Содержательная линия «Формализации и моделирования». Ключевые понятия данной линии и методика обучения на разных уровнях школьного курса информатики.

В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация» Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий:

- моделирование как метод познания,

- формализация,

- материальные и информационные модели,

- информационное моделиро­вание,

- основные типы информационных моделей.

Линия моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса ин­форматики. Дальнейшее развитие общеобразовательного курса ин­форматики должно быть связано, прежде всего, с углублением этих содержательных линий.

Учащиеся должны знать:

ь что такое модель; в чем разница между натурной и информа-ционной моделью;

ь какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

ь что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи;

ь что такое модель знаний, база знаний;

ь из чего строится логическая модель знаний;

ь какие проблемы решает раздел информатики «Искусствен-ный интеллект»;

ь что такое система, системный анализ, системный подход;

ь что такое граф, элементы графа;

ь что такое иерархическая система и дерево;

ь состав базы знаний на Прологе;

ь как в Прологе представляются факты и правила;

ь как в Прологе формулируются запросы (цели).

Учащиеся должны уметь:

ь приводить примеры натурных и информационных моделей;

ь проводить в несложных случаях системный анализ объекта (фор-мализацию) с целью построения его информационной модели;

ь ставить вопросы к моделям и формулировать задачи;

ь проводить вычислительный эксперимент над простейшей математической моделью;

ь ориентироваться в таблично-организованной информации;

ь описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

ь различать декларативные и процедурные знания, факты и правила.

ь ориентироваться в информационных моделях на языке гра-фов;

ь описать несложную иерархическую систему в виде дерева;

ь построить базу знаний на Прологе для простой предметной области (типа родственных связей);

ь сформулировать на Прологе запросы к данной базе знаний;

ь работать на компьютере в среде системы программирования Пролог.

Алгоритм, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.

Алгоритм – точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели или получение конкретного результата. Способы – словесный; графический; программный. Овал – начало-конец; параллелограмм – ввод-вывод; ромб – принятие решения; прямоугольник – выполнение действия.

Билет 24.

Содержательная линия «Информационные технологии». Ключевые понятия данной линии и методика обучения на разных уровнях школьного курса информатики.

Содержание линии «Компьютерные информационные технологии» направлено на формирование знаний о типовых задачах обработки текстовой и графической информации, информации в электронных таблицах и базах данных, умений применения текстового редактора, растрового и векторного графических редакторов, электронных таблиц и баз данных для обработки информации, технологий создания мультимедийных презентаций и анимаций, основ веб-конструирования.

Алгоритм. Исполнители алгоритма.Среда исполнителя.

Алгоритм – точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели или получение конкретного результата. Формальный исполнитель – одну и ту же команду всегда выполняет одинаково. Неформальный исполнитель – выполняет команду по-разному. Среда исполнителя – область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.

Билет 25.

Содержательная линия «Алгоритмизация и программирование». Ключевые понятия данной линии и методика обучения на разных уровнях школьного курса информатики.

Содержание линии «Основы алгоритмизации и программирования» направлено на развитие логического и алгоритмического мышления, формирование умений составлять и реализовывать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением и повторением с использованием числовых, символьных и строковых величин, элементов одномерных массивов на языке программирования.

Наши рекомендации