Задачи на использование различных функций.

1. Ввести слово и преобразовать его следующим образом: две первые и две последние буквы отделить от середины слова пробелами.

2. На какую букву начинается больше слов в предложении (прописные буквы не учитывать).

3. Определить количество вхождений подстроки А$ в строку В$.

4. Выяснить, является ли введенная буква гласной.

5. Заменить в предложении гласные на «1», согласные — на «2», остальные знаки — на «З».

6. Вывести последовательность символов ABBCCC...Z...Z.

7. Подсчитайте количество запятых в заданном тексте.

8. Подсчитайте, сколько раз в заданном тексте встречается заданный символ.

9. Определите долю пробелов в заданной строке.

10. Проверьте, является ли заданное слово названием времени года на русском языке.

11. Замените в заданном тексте буквосочетание "min" на "max".

12. В заданном тексте подсчитате общее количество букв "x" и "y".

13. В заданном тексте везде букву "а" замените на букву "б", а букву "б" — на букву "а".

14. Удвойте каждую букву в заданном тексте.

15. В заданном слове каждую букву "б" замените буквосочетанием "ку".

16. Вычеркните из заданного слова все буквы "а".

17. Подсчитате, сколько раз в заданном слове встречается буквосочетание "аб".

18. Заданную строку А перепишите в обратном порядке в строку В.

19. Выясните, есть ли в заданном предложении буква "ы".

20. Выясните, верно ли, что в заданном предложении P есть все буквы, входящие в заданное слово S.

21. Определите количество предложений в заданном тексте (предложение заканчивается либо точкой, вопросительным или восклицательным знаком).

22. Определите долю гласных букв в заданном тексте на русском (английском) языке.

23. Определите, является ли одно заданное слово обращением другого заданного слова.

24. Из заданного текста удалите те его части, которые заключены в кавычки (вместе с кавычками).

25. Каждые n символов во введенном тексте отделите знаком "!".

26. Выясните, верно ли, что в заданном предложении есть пара соседствующих одинаковых символов.

27. Найдите хотя бы одно слово, которое встречается в каждом из трех заданных предложений.

28. Отредактируйте заданное предложение, удаляя из него все слова с чётными номерами.

29. В заданном предложении укажите слово, в котором доля гласных (A, E, I, O, U — строчных или прописных) максимальна.

30. Дан текст из цифр и строчных латинских букв, за которым следует точка. Определите, каких букв — гласных (A, E, I, O, U) или согласных — больше в этом тексте.

31. В заданную упорядоченную в лексикографическом (алфавитном) порядке последовательность слов вставьте новое заданное слово так, чтобы лексикографический порядок сохранился.

32. В заданной последовательности слов найдите все слова, начинающиеся с заданной приставки.

33. В заданной последовательности слов найдите все слова, имеющие заданное окончание.

34. Найдите самое длинное и самое короткое слово в заданном предложении.

35. В заданном тексте подсчитайте наибольшее количество подряд идущих пробелов.

36. Для каждого из слов заданного предложения укажите, сколько раз оно встречается в предложении.

37. Найдите самое длинное симметричное слово заданного предложения.

38. Из заданного текста выберите и напечатайте те символы, которые встречаются в нём ровно один раз.

39. Определите частоту вхождения в заданный текст каждой буквы русского алфавита.

40. Дана последовательность слов, в которой слова разделены запятыми, а за последним словом — точка. Напечатайте:
а) эту же последовательность слов, но в обратном порядке;
б) все различные слова, указав для каждого из них число его вхождений в последовательность.

41. Отредактируйте заданное предложение, удаляя из него все лишние пробелы.

42. Из заданного предложения удалите те слова, которые уже встречались в предложении раньше.

43. Преобразуйте заданное десятичное натуральное число в римскую систему счисления.

44. Преобразуйте число, заданное в римской системе счисления, в число десятичной системы.

45. Известны фамилии и имена учеников класса. Напечатайте список класса с указанием для каждого ученика количества его однофамильцев и тезок.

