Раздел 1. Информация, виды, измерение, представление в компьютере.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины | Информатика | |||||||||
(наименование дисциплины) | ||||||||||
направление подготовки (профиль) | 101100.62 Гостиничное дело 100400.62 Туризм, 080200.62 Менеджмент 080100.62 Экономика | |||||||||
(шифр и наименование специальности) | ||||||||||
факультет | Заочное обучение | |||||||||
(наименование факультета, где осуществляется обучение по специальности) | ||||||||||
форма обучения | Заочная (2,5 г) | блок дисциплин | Б2 | |||||||
(Б.1, Б.2, Б.3) | ||||||||||
Всего учебных занятий | часа/ | |||||||||
(в академических часах / ЗЕТ) | ЗЕТ | |||||||||
в том числе: аудиторных | часов | |||||||||
из них: | ||||||||||
лекций | часа | |||||||||
практических | часа | |||||||||
в т.ч. интерактивных | часа | |||||||||
самостоятельных | часа | |||||||||
Отчетность | ||||||||||
Экзамен | II | семестр | ||||||||
Москва 2012
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана МГИИТ | |
на кафедре | «Информационные технологии и математика» |
(наименование кафедры) | |
факультета | ЭКОНОМИКИ и УПРАВЛЕНИЯ |
(наименование факультета, к которому относится кафедра-составитель) |
Составители рабочей учебной программы | ||||
Казакова И. Е. | профессор, к.т.н. | |||
Першина Э.С. | доцент, к.т.н. | |||
(фамилия, имя отчество) | (должность, ученое звание, степень) | (подпись) |
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры | ||||||||||||
«Информационные технологии и математика» | ||||||||||||
(наименование кафедры) | ||||||||||||
Протокол заседания от | 20 марта | № 8 | ||||||||||
Заведующий кафедрой | Э.С. Першина | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
СОГЛАСОВАНО
Декан факультета | Заочного обучения | Г. Ф. Кудрявцев | ||||||
(где осуществляется обучение по направлению (специальности) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||
« » | 20 г. | |||||||
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью обучения в курсе информатикиявляется достижение студентами уровня профессиональной грамотности в области информатики, что предполагает:
1) обеспечение базовой грамотности: владение основами теоретической информатики, понимание проблем глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
2) развитие специфических форм мышления — алгоритмического, системного и прикладного;
3)получение обучающимися практических умений и навыков по работе на компьютере со средствами прикладного программного обеспечения, требуемого для обработки массивов данных туристской деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу, вариативная часть. Изучение курса производится во втором семестре обучения и опирается на знания, полученные обучающимися в школьном курсе информатики. Это накладывает определённые требования к построению дисциплины.
Модель электронного бизнеса базируется на использовании информационных технологий во всех сферах деятельности – это автоматизация бизнес процессов и анализ экономических процессов внутри компании и автоматизация, связывающая компанию с внешними партнерами. Для успешного изучения этих вопросов необходим набор базовых знаний в сфере информации и использования компьютеров.
Большое значение придается практикуму работы на компьютере. Основной задачей практикума является привитие умений и навыков по методике решения задач от ее постановки до получения результатов. Реализация между предметных связей информатики с другими дисциплинами обеспечивается тем, что учебные задачи и ситуации в курсе информатики строятся на базе содержательных постановок задач и учебных информационных моделей базовой специальности.
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления и обеспечения информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
- способностью понимать роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией .
- способностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- определение информации в соответствии с содержательным и кибернетическим подходами;
- виды носителей информации; единицы измерения информации байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт, петабайт, экзабайт;
- связь между количеством информации в сообщении о некотором событии и вероятностью этого события (при условии равной вероятности и в общем случае);
- правила техники безопасности при работе с компьютером;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; сущность программного управления работой компьютера; виды программного обеспечение и лицензии;
- логические основы обработки информации в компьютере;
- основные информационные единицы табличного процессора, вычисления по формулам, основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронные таблицы;
- способы и средства создания компьютерных презентаций;
уметь:
- собирать и анализировать исходные данные для расчётов;
- измерять информационный объем сообщений;
- работать с интерфейсом операционной системы, инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- выбирать инструментальные средства для обработки данных;
- осуществлять расчеты с помощью табличного процессора;
- строить диаграммы с использованием графических средств табличного процессора;
- уметь создать презентацию в сфере профессиональной деятельности;
- создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др.
владеть:
- техническими навыками по выбору и использованию операционных систем, языков программирования и программного обеспечения;
- базовым программным обеспечением для сбора, анализа и обработки данных на компьютере;
- критическим мышлением для выбора технологии для визуального представления информации;
- конспектированием технической литературы и документации;
- программным обеспечением для обработки данных;
- обработкой и представлением результатов исследований;
- умением собрать цифровые ресурсы для презентации.
- ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции (Л) | |||||
Семинары (С) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
из них: контрольные работы (КР) | |||||
Самостоятельная работа студентов (СРС) - всего | |||||
в том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды СРС (указать, какие): - изучение теоретического материала - выполнение домашних практических заданий | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Экз | ||||
Общая трудоемкость 180 часов | |||||
Общая трудоемкость 5 зачетных единиц |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
Тема 2.1. Алгебра логики
Определения. Основные операции. Логические формулы.
Тема 2.2. Логические законы
Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение задач.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
Курсовая работа не предусмотрена.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература основная
- Информатика. Базовый курс / Симонович С. В. и др. – СПб.: Питер, 2007. – 640 с.
- Рудикова Л. В. Самоучитель Word 2007. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 672 с.: ил.
- Сергородский В. В., Дружинин А. Ю. И др. Excel 2007. Самоучитель – СПб.: Наука и техника,2008 – 400 с.: ил.
- Колдыкаев Н. А. Открытые и бесплатные программы для Windows 7. – СПб.: БХВхПетербург, 2010 – 560 с.: ил.
- Миронов Д. А. Windows 7: 100 секретов и советов. – М.: Эксмо, 2011 – 240с.
6. Казакова И. Е. Информационное общество и информационная безопасность. МГИИТ, 2011.
Литература дополнительная
- Архитектура компьютеров: учеб./М. К. Буза. – Минск: Новое знание, 2006. – 559 с.: ил.
- Балуев Д. Секреты приложений Google. – М.: Альпина паблишерз,2010. – 287 с.
- Устройство и функционирование ОС Windows: учебное пособие/К. А. Коньков. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний,2008. – 207 с.: ил., табл. – (Серия «Основы информационных технологий»).
- Интернет-Университет Информационных Технологий. http://www.intuit.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный процесс кафедра ИТМ проводит на базе пяти компьютерных классов – ауд. 403, 404, 407, 408, 412, 413.
В классах установлены современные компьютеры с параметрами:
- процессор Core I3 2.93 GHz, 2 ядра,
- оперативная память 2 Gb,
- жесткий диск 300 Gb.
В каждом классе компьютеры объединены в рабочие группы или домены, что позволяет выполнять администрирование. Общими ресурсами являются многофункциональные устройства HP Color Laser Jet CM 2320 MFP (принтер, сканер, факс), подключенные к преподавательским компьютерам.
Во всех классах установлены интерактивные доски.
Компьютеры всех классов объединены в локальную сеть, благодаря чему возможно оперативное перемещение информации между классами. Сеть подключена к интернету по выделенному каналу.
На компьютерах установлено системное, офисное, прикладное и специальное программное обеспечение (ПО).
1. На сетевом сервереустановлена операционная система Linux, обеспечивающая работу компьютерной сети, выход в интернет и защиту от несанкционированного доступа.
2.На преподавательских и студенческих компьютерахустановлены операционные системы Microsoft Windows 7 и Windows XP.
3. На всех компьютерах установлена программа Антивирус Касперского 6.0.
4. Пакеты Microsoft Office 2007 и OpenOffice.org 3.
5. Программа Fine reader для распознавания отсканированных текстов.
6. Программа Promt и коллекция словарей для автоматического перевода текстов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Занятия по данному курсу проводятся с использованием лабораторной формы обучения в компьютерном классе. При изложении нового материала и при решении задач и преподавателям и студентам удобно пользоваться интерактивной доской и проектором. Раздаточный материал и все записи на доске можно сохранять в электронном виде (в виде файлов .avi) и размещать в папке общего доступа. Студенты могут переписать их на свои носители информации.
По наиболее сложным темам рекомендуется проводить интерактивные занятия. Предлагается проведение следующих интерактивных занятий.
