Роль технологии в формировании проектного образа. Технологический образ проекта.
Использование современных технологий при формировании основных бизнес-процессов вашей компании позволяет значительно повысить эффективность работы каждого направления и увеличить конечную прибыль от продаж. Наиболее распространенными является использование технологии flash для создания сайтов и презентаций:
Создание flash презентации позволяет вашей компании представить свой товар или услугу в самом выгодном свете. Создание сайтов с применением Flash отличается тем, что изображение становится не просто анимированным, к нему можно приложить звуковые файлы и интерактивные элементы управления (кнопочки, менюшки). Технология Flash является разработкой компании Macromedia®, которая занимается инновационными разработками в области создания сайтов. Ей же принадлежит авторство некоторых HTML-редакторов.
Развитие мобильных технологий привело к появлению в сотовых телефонах такой функции, как возможность выхода в Интернет. Сайты, созданные специально для пользователей телефонов, смартфонов и карманных компьютеров, стали называть мобильными сайтами. Создать такой сайт означает получить доступ к широчайшей аудитории пользователей мобильной сети, которые могут не иметь выхода в Интернет с обычного компьютера. Открыть сайт с мобильного телефона можно в любом месте, где имеются сотовые сети. Это самый быстрый способ получения актуальной информации.
• Мультимедиа-презентации легко использовать на выставках для демонстрации отличительных особенностей компании, продукта или услуги.
• Динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в CD презентации повышает статус компании.
• Использование различных мультимедийных технологий при создании презентации оживит любой материал и упрощает восприятие информации.
• Создание презентации к определённому событию, позволит быстро ознакомить с наиболее важной информацией.
- Средства и приемы дизайна в раскрытии темы мультимедийного продукта. Проблемы сжатия смысла, лаконичность, компактность информации в дизайн-проекте.
Хороший дизайн должен способствовать раскрытию информации. Хороший дизайн "ведет" посетителя от страницы к странице, помогает с первого взгляда определить её тему и содержание, а при необходимости позволяет легко вернуться к уже просмотренному материалу. Цветовая гамма сразу и безошибочно укажет на стиль изложения информации. Кроме того, давно известно, что цвета влияют на настроение человека, его реакцию на информацию. Следовательно, оформив сайт в определенной цветовой гамме, можно сделать дизайн еще успешнее.
Узнаваемость. Считается, что хороший дизайн должен запомниться посетителю. Должен сложится некий образ, четко связанный в подсознании человека с адресом вашего проекта. Тогда, увидев некую часть этого образа (к примеру логотип, или элементы цветового оформления), например на рекламном баннере, человек сразу вспомнит сам проект. В идеале должна быть создана бескомпромиссная связь: услуга - сайт. Важную роль в достижении таких амбициозных целей играет логотип, цветовая гамма, графика на сайте, лексика и стиль изложения.
Навигация, как часть дизайна, тоже должна быть на уровне. "Все зависит от штурмана" - непроходящая истина моряков - также актуальна и для web-дизайнеров. Именно от удобства навигации по сайту зависит как глубоко посетитель заберется в недра сайта, сколько посмотрит страниц (а значит и баннеров). Подробно рассматривать создание навигации мы сейчас не будем, об этом шла речь в статях "Легкая навигация" и "Правила навигации", просто запомним, что это очень важно.
Создать дизайн с хорошим "юзабилити" - первейшая задача дизайнера.
Информация
Лаконичность (лаконизм), краткость, сжатость, немногословность — изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Говорят, что краткость — сестра таланта. Для того, чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное (по качеству) от второстепенного (количество), концентрировать изложение на контексте, убирать из текста нагромождение лишних слов.
Информационный дизайн не ограничивает себя жесткими требованиями в плане оформления и графики, поэтому является наиболее гибким и подвижным, и в свою очередь наиболее востребованным.
Одной из главных задач информационного дизайна - это донести до пользователя наибольшее количество информации за наименьшее количество времени.