46. В заданном предложении найдите такие слова, которые, не имея приставки, начинаются с заданного корня, содержат или не содержат произвольный суффикс и имеют одно из трех заданных окончаний. Найденные слова распечатайте в алфавитном порядке.

47. Составьте целочисленный массив, элементами которого являются количества слов заданного текста на русском языке, начинающихся с соответствующей шипящей согласной ("ж", "ш", "ч"), прописной или строчной. Слова, содержащие менее трех букв, не учитывайте.

48. Упорядочьте слова заданного предложения по возрастанию количества букв. Затем слова с одинаковым количеством букв упорядочьте по алфавиту (лексикографически).

49. Определите, сколько слов заданного текста составлено из букв русского алфавита, а сколько — из букв латинского алфавита. Слова, в которых встречаются буквы обоих алфавитов, замените словом "Смесь".

Приложение к уроку 10

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Задание для любознательных по теме
«Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин»

Пример 4.Составить программу, которая выполняет шифрование введенного с клавиатуры слова путем изменения кода символа
на некоторое число (шифр Цезаря)

Простейший алгоритм шифра Цезаря заключается в том, что код каждого символа изменяется на некоторое число – ключ K. Причем результирующий код (сумма кода символа и ключа) должен быть в пределах от 0 до 255, иначе программа будет прервана с сообщением: “Ошибка: код символа вне диапазона 0..255”. Значения ключа K > 0 неприемлемы для кодовой таблицы CP‑1251, в которой символы кириллицы имеют коды от 192 до 255 (см. приложение 1). Поэтому, для символов кириллицы допустимо уменьшать код символа на 1< K < 128.

Программа может выглядеть так:

Program Primer82_4;

Var s: string; i, K: integer;

begin

write('Введите текст: '); readln(s);

write('Введите ключ: '); readln(K);

for i:=1 to length(s) do s[i]:=chr( ord(s[i]) - K );

writeln('Зашифрованный текст: ',s);

Задачи на использование различных функций. - student2.ru end.

Результат выполнения программы

может выглядеть так:

Приложение к уроку 11

Шаблон программы по теме «Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин»

program Primer8_9;

Const N: array[1..10] of string = ('один','два','три','четыре','пять',
'шесть','семь','восемь','девять','нуль');

Var b, c: string; i,j: integer;

Begin

{ ------------- введите текст программы ------------------- }

End.

Program Primer8_10;

Const A: array[1..8] of string = ('ученик','артист','художник','рыба','птица', 'кошка', 'собака', 'корова');

Const B: array[1..8] of string = ('читает', 'поет','рисует', 'плавает', 'летает', 'мяукает', 'лает', 'мычит');

Var k: integer;

Begin

{ ------------- введите текст программы ------------------- }

End.

Program Primer8_11;

Const A: array[1..8] of string = ('ученик','доска','рисунок','птица','обезьяна', 'петух','неделя','луна');

Const B: array[1..8] of string = ('вучань','дошка','малюнак','птушка','малпа', 'певень', 'тыдзень', 'месяц');

Var i,j : integer; s:string;

Begin

{ ------------- введите текст программы ------------------- }

End.

Приложение к уроку 12

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Задание для любознательных по теме
«Выполнение практических заданий
с использованием символьных и строковых величин»

Пример 4.В массиве строковых констант хранятся названия месяцев. Составить программу, которая выводит дату и название месяца
по введенным дате и номеру месяца.

Будем вводить дату и номер месяца (разделяя их точкой без пробелов) и помещать в переменную s типа string.

Алгоритм основан на нахождении элемента массива с названием месяца, A[j]) по его номеру. Дату d := Copy(s,1,i-1) и месяц m:= Copy(s,i+1,2) выделяем из строки s, как соответствующие подстроки до и после позиции точки i:=Pos('.',s).

