Урок 24. Построение диаграмм
Цели урока:
· формирование понятия диаграмма;
· формирование умений построения диаграмм;
· развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Учащиеся должны уметь: строить диаграммы.
Программное и методическое обеспечение урока: электронные таблицы (ЭТ) MS Excel, учебное пособие «Информатика 10» §16 [1], раздаточный материал, ЭСУ10-24, ЭСО [3].
Методические рекомендации к уроку
1. Проверка усвоения учебного материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная формы работы).
Для проверки степени усвоения материала предыдущего урока используйте варианты практических заданий и тесты из приложения к уроку 23 и/или
ЭСУ 10-23 с последующей проверкой и фронтальным обсуждением ответов.
2. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала(объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).
Перед объяснением нового материала предложите учащимся вспомнить построение графиков функций на уроках математики. Объяснение начните с постановки проблемы: с какой цель строят графики? Для наглядного представления и анализа данных. Какие виды графиков вы знаете? Предложите учащимся привести примеры графиков из различных предметных областей.
3. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод обучения, фронтальная форма работы).
В ходе беседы c демонстрацией примеров с помощью видеопроектора или на компьютерах учащихся подведите их к понятию диаграмма. Сформулируйте определение: диаграммой называют графическое отображение числовых данных и соотношений между ними. Табличный процессор Excel позволяет строить диаграммы различных типов. Кратко охарактеризуйте некоторые из них (таблица на с. 103 пособия). Подчеркните, что каждый тип диаграмм в свою очередь содержит несколько видов, что позволяет выбрать наиболее наглядный способ графического представления данных. Заметьте, что эти данные вводятся в таблицу до построения диаграммы, а при изменении данных в таблице диаграмма автоматически обновляется. Диаграмма в Excel содержит несколько объектов. Продемонстрируйте их с помощью видеопроектора, на компьютерах учащихся или по рисунку 5.41 пособия.
Далее подробно рассмотрите этапы построения диаграмм с помощью Мастера диаграмм при выполнении примера 1 (рис.5.42 – 5.51).
В ходе беседы выясните, чем обусловлено многообразие типов диаграмм. Подведите учпащихся к выводу, что каждый тип наиболее наглядно отражает определенные особенности данных в таблице. Так, для демонстрации вклада каждого значения в общую сумму используются круговые диаграммы. Рассмотрите этапы построения круговой диаграммы (пример 2) и точечной диаграммы (point diagram) (пример 3). Важно отметить, что этот тип диаграммы в русскоязычно литературе и отечественной науке и технике принято называть графиком функциональной зависимости y = f(x) (не путать c типом graph!).
4. Закрепление нового материала(репродуктивный и частично-поисковый методы обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).
Предложите учащимся занять места за компьютерами и выполнить примеры 1, 2 и 3 (пользуясь пособием или ЭСУ10-24). С целью экономии времени целесообразно использовать готовые шаблоны из ЭСУ10-24). По завершению предложите учащимся прокомментировать этапы построения.
При достаточной подготовке учащихся и наличии времени предложите выполнить упражнения 2 или 3, пользуясь образцами в пособии .
Успевающим любознательным учащимся можно дополнительно предложить выполнить упражнений 1.4, 2, 3 пособия или ЭСУ10-24.
В завершение этапа закрепления материала обсудите проблемы, с которыми учащиеся столкнулись при выполнении заданий.
Подведение итогов урока
Предложите учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.
6. Домашнее задание
Изучить материал § 16 , ответить на вопросы 1 ‑ 3, продумать выполнение одного из заданий упражненияй 1 ‑ 4.