Сценарии 32 учебно-игровых занятий
Е. В. КОЛЕСНИКОВА
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
СЛУХА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Сценарии 32 учебно-игровых занятий
Издание 2-е, дополненное и исправленное
Москва 2001
ББК 74.100.5 К 60
Колесникова Е.В.
К 60 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 96 с. (Опыт работы практического педагога).
ISBN 5-296-00250-4
Данное пособие является результатом практической работы автора по развитию фонематического слуха у детей 4-5 лет. Может быть использовано педагогами, работающими по программам «Развитие», «Истоки», «Детство», «Радуга». Оно состоит из 32 сценариев учебно-игровых занятий для педагогов и тетради для детей «От слова к звуку».
Пособие рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в различных дошкольно - бразо-вательных учреждениях, педагогам классов коррекци-онно-развиваюшего обучения. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе.
ББК 74.100.5
ISBN 5-296-00250-4
© Колесникова Е. В., 1999 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4 — 5 лет», которое является второй книгой цикла по подготовка дошкольников к обучению грамоте. Первая книга этого цикла «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет», третья книга - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», четвертая книга - «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».
В данном цикле реализуются основные идеи концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова развивающего обучения, целостной педагогической системе, в которой содержание, методы и формы организации обучения непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Это второе издание книги данного цикла доработано с учетом пожеланий слушателей курсов Московского института повышения квалификации работников образования и педагогов учебного центра «Перспектива», работавших по предыдущим изданиям.
В книге 32 занятия, что обусловлено: во-первых, возросшей необходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики (т.е. движения пальцев и кистей рук). На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фонематического слуха указывают исследования в области речевого развития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития мелкой моторики. Кроме того, основным пожеланием педагогов, работавших по предыдущим изданиям книги, дать в конспектах задания на закрепление пройденного материала, что нами и сделано.
В книге также представлен дополнительный материал для работы - это стихи, загадки, словесные игры, которые могут быть использованы на занятиях, если дети хорошо справляются с выполнением заданий, предложенных в конспектах. По содержанию дополнительный материал тесно связан с изучаемой темой, что позволит педагогу закрепить знания детей.
На данном этапе обучения нами выделены три задачи, которые должны решать педагоги с целью подготовки детей к звуко-буквенному анализу.
1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
(Здесь за основу взята «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» /Под редакцией Р.А.Курбатовой, Н.Н.Под-дьякова. -М.: «Просвещение», 1984.)
Продолжается знакомство с терминами «слово» и «звук».
Детей учат употреблять эти слова при выполнении упражнений в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Обращается внимание на длительность звучания слов.
Формируется умение различать на слух твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове: произносить его протяжно, громче, чем он произносится обычно, называть звук изолированно.
Дополнительно автором введено ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника.
Занятие № 1
Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В мешочке лежат разнообразные предметы, которые можно узнать на ощупь (мяч, шарик, ложка, грибок, маленькая машина, матрешка, пирамидка).
Детям предлагается на ощупь не только определить, что это за предмет, но и сказать, из чего этот предмет сделан.
Задания детям:
* Мяч из резины, какой это мяч? (Резиновый.)
* Матрешка из дерева, какая это матрешка? (Деревянная.)
* Собачка из меха, какая это собачка? (Меховая.)
НА ПРОГУЛКЕ
Предложите детям посмотреть на деревья и сказать, какие они? (Высокие и низкие.) Какие стволы у деревьев? (Тонкие и толстые.) Какого цвета листья на деревьях? (Зеленые, красные, оранжевые, разноцветные.)
Повторяя вместе с детьми слова, фиксируйте их внимание на разнообразие звучания каждого слова.
Занятие№ 2
Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Педагог просит детей назвать игрушки (мяч, пирамидка, петрушка, кубик).
Затем просит детей хлопать в ладоши, если слова, которые будут ею названы, обозначают игрушки, а если нет, то хлопать не надо.
Аналогичные задания можно провести с понятиями: животные, посуда, одежда и другими.
Эта игра развивает слуховое внимание детей, закрепляет знания о многообразии слов.
Занятие № 2
ПУТАНИЦЫ
Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия в тексте действильности. Первую путаницу можно прочитать сначала как целое произведение, а затем по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении называли, что автор «перепутал».
Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.
Теплая весна сейчас -Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ -Это правда или нет?
