Тема. СЛОВА, ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Программное содержание:
* Знакомить детей со звуками окружающего мира * Учить сравнивать слова по звучанию
Занятие №4 17
* Учить подбирать слова-друзья на основе зрительно-восприни-
маемой информации, на слух * Развитие мелкой моторики * Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно >• Формировать навык самоконтроля и самооценки
1. Игра «ЧТО КАК ЗВУЧИТ?»(лист 4, рисунок 1)
Расскажите детям о том, что летом в лесу, на полянке, можно услышать разные звуки.
Предложите детям рассмотреть рисунок и сказать, что на нем изображено? (Деревья, которые сильно гнутся, потому что их качает ветер; жук, комарик.)
Скажите детям, что у ветра, жука, комарика есть свои песенки и звучат они по-разному: у жука песенка «ж-ж-ж», а у комарика «3-3-3», а у ветра «ш-ш-ш».
Затем дети учатся произносить песенки жука, ветра, комарика.
2. Физкультминутка
ИГРА «СТУЛЬЧИК» (лист 4, рисунок 2) Предложите детям подсказать слово в конце стихотворения:
Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на .... (стуле).
Скажите детям, что они поучатся делать стульчик с помощью ладошек. Дайте задание рассмотреть рисунок и выполнить упражнение по рисунку.
Можно дать словесное объяснение и показать:
1. Левая ладонь вертикально вверх, правая сжата в кулачок и
прижимается к левой.
2. Правая ладонь вертикально вверх, левая сжата в кулачок и
прижимается к правой.
Игра «КТО ЛОВКИЙ»
Описание игры:
Все дети сидят на стульчиках по кругу. На слова педагога «побежали» , бегают по группе. Педагог убирает один стульчик. По команде «сели на стульчики», дети садятся на них. Проигравшим счи-татется тот, кто не успел сесть.
Игру можно повторить 3-4 раза.
3-3630
18 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
3. Игра «СОЕДИНИ ПРАВИЛЬНО»(лист 4, рисунок 3)
Задания детям:
* Вслушаться в звучание слов майка - зайка, мишка - мышка. Если дети затрудняются, скажите им, что эти слова звучат похоже. Предложите детям произнести их.
* Попросите детей назвать нарисованные на картинках предметы и соеденить линией те, названия которых звучат похоже.
* Попросите назвать их (лук - жук, мишка - шишка, банки -санки).
4. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)
5. Дополнительный материал для работы вне занятий
Игра «КАК ЗВУЧАТ СЛОВА»
Описание игры:
Педагог называет слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже или непохоже?
Мышка - мишка (похоже);
рак - мак (похоже);
лошадь - корова (непохоже);
шапки - лапки (похоже);
стол - шкаф (непохоже);
дом - ком (похоже);
миска - киска (похоже).
2. Стихотворение ПЛИМ
Скажите детям, что каждое слово имеет свое значение, смысл.
Предложите послушать шуточное стихотворение, а потом назвать слова, которые звучат похоже и имеют каждое свое значение. А затем попросите назвать слово из стихотворения, которое ничего не значит.
«Плим»
Ложка - это ложка, А я придумал слово, Ложкой суп едят. Смешное слово -«плим».
Кошка - это кошка, Я повторяю снова, -У кошки семь котят. Плим, плим, плим... Тряпка - это тряпка,
Занятие № 5___________________________________ 19
Вот прыгает и скачет - И ничего не значит
Тряпкой вытру стол. Оделся и пошел.
Плим, плим, плим... Плим, плим, плим.
Шапка - это шапка, И. Токмакова
3. Игра «ЛЕС ШУМИТ»
Описание игры:
Вспомните вместе с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья и у них зеленые верхушки, много ветвей и листьев, как качались верхушки деревьев и шумели: «ш-ш-ш». Затем предложите детям поднять руки вверх, изображая веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер (ш-ш-ш).
Занятие№5