Программа может выглядеть так:

Program Primer83_4;

Const A: array[1..12] of string = ( 'января','февраля','марта','апреля' ,'мая', 'июня','июля', 'августа','сентября','октября','ноября','декабря');

Var i,j : integer; s,d, m: string;

Begin

writeln('Введите дату и номер месяца'); read(s);

i:=Pos('.',s); {позиция точки}

d:= Copy(s,1,i-1); m:= Copy(s,i+1,2); { выделение подстрок }

j:= StrToInt(m); { номер месяца }

if (j>12) then write(' ошибка') else writeln( d, ' ', A[j] );

End.

Результат выполнения программы может выглядеть так:

Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Приложение 1 к уроку 13

Варианты задач по теме «Основы алгоритмизации
и программирования» (обобщающее повторение)

С клавиатуры вводится текст. Составьте программу, которая:

1. Определяет длину первого (последнего) слова.

2. Проверяет, есть ли в тексте заданный символ.

3. Подсчитывает количество заданных символов.

4. Определяет номера позиций заданного символа.

5. Подсчитывает количество строчных (прописных) букв.

6. Выводит символы текста в обратном порядке.

7. Подсчитывает количество слов.

8. Определяет, похоже ли данное слово на адрес электронной почты.

9. Определяет, является ли данное слово палиндромом (перевертышем).

10. Определяет, в каком из слов больше заданных букв

11. Удаляет в тексте заданные символы.

12. Получает из слова S слово Z удалением заданного количества букв.

13. Удаляет в тексте заданные слова.

14. Заменяет первый пробел заданным символом.

15. Заменяет все пробелы заданными символами.

16. Заменяет заданную букву в слове многоточием.

17. Определяет, сколько раз заданная буква встречается в данном слове.

18. Кодирует слово, поставив в соответствие букве её номер в алфавите.

19. Расшифровывает слово, поставив соответствующей цифре букву.

20. Кодирует текст, меняя местами соседние символы.

21. Кодирует слово, поставив в соответствие одним символам другие.

22. Определяет все слова, которые начинаются с заданной буквы.

23. Определяет все слова оканчивающиеся на "ая".

24. Определяет, сколько в тексте заданных слов, например, "что".

25. Заменяет удвоенные буквы на одиночные, пробелы - на знак подчёркивания, сочетания '**' на многоточие '...'.

26. Удаляет текст после первой точки.

27. Находит в тексте все анаграммы (слова, составленные из одних и тех же букв).

28. Выводит повторяющиеся слова и их количество.

29. Удаляет повторяющиеся слова.

30. Определяет самое короткое и самое длинное слово.

Приложение к уроку 14

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Дополнительный материал для любознательных по теме
«Понятие информационной модели»

Разнообразность содержания задач, объектов и процессов, с одной стороны, и способов их описания с помощью информационных моделей, с другой, привела к следующей классификации видов информационных моделей.

Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Рассмотрим на примерах представление и структурирование информации в моделях разного вида.

Человек на протяжении всей жизни составляет словесные описания предметов, объектов, ситуаций, происшествий на естественном языке. При составлении словесной модели необходимо ясно и понятно формулировать предложения, использовать проверенные факты, нужные понятия и термины. Примерами словесных моделей является информация в учебниках, произведения художественной литературы, сводки происшествий и др.

Для создания словесных моделей на компьютере мы используем текстовые редакторы, с помощью которых создаются текстовые документы.

При разработке словесной информационной модели необходимо иметь объект – текст, среду для набора текста, например текстовый редактор Word, определить параметры оформления текста: тип шрифта, размер, начертание, абзацный отступ и т.д.

Словесные модели применяются для описания последовательности действий, процессов и представляются в виде алгоритмов действий с пронумерованными шагами.

Информационные модели, содержащие описания на формальном языке, содержат математические и химические формулы, алгоритмы, представленные на языках программирования и т. д. Например, формулы математики описывают соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования на математическом языке.

Одним из видов графических информационных моделей является граф,

Граф задается множеством вершин и множеством линий (связей), соединяющих некоторые пары вершин. Связи между элементами называются отношениями

Задачи на использование различных функций. - student2.ru ребро (симметрическая связь)

Задачи на использование различных функций. - student2.ru дуга (несимметрическая связь)

Пример.Представим семь связанных мостов на реке в виде графа.

Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Задания по теме «Понятие информационной модели»

1. Определите, какие из представленных моделей являются информационными, а какие - материальными.

а) прогноз погоды на сайте в сети Интернет е) макет застройки агрогородка
б) солнцезащитные очки ж) расписание движения автобусов
в) карта метрополитена з) бронзовый бюст композитора
г) рисунок родословного дерева и) список школьников гимназии
д) распечатка программы к) инструмент для резки овощей

2. Определите, какие из информационных моделей представлены в форме словесного описания, а какие - графическими информационными моделями.

а) чертеж дома е) блок-схема программы
б) инструкция по проверке помещений ж) карта местности
в) фотография дерева з) психологический портрет человека
г) справка из милиции и) рецепт доктора
д) схема эвакуации при пожаре к) список школьников группы

Приложение к уроку 15

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Задания для любознательных по теме
«Структурирование информации
с использованием информационных моделей »

1. Опишите одно из представленных изображений словесно. Какой вид информационной модели вы создаете на основании графической информационной модели?

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Задачи на использование различных функций. - student2.ru

2. Изобразите с помощью графического редактора фигуру странного существа, которую увидел случайный путник. Какой вид информационной модели вы создаете по словесному описанию?

«Странное существо светло-фиолетового цвета медленно двигалось по горной дороге. Оно было высотой около метра и представляло собой конус. К самой вершине конуса был прикреплен сверкающий шар, который быстро вращался. Шар был небольшого размера меньше обычной головы человека в три раза. Двигалось существо с помощью трех ног. Две выполняли примерно такую же функцию, как у обычного человека. Третья нога, то поднималась вверх и не мешала двум другим, то позволяла иногда вступать в дело, и тогда оттолкнувшись от нее, существо прыгало сразу на 3 - 4 метра. Рук было шесть с каждой стороны по три руки. Количество пальцев подсчитать путник не мог, но их было видимо больше, чем у обычного человека и это выглядело как-то неестественно. Глаз не было видно, однако посредине конуса торчало что-то наподобие ушей. Они, имея большие размеры, шевелились, как это делают иногда уши слонов»

3. Предложите этапы и алгоритмы построения модели при решении одной из следующих задач:

а). Создайте модель «волчка» из игры «Что? Где? Когда?». Волчок произвольно выбирает один из 12 секторов или сектор Zero. Волчок крутили 10 раз. В игре 2 команды. Размер денежной премии определяется как произведение номера сектора на 1000. Какую сумму выиграла каждая из команд?

б). От железнодорожной станции по направлению к дачному поселку движется пешеход. Одновременно с ним в том же направлении бежит собака. Поскольку собака бежит быстрее, то добежав до дома и радостно известив о приближении хозяина, она разворачивается и бежит к человеку, а от него обратно к дому. Расстояние от станции до дачи – 4 км. Скорость человека 5 км/ч, скорость собаки – 10 км/ ч. Какой суммарный путь пробежит собака за время, пока человек дойдет до дома? Сколько раз собака прибежит домой, до того как туда придет хозяин?

4. Рассмотрите в текстовом редакторе Word учебный материал. Какого вида информационные модели присутствуют в этом учебном материале?

В реакциях замещения водород или функциональная группа замещается на неводородный атом или другую функциональную группу:
Задачи на использование различных функций. - student2.ru + Задачи на использование различных функций. - student2.ru Задачи на использование различных функций. - student2.ru + Задачи на использование различных функций. - student2.ru
        этанол    
Реакции отщепления (элиминирования) приводят к образованию непредельных углеводородов:
Задачи на использование различных функций. - student2.ru Задачи на использование различных функций. - student2.ru + Задачи на использование различных функций. - student2.ru
хлорэтилен   этан    
Задача
4-Хлорпиридин, в отличие от хлорбензола, легко превращается в 4- диметиламинопиридин при смешении с диметиламином. Каким, по Вашему мнению, может быть механизм такого обмена? Задачи на использование различных функций. - student2.ru

5. Опишите представление и структурирование информации в графах:

а) Задачи на использование различных функций. - student2.ru

б) Задачи на использование различных функций. - student2.ru

6. Нарисуйте схему посещения школьниками факультатива и создайте по ней таблицу смежности, которая строится следующим образом, если школьник посещает факультатив, указанный в данном столбце согласно схемы посещения, то ставится значение 1, если не посещает – 0.

