Тема 1.1. Понятие информации. Определение информации по Шеннону и Колмогорову.
Понятие информации. Информационный объем сообщения. Определение количества информации по Шеннону и Колмогорову. Энтропия как мера неопределенности сообщений. Единицы измерения информации.
Представление информации в компьютере. Двоичное кодирование чисел. Кодирование текста. ASCII коды. Кодирование графических данных, кодирование звука.
Тема 1.2. Информация и архитектура ЭВМ.
Информация и архитектура ЭВМ. Суперкомпьютеры, мейнфреймы, персональные компьютеры. Базовая аппаратная конфигурация. Основные блоки ЭВМ. Процессор. Оперативная память и КЭШ память. Материнские платы. Внешняя память. Видеосистема. Мультимедийные возможности компьютера.
Тема 1.3. Операционная система.
Программное обеспечение ЭВМ. Операционная системы, среды и оболочки. Обзор ОС: Linux, Windows. Настройка рабочей среды Windows 7. Стандартные и служебные программы.
Раздел 2. Логические основы компьютера
Тема 2.1. Алгебра логики
Определения. Основные операции. Логические формулы.
Тема 2.2. Логические законы
Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение задач.
Тема 2.3. Логические элементы компьютера
Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием. Схемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ. Триггер, сумматор.
Раздел 3. Создание презентации средствами Power Point.
Тема 3.1. Представление информации для создания презентации.
Требования, предъявляемые к презентации. Этапы разработки презентации. Выбор темы и постановка проблемы. Разработка сценария. Форма представления информации.
Тема 3.2.Технология создания презентации.
Слайды, режимы просмотра, панели инструментов. Ввод и редактирование текста, вставка графиков, организационных диаграмм, таблиц, графических объектов в слайды. Смена шаблона. Смена цветовой схемы. Выбор фона. Изменение дизайна. Анимация текстовых и графических объектов.
Раздел 4. Microsoft Excel как инструмент разработки информационных систем.
• Тема 4.1. Табличные процессоры.
Excel: Основные определения. Ввод, копирование и перемещение данных. Автозаполнение и автозамена. Копирование данных и формата.
Расчеты в электронных таблицах. Абсолютные и относительные адреса ячеек. Адресация по пользовательским заголовкам строк и столбцов. Использование имени в формулах.
OpenOfficeCalc: сравнение табличных процессоров и особенности работы.
Тема 4.2. Построение диаграмм.
Виды диаграмм: круговая, столбчатая, график, линейная, областная. Использование Мастера диаграмм(легенда, подписи, сетка, таблица данных).
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||
1. | 101100.62, 080100.62 Информационные системы и защита информации 100400.62 Информационные технологии в туриндустрии 080200.62 Учет и анализ | тема 1.1 | тема 2.1 | тема 3.1 | тема 4.2 |
Распределение часов по видам занятий
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Лек. | Практич. | Из них интерактивные занятия | Самост. работа | Всего по теме | |
Информация, виды, измерение, представление в компьютере | |||||||
1.1 | Понятие информации. Определение информации по Шеннону и Колмогорову | ||||||
1.2 | Информация и архитектура ЭВМ | ||||||
1.3 | Операционная система | ||||||
Логические основы компьютера | |||||||
2.1 | Алгебра логики | ||||||
2.2 | Логические законы | ||||||
Создание презентации средствами Power Point | |||||||
3.1 | Представление информации для создания презентации | ||||||
3.2 | Технология создания презентации | ||||||
Microsoft Excel как инструмент разработки информационных систем. | |||||||
4.1 | Табличные процессоры | ||||||
4.2 | Построение диаграмм | ||||||
Экзамен | |||||||
Итого: |
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практической работы | Трудо-емкость час. |
1. | 3.1 | Представление информации для создания презентации | |
2. | 3.2 | Лабораторная работа «Технология создания презентации» | |
3. | 4.1 | Лабораторная работа «Расчёты в электронных таблицах» | |
4. | 4.2 | Лабораторная работа «Построение диаграмм» |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
Курсовая работа не предусмотрена.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература основная
- Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. и др. – СПб.: Питер, 2007. – 640 с.
- Рудикова Л. В. Самоучитель Word 2007. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 672 с.: ил.
- Сергородский В. В., Дружинин А. Ю. И др. Excel 2007. Самоучитель – СПб.: Наука и техника,2008 – 400 с.: ил.
- Колдыкаев Н. А. Открытые и бесплатные программы для Windows 7. – СПб.: БХВхПетербург, 2010 – 560 с.: ил.
- Миронов Д. А. Windows 7: 100 секретов и советов. – М.: Эксмо, 2011 – 240с.
6. Казакова И. Е. Информационное общество и информационная безопасность. МГИИТ, 2011.
Литература дополнительная
- Архитектура компьютеров: учеб./М. К. Буза. – Минск: Новое знание, 2006. – 559 с.: ил.
- Балуев Д. Секреты приложений Google. – М.: Альпина паблишерз,2010. – 287 с.
- Устройство и функционирование ОС Windows: учебное пособие/К. А. Коньков. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний,2008. – 207 с.: ил., табл. – (Серия «Основы информационных технологий»).
- Интернет-Университет Информационных Технологий. http://www.intuit.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный процесс кафедра ИТМ проводит на базе пяти компьютерных классов – ауд. 403, 404, 407, 408, 412, 413.
В классах установлены современные компьютеры с параметрами:
- процессор Core I3 2.93 GHz, 2 ядра,
- оперативная память 2 Gb,
- жесткий диск 300 Gb.
В каждом классе компьютеры объединены в рабочие группы или домены, что позволяет выполнять администрирование. Общими ресурсами являются многофункциональные устройства HP Color Laser Jet CM 2320 MFP (принтер, сканер, факс), подключенные к преподавательским компьютерам.
Во всех классах установлены интерактивные доски.
Компьютеры всех классов объединены в локальную сеть, благодаря чему возможно оперативное перемещение информации между классами. Сеть подключена к интернету по выделенному каналу.
На компьютерах установлено системное, офисное, прикладное и специальное программное обеспечение (ПО).
1. На сетевом сервереустановлена операционная система Linux, обеспечивающая работу компьютерной сети, выход в интернет и защиту от несанкционированного доступа.
2.На преподавательских и студенческих компьютерахустановлены операционные системы Microsoft Windows 7 и Windows XP.
3. На всех компьютерах установлена программа Антивирус Касперского 6.0.
4. Пакеты Microsoft Office 2007 и OpenOffice.org 3.
5. Программа Fine reader для распознавания отсканированных текстов.
6. Программа Promt и коллекция словарей для автоматического перевода текстов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Занятия по данному курсу проводятся с использованием лабораторной формы обучения в компьютерном классе. При изложении нового материала и при решении задач и преподавателям и студентам удобно пользоваться интерактивной доской и проектором. Раздаточный материал и все записи на доске можно сохранять в электронном виде (в виде файлов .avi) и размещать в папке общего доступа. Студенты могут переписать их на свои носители информации.
По наиболее сложным темам рекомендуется проводить интерактивные занятия. Предлагается проведение следующих интерактивных занятий.
Тема интерактивного занятия | Форма проведения |
3.2. Представление информации для создания презентации и технология создания. | Учебная дискуссия. Совместно со студентами выполняются все этапы создания презентации:
|