Поскольку информационный дизайн последователь минимализма, то он взял себе правила лаконичности и минимума выразительных средств. Наиболее широкое применение информационного дизайна встречается там, где простота и легкость подачи информации сочетаются с достаточной информативностью.
Примеры информационного дизайна можно увидеть в основном на сайтах СМИ. Каждое уважающее себя интернет издание в первую очередь заботится о легкости в подаче информации, при этом не забывая о том что любой текстовой информации нужна иллюстрация. На сайтах с информационным дизайном большую роль играет текст, но в то же время и графика не стоит на последнем месте.
В информационном дизайне зачастую можно увидеть элементы минималистического стиля.
Чтобы создать сайт с информационным дизайном необходимо следовать некоторым правилам:
1. Модульная сетка основа любого дизайна.
Модульная сетка для сайтов с информационным дизайном не может быть стандартной, но в то же время перегружая ее вы можете добиться того, что посетитель зайдя на ваш сайт не сможет найти необходимую ему информацию. Поэтому перегружать сильно ее тоже не надо.
2. Если можно обойтись без картинки давайте обойдемся.
Поскольку на сайтах с информационным дизайном преобладает большое количество информации, не стоит перегружать их еще огромным количеством иллюстраций. Думаю будет достаточно если какое то количество информации будет выделяться заголовками. Заголовки должны разделяться по важности информации. Чем важнее новость тем крупнее должен быть заголовок.
3. Иллюстрации в информационном дизайне должны быть "говорящими".
Иллюстрация всегда давать нам дополнительную информацию и должна отображать суть текста. Если какая либо публикация не вызывает никаких ярких образов, то соответственно и изображение к ней не нужно.
- Деловая графика. Выразительность деловой графики в раскрытии смысла проектной темы. Информационная и образно-графическая насыщенность проекта.
Деловая графика - технология создания изображений с сопровождающим текстом для нужд коммерции.
Деловая графика: диаграммы, графики и рисунки делают материал документа нагляднее. Кроме этого основного достоинства, они еще и придают документу привлекательный вид.
Доклады, отчеты, аналитические записки — любые документы, насыщенные числовой информацией, будут лучше восприниматься, если данные представить в графической форме.
В области деловой графики сложились определенные традиции оформления числовой информации, которые, конечно, не исключают смелых дизайнерских находок и неожиданных изобразительных решений. Для представления данных обычно используются всевозможные графики, диаграммы, номограммы, схемы и т. д.
Возможности деловой графики преследуют единую цель: улучшить восприятие информации человеком, сделать ее более наглядной и выразительной.
Правильно составленные схемы или графики превращают скучные цифры в наглядные изображения и помогают пользователям сориентироваться в «море» информации и принять нужное решение. Деловая графика позволяет в удобной форме сравнивать различные данные, выявлять закономерности и тенденции развития. Можно также с помощью различных графических программ решать задачи в области информационных технологий, архитектуры и инженерии.
Основное предназначение деловой графики - раскрывать трудно интерпретируемые понятия и явления, отражать их содержание средствами легко воспринимаемых наглядных образов. Важнейшими элементами деловой графики являются схемы, графики, карты и различные виды диаграмм.
Схемы предназначены для отображения структуры и классификации объектов, группировки явлений по различным признакам, демонстрации последовательности действий и т.п. Схемы дают возможность наглядно выразить соотношения между различными факторами явления или процесса, помогают выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.
Информационная насыщенность - Характеристика Интернет-сайта, определяющая уровень содержательности информации, опубликованной на страницах ресурса.
Чрезмерная насыщенность сайта графикой неизбежно отвлекает внимание посетителей от товаров и услуг. Просмотр информации на сайте более затруднителен по сравнению с просмотром информации на бумажном носителе. То, что легко можно рассмотреть и воспринять на бумаге, не так легко просмотреть на сайте.
