Вторая половина вопроса билета посвящена описанию того, где и как описанные выше общетеоретические сведения можно применить на практике.
Примечание. Подобная структура билета на экзамене — в целом хороший методический прием. Он позволяет учителю проверить, как ученик представляет себе связь теории с практикой, что с точки зрения общеобразовательных целей крайне важно. Ученик же получает некоторые дополнительные шансы в случае плохого знания теории при ответе вспомнить хотя бы то, что они делали на уроках по данному вопросу. Недостатком подобного типа “практически ориентированных” вопросов является возможность “увязнуть” в технических деталях — “скатиться” на обсуждение меню, кнопок и прочих интерфейсных деталей конкретной программы, а вопрос-то все-таки теоретический! По нашему мнению, в подобных случаях экзаменуемый должен всегда стараться описывать общие возможности, но не конкретный ход их реализации. В частности, в нашем случае надо рассказать, в чем состоят возможности программ обработки звука и где это можно применить, а не описывать, какие именно кнопки требуется нажимать в той или иной ситуации.
Итак, при обработке звука на компьютере можно воспользоваться уже имеющимися звуковыми файлами, а можно создать (ввести) их самостоятельно. Любые используемые файлы, даже сделанные специально для данного проекта, не всегда полностью соответствуют его потребностям. Для приведения звуковых материалов к необходимому виду используется процесс редактирования. В ходе редактирования можно подкорректировать небольшие дефекты записи (например, укоротить слишком длинную паузу или повысить уровень громкости фрагмента), перекомпоновать части звукового файла в нужном порядке или дополнить его из других файлов, сохранить данные в новом требуемом формате (скажем, преобразовать для экономии места в MP3). Важной задачей является изготовление мультимедийных документов, например, вставка полученного звукового файла в презентацию.
Таковы наиболее общие виды работы со звуковой информацией на компьютере. Заметим, что по смыслу они во многом аналогичны задачам компьютерной обработки текстовой и графической информации.
А теперь несколько слов о наиболее важных моментах практической реализации.
Для того чтобы ввести новую, т.е. не содержащуюся в уже имеющихся компьютерных файлах, звуковую информацию, необходимо воспользоваться аналоговым источником звука. Им может, например, быть микрофон, магнитофон, проигрыватель, радиоприемник или телевизор. Наиболее слабый электрический сигнал дает микрофон, поэтому для него в звуковой карте предусмотрен специальный вход. Подключив к соответствующему входу карты используемый источник звука, можно переходить к оцифровке звука5 и его записи в файл.
Помимо чисто аппаратного подсоединения к компьютеру источника звука, дополнительно потребуется еще соответствующее программное обеспечение. В простейшем случае можно воспользоваться стандартной входящей в состав Windows программой Звукозапись, о которой уже упоминалось ранее.
Прежде чем начинать запись, в обязательном порядке необходимо тщательно обдумать и установить необходимые параметры оцифровки (в частности, при записи дикторского текста с одного микрофона установка стереорежима с частотой дискретизации
48 кГц весьма красноречиво расскажет о квалификации такого, с позволения сказать, звукооператора!). Только после всего описанного имеет смысл нажать наконец кнопку “Запись”, которая обычно стандартно помечается большой красной точкой.
Когда запись произведена, остановлена и сохранена в файл на диске, можно переходить к следующему этапу — ее компьютерному редактированию. Часто его удается осуществить с помощью той же самой программы Звукозапись.
Для понимания возможностей программы обратимся к ее меню. Там мы обнаружим следующие пункты, имеющие отношение к процессу редактирования звуков:
· свойства (преобразование формата файла);
· правка (вставка звука в другой документ или связывание с ним);
· вставить в файл (в установленную позицию исходного звука);
· смешать с файлом/буфером (микширование звуков);
· удалить до/после текущей позиции;
· увеличить/уменьшить громкость;
· увеличить/уменьшить скорость;
· добавить эхо;
· обратить.
Видно, что для “любительских целей” таких возможностей редактирования вполне достаточно6. По нашему мнению, этого бы и хватило при ответе на билет о компьютерной обработке звука, особенно если ученик “от себя” дополнил бы его рассказом (не показом!) о том, что их научили делать на лабораторных занятиях. Тем не менее согласно тексту вопроса требуется изложение еще некоторого более углубленного материала. Так что проанализируем последнее предложение в вопросе, где речь идет о “специальном программном обеспечении и цифровом оборудовании”. Между прочим, формально оно занимает более половины текста билета.
Начнем с того, что это как раз тот случай, когда школа может воспользоваться правом составления “билетов, непосредственно используемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения”.
Примечание. Кстати говоря, в связи с “возможностью полного отсутствия” средств ИКТ и ПО для обработки звука в отдельно взятой школе довольно странно смотрится в Обязательном минимуме предмета выделенная в отдельный абзац (ключевая?) фраза “Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования”!!! Получается, что даже если нет и не на чем, все равно обязательно?
Для нас — авторов данной публикации — подобная неопределенность в оснащении школ есть, безусловно, момент отрицательный: мы либо должны написать достаточно подробный обзор имеющихся средств профессионального редактирования звука, чтобы каждый нашел в этом обзоре то, что у него есть в школе, либо представить вежливое извинение за то, что ну не можем мы написать рекомендации на все случаи жизни! Будучи преподавателями периферийного педагогического вуза, мы не считаем для себя позорным выбрать последнее, тем более что вопрос достаточно специальный.
Второй принципиальный момент, который заставляет нас сомневаться в необходимости данного материала не только в билете, но и в самой программе предмета, состоит в следующем. Школьное образование хотя и должно готовить детей к практической жизни, но конкретную профессию давать вовсе не обязано. Например, в рамках школьного курса физики надо научиться пользоваться некоторыми наиболее важными электроизмерительными приборами, но осваивать профессиональное измерительное оборудование современного электрика никто не требует. Кстати говоря, в советской школе для облегчения (как показывает опыт, отнюдь не элементарного!) процесса освоения приборов создавалось специальное7 школьное оборудование. Аналогично в школе изучается рисование, но в него включается формирование у детей лишь наиболее общих навыков; ни о какой специализированной художественной подготовке при этом речь не идет, а для наиболее способных предполагается посещение художественной школы. Вернемся теперь в свете сказанного к “специальному программному обеспечению и цифровому оборудованию”. Вы уверены, что это действительно то, что нужно в школе, особенно применительно к монтажу звука? Рискну предположить, что сторонники ИКТ просто стараются чем-то заполнить место того классического материала, который они старательно “выдавливают” из школьного курса информатики: устройство компьютера, особенности двоичного представления данных, основы программирования и др., а также создать видимость глубины своего поверхностного “юзеровского” подхода.
Мне могут возразить, что глубокие познания нужны для реализации высококачественных мультимедийных проектов, например, непомерно модных сейчас презентаций (можно подумать, все станут дизайнерами и прочими PR-специалистами…). Во всяком случае, если проекты, проводимые в школе, и потребуют от отдельных школьников углубленных знаний, то это еще не повод включать материал в обязательный минимум и экзамен.