Свойства транспортной задачи
1. Ранг матрицы из коэффициентов при неизвестных системы ограничений ТЗ равен m + n – 1, где m и n – количество поставщиков и потребителей соответственно.
2. ТЗ всегда имеет оптимальный план.
3. В ТЗ всегда существуют допустимые планы, содержащие не более
m + n – 1 положительных элементов.
4. Если в ТЗ все числа ai , bj целые, то она имеет оптимальный целочисленный план.
Решение (план перевозок) назовем допустимым, если оно удовлетворяет системе ограничений (8), опорным, если в нем отличны от нуля не более
m + n – 1 базисных переменных, остальные равны нулю.
Решение ТЗ разобьем на три этапа:
· определение первоначального допустимого решения;
· проверка найденного решения на оптимальность (оценка плана по критерию стоимости). Если оно оптимальное, то ТЗ решена;
· улучшение начального плана, т.е. последовательный переход от одного плана к другому, связанный с уменьшением суммарной стоимости перевозок.
3.3. Методы нахождения начального плана перевозок
Клетки матрицы перевозок, где , называются базисными, а остальные, где – свободными.
В матрице есть m + n – 1 базисных клеток. Их число совпадает с числом независимых уравнений – ограничений.
Значение в матрице перевозок находится по формуле:
(11)
Значение в свободной клетке не пишется явно, а вместо этого в ней ставится точка.
Метод северо-западного угла
Вычисление проводим по формуле (11), начиная с элемента x11, стоящего в северо-западном углу матрицы перевозок.
Пример 3. Найти начальный план перевозок в ТЗ методом северо-западного угла
Запишем матрицу перевозок (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Bj Ai | B1 | B2 | В3 | B4 | Запасы ai |
A1 | * | ||||
A2 | * | ||||
A3 | * | * | |||
Потребности bj |
Начинаем с северо-западного угла, т. е.
.
Тогда в пункте B1 потребности удовлетворены, и, следовательно, (в табл. 3.2 ставится точка (*)). Первый столбец выбывает из рассмотрения.
Продолжаем с северо-западного угла, т.е.
.
Запасы в пункте А1 исчерпаны и (в табл. 3.2 ставится точка). Первая строка таблицы выбывает из рассмотрения.
Продолжаем с северо-западного угла:
.
Потребности в пункте В2 удовлетворены, второй столбец выбывает из рассмотрения.
Продолжаем с северо-западного угла:
и .
Третий столбец выбывает из рассмотрения.
.
Запасы в пункте А2 исчерпаны.
.
Получен начальный план перевозок:
с суммарной стоимостью
.
Число базисных клеток m + n – 1 = 3 + 4 – 1 = 6.
Примечание. При нахождении начального плана перевозок возможен случай вырождения, когда в результате вычислений значения xij получается, что потребности в пункте Bj удовлетворены, а запасы в пункте Ai исчерпаны. Тогда одновременно из рассмотрения выбывают строка и столбец. Рекомендуется в одну из клеток выбывающих строки и столбца (лучше в клетку с наименьшей стоимостью) ставить так называемый базисный нуль. Эта клетка считается базисной (в ней пишется 0), а общее число базисных клеток остается равным
m + n – 1.
Метод минимального элемента
Получаемый методом северо-западного угла, начальный план перевозок не зависит от их стоимости и поэтому в общем случае далек от наилучшего. В методе минимального элемента учитываются затраты на перевозку. Соответствующий начальный план позволяет обеспечить суммарную стоимость перевозок, более близкую к оптимальной.
В этом методе по формуле (11) последовательно заполняются клетки с наименьшей стоимостью перевозок. Если есть несколько клеток с наименьшей стоимостью, то из них выбирается любая.
Пример 4. Найти начальный план перевозок в ТЗ (пример 3) методом минимального элемента.
Запишем матрицу перевозок (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Bj Ai | B1 | B2 | В3 | B4 | Запасы ai |
A1 | * | ||||
A2 | |||||
A3 | * | * | |||
Потребности bj |
Заполняем клетку с наименьшей стоимостью:
.
Потребности в пункте В2 удовлетворены, запасы в пункте А1 исчерпаны – случай вырождения. В клетке с наименьшей стоимостью среди выбывающих клеток ставим базисный нуль .
Среди оставшихся клеток ищем клетку с наименьшей стоимостью:
– случай вырождения, базисный нуль .
Из оставшихся клеток заполняем клетку с наименьшей стоимостью:
.
Потребности в пункте В3 удовлетворены, выбывает третий столбец.
.
Получен начальный план перевозок:
с суммарной стоимостью
,
которая меньше стоимости, полученной методом северо-западного угла. Число базисных клеток m + n – 1 = 3 + 4 – 1 = 6.
Метод потенциалов
Метод потенциалов - метод, обеспечивающий улучшение начального плана перевозок. При этом происходит переход от одного плана перевозок к другому (от одной матрицы перевозок к другой) до тех пор, пока уменьшение суммарной стоимости перевозок станет невозможным.
Циклы матрицы перевозок
Цикл – замкнутая ломаная с вершинами в клетках и звеньями, расположенными вдоль строк и столбцов матрицы перевозок. В каждой вершине встречаются два звена, причем одно из них располагается по строке, а другое – по столбцу. Число вершин цикла чётно. Циклом может быть самопересекающаяся ломаная, но точки ее самопересечения не могут быть вершинами цикла.
а б в
Рис. 3. Простейшие циклы
На рис. 3 звездочкой отмечены клетки матрицы, включенные в состав цикла. На рис. 3 в кружком отмечена точка самопересечения.
Означенный цикл – цикл, в котором некоторой вершине приписан знак +, а затем при обходе цикла в каком-либо направлении знаки чередуются.
Сдвигом по циклу на величину назовем увеличение объемов перевозок во всех клетках, отмеченных знаком + и уменьшение объемов перевозок на во всех клетках цикла, отмеченных знаком –.