Государственная информационная политика
Государственная информационная политика, реализуемая посредством регулирующей деятельности республиканских органов государственного управления, направлена на развитие информационной сферы общества и охватывает всю совокупность общественных отношений, связанных с созданием, накоплением, хранением, обработкой и распространением всех видов информации.
Государственное управление информатизацией в Республике Беларусь начало складываться с начала 90-х годов.
27 ноября 1991 г. Совет Министров Республики Беларусь принял Программу информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 гг. и на период до 2000 г.
Программой предусматривалась информатизация трех основных сфер: социальной, материального производства и управления.
Однако из-за ограниченных финансовых ресурсов периода 90-х годов, по решению Правительства выполнялись только отдельные, наиболее значимые проекты Программы. Был накоплен опыт проектирования и создания информационных систем в области науки, образования, медицины, социального обеспечения. Информатизация также достаточно глубоко внедрилась в правоохранительную деятельность, в судебную систему и другие сферы. Органы государственного управления приобрели навыки работы с информационными ресурсами и системами, осознали их необходимость и значимость.
В результате объективно назрела настоятельная потребность проведения системной государственной политики информатизации, которая в первую очередь должна была быть направлена на согласование интересов общества, государства и граждан, и носить комплексный, системный характер.
6 апреля 1998 г. Указом Президента Республики Беларусь № 195 утверждена Концепция государственной политики в области информатизации- первый в истории страны документ, определивший на системной основе задачи и объекты государственной политики в области информатизации, основные направления и механизмы ее реализации.
В соответствии с Концепцией, целью государственной политики в области информатизацииявлялось обеспечение перехода к новому этапу развития страны - построению информационного общества и вступлению республики в мировое информационное сообщество.
Основой этого перехода было определено создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.
Одной из важнейших задач Концепции являлась разработка и реализация единой государственной программы информатизации, обеспечивающей устойчивое развитие информационной инфраструктуры и телекоммуникационных сетей и обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц общественно значимой информацией.
Разработанная Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь»была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819. Реализация программы "Электронная Беларусь" начата в 2001 году и завершена в 2010 году.
Основной целью Программы являлось формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.
Основные проекты программы «Электронная Беларусь» были сосредоточены на создании общегосударственной автоматизированной системы и формировании государственных регистров информационных ресурсов.
В выполнении 107 проектов Программы участвовало более 40 исполнителей. Проекты программы выполнялись по заявкам широкого круга (48) государственных органов и организаций.
В ходе реализации "Электронной Беларуси" введены в эксплуатацию созданные в рамках проектов программы автоматизированные информационные системы обеспечения деятельности ряда органов государственной власти и управления, министерств и ведомств: Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности, Аппарата Совета Министров, Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратуры и ряда других.
В ходе реализации Программы осуществлены проекты, направленные на переход к электронной форме документооборота при осуществлении регистрационных и пострегистрационных процедур для субъектов хозяйствования.
Осуществлены проекты в области электронной торговли, в том числе международной.
Ряд проектов Программы был направлен на оказание услуг в здравоохранении, образовании, информационно-справочных услуг.
Непрерывно осуществляющееся совершенствование правовой базы информатизации с учетом правоприменения и развития общественных отношений также направлено на формирование информационного общества.
Департаментом информатизации как самостоятельно, так и с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления за последние пять лет разработано больше 40 нормативных правовых актов, относящихся к сфере информатизации. Среди них законопроекты, имеющие основополагающее значение.
Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» играет ключевую роль для сферы информатизации в целом.
Принятие Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» создает правовую основу для создания и развития Государственной системы управления открытыми ключами.
9 августа 2010 года № 1174 утверждена внесенная Минсвязи Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года.
При разработке Стратегии развития информационного общества учитывался опыт стран с аналогичным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий, результаты выполнения программы "Электронная Беларусь", иных программ в сфере информатизации. Учитывались мировые тенденции развития информационно-коммуникационных технологий и задачи инновационного развития Республики Беларусь.
В Стратегии определяется цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Республике Беларусь, механизм и основные результаты реализации Стратегии на период с 2010 по 2015 годы.
Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности на основе широкомасштабного внедрения ИКТ.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач, которые реализуются в соответствии с основными направлениями развития информационного общества, определяемыми в настоящей Стратегии:
- формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;
- развитие ИКИ (информационно-коммуникационной инфраструктуры), обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;
- развитие национальной информационной индустрии, привлечение инвестиций в производство в стране ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг;
- совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;
- развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества.
Условиями развития информационного общества являются:
- определяющая роль государства в координации процесса информатизации, организации научных исследований, создании и развитии человеческого капитала;
- постоянноесовершенствование бизнес-климатаиразвитие конкуренции в сфере ИКТ;
- становление национальной информационной индустрии, обеспечивающей производство ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг.
