По учебному предмету «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету «Информатика»
Для 4 класса «А»
На 2014– 2015 учебный год
Составитель программы:
Новикова И.А.,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
_______________________________
(Подпись)
Используемая программа и примерное планирование:
УМК «Школа России»
А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);
- Учебного плана ГБОУ СОШ № 1613 на 2014-2015 учебный год;
- Примерной авторской программы начального общего образования по информатике для начальной школы:
«Информатика 4» (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко)
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Информационная революция, современниками которой мы являемся, диктует новые требования к содержанию образования, в том числе и в начальной школе. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – от телефонов, справочников, стиральных машин и до компьютеров и Интернета, становятся все более разнообразными и требуют от человека не просто навыков работы с конкретными устройствами, но развития более универсальных умений и навыков, позволяющих быстро сориентироваться, быстро освоиться в новой среде, начать эффективно использовать новые средства коммуникаций или технологическую новинку. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура и ее важный компонент – ИКТ-компетентность (информационная и коммуникационная компетентность).
Формирование основ информационной культуры в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования должно начинаться уже на первом этапе школьного образования, в начальной школе. В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, в частности, отвечающих требованиям информационного общества. Три основных навыка, соответствующие традиционному содержанию начального образования – читать, писать, считать – в соответствии с новыми стандартами должны быть расширены для формирования грамотности нового типа, включающей в себя и основы ИКТ-компетентности. Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ); письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей (ссылок) между различными объектами, организация информации надлежащим образом); и счета (проектирование и конструирование объектов и действий; различные построения, в том числе логические, в графических и телесных средах, естественным образом представляющие основные объекты теории вычислений и математики конечных объектов).
Общие идеи курса находят своё отражение, как в бумажной, так и в компьютерной составляющей. Важнейшей из этих идей является деятельностный подход к обучению. Именно поэтому в курсе предполагается, что ученик получает все необходимые ему знания в ходе интересной, актуальной для него деятельности. Таким образом, для ученика задача почти всегда является практической – он стремится получить некоторый значимый для него продукт. В ходе этой деятельности ему приходится осваивать некоторые знания, умения и навыки, но это освоение не является для ребенка самоцелью. При таких условиях дети довольно быстро осваивают даже то, что при постановке обычной, учебной задачи дается им с трудом. Дети активно включаются в диалог с учителем, с удовольствием помогают друг другу и, конечно, полнее реализуют свой творческий потенциал. Именно в силу ориентации на деятельностный подход, компьютерная часть курса не содержит уроков, которые обычно включаются в другие курсы информатики: например, не выделяется отдельное время для обучения включению/выключению компьютера, открытию документов и приложений, работе с мышью и т. п. Все эти навыки дети осваивают в ходе решения задач и выполнения компьютерных проектов.
Новый стандарт образования ориентирует процесс обучения не только и не столько на получение определенной суммы знаний, сколько на освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, способность к саморазвитию. При этом большую часть межпредметных связей в начальной школе может взять на себя информатический компонент и стать центром формирования у учащихся метапредметных универсальных учебных действий.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.
Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические, здововьесберегающие технологии.
К компьютерной части курса относятся:
- Компьютерные уроки – содержат наборы задач к каждой теме курса, а также задания, предназначенные для последовательного знакомства с компьютерными инструментами, необходимыми для решения задач на компьютере («заливка», «лапка», «карандаш» и пр.).
- Компьютерные проекты – содержат специальную программную поддержку для проведения некоторых проектов курса.
- Клавиатурный тренажер – содержит серию тренировочных упражнений на знакомство с клавиатурой и обучение слепому десятипальцевому методу клавиатурного письма.
- Компьютерная презентация «Знакомство с компьютером» – для демонстрации на самом первом уроке и поддержки обсуждения правил безопасности при работе в компьютерном классе.
Формы контроля ЗУНов учащихся: самостоятельные, проверочные работы, тестирование, итоговый контроль.
Формы организации учебного процесса:
- урок изучения и закрепления новых знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;
- проектные уроки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Коли-чество часов | В том числе, количество часов на проведение | ||||
Практических работ | Контрольных работ | ||||||
1. | Игры. | ||||||
2. | Деревья. | ||||||
3. | Выигрышные и проигрышные стратегии. | ||||||
4. | Проекты. | ||||||
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Правила игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
Учащиеся должны знать:
· знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
· знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
· иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
· иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
Учащиеся должны уметь:
· правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
· соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
· войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
· при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
· при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Учащиеся должны знать:
· иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
· знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
· иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
· иметь представление об индуктивном построении цепочки;
· иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
· строить и достраивать цепочку по системе условий;
· проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
· выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
· выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
· оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
· оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
· оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
· строить цепочки по индуктивному описанию;
· строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
· шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
· в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).
