Шаг 20. Неделя позитивных вопросов
Что-то мы слишком быстро движемся вперед, как бы не заблудиться. Давай сделаем перерыв в нашей работе на недельку. Ты за это время все обдумаешь, еще раз повторишь все пройденные упражнения, внесешь туда нужные изменения и дополнения.
Кроме того, ты должна будешь в течение недели выполнять еще одно задание. Здесь записывать тебе ничего не нужно. Нужно будет следить за своею речью и правильно строить предложения.
Ты обращала когда-нибудь внимание на то, как люди (и ты в их числе) строят свои вопросительные предложения? Почти всегда они начинают свою речь со слов: «Не могли бы вы….», «Нельзя ли…», «Не подскажите ли …» и так далее. Они словно заранее готовы получить ответ типа: «Не могу..», «Нельзя…», «Не подскажу …».
Я думаю, тебя именно так учат строить вопросы в школе. Принято считать, что так разговаривают воспитанные люди. А я тебе скажу, что так разговаривают неуверенные в себе люди.
Поскольку неуверенных в себе людей в нашей стране значительно больше, чем уверенных, то они придумали себе особый язык. И теперь мы все на нем разговариваем. Задавая вопрос, мы заранее как бы готовимся к отрицательному ответу. И, чтобы не испытывать стресс при возможном отрицательном ответе, прямо в вопрос закладываем ожидаемый ответ.
А мы с тобой уже знаем, что чего ждешь от жизни, то и получаешь. Поэтому, если ты строишь вопрос, заранее ориентируясь на отрицательный ответ, то такой ответ, скорее всего, и получишь. А тебе нужны отрицательные ответы? Сомневаюсь.
Поэтому давай отныне ты будешь строить свою речь как уверенный в себе, позитивно мыслящий человек. Который заранее знает, что на свой вопрос он всегда получит устраивающий его (положительный!!!) ответ.
Что для этого нужно? Перестать без конца повторять «Нельзя ли» и «Не могли бы вы…». Нужно просто по-другому строить свои вопросы, не закладывая в них возможность отказа. Нужно формулировать вопросы в позитивной форме.
Как это? Очень просто: «Могли бы вы…», «Позволите ли …», «Подскажите, пожалуйста, как….», «Помогите, пожалуйста, …» и так далее.
Это не очень легко – стразу перестроить свой стиль мышления. Поначалу ты будешь забывать про это задание и будешь задавать вопросы по-старому. Не переживай, это нормально, у всех так бывает. Важно только вспоминать о своей ошибке и не повторять ее в следующий раз. А если ошибешься еще пару (десять, двадцать) раз, то это совершенно нормально. Мы с тобой не на скачках, нам барьеры брать не нужно. Мы учимся позитивно мыслить, и позитивно строить свои фразы.
На закрепление этого навыка тебе отводится целая неделя. Не спеши, отслеживай свою речь и правильно строй свои вопросы.
Не забудь просмотреть все проработанные тобой материалы.
Не забудь вернуться к нашей работе через неделю.
Внимание! Ни в коем случае не перелистывай это страницу и не начинай читать о следующих шагах (даже если ты так поступила с предыдущими шагами)! Если ты так сделаешь, это будет означать, что ты ничего не хочешь менять в своей жизни. Ты не хочешь работать над собой. Ты хочешь быстро прочитать эту книжку, а потом сказать: «Ну, вот, мне и это не помогло. Мне ничего не поможет»,
А на самом деле ты не хочешь меняться. Видимо, тебя вполне устраивают те неявные выгоды, которые ты извлекаешь из текущей нерадостной ситуации. Тогда перестань врать самой себе, скажи честно: «Меня все устраивает. Я не буду ничего менять».
А потом можешь делать, что хочешь. Можешь не работать с этой книгой, а быстро прочитать ее до конца. Но я на твоем месте взял бы какой-нибудь роман или сборник анекдотов – все веселее читать будет.
Поэтому хорошенько подумай. Если ты до этого шага ничего не делала, только читала, то самое время остановиться. Вернуться к первому шагу и дойти до этого места через 20 дней ежедневной работы по предыдущим шагам. Тогда замечательный эффект в конце нашей работы я тебе гарантирую.
До встречи через неделю (или через 20 дней).
Задания на этом шаге:
10. В течение недели строить все свои вопросы только в позитивной форме.
11. Делать записи в Дневник радости каждый день.
12. Не менее трех раз в течение недели по 10 минут поработать с Картой сокровищ.
Тема недели – учимся позитивно строить свои вопросы
«__»__________ 20__г.Мои 5 радостей сегодня:
34. _________________________________________________________
35. __________________________________________________________
36. ___________________________________________________________
37. ____________________________________________________________
38. ___________________________________________________________
«__»__________ 20__г.Мои 5 радостей сегодня:
39. _________________________________________________________
40. __________________________________________________________
41. ___________________________________________________________
42. ____________________________________________________________
43. ___________________________________________________________
«__»__________ 20__г.Мои 5 радостей сегодня:
44. _________________________________________________________
45. __________________________________________________________
46. ___________________________________________________________
47. ____________________________________________________________
48. ___________________________________________________________
.