Л. Станчев
Перепутаница
Лает кошка из лукошка, На сосне растет картошка, Море по небу летит, Волки съели аппетит, Звонко квакают утята, Тонко крякают котята, Проползла змеею луковица -Получилась перепутаница. В. Бурыкина
Шутка
(отрывок)
Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишек. 3. Александрова
14 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Занятие № 3
ПУТАНИЦА
Педагог зачитывает детям путаницу и просит назвать несоответствия в тексте действительности.
Правда или нет?
Кто подскажет мне ответ?
Это правда или нет,
Что из всех лесных зверей
Всех ленивей - муравей?
Это правда или нет,
Что, почуяв зайца след,
Волк от страха без оглядки
Мчится прочь во все лопатки?
Это правда или нет,
Что съедает на обед
Мышь, помимо разных крошек,
Двух котов и восемь кошек?..
Это правда или нет,
Что в неправде правды нет?
АДуйсенбиев Перевод с казахского ИМазнина
Занятие № 4
Игра «КАК ЗВУЧАТ СЛОВА»
Описание игры:
Педагог называет слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже или непохоже?
Мышка - мишка (похоже);
рак - мак (похоже);
лошадь - корова (непохоже);
шапки - лапки (похоже);
стол - шкаф (непохоже);
дом - ком (похоже);
миска - киска (похоже).
2. Стихотворение ПЛИМ
Скажите детям, что каждое слово имеет свое значение, смысл.
Предложите послушать шуточное стихотворение, а потом назвать слова, которые звучат похоже и имеют каждое свое значение. А затем попросите назвать слово из стихотворения, которое ничего не значит.
«Плим»
Ложка - это ложка, А я придумал слово, Ложкой суп едят. Смешное слово -«плим».
Кошка - это кошка, Я повторяю снова, -У кошки семь котят. Плим, плим, плим... Тряпка - это тряпка,
Занятие № 5___________________________________ 19
Вот прыгает и скачет - И ничего не значит
Тряпкой вытру стол. Оделся и пошел.
Плим, плим, плим... Плим, плим, плим.
Шапка - это шапка, И. Токмакова
3. Игра «ЛЕС ШУМИТ»
Описание игры:
Вспомните вместе с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья и у них зеленые верхушки, много ветвей и листьев, как качались верхушки деревьев и шумели: «ш-ш-ш». Затем предложите детям поднять руки вверх, изображая веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер (ш-ш-ш).
Занятие№5
Игра «ЗАРЯДКА»
(лети выполняют движения по тексту стихотворения)
Каждый день по утрам Делаем зарядку, Очень нравится нам Делать по-порядку: Весело шагать, Весело шагать. Руки поднимать, Руки опускать. Приседать и вставать, Прыгать и скакать.
4. Нарисуем желтый круг (лист 5, рисунок 3)
Прочитайте детям стихотворение:
Нарисуем желтый круг, Это солнышко сияет,
Много палочек вокруг, Всё собою освещает.
Дайте задание нарисовать солнышко с лучами и раскрасить его.
5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)
6. Дополнительный материал для работы вне занятий
Игра «КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА?»
Спросите у детей, что они знают о словах? (Слова бывают разные и похожие, слова звучат громко, тихо, звонко; слов много, и обозначают они разные предметы).
Занятие № 6___________________________________ 21
Дайте детям задание подобрать «слова-друзья» к следующим словам:
ворона- (корона) звери- (двери)
врач- (грач) ночка- (дочка)
корка- (норка) кости - (гости)
речка-(печка)
2. ИГРА «ЗВУКИ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ»
Скажите детям, что Незнайка сочинил стихи, но что-то в них не так. Предложите детям помочь ему исправить ошибки.
Ой, кричат вокруг хозяйки,
В огород забрались майки (зайки).
Здесь хорошее местечко -Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки,
У неё сломались банки (санки).
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько норку (корку).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).
Спросите детей: «Почему Незнайка ошибся?» (Потому что слова звучат очень похоже.)
Дайте детям задание произнести слова, которые звучат похоже (майки - зайки, печка - речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки).