- Виды Web-сайтов. Структура сайта. Предпроектное обследование для создания структуры сайта и его информационного наполнения.
Визитная карточка компании
Назначение- Продвижение торговой марки компании в Интернете, имиджевая реклама
Сайт-визитка
Самый простой из всех видов сайтов. электронная версию бумажной визитки. На сайте-визитке содержится основная информация о компании, её контактах, деятельности и об основных предоставляемых услугах. Целью сайта является представление компании, то есть он должен дать общее представление о компании посетителям и потенциальным клиентам. Как правило, сайт-визитка обладает простой и удобной навигацией.
Промо-сайт
Основной задачей промо-сайта является предоставление пользователям самой свежей и актуальной информации о товарах или услугах, которые предлагает фирма. Такой сайт направлен исключительно на продвижение товаров и услуг и содержит, в основном, рекламную информацию. Эта информация должна убедить потенциального клиента в том, что предоставляемые компанией товары и услуги являются самыми лучшими среди подобных на рынке. Структура промо-сайта не должна быть сложной, возможно размещение баннеров на страницах, приветствуется использование flash-анимации.
Интернет-магазин
Основной функцией интернет-магазина является продажа товаров и услуг в режиме онлайн. Сайт такого типа обязательно должен содержать каталог с иллюстрациями и подробными описаниями, прайс-лист и систему, позволяющую пользователям совершать покупки прямо на сайте. Желательно к подробному описанию и техническим характеристикам добавить сравнительные характеристики и тестовые обзоры (если они есть). Должна присутствовать функция корзины, которая даёт возможность совершать несколько покупок за раз и функция калькулятора, позволяющая вычислить стоимость всего заказа. В интернет-магазинах можно эффективно использовать баннерную рекламу. Весь сайт должен быть разработан таким образом, чтобы заинтересовать пользователя и склонить его к совершению покупки, так как все посетители интернет-магазина являются его потенциальными клиентами.
Корпоративный сайт
Корпоративные сайты характерны для компаний среднего и большого бизнеса. Основной задачей корпоративного представительства в сети является продвижение бизнеса компании и автоматизация её деятельности. Корпоративный сайт включает в себя элементы интернет-магазина, сайта-визитки и информационного ресурса. Такой сайт обладает достаточно сложной системой навигации. Обновление сайта производится не с определённой периодичностью, но по мере надобности. Этим занимаются специально нанятые для этого сотрудники компании. При помощи корпоративного сайта можно значительно повысить узнаваемость бренда. Корпоративный сайт также автоматизирует деятельность компании и помогает вести бухгалтерский учёт, включена поддержка пользователей в режиме онлайн. Реклама на корпоративном сайте зависит от целей и задач компании, баннерной рекламы на таких сайтах, как правило, нет. Присутствует собственная система поиска по сайту, возможность каталогизации, продуманная связь с пользователями. При создании такого сайта следует хорошо продумать эргономику.
Информационный сайт
Целью информационного сайта является сбор и представление пользователям информации по какой-либо теме. Такой сайт содержит множество статей об определённой области, тематические голосования и опросы. Основную финансовую поддержку информационного сайта обеспечивает баннерная реклама. На таких сайтах достаточно часто обновляется контент, за актуальностью размещаемой информации регулярно следят. Посетителями являются, как правило, пользователи с определёнными интересами.
Портал
Порталом называется ресурс, содержащий большое количество информации самых различных направлений. Совмещает в себе сразу несколько видов сайтов. Основной целью портала является предоставление пользователям самой разной и актуальной информации. На его страницах помимо информации находятся опросы, голосования, форумы, чаты, в общем, всё, что необходимо для удобства пользователей и что в дальнейшем поможет развивать портал в правильном направлении.
Структура сайта.
Разработка информационной архитектуры сайта всегда должна предшествовать графическому дизайну. В противном случае разработчику приходится отвечать на вопрос "как наилучшим образом отобразить информацию на сайте", не имея четкого представления об ее структуре.
