Роль информационных ресурсов в период холодной войны
Холодная война — состояние острой политической, экономической, идеологической и т. д. конфронтации, не перешедшей в открытую военную фазу, которая проходила между СССР и его союзниками с одной стороны, а также США и их сателлитами — с другой стороны.
Основным признаком холодной войны является ведение массированной психологической и информационной войны, применение «идеологических диверсий» (включая создание и деятельность радиостанций, занимающихся вещанием на иностранных языках для населения стран потенциального противника), разжигание межнациональной розни, подогревание националистических чувств.
Поэтому в данном контексте информационная война — это целенаправленное обучение врага тому, как эффективно избавляться от своей собственной защиты.
Холодная война оказалась не чисто информационной. Точнее в ней существенную роль играли другие носители информации - нетрадиционные. Победу Западу приносит невербальная аргументация, которую также нельзя сбрасывать со счетов, зная возможности радиостанций, которые даже при противодействии со стороны СССР в виде глушения, все равно закрывали своим вещанием всю территорию страны.
Первым типом нового информационного влияния можно считать бытовые вещи, изготовленные на Западе, которые несомненно были иными, часто лучшими, более яркими, в ряде случаев изготовленными из новых необычных материалов. Им не было равных, поэтому элемент опасности, который исходил от них, почувствовала и государственная машина.
Вещи шли впереди, выполняя несвойственные им функции носителей информации. Если государственная система могла возражать "вражеским голосам" на том же вербальном уровне, что было эквивалентным диалогом, то на уровне товара ответом мог бы быть только аналогичный товар, а его как раз и не было.
Другим носителем информации также были вещи, только на экране кино или телевидения. Из-за дружбы с Францией время от времени на экранах советских телевизоров появлялось большое число современных французских кинокомедий, поэтому данный информационный поток не останавливался.
Третьим носителем информации становились люди, побывавшие за границей.
Это значит, что люди пытались изменить свой образ жизни, образ мышления, подставляли себя в необычные социальные позиции, реально не имея на это оснований. Они по-прежнему ходили на ту же работу, по-прежнему подчинялись партии при этом, видя, что можно жить лучше. В это же время официальный источник информации говорил совсем не о том, чего хотелось народу. И это чувство год за годом принуждало многих людей менять своё отношение к власти, к своей стране.
Раньше такие методы информационного воздействия на живую силу врага называли просто «пропагандой», однако с изменением масштабов охвата целевой аудитории, когда ведётся централизованная обработка всего населения каких-либо государств, можно говорить именно о войне. А одним из эффективнейших средств информационной войны является манипуляция общественным мнением.
Как всем нам известно, результатом холодной войны стал распад мощнейшей державы – СССР. Мне кажется, в этом плане США достигло своей цели.
Однако, «холодная война» не закончилась с развалом СССР, как предпочитают думать многие. Она продолжается и в настоящее время. Борьба за влияние в бывших республиках СССР (таких как Грузия, Украина), использование средств массовой информации в качестве инструмента подавления населения, ведение антинародной политики национального унижения в России — это и многое другое делается для того, чтобы полностью уничтожить Россию, раздробить её на мельчайшие государства (как это было сделано в Югославии) и превратить её население в бездумную массу, обслуживающую добывающие отрасли.
В применении к Российской Федерации можно сказать, что информационная война ведётся именно против всего коренного населения страны, когда горстка инородческого элемента захватила все средства массовой информации общегосударственного масштаба. В рамках такой войны размываются все традиционные ценности всех народов России, в первую очередь Русского народа, насаждается антинациональный и в принципе античеловеческий образ поведения и мышления. И, естественно, всё это проводится под славословия о свободе слова и свободе распространения информации.