Учебные программы школьного курса информатики: основные виды, концептуальные особенности и отличия.

Понятие учебной программы. Сопоставительный анализ авторских концепций построения курса информатики для трех этапов изучения в школе: пропедевтического, базового и профильного.

66. Базисный учебный план школы и место курса информатики в системе учебных дисциплин. Структура федерального базисного учебного плана 2004 года.

Учебный план школы. Проблема места курса информатики в школе. Структура федерального базисного учебного плана 2004 года.

67. Организационные формы обучения информатике. Оценивание знаний.

Формы организации учебного процесса. Урок, лабораторное занятие, практикум, экскурсия, факультатив, кружок – как различные формы ведения занятий по курсу информатики. Методика оценки и контроля качества обучения учащихся. Оценка и отметка.

68. Кабинет информатики средней общеобразовательной школы. Организация работы в кабинете вычислительной техники. Оборудование кабинета. Программное обеспечение курса «Информатики и ИКТ».

Функциональное назначение кабинета вычислительной техники средней школы. Оборудование кабинета, размещение рабочих мест. Требования к помещению, оборудованию, санитарно-гигиенические нормы. Состав программного обеспечения, используемого в кабинете информатики.

Обязанности учителя по заведованию кабинетом. Виды занятий, проводимых в кабинете и их организация. Нормы времени непрерывной работы учащихся с вычислительной техникой. Дидактические требования к компьютеру. Дидактические возможности локальной сети.

69. Школьные учебники информатики: концептуальные особенности и отличия.

Сравнительный анализ школьных учебников информатики. Современные школьные учебники и учебные пособия, их особенности (под ред. Н.В. Макаровой, Н.Д. Угриновича, И.Е. Семакина и др.).

70. Методика обучения линии информации и информационных процессов. Различные подходы к определению и измерению информации. Изучение процессов хранения, обработки и передачи информации.

Методические проблемы определения информации. Субъективный и кибернетический подход к определению понятия «информация». Подходы к измерению информации (содержательный и кибернетический). Методика изучения процессов хранения, обработки и передачи информации в школьном курсе информатики. Типы решаемых задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

71. Методика обучения линии представления информации.

Методика изучения понятия языка как способа представления информации, естественные и формальные языки. Методика изучения систем счисления. Примеры задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

72. Методика обучения линии компьютера. Изучение архитектуры ЭВМ в школьном курсе информатики.

Изучение понятия архитектуры ЭВМ. Учебные модели. Изучение представления данных в компьютере – представление числовой, символьной, графической и звуковой информации. Примеры задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

73. Формирование представлений учащихся о программном обеспечении ЭВМ.

Методика рассмотрения вопросов: назначение ПО ЭВМ, классификация ПО ЭВМ, прикладное ПО, системы программирования, основные функции операционной системы. Требования к знаниям и умениям учащихся.

74. Методика обучения линии формализации и моделирования.

Место раздела в содержании базовой подготовки учащихся по информатике. Методика рассмотрения вопросов: понятие модели, информационное моделирование, типы информационных моделей, формализация, этапы решения задачи на ЭВМ методами информационного моделирования. Программные средства для изучения моделирования в курсе информатики. Примеры задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

75. Методика обучения линии алгоритмизации и программирования. Изучение понятия алгоритма.

Алгоритм как одно из ведущих понятий школьного курса информатики. Значение алгоритмов в формировании мышления учащихся. Понятие алгоритма и методика его изучения. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Учебные исполнители. Типы алгоритмических задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

76. Методика преподавания решения задач по программированию.

Основные подходы к программированию: процедурный (алгоритмический), логический, объектно-ориентированный. Принцип структурного программирования. Системы программирования. Типы решаемых задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

77. Информационные технологии. Методика формирования навыков работы с текстовым редактором в школьном курсе информатики.

Методика рассмотрения вопросов: назначение и среда текстового редактора, режимы работы, редактирование и форматирование текста. Типы решаемых задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

78. Методика формирования навыков работы с графическим редактором в школьном курсе информатики.

Методика рассмотрения вопросов: области применения компьютерной графики, среда графического редактора, режимы работы, система команд графического редактора. Типы решаемых задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

79. Методика формирования навыков работы с электронными таблицами.

Методика рассмотрения вопросов: электронные таблицы и их назначение, среда табличного процессора, режимы работы табличного процессора, типы данных ЭТ, методы адресации в ЭТ. Типы решаемых задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

80. Методика формирования навыков работы с базами данных и информационными системами.

Методика рассмотрения вопросов: базы данных и их назначение, классификация БД, главный ключ БД, имя, значение и тип поля, СУБД, назначение СУБД, режимы работы СУБД. Типы решаемых задач. Требования к знаниям и умениям учащихся.

81. Методика обучения сетевым информационным технологиям.

Методика рассмотрения вопросов: локальная сеть, организация глобальных сетей, сеть Internet, информационные услуги Internet, аппаратные средства сетей. Требования к знаниям и умениям учащихся.

82. Концепция стандарта начального общего и основного общего образования по курсу «Информатики и ИКТ».

Цели изучения курса «Информатики и ИКТ» в начальной и основной школе. Анализ содержания курса для начальной и основной школы.

83. Технология мультимедиа.

Аппаратные и программные средства. Создание мультимедиа презентаций. Методы включения презентации для проведения урока. Интерактивная доска.

84. Возможные варианты организации элективных курсов по информатике и ИКТ.

Концепция профильной школы. Назначение и основные функции элективных курсов. Возможные варианты элективных курсов. Элективные предпрофильные курсы.

85. Новая форма итоговой аттестации – ЕГЭ. Проблемы ЕГЭ по информатике. Содержание КИМов ЕГЭ.

Цели ЕГЭ. ЕГЭ и преемственность школа-вуз. ЕГЭ и создание единого образовательного пространства. Спецификация тем ЕГЭ. Критерии оценивания подготовки учащихся. Возможности использования ЕГЭ в мониторинге образовательного процесса.

86. Информатизация общества как социальный процесс.

Положительные и отрицательные аспекты информатизации образования. Воспитание информационной культуры, как одна из задач современного образования. Информационные ресурсы общества. Правовые и этические нормы информационной деятельности. Информационная безопасность.

87. Информационные ресурсы и информационные технологии в образовании.

Понятие информационных и коммуникационных технологий. Роль информационных технологий в обеспечении доступности и качества образования. Цели внедрения средств информатизации и коммуникации в образование. Положительные и отрицательные моменты внедрения ИТО в образовательный процесс. Возможности ИТО по развитию творческого мышления. Особенности и механизмы воздействия информатизации на психику обучаемых. Классификация ИТО.

88. Использование гипертекстовых технологий в образовании. Электронный учебник: назначение, структура, разработка, базовые требования.

Использование гипертекстовых технологий в образовании. Электронный учебник, его назначение и отличия от традиционного учебника. Структура электронного учебника. Основные этапы разработки электронного учебника. Требования к электронному учебнику.

89. Использование тестирования в процедурах оценивания результатов обучения.

Классификация тестов. Виды тестовых заданий. Разработка тестовых заданий, требования к тесту. Организация проведения тестирования.

90. Учебно-методическое обеспечение компьютерного обучения.

Методические возможности использования телекоммуникационных сетей. Понятие дистанционного образования. Типы программ дистанционного образования. Характеристика дистанционного образования. Модели дистанционного образования. Составляющие дистанционного образования. Дистанционные технологии. Дистанционные курсы, разработка, состав, структура.

Наши рекомендации