Задачи на использование различных функций. - student2.ru

  Бальные танцы Ритмика Фотографирование Музыка
Василевич Э.
Крупник Г.
Неделько М.
Мисюченко С.

Приложение к уроку 19

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Дополнительный материал для любознательных по теме
«Ввод и редактирование данных »

Вставка объектов

На листы электронных таблиц Excel можно вставлять изображения и объекты мультимедиа из файлов или коллекций ClipArt, декоративные тексты (объекты WordArt), фигуры, фоновые изображения. Использование графических элементов оформления способствует лучшему восприятию представленной в таблицах информации.

Для всех приложений MS Office вставка объектов выполняется одинаково путем выбора требуемой команды из менюВставка.

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Пример 4.Вставить карту Беларуси для иллюстрации таблицы
“Численность населения городов”.

Выполним команды Вставка → Рисунок → Из файла. В окне Добавление рисунка выберем файл belarus.gif с изображением карты Беларуси.

Рис 5.14 Задачи на использование различных функций. - student2.ru

?

1. Для чего используют автозаполнение ячеек?

2. Какие объекты можно вставлять на листы MS Excel?

Упражнение

Используя автозаполнение, создайте таблицу, содержащую календарь

Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Приложение к уроку 24

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Дополнительный материал для любознательных по теме
«Использование функций». Использование мастера функций

Ввод имени функции и аргументов вручную с клавиатуры может повлечь за собой ошибки. Часто они возникают в связи с необходимостью переключать язык: имена функций могут писаться по-русски, а ссылки всегда должны быть латинскими. Кроме того, сложно запомнить имена редко встречающихся функций и их аргументы.

Избежать многих ошибок ввода позволяет использование Мастера функций. Мы уже упоминали три способа вызова Мастера функций: команда Вставка ® Функция…, кнопка Задачи на использование различных функций. - student2.ru или команда Другие функциив выпадающем списке кнопки Автосумма.

Работа с мастером функций содержит два шага: выбор функции из списка в нужной категории, ввод аргументов функции.

На первом шаге из списка функции выбирается нужная, после чего нажимается кнопка OK (Рис 5.39).

Рис 5.39 Задачи на использование различных функций. - student2.ru

На втором шаге открывается новое окно, в котором заполняются поля для каждого из аргументов выбранной функции (Рис 5.40). Аргументы можно вводить вручную или указывать мышью ячейку (или диапазон), ссылка на которые является аргументом функции. Если открывшееся окно Аргументы функциизакрывает расчетную часть таблицы, его можно свернуть кнопкой Задачи на использование различных функций. - student2.ru , (рис 5.41), которая имеется около каждого аргумента. После ввода аргумента нужно нажать на кнопку Задачи на использование различных функций. - student2.ru , для того чтобы вернуться в окно Аргументы функции.

Рис 5.40 Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Рис 5.41 Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Пример 5.Результаты решения задачи на олимпиаде по информатике зависят от количества пройденных тестов. Каждому участнику ставят 1, если соответствующий тест пройден, и 0 в противном случае. Известно количество баллов за каждый тест. Вычислить результат участника.

. Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Для вычисления количества баллов, полученных за первую задачу Ивановым Александром, можно воспользоваться функцией СУММПРОИЗВ, которая вычисляет сумму произведений соответствующих значений диапазонов. В нашем случае необходимо вычислить сумму произведений диапазона C3:H3 на C5:H5. Поля в окне аргументов функции заполняются следующим образом:

Рис 5.41 Задачи на использование различных функций. - student2.ru

После ввода первого диапазона нужно установить смешанную ссылку для того, чтобы формулу можно было копировать для подсчета баллов за вторую задачу. После копирования формулы из ячейки I5 в ячейку T5 нужно отредактировать формулу, расширив границу диапазона.