По одному из определений «структура сайта» – древовидное иерархическое представление всех элементов сайта, включая информационные разделы и их подразделы. Иными словами - это база веб-ресурса, которая впоследствии наполняется текстовой и графической информацией. Конечно, разработка структуры сайта, прежде всего, занятие для сайтостроителей, а не для оптимизаторов, однако для продвижения сайта структура интернет-страницы играет далеко не последнюю роль
Итак, большинство веб-ресурсов построено по блочному принципу. Все просто – наверху шапка, слева - меню, справа - блок рекламы, посередине - информация, а внизу (в подвале сайта) написано - «Копирайт – все права защищены».
Итак, перед тем как создать свой сайт нужно составить четкую структуру. Названия основных разделов, расположенные на главной странице должны нести общую информацию о содержимом, а в подразделе – детализировать ее. Таким образом, пользователь, двигаясь по сайту, будет целенаправленно перемещаться от общего к частному.
Нужно придумать названия разделам и подразделам, кратко охарактеризовать их (указать какая информации будет в них размещена). Не забывайте, что глубина вложенности страниц не должна превышать нашего правила - «3 клика от главной страницы», но и бросаться в другую крайность, перегружая главную страницу несколькими десятками ссылок тоже не стоит.
Заголовки для разделов и подразделов выбирайте короткие, простые, с применением ключевых слов, по которым будет продвигаться интернет-ресурс.
Структура визуальная.
Сайт – это не только то, что мы видим, это программный продукт с разделением содержания и представления.
Если рассматривать веб-страницу не с визуальной стороны, а с точки зрения структурного подхода, то можно выделить несколько групп составляющих ее элементов.
* Текст – основное содержание страницы, т.н. контент.
* Акцентуированный текст – специальным образом форматированный текст, чаще всего с наложенным стилем CSS (каскадная таблица стилей), использующийся и для оформления контента, и как элемент интерфейса сайта – меню, разделы, заголовки…
* Фон – цвет страницы или ячейки таблицы.
* Линки – ссылки гипертекста.
* Картинки – фотографии и графика контента, графические элементы оформления сайта.
Предпроектное обследование
До начала разработки сайта надо сформулировать маркетинговую цель, проанализируем потребности аудитории и сайты конкурентов, адаптировать структуру и расположение блоков так, чтобы задачи сайта решались максимально эффективно.
Предпроектное исследование сайтов необходимо для того, чтобы четко расписать и разграничить его цели и задачи, определить целевую аудиторию для сайта. Разумеется, предпроектная подготовка к созданию сайта должна включать в себя и составление технического задания. Техническое задание для сайта включает структуру ресурса, график работы, ответственных исполнителей, а также и другую информацию, необходимую для создания подробного функционала интернет – ресурса.
При разработке сайтов, особое внимание необходимо уделить удобству управления сайтов. Система управления сайтом (CMS) должна отличаться легкостью и простотой в использовании. Именно от CMS зависит, то насколько правильно и точно впоследствии, будет добавляться информация в Ваш сайт контент – менеджером.
Желательно установить на сайт форумы, блоги, доски объявления. Наличие таких «средств общения» значительно увеличивает интерес посетителей к ресурсу. На сайте также должны быть представлены маркетинговые инструменты, с помошью которых осуществлялась бы взаимодействие с посетителем сайта (анкетирование, вопросы, интервьюирование и.т.д.). Кроме того, на сайте необходимо создать ресурс для выбора, приобретения и использования услуги.
Самое главное в разработке сайтов – это четко выделить цели и задачи сайта, которые должны совпадать с маркетинговыми и рекламными задачами компании. При разработке сайта необходимо постоянное документирование всех требований к сайту и выполняемых задач, плюсы и минусы структуры сайта. Только после решения этих вопросов предпроектной подготовки начинается работа над дизайн концепцией сайта, техническим дизайном, версткой и программной частью проекта.