Учащиеся должны знать:
· иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
· знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
· иметь представление о мешке бусин цепочки;
· иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
· организовывать полный перебор объектов (мешка);
· оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
· строить и достраивать мешок по системе условий;
· проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
· выделять из набора одинаковые и разные мешки;
· использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
· выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
· сортировать объекты по одному и двум признакам;
· строить мешок бусин цепочки;
· в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.
Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.
Учащиеся должны знать и понимать:
· знать русские и латинские буквы и их русские названия;
· уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
· иметь представление о слове как о цепочке букв;
· иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
· иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
· понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
· иметь представление о толковании слова;
· иметь представление о лингвистических задачах.
· *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.
Учащиеся должны уметь:
· правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
· использовать имена для различных объектов;
· сортировать слова в словарном порядке;
· сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
· вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Учащиеся должны знать и понимать:
· иметь представление о дереве;
· понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
· иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
· знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
· оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
· строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
· использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
· строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
· строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
· строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
· в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Учащиеся должны знать и понимать:
· иметь представление об играх с полной информацией;
· знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
· понимать и составлять описания правил игры;
· понимать правила построения дерева игры;
· знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
· иметь представление о выигрышной стратегии.
Учащиеся должны уметь:
· оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
· строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
· играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
· проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
· строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
· описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.
Решение практических задач
Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя (проект «Турниры и соревнования»). Сбор информации о птицах, представление информации о них в виде «реферата». Детям предлагается создать и напечатать текст на заданную тему (мы условно называем его «реферат»). Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам (проект «Птицы вокруг нас», «Мой реферат»). Приобретение ребятами начальных навыков работы в Сети (проект «Мой Интернет»). Проведение анализа отдельных партий, цепочек и деревьев игры. Знакомство учащихся с методом деления пополам, научить их использовать данный метод в играх на угадывание объекта (буквы, числа, ученика) и при решении других жизненных и математических задач (проект «Угадай задуманную букву»). Обучение детей освоению новой техники с использованием инструкции (проект «Инструкции к бытовой технике»). Обучение созданию многостраничного произведения, включающего графику и мультипликацию. Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования Черепашки (проект «Наш мультфильм», Перволого или программа компьютерной анимации). Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»). Самостоятельное создание компьютерной игры, изображающую движение по лабиринту. Получение в свое распоряжение компьютерную игру, в которую можно играть самому или дать поиграть товарищу (проект «Моя игра»).
Учащиеся должны знать и понимать:
· иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
· иметь представление о сборе данных, о различных способах представления информации (таблица, круговая и столбцовая диаграмма, «реферата»);
· иметь представление о работе в Сети;
· иметь представление об инструкциях и способах их применения;
· иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
· иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
· иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
· иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
· иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
Учащиеся должны уметь:
· подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
· искать слово в словаре любого объема;
· оформлять информацию в виде сводной таблицы, «реферата»;
· упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
· использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;
· использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
· сканировать изображения;
· описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем;
· создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;
· создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
· создавать компьютерную анимацию;
· создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
· заполнять таблицу кругового турнира;
· строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п № урока в разделе | Дата | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Вид или форма учебной деятельно-сти, прио-ритетные на уроке | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Примечание |
I триместр (12 часов) | |||||||
Раздел «Игры» (7 часов) | |||||||
1/1 | 04.09.14 | Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Круговой турнир. Игра в Крестики-нолики. Проект «Птицы вокруг нас» (введение в проект). | Познакомить детей с техникой безопасности и гигиеной при работе с компьютером. Выяснение правил и особенностей игры в Крестики-нолики, которые впоследствии пригодятся при решении более сложных задач. Создание как можно более широкой базы данных птиц. Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | Комбин-рованный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы. | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Знать правила техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Знать правила кругового и кубкового турнира. Развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, поскольку, стремясь к собственной победе, игрок после каждого хода обязан тщательно анализировать сложившуюся на поле ситуацию и мешать выиграть сопернику. | |
2/2 | 11.09.14 | Игры двух игроков, цепочка позиций игры. Компьютерный урок «Цепочка позиций игры. Крестики-нолики». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 1. | Определение начальной позиции, хода игры, мешка возможных позиций, заключительной позиции и победителя игры. | Ознаком-ление с новым материа-лом. Урок-практикум | Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе. | Умение определять позицию игры. Знать понятие цепочка позиций игры. Делать вывод об общих закономерностях в играх с полной информацией. | |
3/3 | 18.09.14 | Игра Ползунок. Компьютерный урок «Игра Ползунок». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 2. | Знакомство и работа с игрой Ползунок, где место числовой интуиции занимает геометрическая. | Комбини-рованный урок. | Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе. | Знать цепочечную лексику, в частности понятия «перед каждой/после каждой» и «раньше/позже». | |
4/1 | 25.09.14 | Проект «Мой Интернет». | Приобретение ребятами начальных навыков работы в Сети. Обучение пользоваться Поисковиком. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. | Знать какие возможности предоставляет нам работа в Сети. Уметь использовать Сеть Интернет, пользоваться справочно-поисковой системой. | |
5/4 | 02.10.14 | Игра Камешки. Компьютерный урок «Игра Камешки». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 3. | Знакомство и работа с игрой Камешки. Обучение записи цепочки, удовлетворяющей определенному условию. | Комбини-рованный урок. | Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь провести полный анализ игры и понять, кто, когда выигрывает. Уметь записывать цепочку, удовлетворяющую определенному условию (выигрышу конкретного игрока). | |
6/5 | 09.10.14 | Игры в Слова и в Города. Компьютерный урок «Игра в Слова и в Города». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 4. | Знакомство и работа (или вспоминание) с играми в Слова и в Города. Дать понятие «бесконечная игра». Работа с географической картой и толковым словарем. Установление соотношений между одномерными и двумерной таблицами для одного мешка. | Примене-ние знаний и умений. Урок-практикум | Коллектив-ная работа. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь работать с географической картой и толковым словарем. Уметь строить цепочки игры в Слова. Уметь устанавливать соотношения между одномерными и двумерной таблицами для одного мешка. | |
7/2 | 16.10.14 | Проект «Угадай задуманную букву». Часть 1. | Знакомство и работа с новой игрой «Угадай букву». Познакомить учащихся с методом деления пополам, научить их использовать данный метод в играх на угадывание объекта (буквы, числа, ученика) и при решении других жизненных и математических задач. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Выяснить, за какое наименьшее число вопросов можно угадать наверняка (при любом ходе игры) задуманную букву и научиться, действительно угадывать задуманную букву за это число вопросов. | |
8/6 | 23.10.14 | Контрольная № 1. | Проверить, насколько дети освоились с правилами игр Крестики-нолики, Ползунок, Камешки, Слова. Также проверяется умение детей работать с новой лексикой, например, с такими терминами, как партия, заключительная позиция, цепочка партии и пр. | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверочная работа. | Уметь применять полученные знания. | |
9/7 | 06.11.14 | Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи. Компьютерный урок «Решение задач», «Выравнивание». | Повторение пройденного материала. Решение бумажных и компьютерных задач. Знакомство с условием, при котором построение каждой цепочки требуется соблюдение двух условий. | Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений. | Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос. | Уметь выполнять задания на основе пройденного материала. | |
10/3 | 13.11.14 | Проект «Птицы вокруг нас», часть 1 (работа с компьютерным ресурсом). | Создание как можно более широкой базы данных птиц. Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. | Иметь представление о сборе данных, о различных способах представления информации. | |
11/1 | 20.11.14 | Робот. Цепочка выполнения программы. Компьютерный урок «Цепочка выполнения программы». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 5. | Познакомить с цепочкой выполнения программы. | Ознаком-ление с новым материа-лом. Урок-практикум | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик. Знать элементы цепочки выполнения программы – позиции Робота. Знать особенности употребления конструкции «после каждой» для путей дерева. Уметь осуществить полный перебор всех путей дерева и для каждого проверить истинность утверждения в окне. | |
12/2 | 27.11.14 | Дерево выполнения программ. Компьютерный урок «Дерево выполнения программ». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 6. | Познакомить с понятием «дерево выполнения программ», которое отражает сразу все варианты возможного развития событий от первого до последнего шага. | Комбини-рованный урок. | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика. Знать понятия: цепочка позиций, дерево позиций. | |