?

1. Для чего используются функции в Excel?

2. Что может быть аргументом функции?

3. Для чего предназначена кнопка Автосумма?

4. По каким категориям сгруппированы функции в Excel?

5. Какие преимущества дает использование Мастера функций?

Упражнения

Откройте рабочую книгу upr17.xls. Выполните задание по указанию учителя.

Задачи на использование различных функций. - student2.ru 1. Создайте таблицу для перевода градусов в радианы. Функция Радианы из категории Математические. Для вставки функции воспользуйтесь мастером функций.

2. Вычислите значения тригонометрических функций для значений из таблицы в упражнении 5. Добавьте в таблицу столбцы sin, cos, tg.

3. В ячейку С3 вставьте функцию, определяющую дату и время

Задачи на использование различных функций. - student2.ru

4. Используя функции ДЕНЬНЕД, ДНЕЙ360 и СЕГОДНЯ из категории Дата и Время, определите в какой день недели Вы родились, и сколько дней прошло со дня Вашего рождения.

Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Приложение к уроку 28

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Дополнительный материал для любознательных по теме
«Выполнение практических заданий из различных
предметных областей. Исследование зависимостей»

Пример 3.Построить таблицу зависимости концентрации болезнетворных бактерий в крови больного от времени C(t), если известно, что в результате применения лекарства концентрация ежедневно уменьшается на P процентов по сравнению с предыдущим днем. Исследовать зависимость времени снижения концентрации до безопасного уровня Сb = 12 едот начального значения t(C).

Будем вводить процент снижения концентрации в ячейку B2, а начальное значение (при t=0) в В4. Диапазон ячеек A5:A14 заполним рядом значений t
от 1 до 10 дней с шагом 1.

Значение концентрации С в любой день будем выражать через предыдущеее. Для этого в ячейку В5 введем формулу = В4 – В4*B$1/100и распространим ее на весь диапазон В5:В14.

В результате получим, что при начальном значении С=50 ед и P = 20% выздоровление наступит на 7 день (будет достигнут безопасный уровень меньше 12ед (рис 5.74а) ).

Благодаря постоянному пересчету значений в зависимых (содержащих формулы) ячейках табличный процессор обеспечивает простоту исследования
по принципу: “что будет, если изменить исходные данные”. Так, если начальная концентрация составляет 90 ед, то выздоровление наступит на 9 день (рис 5.74б). Если же повысить эффективность лекарств и обеспечить ежедневное уменьшение концентрации бактерий, например, 30%, то выздоровления наступит на 6 день даже при высокой начальной концентрации бактерий (рис 5.74в).

а) Задачи на использование различных функций. - student2.ru б) Задачи на использование различных функций. - student2.ru в) Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Приложение к уроку 29

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Дополнительный материал для любознательных по теме
«Выполнение практических заданий из различных
предметных областей. Использование графиков»

Пример 2. Построить таблицу и график изотермического процесса.
Исследовать зависимость давления идеального газа от объема P(V) при различных температурах T.

В физике Вы изучали процесс, протекающий при постоянной температуре T=const. Такой процесс называют изотермическим. График зависимости давления идеального газа от объема P(V) называют изотермой.

Значения необходимых констант поместим в ячейки E5, E6, E7. Столбец A заполним значениями объема от 1 до 20 с шагом 1. В столбце В размножим формулу вычисления давления P = ν RT/V.

Построим график (точечную диаграмму) зависимости P(V). Отформатируем таблицу и график в соответствии с рис 5.76.

Задавая разные значения Т в ячейке E7, легко построить изотермы для разных температур (сравните изотермы для 300К и 700К)

Задачи на использование различных функций. - student2.ru Рис 5.76 Задачи на использование различных функций. - student2.ru

Приложение к уроку 30

Материалы к тестам по теме “Обобщающее повторение по теме
“Обработка информации в электронных таблицах”

Наши рекомендации