Основным показателем успешной реализации настоящей Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи (далее – МСЭ) и ООН (вхождение в тридцатку ведущих стран мира).
Приоритетными направлениями развития информационного общества Стратегия определяет:
- Национальную информационно-коммуникационную инфраструктуру (ИКИ);
- Электронное правительство;
- Электронное здравоохранение;
- Электронное обучение;
- Электронную занятость и социальную защиту населения.
- Электронную экономику;
- Систему массовых коммуникаций и электронный контент.
Основными мероприятиями по реализации Стратегии до 2015 года будут являться мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры информационного общества и выполнении проектов, завершающихся созданием информационных ресурсов и оказанием электронных услуг. В результате к 2012 году будет сформирована в организационном и техническом плане государственная система оказания организациям и гражданам электронных услуг.
Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг.разработана в реализацию Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и включает 146 мероприятий в 9 подпрограммах:
· "Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура";
· "Развитие экспортно-ориентированной ИТ-индустрии"
· "Электронное правительство";
· "Электронное здравоохранение";
· "Электронная занятость и социальная защита населения";
· "Электронное обучение и развитие человеческого капитала";
· "Формирование национального контента";
· "Электронная таможня";
· "Безопасность информационно-коммуникационных технологий и цифровое доверие".
Подпрограмма "Национальная информационно - коммуникационная инфраструктура" направлена на внедрение в республике мультисервисных сетей электросвязи следующего поколения и модернизацию действующих сетей электросвязи.
Целью подпрограммы "Развитие экспортно-ориентированной ИТ-индустрии" является создание условий для ускоренного развития услуг в области информационных технологий в Республике Беларусь, привлечения заказов по разработке ИТ‑продукции, содействие росту валютных поступлений в Республики Беларусь.
Подпрограмма "Электронное правительство" направлена на повышение эффективности реализации основных государственных функций на основе создания государственной системы оказания электронных услуг.
Целью подпрограммы "Электронное здравоохранение"является повышение качества и доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения республики, информированности населения о состоянии собственного здоровья, применение своевременных ИКТ при планировании лечебно-профилактических мероприятий.
Подпрограмма "Электронная занятость и социальная защита населения"предполагает расширение спектра электронных услуг в сфере профессионального пенсионного страхования и индивидуального (персонифицированного) учета, создание электронной службы занятости, создание условий интеграции различных видов социального страхования населения в единую систему взаимодействия.
Подпрограмма "Электронное обучение и развитие человеческого капитала" направлена на создание национальной системы электронных образовательных ресурсов, совершенствование инфраструктуры доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам, в том числе и лицам с особенностями психофизического развития.
Подпрограмма "Формирование национального контента" направлена на ускоренное развитие национального контента через расширение и качественный рост присутствия белорусских СМИ в национальном сегменте сети Интернет и создание "единой точки доступа" к ним, создание Национальной электронной библиотеки Беларуси, музейных Интернет-ресурсов, Интернет-ресурсов, посвященных национальному историко-культурному наследию, архитектуре, кинематографу.
Подпрограмма "Электронная таможня" направлена на системную модернизацию информационной инфраструктуры таможенных органов в целях повышения качества таможенного регулирования и совершенствования таможенного администрирования, а также рост эффективности и качества электронных услуг участникам международной торговли, предоставляемых таможенными органами.
Подпрограмма "Безопасность информационно-коммуникационных технологий и цифровое доверие" направлена на развитие системы информационной безопасности, позволяющей минимизировать возможность злоупотребления персональной и иной конфиденциальной информацией, расширить сферу использования электронного документооборота, электронной торговли, предоставления электронных услуг, широкомасштабного внедрения систем электронных платежей, и иных сфер применения ИКТ.
Национальная программа относится к комплексным программам, оказывающим влияние практически на все сферы общественных отношений в государстве и обществе.
В заключение следует отметить, что формирование информационного общества в Республики Беларусь предполагает напряженные по времени и ресурсам планы. На этом фоне требуется постоянное совершенствование механизмов взаимодействия государства, бизнеса и общества на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
Практика стран, преуспевших в построении информационного общества, показывает, что для достижения успеха необходима общая заинтересованность различных ведомств в решении задач, поставленных Стратегией и Национальной программой.
Одновременно с широко проводимой либерализацией государственной политики в сфере информатизации, в рамках государственно-частного партнерства должны постоянно увеличиваться инвестиции в данную сферу, расти ответственность за качество и уровень отечественных ИТ-разработок по оказанию электронных услуг.
В комплексе это приведет к дальнейшему эффективному этапу использования ИКТ для социально-экономического развития страны, обеспечит гарантии доступности и, что не менее важно, востребованности организациями и гражданами страны наиболее массовых и социально-значимых электронных услуг, росту конкурентоспособности отечественного сектора информационных технологий. И, как следствие, создание все более благоприятных и гарантированных условий для становления в Республике Беларусь информационного общества.