Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать:
· из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютерном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информационные технологии Петербурга"
· из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций"
· из журнала "Информационные ресурсы России"
· из сети Internet
История развития рынка информационных услуг
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
До середины 80-х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора.
В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США от темпов роста информационных услуг в Японии и других странах, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
Техническая и технологическая составляющая
Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения:
· возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet , что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок
· технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды
· электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов
Нормативно-правовая составляющая
Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Закон "Об авторском праве и смежных правах".
Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
Закон "О правовой охране топологий интегральных схем".
Информационная составляющая
Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
"Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.
Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Рассмотренный ниже пример демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.
Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:
· во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства
· во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) постоянно уменьшается
· в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов в наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.
Инфраструктура информационного рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:
· научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям
· объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции
· услуги образования – все виды обучений
· управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений
· бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда
В этой инфраструктуре, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
· технический – вся аппаратно-техническая база информатики
· программный – все программные продукты информатики
· коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
· высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности
· услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем
· домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок