Население, занятое в информационной сфере.

По данным ООН, в 90-е годы количество работников, занятых в информационной сфере (для которых обработка информации является основной производственной функцией), возросло примерно на 25%, тогда как количество занятых в сельском хозяйстве и промышленности сократилось соответственно на 10 и 15%.

Компьютеры и информационные технологии интенсивно проникают и в сферу материального производства. Инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий все чаще имеют на своем рабочем месте компьютер и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

С развитием коммуникационных технологий и мобильной связи все большее количество людей осуществляют свою производственную деятельность дистанционно, то есть работая дома, а не в офисе (в США более 10 миллионов человек). Все большее распространение получает дистанционное образование и поиск работы через Интернет. В 2000 году оборот мирового рынка информационных и коммуникационных технологий составил около 1 триллиона долларов. При этом на закупку аппаратных средств было потрачено менее половины этой суммы, большая часть была вложена в разработку программного обеспечения, проектирование компьютерных сетей и так далее.

Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

Курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, так как готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе.

Информационная культура

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Возьмем традиционный навык письма. На заре цивилизации (Шумер, Египет), в античном мире (Эллада, Римская империя и др.) и в средние века (до изобретения книгопечатания) навык каллиграфического письма был залогом успешного продвижения по социальной лестнице. В индустриальном обществе (до изобретения персональных компьютеров) навыки письма ручкой также были необходимы для любого члена общества.

В настоящее время, на пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.

Создание и редактирование документов с помощью компьютера, то есть овладение офисными информационными технологиями, становится в информационном обществе социально необходимым умением — достаточно просмотреть объявления о приеме на работу.

Умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.

В современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР). Такие системы позволят вам быстро рассмотреть различные варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать чертеж или схему.

Использование электронных таблиц сделает более простыми и наглядными процессы исследования и построения графиков функций в процессе изучения математики, планирования и ведения домашнего бюджета, построения и исследования моделей различных объектов и процессов.

Необходимость упорядочить информацию, например, о людях, с которыми вы контактируете, требует использования записной книжки. Однако часто удобнее использовать для хранения такой информации компьютерную базу данных «Записная книжка».

При поиске информации в современной библиотеке или в Интернете необходимо иметь навыки поиска информации в базах данных. В информационном обществе очень полезным является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных.

Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования средств визуального объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему специализированные приложения. Например, можно создать приложение, которое автоматизирует заполнение многочисленных квитанций оплаты за квартиру, электроэнергию, газ и др.

Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, то есть умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и так далее. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Интернете Web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия.

Информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. Законы запрещают использование пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете. Общение с помощью электронной почты или в чатах, участие в телеконференциях предполагают соблюдение определенных правил: отвечать на письма и не рассылать знакомым и незнакомым людям многочисленные рекламные сообщения (спам), не отклоняться от темы обсуждения в телеконференциях и чатах и так далее.

Вопрос 10

Основные способы защиты информации на локальном компьютере и в компьютерных сетях:

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации.

Аспекты информационной безопасности

и несанкционированного изменения

защита от несанкционированного доступа (прочтения)

Можно выделить следующие уровни защиты информации:


Предотвращение доступ к информации и технологии предоставляется только для пользователей, получивших доступ от собственника информации
Обнаружение обеспечивается раннее обнаружение преступлений и злоупотреблений, даже если механизмы защиты при этом были обойдены
Ограничение уменьшается размер потерь, если преступление все-таки произошло, несмотря на меры по предотвращению и обнаружению
Восстановление обеспечивается эффективное восстановление информации при наличии документированных и проверенных планов по восстановлению

Имеется 4 категории зон:

Местная зона безопасности Зона надежных узлов Зона ограниченных узлов Зона Интернета
Содержит, как правило, любые адреса узлов, рас­положенных в дан­ной организации. По умолчанию для такой зоны назна­чен средний уро­вень защиты. К ней относятся узлы, которым вы доверяете и с которых можно за­гружать информацию и программы, не беспоко­ясь о возможном по­вреждении ваших соб­ственных данных или компьютера. По умол­чанию для этой зоны защита отсутствует. К ней относятся уз­лы, которым вы не доверяете, считая небезопасным загру­жать с них информа­цию или запускать программы. По умол­чанию для этой зоны назначен высокий уровень защиты. Как правило,к этой зоне относит­ся все, что не име­ет отношения к ва­шему компьютеру, внутренней сети или иной зоне. По умолчанию для этой зоны назначен высокий уровень защиты.

Для обеспечения безопасности при работе в Интернете можно специальным образом настроить браузер. Например, Internet Explorer позволяет распределять по «зонам безопасности» любые файлы, которые вы можете открыть или получить (от файлов на вашем компьютере до файлов в Интернете).

Когда вы рискуете своей безопасностью, Internet Explorer может предупредить вас об этом. Например, если вы собираетесь послать какие-то свои данные на небезопасный

узел, Internet Explorer известит вас, что этот узел не является безопасным. Если же узел сообщает о своей безопасности, но предоставляет сомнительные гарантии,

InternetExplorer предупредит вас о том, что данный узел может быть опасным.

Вопрос 11

Наши рекомендации