Исследование физических моделей
Физика-9 Ц51Г
Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту.
Содержательная постановка задачи. В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.
Качественная описательная модель. Сначала построим качественную описательную модель процесса движения тела с использованием физических объектов, понятий и законов, то есть в данном случае идеализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:
• мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;
• изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным;
• скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным.
Формальная модель. Для формализации модели используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения. При заданных начальной скорости uQ и угле бросания а значения координат дальности полета х и высоты у от времени можно описать следующими формулами:
(5 х = v0 ■ cosa • t;
у — v0 • sina ■ t - g - f[8]/2.
Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s:
t = s/(v0 • cosa).
Подставляем это значение для t в формулу для у. Получаем I — высоту мячика над землей на расстоянии s:
I = s • tga - g-s2/(2 • v02 • cos2a).
Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты I мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:
О ^ I < h.
Если I < 0, то это означает «недолет», а если I > h, то это означает «перелет».
Компьютерная модель на языке Visual Basic. Преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Visual Basic. Создадим сначала графический интерфейс проекта.
Проект «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»
Const G As Single = 9.81 Const Pi As Single = 3.14 Dim VO, A, S, L As Double Private Sub CmdCalc_Click() 'Ввод начальных значений VO = Val(txtVO.Text) A = Val(txtA.Text) S = Val(txtS.Text) H = Val(txtH.Text) 'Попадание в мишень
L = S * Tan (A * Pi / 180) - (G * S Л 2) /
(2 * VO л 2 * Cos(A * Pi / 180) л 2)
txtL.Text = L
Select Case L
Case Is < 0
txtM.Text = "Недолет"
Case Is > H
txtM.Text = "Перелет"
Case Else
txtM.Text = "Попадание" End Select End Sub
Для визуализации формальной модели построим траекторию движениия тела (график зависимости высоты мячика над поверхностью земли от дальности полета). Снабдим график осями координат и выведем положение мишени. 4. Поместить на форму графическое поле, в котором будет осуществляться построение графика, и дополнить программный код событийной процедуры: 'Построение графика For Т = 0 То 10 Step 0.1
Y = VO * Sin (А * Pi /180) * т - G * Т * Т/2
X = V0 * Cos (А * Pi /180) * Т picl.Scale (0, 15) - (S + 5, -5) picl.PSet (X, Y) Next T
'Ось X
picl.Line (0, 0)-(50, 0) For I = 0 To 50 Step 5 picl.PSet (I, 0) picl.Print I Next I 'Ось Y
picl.Line (0, -5)- (0, 15) 9—2645
For I = -5То 15Step
picl.PSet (0, I) picl.Print I Next I
'Мишень
picl.Line (S, 0)-(S, H)
Проект хранится в каталоге \textbook\VB\prjPhys1\
Компьютерный эксперимент. Введем произвольные значения начальной скорости и угла бросания мячика: скорее всего, его попадания в мишень не будет. Затем, меняя один из параметров, например угол, произведем пристрелку. Для этого лучше всего использовать известный артиллерийский прием «взятие в вилку», который использует наиболее эффективный метод «деление пополам». Для этого находят угол, при котором мячик перелетит мишень, затем угол, при котором мячик не долетит до стены. Вычисляют среднее значение углов, составляющих «вилку», и смотрят, куда попадет мячик. Если он попадет в стену, то задача выполнена, если не попадет, то рассматривается новая «вилка», и так далее.
5. Запустить проект и ввести значения начальной скорости, угла, расстояния до мишени и ее высоты. Щелкнуть по кнопке Бросок. В текстовых полях будут выведены результаты, а в графическом поле появится траектория движения тела. Подобрать значения начальной скорости и угла бросания, обеспечивающие попадание в мишень.
Анализ результатов и корректировка модели. Модернизируем проект так, чтобы можно было получить с заданной точностью для каждого значения скорости значение диапазона углов, обеспечивающее попадание мячика в мишень.
6. Удалить с формы текстовые поля для ввода значения угла, для вывода результатов и графическое поле и поместить на форму текстовые поля для ввода точности определения диапазона углов и для вывода значений из этого диапазона.
CD-ROM Ц51Г
7. Внести изменения в программный код событийной процедуры:
Private Sub CmdCalc_Click() 'Ввод начальных значений VO = Val(txtVO.Text) S = Val(txtS.Text) H = Val(txtH.Text) P = Val(txtP.Text) txtAl.Text = "" For A = 0 To 90 Step P 'Попадание в мишень
L = S * Tan (A * Pi / 180) - (G * S Л 2) / (2 * VO Л 2 * Cos(A * Pi / 180) л 2) If 0 < L And L < H Then txtAl.Text = txtAl.Text + Str(A) End If Next A End Sub
8. Запустить проект и ввести скорость, расстояние до мишени и ее высоту, а также точность определения диапазона углов:
| Бросание тела | ..... JsJ*Ji | |||
Vo | 18 м1с | Н j 1 м | I | ||
^ Диапазон ] | ||||
: S | 30 м | Точность | 1 фап | , углов i | |
I | ||||
| 33 34 35 36 56 57 | град |
Анализ результатов показывает, что получен неочевидный результат: существуют два диапазона величин углов — от 33 до 36 и от 56 до 57 градусов, которые обеспечивают попадание мячика в мишень.