Занятие№6
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, МОТОРИКА
Программное содержание:
* Продолжать учить сравнивать слова по звучанию * Учить называть слова со звуками Ж, Ш, 3
22 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
* Знакомить со звуками окружающего мира («песенка насоса»,
«песенка мотора» ) * Продолжать учить подбирать слова-друзья на основе зритель-
но-воспринимаемой информации * Способствовать развитию моторики - упражнение для развития
пальцев рук * Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно * Формировать навык самоконтроля и самооценки
1. Игра «ЧЬИ ПЕСЕНКИ ЖИВУТ В СЛОВАХ?»
(лист 6, рисунок 1)
Вопросы и задания детям:
1. В названии каких игрушек слышится «песенка жука»?
(Жираф.)
2. В названии каких игрушек слышна «песенка комарика»?
(Зайка.)
3. В названии каких игрушек слышна «песенка ветра»?
(Матрешка, машина.)
4. Закрасить названные игрушки.
2. Игра «ПЕСЕНКА НАСОСА. МОТОРА»(лист 6, рисунок 2)
Предложите детям рассмотреть рисунок. Спросите, что на нем изображено? (Машина, насос.)
Скажите, что когда насосом накачивают шины, то он начинает петь «С-С-С» — это «песенка насоса», а когда у машины заводится мотор, то он тоже начинает петь «Р-Р-Р-Р» - это «песенка мотора».
Поупражняйте детей в произношении «песенки мотора, насоса».
3. Физкультминутка
Игра «ТЕРЕМОК» (движения по тексту)
Стоит в поле теремок (ладони левой и правой руки соединены под углом друг к другу).
На двери весит замок (пальцы сжаты в замок).
Открывает его волк - дерг-дерг (руки, сжатые в замок, движутся вперед-назад).
Дерг-дерг (руки, сжатые в замок, движутся влево, вправо).
Пришел Петя-петушок. И ключом открыл замок (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя теремок).
Занятие № 6___________________________________ 23
4. Игра «СОЕДИНИ ПРАВИЛЬНО»(лист 6, рисунок 3)
Задания детям:
* Найти картинки, названия которых звучат похоже (рак —
мак, коза — стрекоза, мишка — мышка). •к Соединить их линией между собой. • Назвать картинки, которые соединили.
5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)
6. Дополнительный материал для работы вне занятий
Игра «КТО БОЛЬШЕ?»
Предложите детям назвать слова:
С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.
С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы,
кружок, ножик. С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш,, машина,
шкаф, шишка, мышка.
С «песенкой мотора» -рак,рыба, грибы, сыр,рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул,
самолет.
Прочитайте стихотворение и предложите назвать похожие слова, которые в нем есть (каше — Маше, кошку — плошку).
У Маши мошка в каше, Что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошку И накормила кошку.
24 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Занятие № 7
Тема. МОДЕЛИРОВАНИЕ, СЛОГИ, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, МОТОРИКА
Программное содержание:
* Знакомить с протяженностью слова
* Учить делить слова на слоги, используя модель слова — прямоугольник
* Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок
* Развивать внимание, мышление
* Учить понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки
* Развивать графические навыки - рисование горизонтальных линий
>• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
>• Формировать навык самоконтроля и самооценки
1. Игра «СКОЛЬКО СЛОГОВ В СЛОВАХ»
Скажите детям, что бывают слова длинные (корзина, матрешка, машина) и короткие (дом, слон, шар), что в длинных словах — несколько слогов, а в коротких только один. Объясните им, что слова можно прохлопать, прошагать по количеству слогов, например: кор-зи-на - 3 слога, 3 хлопка; мат-реш-ка- 3 слога, 3 хлопка; но дом- 1 слог, 1 хлопок; слон - 1 слог, 1 хлопок. Предложите детям посчитать количество слогов в названных вами словах и затем прохлопать или прошагать их.
2. Игра «РАЗДЕЛИ ПРАВИЛЬНО» (лист 7, рисунок 1)
Напомните детям, что слова мы обозначаем прямоугольником.
В прямоугольнике можно отметить, сколько слогов в слове. Для этого его надо разделить на столько частей, сколько слогов в слове.
Дайте задание поочередно называть рисунки и делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове.
Спросите, сколько слогов в названии каждого нарисованного предмета.
Дом- один слог, делить прямоугольник не надо.
Часы- два слога, разделить прямоугольник на две части.
Занятие № 7____________________________________ 25
Машина - три слога, разделить прямоугольник на три части. Если дети затрудняются, предложите им прохлопать, прошагать слова. .
3. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ» (лист 7, рисунок 2)
Загадайте детям загадки. Предложите найти отгадки на рисунке. Спросите, сколько слогов в названии слов-отгадок.
Предложите обвести только те предметы, в названии которых один слог (стол, жук).
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Сидит девица в темной темнице, А коса на улице.
(Морковь)
Черен, а не ворон, Рогат, а не бык. С крыльями, А не птица.
(Жук)
Четыре братца Под одной крышей живут. (Стол)
4. Физкультминутка
«ИГРА С ПААЬЧИКАМИ»
(движения выполняются по тексту произвольно)
У меня 10 пальчиков, и все они мои. Я могу делать с ними все, что захочу Захочу - подброшу вверх большой мяч, Захочу — возьму маленькие орешки. Захочу - растопырю. Захочу - сложу.
4-3630
26 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
5. Игра «КТО ЧТО ЕСТ?» (лист 7, рисунок 3)
Вопросы детям:
Что любит кошка? (Молоко.)
Что любит белка? (Орешки.)
Что любит ежик? (Грибы.)
Дайте детям задание нарисовать дорожки от животных к их еде.
6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)
7. Дополнительный материал для работы вне занятий
Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Предложите детям прохлопать и прошагать количество слогов в словах, которые они назовут в конце каждого стихотворения. Доски на гору везем Будем строить новый ... (дом).
Мишка плачет и ревет,
Просит пчел, чтоб дали ... (мед).
Любопытные мартышки Собирают с веток ... (шишки).
Я сегодня утром рано Умывался из под ... (крана).
Среди жирных голубей Прыгал тощий ... (воробей).
Только жив ли петушок, Золотой наш ... (гребешок).
Занятие № 8 27
Занятие № 8
Тема. МОДЕЛИРОВАНИЕ, ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Программное содержание:
>• Продолжать знакомить с протяженностью слова
* Продолжать учить детей делить слова на слоги, закрепить умение работать со схемами слов
* Продолжать знакомить со звуками окружающего мира - «песенки мотора, жука, ветра»
* Способствовать развитию мелкой моторики
* Формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно
* Формировать навык самоконтроля и самооценки
1- Игра «КАРТИНКА - СХЕМА»(лист 8, рисунок 1) Задания детям:
* Рассмотреть схемы слов и сказать, сколько слогов в каждой
схеме (один, два, три).
* Сказать сколько слогов в названии нарисованных живот
ных? (Волк - один, мишка - два, собака - три.)
* Провести линии от каждого животного к схеме с соотвест-
вующим количеством слогов.
2. Физкультминутка(смотри конспект занятия № 4)
3. Игра «НАЙДИ И ЗАКРАСЬ»(лист 8, рисунок 2)
Задания детям:
* Обвести предметы, в названии которых есть «песенка жу
ка» » (ножницы, снежинка).
* Закрасить красным фломастером предметы, в названии ко
торых есть «песенка мотора» (пирамидка,рыба).
* Закрасить синим фломастером предметы, в названии кото
рых есть«песенка комарика» (зонт).
* Закрасить желтым фломастером предметы, в названии ко
торых есть «песенка ветра» (кошка).
28 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
4. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(смотри конспект занятия № 7, стр. 9)
5. Дополнительный материал для работы вне занятий
Игра «СЛОВО К СЛОВУ»
Описание игры:
На наборном полотне сверху вниз расположены прямоугольники, изображающие слова с одним слогом, с двумя, с тремя.
Детям предлагается из множества картинок выбрать те, в названии которых есть только один слог и поместить их рядом со схемой.
Затем проделать то же самое с названиями из двух, трех слогов.
Когда все картинки будут разложены, проверить вместе с детьми, правильно ли расположены картинки.
Можно использовать картинки из любого лото.
СТИХИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Предложите детям сказать, чья «песенка» слышна в прочитанном стихотворении чаще других.
•к -к -к
Рыбке рак - ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. («Песенка мотора»)
В.Лунин
Потешка
Петушок, петушок! Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка! Что ты рано поешь, Деткам спать не даешь?! («Песенка ветра»)
Занятие №9 29
* * *
Зачем у маленькой хозяйки Зеленый зонтик взяли зайки? Затем, чтоб прятаться от волка Под этим зонтиком из шелка. («Песенка комарика»)
Г.Сапгир
* * *
Слоненок удивил ребят, Слоненок встал на самокат. Немножко покатался, И самокат сломался. («Песенка насоса»)
Г.Сапгир
Занятие № 9
Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»
Цель. Развитие слухового внимания.
