Тема 8. Основы организации компьютерных сетей
Понятие и назначение компьютерной сети. Локальные и глобальные компьютерные сети. Способы объединения компьютеров в сетевых технологиях. Понятие топологии компьютерной сети.
Принципы передачи данных в компьютерных сетях. Модель взаимодействия открытых систем (OSI). Программное обеспечение, поддерживающее работу сети.
Технические устройства, выполняющие функции сопряжения ЭВМ с каналами связи: сетевая плата (сетевой адаптер), мультиплексор передачи данных, концентратор, повторитель, модем.
Оборудование, предназначенное для объединения локальных вычислительных сетей: мост, маршрутизатор (роутер), шлюз.
Технология управления взаимодействием в сети: клиент-сервер.
Обобщенная структура и функции глобальных компьютерных сетей. Подключение к сети Internet. Основные услуги и сервисы сети Internet. Распространенные приемы поиска и получения информации, обмена сообщениями по электронной почте.
Технология IntraNet.
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||
Базы данных | + | + | + | + | ||||
Системы и сети передачи данных | + | + | ||||||
Программно-аппаратная защита информации | + | + | + | + | + | + | + | |
Специальные информационные технологии в правоохранительной деятельности | + | + | + | + | + | + | ||
Практикум по информационным технологиям в правоохранительной деятельности | + | + | + | + | + | + | ||
Мультимедийные технологии | + | |||||||
Информационные технологии в аналитической разведке | + | + | + | + | + | + | ||
Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности | + | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Сем. | Пр. зан. | Лаб. зан. | Кон. раб. | Всего ауд. | СРС | Все-го |
1. | Введение в дисциплину «Средства вычислительной техники» | - | - | - | - | - | |||
2. | Структура и архитектура компьютера | - | - | - | |||||
3. | Представление информации в компьютере | - | - | - | |||||
4. | Основы работы компьютера | - | - | - | |||||
5. | Программное обеспечение компьютера | - | - | - | |||||
6. | Организация хранения данных на компьютерных носителях информации | - | - | ||||||
7. | Компьютерные средства обработки информации | - | - | - | - | ||||
8. | Основы организации компьютерных сетей | - | - | ||||||
Практикум | |||||||||
Итого по семестру: | - | - | |||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||
Экзамен | |||||||||
Итого по дисциплине | - | - | - |
Лабораторный практикум
№ п/п | № темы дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость (часы/зачетные единицы) |
1. | Формирование логической структуры жесткого диска, предназначенного для установки системного программного обеспечения и приложений. Формирование логической структуры жесткого диска, предназначенного для сохранения результатов работы пользователей. Формирование разделов и логических дисков, установка файловых систем FAT или NTFS (форматирование). Формирование структуры хранения данных на съемных жестких дисках и на носителях типа Flash-память. | ||
2. | 8 | Разработка проекта локальной компьютерной сети с выделенным сервером. Разработка проекта объединения двух локальных сетей. Сборка локальных компьютерных сетей по проектам. Установка сетевого программного обеспечения и администрирование в собранной локальной компьютерной сети. |
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовой проект в рамках данной дисциплины не выполняется.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Таненбаум Э.С. Архитектура компьютера. 5-е изд. (+CD). – СПб.: Питер, 2011.
2. Хорошевский В.Г. Архитектура вычислительных систем / 2-е изд., перераб и доп. – М.: МГТУ им. Баумана, 2008.
3. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов / 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011.
4. Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика: базовый курс. – М.: Омега-Л, 2008.
5. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: Учебное пособие. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
б) дополнительная литература
1. Догадин Н.Б. Архитектура компьютера: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
2. Заика А.А. BIOS: тонкая настройка и разгон компьютера / 1-е изд. – СПб.: Питер, 2011.
3. Чекмарев А. В подлинике Microsoft Windows Vista: Руководство администратора. – М.: BHV, 2008.
4. Клейменов С.А. Администрирование в информационных системах: Учебное пособие. – М.: Academia, 2008.
5. Прохода А.Н. Обеспечение интернет-безопасности. Практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2007.
в) программное обеспечение
Оснащение компьютерных классов программными средствами должно быть следующим:
1. Операционная среда Windows.
2. Приложение Microsoft Office.
3. Специализированное программное обеспечение тестированию аппаратных средств вычислительной техники и по обслуживанию носителей информации.
4. Антивирус AVP Kaspersky.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для лекционных занятий: учебный класс, доски классная и интерактивная, мультимедийный проектор, компьютер преподавателя.
Для практических занятий: компьютерный класс (локальная сеть, состоящая из 30 рабочих станций, сервера, компьютера преподавателя), интерактивная доска и мультимедийный проектор.
Для лабораторных работ: компьютерный класс (локальная сеть, состоящая из 12 рабочих станций, сервера, компьютера преподавателя), дополнительное сетевое оборудование.
10. Методические рекомендации по организации
изучения дисциплины:
Изучение дисциплины «Средства вычислительной техники» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучаемых. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); дискуссия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ прослушивание лекционного курса и его конспектирование;
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ проведение практических занятий по изучению современной компьютерной техники и формированию умений и навыков работы с компьютерами;
▪ выработки у обучающихся умения практически выполнять операции по обслуживанию средств вычислительной техники.
Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации.
В большей мере аудиторная работа ориентирована на получение практических умений использования средств вычислительной техники и овладение навыками работы с ними.