Тема интерактивного занятия | Форма проведения |
3.2. Представление информации для создания презентации и технология создания. | Учебная дискуссия. Совместно со студентами выполняются все этапы создания презентации:
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины | Информатика | |||||||||
(наименование дисциплины) | ||||||||||
направление подготовки (профиль) | 101100.62 Гостиничное дело 100400.62 Туризм, 080200.62 Менеджмент 080100.62 Экономика | |||||||||
(шифр и наименование специальности) | ||||||||||
факультет | Заочное обучение | |||||||||
(наименование факультета, где осуществляется обучение по специальности) | ||||||||||
форма обучения | Заочная (2,5 г) | блок дисциплин | Б2 | |||||||
(Б.1, Б.2, Б.3) | ||||||||||
Всего учебных занятий | часа/ | |||||||||
(в академических часах / ЗЕТ) | ЗЕТ | |||||||||
в том числе: аудиторных | часов | |||||||||
из них: | ||||||||||
лекций | часа | |||||||||
практических | часа | |||||||||
в т.ч. интерактивных | часа | |||||||||
самостоятельных | часа | |||||||||
Отчетность | ||||||||||
Экзамен | II | семестр | ||||||||
Москва 2012
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана МГИИТ | |
на кафедре | «Информационные технологии и математика» |
(наименование кафедры) | |
факультета | ЭКОНОМИКИ и УПРАВЛЕНИЯ |
(наименование факультета, к которому относится кафедра-составитель) |
Составители рабочей учебной программы | ||||
Казакова И. Е. | профессор, к.т.н. | |||
Першина Э.С. | доцент, к.т.н. | |||
(фамилия, имя отчество) | (должность, ученое звание, степень) | (подпись) |
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры | ||||||||||||
«Информационные технологии и математика» | ||||||||||||
(наименование кафедры) | ||||||||||||
Протокол заседания от | 20 марта | № 8 | ||||||||||
Заведующий кафедрой | Э.С. Першина | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
СОГЛАСОВАНО
Декан факультета | Заочного обучения | Г. Ф. Кудрявцев | ||||||
(где осуществляется обучение по направлению (специальности) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||
« » | 20 г. | |||||||
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью обучения в курсе информатикиявляется достижение студентами уровня профессиональной грамотности в области информатики, что предполагает:
1) обеспечение базовой грамотности: владение основами теоретической информатики, понимание проблем глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
2) развитие специфических форм мышления — алгоритмического, системного и прикладного;
3)получение обучающимися практических умений и навыков по работе на компьютере со средствами прикладного программного обеспечения, требуемого для обработки массивов данных туристской деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу, вариативная часть. Изучение курса производится во втором семестре обучения и опирается на знания, полученные обучающимися в школьном курсе информатики. Это накладывает определённые требования к построению дисциплины.
Модель электронного бизнеса базируется на использовании информационных технологий во всех сферах деятельности – это автоматизация бизнес процессов и анализ экономических процессов внутри компании и автоматизация, связывающая компанию с внешними партнерами. Для успешного изучения этих вопросов необходим набор базовых знаний в сфере информации и использования компьютеров.
Большое значение придается практикуму работы на компьютере. Основной задачей практикума является привитие умений и навыков по методике решения задач от ее постановки до получения результатов. Реализация между предметных связей информатики с другими дисциплинами обеспечивается тем, что учебные задачи и ситуации в курсе информатики строятся на базе содержательных постановок задач и учебных информационных моделей базовой специальности.
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления и обеспечения информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
- способностью понимать роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией .
- способностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- определение информации в соответствии с содержательным и кибернетическим подходами;
- виды носителей информации; единицы измерения информации байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт, петабайт, экзабайт;
- связь между количеством информации в сообщении о некотором событии и вероятностью этого события (при условии равной вероятности и в общем случае);
- правила техники безопасности при работе с компьютером;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; сущность программного управления работой компьютера; виды программного обеспечение и лицензии;
- логические основы обработки информации в компьютере;
- основные информационные единицы табличного процессора, вычисления по формулам, основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронные таблицы;
- способы и средства создания компьютерных презентаций;
уметь:
- собирать и анализировать исходные данные для расчётов;
- измерять информационный объем сообщений;
- работать с интерфейсом операционной системы, инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- выбирать инструментальные средства для обработки данных;
- осуществлять расчеты с помощью табличного процессора;
- строить диаграммы с использованием графических средств табличного процессора;
- уметь создать презентацию в сфере профессиональной деятельности;
- создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др.
владеть:
- техническими навыками по выбору и использованию операционных систем, языков программирования и программного обеспечения;
- базовым программным обеспечением для сбора, анализа и обработки данных на компьютере;
- критическим мышлением для выбора технологии для визуального представления информации;
- конспектированием технической литературы и документации;
- программным обеспечением для обработки данных;
- обработкой и представлением результатов исследований;
- умением собрать цифровые ресурсы для презентации.
- ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции (Л) | |||||
Семинары (С) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
из них: контрольные работы (КР) | |||||
Самостоятельная работа студентов (СРС) - всего | |||||
в том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды СРС (указать, какие): - изучение теоретического материала - выполнение домашних практических заданий | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Экз | ||||
Общая трудоемкость 180 часов | |||||
Общая трудоемкость 5 зачетных единиц |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Информация, виды, измерение, представление в компьютере.