13/3 | 04.12.14 | Игра Сим. Компьютерный урок «Игра в Сим». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 7. | Знакомство и работа с игрой Сим. Понятие комбинаторной игры. | Комбини-рованный урок. | Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь определять победителя по длине цепочки, если цепочка четной длины, то выигрывает Первый, если нечетной – Второй. | |
14/4 | 11.12.14 | Дерево вычисления. Компьютерный урок «Дерево вычислений». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 8. | Дать понятие «дерево вычислений». Отработка вычислительных навыков. | Комбини-рованный урок. | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь с помощью деревьев изображать процесс вычисления значения арифметического выражения. | |
15/4 | 18.12.14 | Проект «Инструкции к бытовой технике». | Научить ребят осваивать новую технику, опираясь на инструкцию. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Иметь представление об инструкциях и способах их применения. | |
16/5 | 25.12.14 | Контрольная № 2. | Проверить усвоение по теме «Дерево»: цепочка и дерево выполнения программ, дерево вычислений. | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверочная работа. | Уметь применять полученные знания. | |
17/6 | 15.01.15 | Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи. Компьютерный урок «Решение задач», «Выравнивание». | Повторение пройденного материала. Решение бумажных и компьютерных задач. Установление связи между древесной структурой и структурой арифметического выражения. | Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений. | Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос. | Уметь выполнять задания на основе пройденного материала. | |
18/5 | 22.01.15 | Проект «Наш мультфильм». | Создание многостраничного произведения, включающего графику и мультипликацию. Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования Черепашки. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Уметь создавать компьютерную анимацию; создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация). | |
19/7 | 29.01.15 | Дерево игры. Ветка из дерева игры. Компьютерный урок «Дерево игры. Ветка из дерева игры». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 9-10. | Знакомство детей с деревом игры. Дать понятие: «ветка из дерева игры». Что это не любая часть дерева игры, а только такая, которая включает все возможные варианты завершения игры, начиная с некоторой позиции. | Комбин-ирован-ный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Представить себе дерево игры (спроектировать в уме) и разместить, нарисовать это дерево игры в окне. | |
20/8 | 05.02.15 | Проект «Угадай задуманную букву». Часть 2. | Знакомство и работа с новой игрой «Угадай букву». Познакомить учащихся с методом деления пополам, научить их использовать данный метод в играх на угадывание объекта (буквы, числа, ученика) и при решении других жизненных и математических задач. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Выяснить, за какое наименьшее число вопросов можно угадать наверняка (при любом ходе игры) задуманную букву и научиться, действительно угадывать задуманную букву за это число вопросов. | |
21/1 | 12.02.15 | Выигрышные и проигрышные позиции. Работа с клавиатурным тренажером, занятия 11–12. | Изучение отдельных позиций: какие из них являются выигрышными, а какие проигрышными. Чем выигрышная позиция отличается от проигрышной. | Ознаком-ление с новым материа-лом. Урок-практикум | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь исследовать позиции игры. Уметь раскрашивать позиции на числовой линейке и понимать, что в разумной партии игрок, у которого есть возможность, всегда должен делать такой ход, который оставит противнику проигрышную позицию. | |
22/2 | 19.02.15 | Выигрышные стратегии в игре Камешки. Работа с клавиатурным тренажером, занятия 13–14. | Обучение анализировать ход игры в целом. Если начальная позиция выигрышная, то выигрышную стратегию имеет Первый, если проигрышная – Второй. | Урок закрепле-ния изу-ченного. Урок-практикум | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь строить выигрышные стратегии путем полного перебора и исследования всех возможных позиций игры. | |
23/3 | 26.02.15 | Выигрышные стратегии и большие числа. Работа с клавиатурным тренажером, занятия 15–16. | Сформулировать выигрышную стратегию не пошагово, описывая каждый ход игры, а в виде общего правила. | Комбини-рованный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Умение следовать общему правилу, делать только разумные ходы и оставлять противнику только проигрышные позиции. | |
24/4 | 05.03.15 | Стратегии в играх на шахматной доске. Работа с клавиатурным тренажером, занятия 17–18. | Знакомство с серией игр, для которых так же, как и для игры в Камешки, можно строить выигрышные стратегии путем полного перебора исследования всех возможных позиций игры. | Комбини-рованный урок. Урок-практикум | Парная работа. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь строить выигрышные стратегии путем полного перебора и исследования всех возможных позиций игры на двумерном поле. | |
25/6 | 12.03.15 | Проект «Птицы вокруг нас», часть 2 (групповая работа). | Создание как можно более широкой базы данных птиц. Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Уметь создавать базы данных птиц, работать с базами данных, выделять существенные признаки объекта, уметь описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | |
26/5 | 19.03.15 | Контрольная работа № 3. | Проверить усвоение по теме «Выигрышные и проигрышные стратегии». | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверочная работа. | Уметь применять полученные знания. | |
27/6 | 02.04.15 | Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач. Компьютерный урок «Выравнивание». | Повторение пройденного материала. Решение бумажных и компьютерных задач. | Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений. | Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос. | Уметь выполнять задания на основе пройденного материала. | |
28/7 |