Самостоятельная работа обучающихся ориентирована не только на освоение средств вычислительной техники, но и на информационный поиск материалов необходимых для их изучения. Самостоятельный практикум позволяет углубить освоение дисциплины.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся ипринятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения контрольной работы;
▪ по результатам выполнения лабораторного практикума;
▪ по результатам самостоятельного практикума;
▪ по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Предварительная аттестация обучающихся проводитсяпреподавателемв целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучаемых, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучаемых по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме экзамена.
Экзамен проводится по окончании 2 семестра (после изучения всего курса), предусмотренный рабочей учебной программой. Форма проведения экзамена: устный – по билетам. Оценка по результатам экзамена носит дифференцированный характер – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
10.1. Перечень вопросов для подготовки
к промежуточной аттестации (экзамену)
1. Состав «минимальной» конфигурации компьютерного комплекса. Типовой состав компьютерного комплекса, предназначенный для самоподготовки в университете. Возможные ограничения по использованию дополнительного оборудования.
2. Отдельные компоненты компьютерного комплекса: системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, аудиоколонки. Их назначение, виды и технические характеристики.
3. Классическая архитектура электронно-вычислительной машины фон Неймана.
4. Совершенствование и развитие архитектуры компьютера. Шинная архитектура.
5. Общая архитектура системного блока компьютера. Назначение отдельных компонентов, входящих в системный блок.
6. Виды и технические характеристики процессоров, оперативной памяти, жестких дисков, Flesh-памяти, приводов компакт-дисков.
7. Платы расширения: видеокарты, звуковые карты, сетевые карты. Назначение, виды и технические характеристики.
8. Отдельные компоненты системного блока: блок питания, «материнская» плата, СОМ-порт и LPT-порт компьютера. Их назначение и характеристики.
9. Съемные носители информации: их назначение, виды и описание.
10. Функциональные характеристики персонального компьютера.
11. Программное управление компьютером: структура и виды команд, состав машинных команд.
12. Структурная схема микропроцессорной системы: основы работы компьютера. Арифметико-логическое устройство: схема и работа.
13. Компьютер как исполнитель программы: загрузка компьютера (инициализация).
14. Компьютер как исполнитель программы: загрузка операционной системы.
15. Основы работы основных компонентов системного блока: шины ISA, PCI, AGP.
16. Современные версии BIOS и их ресурсы.
17. Системы прерываний и каналов прямого доступа компьютера: описание и назначение.
18. Распределение оперативной памяти компьютера.
19. Необходимость обновления BIOS Setup и процедура ее обновления.
20. Правила технического обслуживания отдельных компонентов компьютера.
21. Правила подключения и отключения кабельных соединений компонентов компьютера.
22. Основные понятия программного обеспечения.
23. Характеристика программного продукта.
24. Жизненный цикл программного продукта.
25. Классы программных продуктов.
26. Системное программное обеспечение: их классификация и назначение.
27. Сервисное программное обеспечение: их классификация и назначение.
28. Минимальные составы системного и сервисного программных обеспечений персональных компьютеров.
29. Сущность программного обеспечения, разрешающего конфликты в работе отдельных компонентов компьютера.
30. Типы компьютерных устройств хранения информации и их носители.
31. Понятие о физическом и логическом уровнях организация хранения данных.
32. Принципы организации хранения данных на физическом уровне. Поверхности, дорожки и цилиндры, секторы магнитных дисков.
33. Поверхности, дорожки и цилиндры, секторы магнитных дисков; физическая адресация секторов. Корневые секторы разделов и дисков. Таблица разделов жесткого диска.
34. Принципы организации хранения данных на логическом уровне; понятия файла, папки, каталога. Таблица размещения файлов.
35. Физическая сущность форматирования носителей информации, создания и удаления файлов, папок.
36. Понятие файловой системы в организации хранения данных. Особенности файловых систем: FAT32 и NTFS.
37. Организация хранения данных: создание разделов (основных и дополнительных), создание логических дисков, установка активного раздела.
38. Изменение организации хранения данных: удаление логических дисков и разделов, создание новой структуры.
39. Классификация вычислительных машин.
40. Персональные компьютеры: их поколения и классификация по функциональным и конструктивным особенностям.
41. Рабочие станции: понятие и их технические особенности.
42. Серверы: классификация по функциональному предназначению и их технические характеристики.
43. Переносные компьютеры: их виды, функциональные и технические особенности.
44. Структуры вычислительных систем.
45. Тенденции развития вычислительных систем.
46. Специализированные компьютеры: понятие и их предназначение.
47. Принципы выбора мониторов: для серверов, графических станций, рабочих станций.
48. Назначение и классификация компьютерных сетей.
49. Характеристика процесса передачи данных.
50. Аппаратная реализация передачи данных.
51. Эталонные модели взаимодействия систем.
52. Архитектура компьютерных сетей.
53. Понятия «протоколы» и «стандарты протоколов» компьютерной сети.
54. Локальные сети. Управление взаимодействием в сети.
55. Типовые топологии и методы доступа в сети.
56. Основные формы взаимодействия.
57. Сетевое оборудование и его предназначение: концентратор, коммутатор, маршрутизатор.
58. Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ: представление о структуре и системе адресации.
59. Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ: способы передачи данных и основные информационные службы.
60. Технология IntraNet: общая характеристика.