Дети должны хлопнуть в ладоши, если в слове, названном педагогом, они услышат звук «Ж» («песенку жука» ).
Слова: жаба, лыжи, жук, слон, ежик, жеребенок, флажок, собака, кружок, ножи, желуди, листья, пожарник, ножницы, мороженное, слива.
Замятие № 10
ЧИСТОГОВОРКИ
При произнесении последнего слога, учите детей интонационно выделять звук «Ж».
Жа-жа-жа, жа-жа-жа есть иголки у е... (жа)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу как-то уж пришел к е... (жу)
Жи-жи-жи, жи-жи-жи мне ежаток пока... (жи)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу я с ужами не дру... (жу)
Жа-жа-жа, жа-жа-жа уж уходит от е... (жа)
5-3630
34 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет СТИХИ АЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Прочитав стихотворения, попросите детей назвать слова, в которых есть звук «Ж» («песенка жука»). Учите интонационно выделять звук «Ж» в названных словах.
Жик и лиса
Бежит ежик Вдоль дорожек, Да скользит по льду. Говорит ему лисица:
- Дай переведу!
Отвечает серый ежик:
- У меня две пары ножек -
Сам я перейду.
СМаршак
ЁЖИК
Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в колючках ежик. Как же взять его?
А. Капралов
Медвежата
Не знали медвежата, Что колются ежата, И давай с ежатами Играть, как с медвежатами Вдруг медвежата в слезы: - Ежики-занозы Испугались ежики: Несут щипцы и ножики, И давай по штучке Вынимать колючки.
Э. Котляр
Занятие №11
Занятие №11
Игра «ШАРИК»
Описание игры:
Дети образуют маленький круг, держась за руки. Педагог говорит, что это маленький шарик.
На слова педагога- «шарик большой» дети образуют большой круг, отходя маленькими шагами назад.
На слова педагога «шарик лопнул» дети отпускают руки, садятся на корточки и произносят звук «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш».
Игру повторить 2-3 раза.
3. Игра «НАЙДИ И ОБВЕДИ» (лист 11, рисунок 1)
Задания детям:
•к обвести предметы, в названии которых есть звук «Ш»; * назвать эти предметы, интонационно выделяя звук «Ш» (матрешка, машина, мишка).
Спросите, какие предметы они обвели (мишка, матрешка, машина).
Учите детей произносить эти слова, интонационно выделяя звук «Ш».
4. Рисование шариков (лист 11, рисунок 2)
Задания детям:
•к Послушать стихотворение Г.Сапгира:
Шарик свернутый лежал, Чтоб в окно не убежал, А теперь его надую, С ним на улицу пойду я.
•к Нарисовать на каждой ниточке воздушный шарик, закрасить их.
5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(смотри конспект № 1, стр. 9)
Занятие №12___________________________________ 37
6. Дополнительный материал для работы вне занятий Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Описание игры:3Детям предлагается из мешочка достать игрушки, в названии которых есть звук «Ш», и назвать их. Произнося слова, учить детей интонационно выделять этот звук.
Набор игрушек: машина, кубик, матрешка, пирамидка, шарик, неваляшка, юла и другие.
Занятие № 12
ЧИСТОГОВОРКИ
Учите детей при произнесении последнего слога интонационно выделять звук «Ш».
Ши-ши-ши, ши-ши-ши что-то шепчут камы... (ши)
Ше-ше-ше, ше-ше-ше это утка в камы... (ше)
Ша-ша-ша, ша-ша-ша выходи из камы... (ша)
Ше-ше-ше, ше-ше-ше нет уж утки в камы ... (ше)
Ши-ши-ши, ши-ши-ши что же шепчут камы... (ши)?
СКОРОГОВОРКИ
Предложите детям выучить скороговорки. Читая их интонационно, выделять звуки «Ш» и «Ж».
На окошке крошку мошку Ловко ловит лапкой кошка.
* * *
Слышен шорох в камышах. От него шумит в ушах: Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат.
•к -к -к
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
•к * *
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
40 Развитие фонематического слуха у детей 4 — 5 лет
Занятие № 13
ЧИСТОГОВОРКИ
Учите детей звуки «С и С» произносить более протяжно, чем остальные звуки.
