Тема 1.1. Понятие информации. Определение информации по Шеннону и Колмогорову.

Понятие информации. Информационный объем сообщения. Определение количества информации по Шеннону и Колмогорову. Энтропия как мера неопределенности сообщений. Единицы измерения информации.

Представление информации в компьютере. Двоичное кодирование чисел. Кодирование текста. ASCII коды. Кодирование графических данных, кодирование звука.

Тема 1.2. Информация и архитектура ЭВМ.

Информация и архитектура ЭВМ. Суперкомпьютеры, мейнфреймы, персональные компьютеры. Базовая аппаратная конфигурация. Основные блоки ЭВМ. Процессор. Оперативная память и КЭШ память. Материнские платы. Внешняя память. Видеосистема. Мультимедийные возможности компьютера.

Тема 1.3. Операционная система.

Программное обеспечение ЭВМ. Операционная системы, среды и оболочки. Обзор ОС: Linux, Windows. Настройка рабочей среды Windows 7. Стандартные и служебные программы.

Раздел 2. Логические основы компьютера

Тема 2.1. Алгебра логики

Определения. Основные операции. Логические формулы.

Тема 2.2. Логические законы

Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение задач.

Тема 2.3. Логические элементы компьютера

Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием. Схемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ. Триггер, сумматор.

Раздел 3. Создание презентации средствами Power Point.

Тема 3.1. Представление информации для создания презентации.

Требования, предъявляемые к презентации. Этапы разработки презентации. Выбор темы и постановка проблемы. Разработка сценария. Форма представления информации.

Тема 3.2.Технология создания презентации.

Слайды, режимы просмотра, панели инструментов. Ввод и редактирование текста, вставка графиков, организационных диаграмм, таблиц, графических объектов в слайды. Смена шаблона. Смена цветовой схемы. Выбор фона. Изменение дизайна. Анимация текстовых и графических объектов.

Раздел 4. Microsoft Excel как инструмент разработки информационных систем.

• Тема 4.1. Табличные процессоры.

Excel: Основные определения. Ввод, копирование и перемещение данных. Автозаполнение и автозамена. Копирование данных и формата.

Расчеты в электронных таблицах. Абсолютные и относительные адреса ячеек. Адресация по пользовательским заголовкам строк и столбцов. Использование имени в формулах.

OpenOfficeCalc: сравнение табличных процессоров и особенности работы.

Тема 4.2. Построение диаграмм.

Виды диаграмм: круговая, столбчатая, график, линейная, областная. Использование Мастера диаграмм(легенда, подписи, сетка, таблица данных).

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. 101100.62, 080100.62 Информационные системы и защита информации 100400.62 Информационные технологии в туриндустрии 080200.62 Учет и анализ тема 1.1 тема 2.1 тема 3.1 тема 4.2  

Распределение часов по видам занятий

№ п.п. Наименование разделов и тем Лек. Практич. Из них интерактивные занятия Самост. работа Всего по теме  
 
Информация, виды, измерение, представление в компьютере            
1.1 Понятие информации. Определение информации по Шеннону и Колмогорову      
1.2 Информация и архитектура ЭВМ      
1.3 Операционная система      
Логические основы компьютера            
2.1 Алгебра логики      
2.2 Логические законы        
Создание презентации средствами Power Point            
3.1 Представление информации для создания презентации    
3.2 Технология создания презентации    
Microsoft Excel как инструмент разработки информационных систем.            
4.1 Табличные процессоры      
4.2 Построение диаграмм      
  Экзамен          
Итого:  

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практической работы Трудо-емкость час.
1. 3.1 Представление информации для создания презентации  
2. 3.2 Лабораторная работа «Технология создания презентации»
3. 4.1 Лабораторная работа «Расчёты в электронных таблицах»
4. 4.2 Лабораторная работа «Построение диаграмм»

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

Курсовая работа не предусмотрена.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература основная

  1. Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. и др. – СПб.: Питер, 2007. – 640 с.
  2. Рудикова Л. В. Самоучитель Word 2007. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 672 с.: ил.
  3. Сергородский В. В., Дружинин А. Ю. И др. Excel 2007. Самоучитель – СПб.: Наука и техника,2008 – 400 с.: ил.
  4. Колдыкаев Н. А. Открытые и бесплатные программы для Windows 7. – СПб.: БХВхПетербург, 2010 – 560 с.: ил.
  5. Миронов Д. А. Windows 7: 100 секретов и советов. – М.: Эксмо, 2011 – 240с.

6. Казакова И. Е. Информационное общество и информационная безопасность. МГИИТ, 2011.

Литература дополнительная

  1. Архитектура компьютеров: учеб./М. К. Буза. – Минск: Новое знание, 2006. – 559 с.: ил.
  2. Балуев Д. Секреты приложений Google. – М.: Альпина паблишерз,2010. – 287 с.
  3. Устройство и функционирование ОС Windows: учебное пособие/К. А. Коньков. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний,2008. – 207 с.: ил., табл. – (Серия «Основы информационных технологий»).
  4. Интернет-Университет Информационных Технологий. http://www.intuit.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный процесс кафедра ИТМ проводит на базе пяти компьютерных классов – ауд. 403, 404, 407, 408, 412, 413.

В классах установлены современные компьютеры с параметрами:

- процессор Core I3 2.93 GHz, 2 ядра,

- оперативная память 2 Gb,

- жесткий диск 300 Gb.

В каждом классе компьютеры объединены в рабочие группы или домены, что позволяет выполнять администрирование. Общими ресурсами являются многофункциональные устройства HP Color Laser Jet CM 2320 MFP (принтер, сканер, факс), подключенные к преподавательским компьютерам.

Во всех классах установлены интерактивные доски.

Компьютеры всех классов объединены в локальную сеть, благодаря чему возможно оперативное перемещение информации между классами. Сеть подключена к интернету по выделенному каналу.

На компьютерах установлено системное, офисное, прикладное и специальное программное обеспечение (ПО).

1. На сетевом сервереустановлена операционная система Linux, обеспечивающая работу компьютерной сети, выход в интернет и защиту от несанкционированного доступа.

2.На преподавательских и студенческих компьютерахустановлены операционные системы Microsoft Windows 7 и Windows XP.

3. На всех компьютерах установлена программа Антивирус Касперского 6.0.

4. Пакеты Microsoft Office 2007 и OpenOffice.org 3.

5. Программа Fine reader для распознавания отсканированных текстов.

6. Программа Promt и коллекция словарей для автоматического перевода текстов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Занятия по данному курсу проводятся с использованием лабораторной формы обучения в компьютерном классе. При изложении нового материала и при решении задач и преподавателям и студентам удобно пользоваться интерактивной доской и проектором. Раздаточный материал и все записи на доске можно сохранять в электронном виде (в виде файлов .avi) и размещать в папке общего доступа. Студенты могут переписать их на свои носители информации.

По наиболее сложным темам рекомендуется проводить интерактивные занятия. Предлагается проведение следующих интерактивных занятий.

Тема интерактивного занятия Форма проведения
3.2. Представление информации для создания презентации и технология создания.     Учебная дискуссия. Совместно со студентами выполняются все этапы создания презентации:
  1. Составление задания.
  2. Подбор материала
  3. Создание макета
  4. Сборка презентации
  5. Эффекты мультимедиа
  6. Внесение изменений
  7. Сборка на компакт диск.
Этапы изучаются на примере туристского диска «Казань» и на материале учебной гостиницы  

Наши рекомендации