Проект хранится в каталоге __ DnM
\textbook\VB\prjPhys2\_____ iu-hum I^ST
Компьютерная модель в электронных таблицах. Вернемся к третьему этапу создания и исследования модели движения тела, брошенного под углом к горизонту. Преобразуем теперь формальную модель в компьютерную с использованием электронных таблиц Excel.
Выделим в таблице определенные ячейки для ввода значений начальной скорости vQ и угла а и вычислим по форму
лам (5.1) значения координат тела х и у для определенных значений времени t с заданным интервалом.
Для преобразования значений углов из градусов в радианы используем функцию РАДИАНЫ( ).
Модель «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» в электронных таблицах
Для ввода начальной скорости будем использовать ячейку В1, а для ввода угла — ячейку В2. Введем в ячейки А5:А18 значения времени с интервалом в 0,2 с. |
2. |
А I В 1 С
4 t | х = v q cosa t | y=vo nna t-g-t*/2 |
5 0.0 | 0,0 | 0,0 |
Б 0.2 | 2,9 | 1.9 |
7 0.4 | 3.3 | |
8 06 | ||
9 0.8 | 11 8 | 5,1 |
ю 1.0 | 14.7 | 5.4 |
11 1.2 | ||
12 1,4 | 20,6 | 4,8 |
13 1,6 | 23.6 | 4.0 |
14 1.8 | 26,5 | 2.7 |
15 2,0 | 29,5 | 1.0 |
16 2,2 | 32,4 | 1.0 |
17 24 | 35 4 | |
18 2,6 | 38,3 | -6.3 |
V,= |
18,0 и/с 35 0 град |
3. В ячейки В5 и С5 введем формулы: =$В$1*С08(РАДИАНЫ($В$2))*А5 =$В$1*8Ш(РАДИАНЫ($В$2))*А5-4,9*А5*А5
4. Скопируем формулы в ячейки В6:В18 и С6:С18 соответственно.
Визуализируем модель, построив график зависимости координаты у от координаты х (траекторию движения тела).
5. Построить диаграмму типа График, в которой используется в качестве категории диапазон ячеек В5:В18, а в качестве значений — диапазон ячеек С5:С18.
Исследование модели. Исследуем модель и определим с заданной точностью 0,1° диапазон изменений угла, который обеспечивает попадание в мишень, находящуюся на расстоянии 30 м и имеющую высоту 1 м, при заданной начальной скорости 18 м/с. Воспользуемся для этого методом Подбор параметра.
10.6. Надстройки в электронных таблицах
6. Установить для ячеек точность один знак после запятой.
7. Ввести в ячейки В21, В22 и В23 значения расстояния до мишени S = 30 м, начальной скорости v0 = 18 м/с и угла а = 35°, а в ячейку В25 — формулу для вычисления высоты мячика над поверхностью для заданных начальных условий: =В21*ТАК(РАДИАНЫ(В23))-(9,81*В2Г2)/ (2*В22Л2*С08(РАДИАНЫ(В23)Г2).
Для заданных начальных условий определим углы, которые обеспечивают попадание в мишень на высотах 0 и 1 м.
8. Выделить ячейку В25 и ввести команду [Сервис-Подбор параметра...].
На появившейся диалоговой панели ввести в поле Значение: наименьшую высоту попадания в мишень (то есть 0). В поле Изменяя значение ячейки: ввести адрес ячейки, содержащей значение угла (в данном случае $В$23).
9. В ячейке В23 появится значение 32,6. Повторить процедуру подбора параметра для максимальной высоты попадания в мишень — в ячейке В23 получим значение 36,1.
Таким образом, исследование компьютерной модели в электронных таблицах показало, что существует диапазон значений угла бросания от 32,6 до 36,1°, который обеспечивает попадание в мишень высотой 1 м, находящуюся на расстоянии 30 м, мячиком, брошенным со скоростью 18 м/с.
Если повторить процедуру определения диапазона углов при начальном значении 55°, то получим значения предельных углов 55,8 и 57,4°. С учетом точности вычислений данные для обоих диапазонов углов подтверждают результаты, полученные при исследовании компьютерной модели на языке Visual Basic.
Модель хранится в файле Model xls rn ппм (Kgp в каталоге \textbook\Excel\ ои-ним
Практические задания
21 S = 30,0 м 22 V0= 18,0 м/с 23 а = 35,0 град X 251 1= 0,7 м |
-JxT |
Установить в ячейке Знамение jg Изменяя значение ячейки |$в$23 |
"33 |
ОК |
5.8. Тело брошено вертикально вверх с некоторой высоты. Определить, через какое количество времени тело упадет на поверхность земли.