Са-са-са, са-са-са ой-ой-ой летит о... (са)
Сы-сы-сы, сы-сы-сы не боимся мы о... (сы)
Су-су-су, су-су-су видел кто из вас о... (су)
Сы-сы-сы сы-сы-сы мы не видели о... (сы)
Си-си-си, си-си-си в водоеме кара... (си)
Ся-ся-ся, ся-ся-ся вот поймать бы кара... (ся)
Се-се-се, се-се-се карасей ловили в... (се)
Ся-ся-ся, ся-ся-ся не поймали кара... (ся)
Занятие №14__________________________________ 43
СКОРОГОВОРКА
Предложите детям выучить скороговорку, при ее чтении учите произносить звуки «С-С» интонационно выделяя их.
Сидел воробей на сосне, Заснул и свалился во сне, Если б он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне.
Занятие № 14
Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»
Дети хлопают в ладоши, если в словах, которые назвал педагог, есть звук «С».
Слова: стол, автобус, самолет, дерево, санки, стул, сосулька, шапка, слон, стакан, лиса, Буратино, Карлсон, собака.
СТИХИ
Прочитайте детям стихотворения, спросите, чья песенка слышится в них («песенка насоса» — сели, санки, понеслись; «песенка ветра» — старушка, шьет, катушкой, пушистый и т.д.).
Потешка
Сели дети на санки! Как блестят весельем глазки! Разогнались, понеслись, Покатились с горки вниз!
Шутка, Веселая старушка
Весь день сегодня шьет. За кругленькой катушкой
46 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Следит пушистый кот. Устала шить старушка И села у ворот, А с кругленькой катушкой Играть пустился кот.
Е.Стюарт
Занятие№15
Игра «НАЙДИ ИГРУШКИ»
Педагог предлагает детям в группе найти игрушки и предметы, в названии которых есть звуки «Р-Р'». (Дверь,рама, аквариум, кран, пирамидка, матрешка, кораблик, коробка, рыбки, кресло,ручка на двери.)
Учите детей интонациионно произносить звуки «Р-Р'» в словах.
48 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Занятие № 16
Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Учите детей произносить звуки «Р-Рь "интонационно выделяя их в слове.
Наша старшая сестра Вяжет с самого ... (утра).
В реке большая драка -Поссорились два ... (рака).
Здесь хорошее местечко, Протекает мимо ... (речка).
Написал письмо я зайке,
Но забыл приклеить... (марки).
Между гор издалека Течет бурная ... (река).
СТИХИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
После чтения стихотворений, дайте задание назвать слова со звуками «Р-Р'», учите интонационно выделять звуки «Р-Рь.
50 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
* * *
Как большой сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка -Погремушка с бубенцом.
А.Барто
НЕБЫЛИЦЫ
Как у нашего Мирона На носу сидит ворона,
А на дереве ерши Строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход И поехал в огород.
В огороде-то на грядке Вырастают шоколадки.
К.Чуковский
Занятие № 17
Тема. ЗВУКИ «З-Зь", МОТОРИКА, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Программное содержание:
* Учить различать на слух твердые и мягкие согласные «3-3'» * Учить интонационному выделению звуков «3-3*» * Продолжить знакомство с терминами «ЗВУК», «СЛОВО» * Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок * Развивать внимание, мышление, понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадки
* Развивать графические навыки - рисование овалов * Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно * Формировать навык самоконтроля и самооценки
Занятие№ 17 51
1. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»(лист 17, рисунок 1) Загадайте детям загадки:
Маленькие лошадки, В полосатых рубашках.
(Зебры)
Гуляю я и в дождь, и зной, -Характер у меня такой.
(Зонт)
Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку.
(Зайка)
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей.
(Береза)
Предложите назвать слова-отгадки с «песенкой большого комарика» (зонт, зайка, береза); слова с «песенкой маленького комарика» (зебра).
При произнесении слов, учите детей интонационно выделять звуки «3-3'».
Дайте задание обвести животное, в названии которого нет «песенки комарика» (собака).
2. Физкультминутка
Игра «ЗАЙКЕ ХОЛОДНО СИДЕТЬ»
(лети выполняют движения по тексту стихотворения)
Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку,
52 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Чтоб не мерзли лапки. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз.
