Коммуникационные службы Интернета

Электронная почта — E-mail. Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение — под­держка обмена письмами между пользователями.

Схема работы электронной почты отражена на рис. 2.2. Почтовый сервер — это своеобразное почтовое отделение, куда поступает входящая корреспонденция зарегистриро­ванных на нем пользователей. Эта корреспонденция поме­щается в «почтовые ящики» пользователей — специально отведенные разделы на жестком диске. Каждый пользова­тель получает персональный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма.

Коммуникационные службы Интернета - student2.ru

Процесс передачи почтового сообщения похож на описан­ный выше процесс передачи телеграммы. Сначала пользова­тель в режиме off-line пишет текст письма, указывает адрес получателя. Для этого используется редактор подготовки пи­сем, входящий в клиент-программу электронной почты. Под­готовленные письма помещаются в папку «Исходящие». За­тем устанавливается связь с сервером. Далее происходит авто­матическая работа в режиме on-line: сервер по паролю опреде­ляет пользователя, принимает все письма из папки «Исходя­щие» и отправляет их по сети адресатам, передает поступив­шие письма, которые помещаются в папку «Входящие». Сеанс связи закончен. Папка «Исходящие» стала пустой, отправленные письма сохранились в папке «Отправленные». Если ис­пользуется коммутируемая телефонная линия, то пользова­тель отключает телефонную связь. После этого он может не спеша просматривать полученную почту.

Почтовый сервер работает постоянно. Входящую коррес­понденцию он раскладывает по «ящикам».

Клиент-программа, кроме функции приема-передачи пи­сем во время сеанса связи, выполняет еще множество сер­висных функций: подготовку и редактирование писем, орга­низация адресной книги, просмотр почтового архива, сортировка и удаление писем из почтового архива и пр. По­пулярным клиентом E-mail является программа Outlook Ex­press, входящая в стандартную поставку операционной сис­темы Windows.

Пример подготовленного к передаче письма в среде Outlook

Коммуникационные службы Интернета - student2.ru

Express приведен на рис. 2.3.

Из схемы на рис. 2.2 видно, что сервер и клиент работают по разным протоколам. Безусловно, «язык» у них общий и они пони­мают друг друга. Но функции от­личаются. РОРЗ (Post Office Pro­tocol — протокол почтового отделения) кроме всего прочего выполняет функцию защиты ин­формации. Во время сеанса связи он устанавливает личность поль­зователя, обеспечивает связь с его персональным ящиком. При работе клиент-программы ника­кого установления личности не

требуется. Ее задача — передать на сервер исходящие пись­ма и принять поступившие. Здесь используется более про­стой протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — про­стейший протокол передачи почты).

Служба телеконференций. Это тоже почтовая перепис­ка. Но если по электронной почте вы отправляете свое пись­мо какому-то одному лицу персонально, то в телеконферен­циях письмо направляется одновременно всем участникам конференции. В свою очередь, все сообщения, которые по­ступают в адрес конференции, будут поступать в ваш почто­вый ящик и загружаться в компьютер во время сеанса свя­зи. Чтобы стать участником конференции, на нее нужно подписаться. Для этих целей существуют определенные ад­реса. Всякая конференция посвящена определенной теме, поэтому переписка в ней происходит только в рамках темы. По некоторым данным, число разнообразных конференций, действующих в настоящее время в Интернете, порядка 50 000.

Службу телеконференций называют по-разному: группы новостей, служба Usenet. В Сети работу телеконференций обслуживают серверы новостей. На ПК пользователя дол­жна быть установлена клиент-программа новостей. Упомя­нутая выше программа Outlook Express является одновре­менно почтовым клиентом и клиентом новостей.

Телеконференции объединяют в себе как коммуникацион­ную, так и информационную функции. С одной стороны, здесь происходит личностное общение, с другой, материалы конфе­ренции содержат большой объем полезной информации, кото­рая определенное время хранится на сервере и может рассмат­риваться как некоторый информационный ресурс (электрон­ная газета). Это особенно важно для специалистов, участвую­щих в конференциях по профессиональной тематике: наука, производство, бизнес, торговля и пр. В материалах конферен­ции можно найти ценные советы, консультации, которые по­могут в принятии важных решений.

Форумы прямого общения — IRC (Internet Relay Chat). В буквальном переводе — «болтовня» в реальном времени (chat-конференции). Общение между участниками происхо­дит в режиме on-line в письменной форме. Подобно телекон­ференции, участники chat-конференции делятся по темати­ческим группам.

На хост-компьютере работает chat-сервер, на ПК пользо­вателя — chat-клиент. Существует множество различных программ-клиентов, которые распространяются бесплатно через Интернет. Как и в телеконференциях, участники chat-конференций регистрируются (подписываются) в опре­деленной тематической группе.

Этой службой больше всего увлекаются молодые люди. Общение в «чате» они превращают в своеобразную игру, в которой каждый участник обычно придумывает для себя ка­кой-то «образ» и обыгрывает его. Между участниками «чата» не принято выходить на реальное общение. Впро­чем, chat-службой можно воспользоваться и для серьезного общения — как коллективного, так и один на один.

Интернет-телефония. Это голосовое общение через Сеть в режиме on-line. Это новая, развивающаяся служба. Ее основное преимущество перед телефоном — низкая цена. Качество пока уступает телефонной связи (задержки во времени, искажение звука) однако нет сомнений, что со време­нем этот недостаток будет преодолен.

Наши рекомендации