Билет 33.Задача о «спящем парикмахере»
Рассмотрим парикмахерскую, в которой работает один парикмахер, имеется одно кресло для стрижки и несколько кресел в приемной для посетителей, ожидающих своей очереди. Если в парикмахерской нет посетителей, парикмахер засыпает прямо на своем рабочем месте. Появившийся посетитель должен его разбудить, в результате чего парикмахер приступает к работе. Если в процессе стрижки появляются новые посетители, они должны либо подождать своей очереди, либо покинуть парикмахерскую, если в приемной нет свободного кресла для ожидания. Задача состоит в том, чтобы корректно запрограммировать поведение парикмахера и посетителей.
Понадобится целых 3 семафора: customers – подсчитывает количество посетителей, ожидающих в очереди, barbers – обозначает количество свободных парикмахеров (в случае одного парикмахера его значения либо 0, либо 1) и mutex – используется для синхронизации доступа к разделяемой переменной waiting. Переменная waiting, как и семафор customers, содержит количество посетителей, ожидающих в очереди, она используется в программе для того, чтобы иметь возможность проверить, имеется ли свободное кресло для ожидания, и при этом не заблокировать процесс, если кресла не окажется. Заметим, что как и в предыдущем примере, эта переменная является разделяемым ресурсом, и доступ к ней охраняется семафором mutex.
#define CHAIRS 5
typedef int semaphore; /* тип данных «семафор» */
semaphore customers = 0; /* посетители,
ожидающие в очереди */
semaphore barbers = 0;/* парикмахеры,
ожидающие посетителей */
semaphore mutex = 1;/* контроль за
доступом к переменной waiting */
int waiting = 0;
void barber()
{
while (true)
{
down(customers);/* если customers == 0, т.е. посетителей нет, то заблокируемся до появления посетителя */
down(mutex); /* получаем доступ к waiting */
waiting = wating – 1; /* уменьшаем кол-во ожидающих клиентов */
up(barbers);/* парикмахер готов к работе */
up(mutex);/* освобождаем ресурс waiting */
cut_hair(); /* процесс стрижки */
}
void customer()
{
down(mutex);/* получаем доступ к waiting */
if (waiting < CHAIRS) /* есть место для ожидания */
{
waiting = waiting + 1; /* увеличиваем кол-во ожидающих клиентов */
up(customers); /* если парикмахер спит, это его разбудит */
up(mutex); /* освобождаем ресурс waiting */
down(barbers); /* если парикмахер занят, переходим в состояние ожидания, иначе – занимаем парикмахера*/
get_haircut();/* процесс стрижки */
}
else
{
up(mutex);/* нет свободного кресла для ожидания – придется уйти*/
}
}
Билет. Сигналы.
Сигналы представляют собой средство уведомления процесса о наступлении некоторого события в системе. Инициатором посылки сигнала может выступать как другой процесс, так и сама ОС. Сигналы, посылаемые ОС, уведомляют о наступлении некоторых строго предопределенных ситуаций (как, например, завершение порожденного процесса, прерывание процесса нажатием комбинации Ctrl-C, попытка выполнить недопустимую машинную инструкцию, попытка недопустимой записи в канал и т.п.), при этом каждой такой ситуации сопоставлен свой сигнал. Кроме того, зарезервировано один или несколько номеров сигналов, семантика которых определяется пользовательскими процессами по своему усмотрению (например, процессы могут посылать друг другу сигналы с целью синхронизации).
Количество различных сигналов в современных версиях UNIX около 30, каждый из них имеет уникальное имя и номер. Описания представлены в файле <signal.h>.
Сигналы являются механизмом асинхронного взаимодействия, т.е. момент прихода сигнала процессу заранее неизвестен. Однако процесс может предвидеть возможность получения того или иного сигнала и установить определенную реакцию на его приход. В этом плане сигналы можно рассматривать как программный аналог аппаратных прерываний.
При получении сигнала процессом возможны три варианта реакции на полученный сигнал:
- Процесс реагирует на сигнал стандартным образом, установленным по умолчанию (для большинства сигналов действие по умолчанию – это завершение процесса).
- Процесс может установить специальную обработку сигнала, в этом случае по приходу сигнала вызывается функция-обработчик, определенная процессом (при этом говорят, что сигнал перехватывается)
- Процесс может проигнорировать сигнал.
Для отправки сигнала существует системный вызов kill():
#include <sys/types.h>#include <signal.h>
int kill (pit_t pid, int sig)
Для определения реакции на получение того или иного сигнала в процессе служит системный вызов signal():
#include <signal.h>
void (*signal ( int sig, void (*disp) (int))) (int)
где аргумент sig — номер сигнала, для которого устанавливается реакция, а disp — либо определенная пользователем функция-обработчик сигнала, либо одна из констант: SIG_DFL и SIG_IGN.Первая из них указывает, что необходимо установить для данного сигнала обработку по умолчанию, т.е. стандартную реакцию системы, а вторая — что данный сигнал необходимо игнорировать. При успешном завершении функция возвращает указатель на предыдущий обработчик данного сигнала (он может использоваться процессом, например, для восстановления прежней реакции на сигнал).