3. Игра «ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?»
(лист 17, рисунок 2)
Предложите детям посмотреть на рисунок и сказать, что забыл нарисовать художник (ушки зайцам).
Дайте задание дорисовать ушки каждому зайке.
4. Дополнительный материал для работы вне занятий
Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Прочитайте детям стихотворение, предложите назвать слова со звуками «3-3'», интонационно выделяя их в словах.
ХОЗЯЙКА
Не привык трудиться зайка, Барсуку работать лень. Только белочка-хозяйка. За работой целый день.
Где же зайка? Где же зайка? Ты поди-ка, разузнай-ка. Видно, зайка стал зазнайка, Раз забыл тебя, хозяйка.
А.Стародубова
Занятие № 18
Игра «НАЙДИ ПАРУ»
Описание игры:
Педагог раздает детям картинки, в названии которых есть звуки «К-К'».
На доске у педагога точно такие же картинки.
По вызову педагога ребенок подходит к столу, показывает свою картинку детям и называет ее, интонационно выделяя звуки «К-К'».
Затем находит ей парную и обе картинки отдает педагогу.
Картинки: ключ, кошка, кит, коньки, кресло, коса, капуста, картошка, волк, кровать, крокодил, карандаш.
«кит и кот»
Сказка
В этой сказке Нет порядка: Что ни слово -То загадка! Вот что Сказка говорит:
Занятие №19
,
Жили были
Кот
И кит.
Кот - огромный, просто страшный!
Кит был маленький, домашний.
Кит мяукал,
Кот пыхтел.
Кит купаться не хотел,
Как огня воды боялся.
Кот всегда над ним смеялся.
Время так проводит
Кит:
Ночью бродит,
Днем храпит.
Кот
Плывет по океану,
Кит
Из блюдца ест сметану.
В чем тут дело? Где ошибка?
Разбирались целый год -
Кто тут КИТ,
И где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили,
И в конце концов
Решили:
В этой сказке нет
Порядка.
В ней ошибка,
Опечатка:
Кто-то,
Против всяких правил,
В сказке буквы переставил,
Переправил
Кит на кот,
Кот на кит -
Наоборот!
Ну,
И навели порядок:
В сказке больше нет загадок.
В океан уходит КИТ,
КОТ на кухне
58 Развитие фонематического слуха у детей 4 — 5 лет
Мирно спит ...
Все как надо,
Все прилично.
Сказка стала -
На отлично!
Всем понятна и ясна.
Жаль,
Что кончилась
Она....
БЗ.Заходер
Занятие № 20
Тема. ЗВУКИ «К-К'»г ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Программное содержание:
* Учить различать согласные звуки «К-К*"
* Учить выразительно исполнять стихотворение, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию
* Упражнять в различении слов со звуком «К»
* Развивать графические навыки - рисование прямых и наклонных линий
* Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно
* Формировать навык самоконтроля и самооценки
1. Разучивание стихотворения (лист 20, рисунок 1)
Предложите детям посмотреть на рисунок и послушать стихотворение Д. Хармса:
По реке плывет кораблик, Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты. И страшны им только кошки. Только кошки и коты.
Занятие № 20
Задания детям:
* Назвать слова из стихотворения со звуком «К» (кораблик,
издалека, моряка, коты),
* Назвать слова из стихотворения со звуком «К*» и «К*"(ко
раблике, макушке, кошки).
* Назвать слова из стихотворения со звуком «К*» (ушки).
Вопросы детям:
1. Кто плыл на корабле? (На кораблике четыре
Очень храбрых моряка)
2.Что о них можно сказать? (У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты)
3. Кто им страшен? (И страшны им только кошки.
Только кошки и коты)
4. Что же за моряки плыли на корабле? (Мышки)
Приучайте детей отвечать строчками из стихотворения. Прочитайте стихотворение еще раз с установкой на запоминание.
2. Игра «НАЙДИ И ОБВЕДИ» (лист 20, рисунок 2)
Дайте детям задание обвести только те овощи, в названии которых есть звук «К».
Спросите, какие овощи они обвели? (Картошка, морковка, капуста.)
3. Физкультминутка
Игра «ПАЛЬЧИКИ»
Пальчики сжаты в кулачки. Поочередно разогнуть пальцы на счет.
Пальчики уснули В кулачок свернулись. Один! Д