Разработка интерфейса пользователя
Для разработки интерфейса пользователя в программном продукте проекта, был использован пакет компонентов AlphaControls для Delphi 7.
AlphaControls - это набор стандартных и некоторых уникальных компонентов, поддерживающих скины (AlphaSkins), а также имеющих некоторые дополнительные возможности. Обрабатываются различные события мыши, что дает некоторые дополнительные возможности компонентам. Менеджер подсказок управляет подсказками в приложении и придает им красивый вид с множеством
настроек, которые можно изменять с помощью специального дизайнера. Аналоги стандартных компонентов обеспечивают все функциональные возможности и добавляют множество новых решений для улучшения работы программ и качества их внешнего вида.
Для установки пакета AlphaControls для Delphi 7 были выполнены следующие действия:
1. Распаковываем файл с компонентами в папку, где они будут в дальнейшем находиться.
2. Папка с компонентами должна быть зарегистрирована в Delphi (Tools->EnvironmentOptions->Library->LibraryPath) как представлено на рисунке 7.
Рисунок 7 – Регистрация папки.
3. Открываем в Delphi файл run-time пакета acntX_r.dpk
4. В окне "Projectmanager", нажимаем на название пакета правой кнопкой мыши и выбираем пункт "Build", как показано на рисунке 8
Рисунок 8 – Менеджер проектов.
5. Открываем файл design-time пакета acntX.dpk
6. В окне "Projectmanager", нажимаем на название пакета правой кнопкой мыши и выбираем пункт "Install", как изображено на рисунке 9.
Рисунок 9 – Установка компонента.
7. Запускаем Delphi 7 и просматриваем новые компоненты, как представлено на рисунке 10.
Рисунок 10 – Новые компоненты
На появившихся вкладках есть все компоненты необходимые для создания интерфейса пользователя. Для усовершенствования внешнего вида объектов Delphi 7 был использован компонент SkinManager из вкладки AlphaTools. В свойстве SkinDirectory, в которой нужно искать внешние скины c:\Skins. В свойстве SkinName необходимо выбрать скин из списка доступных. Если свойство Active = True и определено свойство SkinName, то компоненты будут изображаться в соответствии с этим скином.
2.5 Разработка программного кода
Программный продукт разработан средствами объектно-ориентированного языка Delphi и представляет модульную структуру.
Структура программы состоит из следующих модулей:
- модуль основного интерфейса программы – main.dcu;
- модуль данных – dm.dcu;
- модуль формы запуска «Вход в программу» – platk.dcu;
- модуль справочника «Платежи» – platg.dcu;
- модуль формы редактирования оплат – addplat.dcu;
- модуль формы идентификации пользователя – vxod.dcu;
- модуль просмотра и печати – plprint.dcu;
- модуль формы для работы с пользователями программы – polzov.dcu.
В ходе разработки кода программы были использованы следующие программные продукты: DatabaseDesktop,BDEAdministrator,BorlandDelphi 7.
DatabaseDesktop - это утилита, котораяпоставляетсявместесDelphiдляинтерактивнойработыстаблицамиразличныхформатовлокальныхбазданных - ParadoxиdBase, атакжеSQL-серверныхбазданныхInterBase, Oracle, Informix, Sybase.
BDE Administrator - представляет собой администратор процессора баз данных BDE, позволяет устанавливать параметры БД и системные параметры. Основными настраиваемыми параметрами являются:
- параметры псевдонимов БД;
- параметры драйверов БД;
- системные установки (форматы времени, чисел и т.д.)
Отладка программы
Интегрированнаясреда разработки Delphi предоставляет программисту мощное средство поиска и устранения ошибок в программе -отладчик. Отладчик позволяет выполнять трассировку программы, наблюдать значения переменных, контролировать выводимые программой данные.
Выбирая нужную команду из меню Run, можно выполнить трассировку программы. Активизировать и выполнить трассировку можно при помощи функциональной клавиатуры. Команде Stepoverсоответствует клавиша <F8>, а команде Traceinto — клавиша <F7>. В результате, если программа работоспособна, она должна запуститься как показано на рисунке 11.
Рисунок 11 – Результат трассировки программы.
В любой момент времени можно завершить трассировку и продолжить выполнение программы в реальном темпе. Для этого надо из меню Run выбрать команду Run.
При необходимости выполнить трассировку части программы следует установить курсор на инструкцию программы, с которой надо начать трассировку, и из меню Run выбрать команду Runtocursor или нажать клавишу <F4>. Затем, нажимая клавишу <F7>или клавишу <F8>, выполнить трассировку нужного
фрагмента программы, как показано на рисунке 12
Рисунок 12 – Трассировка части программы.
2.7 Тестирование программного продукта
Тестирование программы можно провести различными способами, однако, наиболее оптимальным является использование способа «базового пути».Он дает возможность получить оценку комплексной сложности и правильности работы программного продукта.
На основе листинга программного продукта и блок – схемы алгоритма формируется потоковый граф. На графе нумеруются операторы, производится отображение пронумерованных операторов в узлы и вершины.
R1
R3 R4
R2
Рисунок 13 – Потоковый граф.
После того как построен потоковый граф, определяется цикломатическая сложность потокового графа по каждой из формул [11, с. 64].
V(G) = 4 региона (1)
V(G) = E – N+ 2, (2)
где Е – количество дуг графа,
N – количество узлов графа.
Подставляя данные в формулу (5.2), получим следующее
V(G) = 16 – 14 + 2 = 4.
V(G) = p + 1, (3)
где р – количество предикатных узлов.
Таким образом, V(G) = 3 + 1 = 4.
Далее определяется базовое множество независимых линейных путей.
- Путь 1: 1-2-3-4-5-6-3.
- Путь 2: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-3.
- Путь 3: 1-2-3-10-11-12-13-3.
- Путь 4: 1-2-3-10-14.
После того как построен потоковый граф и определены его параметры, разрабатываются тестовые варианты, инициирующие выполнение каждого пути. Исходные данные должны выбираться так, чтобы предикатные вершины обеспечивали запуск только тех операторов, которые перечислены в базовом пути в требуемом порядке.
Определяются тестовые варианты, удовлетворяющие выявленному множеству независимых путей.
Тестовый вариант для пути 1.
Исходные данные – лицевой счет абонента, диапазон дат оплаты платежей.
Ожидаемый результат – отображение информации о платежах, соответствующей выбранным критериям. Отсутствие ошибок и дефектов полноты отображения данных.
Тестовый вариант для пути 2.
Исходные данные – лицевой счет абонента, данные об оплате платежей.
Ожидаемый результат – вывод формы редактирования в одном из режимов: вставка или редактирование, заполнение полей формы информацией и запись данных в базу. Отсутствие ошибок и правильность отображения элементов формы, в зависимости от режима редактирования.
Тестовый вариант для пути 3.
Исходные данные - лицевой счет абонента или диапазон дат оплаты платежей.
Ожидаемый результат – вывод формы предварительного просмотра данных на печать, корректное отображение информации в полях формы, отсутствие ошибок при работе печати.
Тестовый вариант для пути 4.
Исходные данные - сохранение всех введенных данных.
Ожидаемый результат – завершение работы приложения.
Таким образом, реальные результаты работы программы совпадают с ожидаемыми, следовательно, программный продукт работает корректно.