабатывается алгоритм, тем менее эффективным с позиции прагматики становится язык блок-схем. В этом случае для описания алгоритмов целесообразно применять псевдокод.

Псевдокод занимает промежуточное положение между естественным языком и специальными алгоритмическими языками. Он позволяет записывать алгоритм, используя некоторые ключевые слова для обозначения действий, реализуемых базовыми структурами блок-схем. Алгоритм, записанный на псевдокоде, представляется в виде некоторого текста. При этом псевдокод не ограничен какими-либо формальными синтаксическими правилами. Требуется только употребление ключевых слов, формирующих базовые алгоритмические структуры, и соблюдение правил записи, облегчающих понимание алгоритма.

При записи алгоритма на псевдокоде придерживаются следующих правил:

1. Вместо графического обозначения процесса (действия, операции) используют текстовую конструкцию вида <Фраза естественного языка, обозначающая действие>. Например, <Ввод исходных данных>, <Ждать зеленый свет светофора>, <Вычислить S=S+X> и т.п.

2. Структура "Следование" в псевдокоде выражается последовательностью фраз, записанных в отдельной строке. Например:

<Ввести данные а, в, с>

<Вычислить дискриминант D=b2-4ac>

3. Структура "Развилка" реализуется на псевдокоде с помощью ключевых слов в виде:

ЕСЛИ <Высказывание> ТО

<Выполнить А>

ИНАЧЕ

<Выполнить Б>

ВСЕ_ЕСЛИ

Действие А будет выполнено в случае истинности высказывания, записанного между ключевыми словами ЕСЛИ и ТО, а действие Б в этом случае будет пропущено. И наоборот, если высказывание ложно, то пропускается действие А и выполняется действие Б. Ключевое слово ВСЕ_ЕСЛИ обозначает конец структуры "Развилка". После выполнения этой структуры управление передается на запись, непосредственно следующую за ключевым словом ВСЕ_ЕСЛИ. В псевдокоде допускается запись структуры развилки и с одной альтернативой:

ЕСЛИ <Высказывание> ТО

<Выполнить А>

ВСЕ_ЕСЛИ

4. Структура "Повторение" (цикл) организуется в виде:

ЦИКЛ <Высказывание>

<Выполнить А>

ВСЕ_ ЦИКЛ

При входе в цикл проверяется истинность высказывания. Действие А выполняется тогда и повторяется до тех пор, пока высказывание истинно. Если высказывание оказывается ложным, цикл сразу завершается, а управление передается на запись, непосредственно следующую за ключевым словом ВСЕ_ЦИКЛ. Запись <Выполнить А> называют телом цикла. Если в тело цикла входит запись, также являющаяся в свою очередь циклом, то допускается для большей наглядности алгоритма помечать ключевые слова этих структур своими индексами. Например:

ЦИКЛ1 <Для всех i от 1 до М с шагом 1>

<S=0>

ЦИКЛ2 <Для всех j от 1 до N с шагом 1>

<S= S+Xi,j>

ВСЕ_ ЦИКЛ2

<Печать S>

ВСЕ_ ЦИКЛ1

Индексация ключевых слов допускается и для структуры "Развилка", если одна развилка входит в состав другой развилки.

5. Для обозначения операции ввода данных используется ключевое слово ВВЕСТИ, а для операции вывода - ВЫВЕСТИ. За этими ключевыми словами в круглых скобках записываются списки имен атрибутов, получающих вводимые значения или значения которых выводятся в качестве результатов. В списке вывода, кроме того, могут указываться выражения, значения которых необходимо вывести в качестве результатов.

6. Каждому алгоритму присваивается имя, которое записывается в начале псевдокода алгоритма (в заголовке) после ключевого слова АЛГОРИТМ. В конце, завершая псевдокод алгоритма, ставится ключевое слово ВСЕ_АЛГОРИТМ. Например:

АЛГОРИТМ Нахождение_корней_квадратного_уравнения

ВСЕ_АЛГОРИТМ

7. Алгоритм может быть оформлен в виде вызываемой процедуры (подалгоритма). В этом случае после имени алгоритма в круглых скобках записывается список имен формальных параметров алгоритма. Например, АЛГОРИТМ Функция1(А, В, С). При вызове такого алгоритма для выполнения указывается его имя, а в <

Наши рекомендации