«__»__________ 20__г.Мои 5 радостей сегодня:
49. _________________________________________________________
50. __________________________________________________________
51. ___________________________________________________________
52. ____________________________________________________________
53. ___________________________________________________________
«__»__________ 20__г.Мои 5 радостей сегодня:
54. _________________________________________________________
55. __________________________________________________________
56. ___________________________________________________________
57. ____________________________________________________________
58. ___________________________________________________________
«__»__________ 20__г.Мои 5 радостей сегодня:
59. _________________________________________________________
60. __________________________________________________________
61. ___________________________________________________________
62. ____________________________________________________________
63. ___________________________________________________________
Шаг 21. За что ты борешься
Привет! Отдохнула за неделю? Или некогда было отдыхать? Есть ли какие-то изменения в настроении и в отношениях с другими людьми? Если выполняла все предыдущие задания, то изменения уже должны быть. Может быть, даже какая-то из заявленных тобой на пятом шаге целей исполнилась, это обычное дело.
Теперь снова будем учиться думать и учиться управлять своею ситуацией. То есть становиться реальным Хозяином своей жизни. А чем поведение Хозяина отличается от поведения раба или слабого человека? Найди три отличия.
Прежде всего, настоящий Хозяин не ищет виноватых и никого ни в чем не обвиняет. Если произошло что-то ненужное, так это он, Хозяин, что-то не учел. И теперь он же будет исправлять ситуацию. А как у тебя с этим? Я думаю, пока не очень. Есть над чем поработать.
Поэтому вот тебе очередное задание. Подумай и запиши, с кем и за что ты борешься.
Ты можешь сказать, что ты, например, ни с кем не борешься. И это будет неправдой, поскольку борьба может быть явной в форме спора, драки, скандала и т.д. А может быть неявной, когда ты просто испытываешь гнев, раздражение, ненависть, обиду, зависть и другие нерадостные эмоции. А они как раз являются показателем твоей неудачной борьбы.
Например, на улице мимо тебя проехала машина и обдала тебя грязью из лужи. Можешь ли ты явно бороться с водителем? Нет, он уже давно уехал. Но в душе у тебя кипит праведный гнев, крутятся слова обличения или угрозы.
Что стоит за этими эмоциями? Твое очень благое намерение – чтобы водители думали о пешеходах и не обливали их грязью. Вроде бы очень хорошее намерение, но исполнить его не удается, и поэтому ты нервничаешь.
Точно так же за любой другой твоей негативной эмоцией стоит скрытая борьба за какие-то очень правильные идеи. Ты споришь с мамой – это есть борьба за «переделку» мамы так, чтобы она не вмешивалась в твои дела. Ты ругаешься с подругой и тем самым пытаешься «подкорректировать» в лучшую сторону» ее поведение. Очень благородное, но безуспешное дело.
Так что для начала составь список того, с кем и за что ты борешься. Борешься явно и в душе. Можешь взять за основу список тех, кем ты недовольна (из восьмого шага). Ты ведь не просто так недовольна ими, ты хочешь их всех переделать в лучшую сторону! А они, такие-сякие, не переделываются. Можно сказать, что в цирке жизни ты играешь роль «Бог, подвинься!». То есть ты пытаешься исправить то, что он не доделал.
Так что составь список, с кем и за что ты борешься. Не забудь вставить в него себя, ведь собой ты тоже недовольна и давно хочешь себя переделать.
Твой список может иметь примерно такой вид.
Я борюсь:
- с мамой - чтобы она позволила мне стать взрослой и самостоятельной,
- с самой собой – чтобы я стала более уверенной в себе, более умной, более красивой, перестала себя осуждать,
- с папой – чтобы он больше внимания уделял мне,
- с подругой – чтобы она была более ответственной,
- с любимым юношей – чтобы он стал внимательным и больше внимания уделял мне,
- с учительницей математики – чтобы она не вносила личные чувства в работу, была более объективной,
- с одноклассником Колей – чтобы он стал более развитым,
- с жизнью, потому что считаю, что она несправедлива к тебе, и так далее.
Вспомни всех, кто периодически или постоянно вызывает у тебя нерадостные переживания, и внеси их в этот список.
Это очень важный шаг, и мы много раз будем возвращаться к этому списку, поэтому отнесись к этому упражнения серьезно. Это задание на сегодня.
Задание на этом шаге:
19.Составь список тех людей, которые часто вызывают у тебя негативные эмоции, то есть тех, с кем ты явно или скрытно борешься. Расставь их по степени доставляемых тебе неприятностей. Укажи, что в каждом из них ты считаешь нужным изменить.
20.Сделай записи в Дневник радости.
21. Просмотри перечень своих достижений. Может быть, пора внести туда несколько новых записей?