- Композиционная концепция Web-сайта. Сбор и анализ информации. Техническое задание на разработку Web-сайта.
Композиция в Web
Роман Филенко
В современном обществе Internet играет важную роль, как связующий инструмент между людьми. Веб-технологии стремительно развиваются, создавая новые возможности способам передачи информации. Современный человек привыкает к мобильности. Появляются новые беспроводные устройства, дающие доступ к удаленным ресурсам, находящимся в другой точке земного шара. Идет процесс глобализации. Библиотеки начинают «оцифровывать» свои фонды, давая возможность прикоснуться к мировому наследию любому желающему. Коммерческие структуры начинают вести свой бизнес на качественно другом уровне, используя современные достижения для привлечения новых клиентов.
В период развития Веб-дизайна проектированием Веб-сайтов занимались люди в основном технических специальностей. Они создавали Веб-страницы, не задумываясь над ее эстетическим и художественным содержанием, делая упор на информацию в том виде, какая она есть. Как правило, это был только текст. Чуть позже, с ростом и популяризации сети Интернет появились первые попытки оформить Веб-страницы не только в вербальных знаках (синтактике) – тексте, но и в изобразительных знаках (семантике) – картинках. Отсутствие у разработчиков Веб-страниц знаний по композиции приводит к повсеместной дилетантской подаче визуальной информации, воспринять которую бывает крайне затруднительно.
Со временем композиция в графическом дизайне начала оказывать влияние на внешний вид Веб-страниц, так как в разработку сайтов включились художники и дизайнеры. В противовес «подростковому» дизайну появились четкие и строгие интерфейсы корпоративных Веб-сайтов, мягкие и ненавязчивые тона контент-проектов. Этот стиль также был некой ступенью в развитии Веб-дизайна, поскольку был предназначен для успокоения пользователей Интернета, истосковавшихся по зрительному комфорту в течении долгих лет. [2]
Какие же знания прежде всего необходимо использовать при создании качественного Веб-сайта? Знания композиции. Почему композиция так важна? Дело в том, что композиция как учебный предмет является ключевым для всех видов искусств. [1]
Такое положение композиции требует более подробного рассмотрения. В современном справочнике мы можем встретить следующее определение композиции:
«Композиция (от лат. compositio – сочинение, составление, соединение) в дизайне – построение (структура) произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающие назначению и технической идее этого произведения и его художественному (образному) замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.
При оценке композиции в дизайне в процессе проектирования она анализируется с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, с точки зрения ее существования в контексте культурной ситуации.
Средства и приемы композиции в дизайне складываются как следствия системы традиционных и современных методик проектирования. Классические средства композиции в дизайне – это следующие закономерности гармонизации формы: пропорционирование, симметрия и асимметрия, масштабность, метро-ритмическая организация, тектоника, тождество, нюанс, контраст – сочетаются с сегодняшней трактовкой способов формирования дизайн продукции – ассамбляж, комбинаторика, инсталляция, монтаж и др. Конечная цель применения этих средств – комплексная эстетическая организация материально-конструктивных визуальных слагаемых вещи (плаката, средовой системы и пр.) как результат формообразующей деятельности.
Характер композиции в дизайне во многом зависит от вида дизайна, диктующего выбор способа реализации замысла автора. В графическом дизайне композиция в дизайне ограничена сопоставлением различного рода изображений, шрифтов, цветовых пятен на плоскости, в промышленном – линии, тон и цвет дополняют пластику объемной формы и фактуру ее элементов, в средовых решениях произведения промышленного и графического дизайна образуют пространственные комбинации, взаимодействующие с характеристиками (размер, конфигурация и пр.) архитектурной основы проекта.» [5, с. 35-36]
Композицию условно в искусстве принято делить на следующие виды:
- фронтальная;
- объемная;
- глубинно-пространственная.
- В Веб-дизайне используются все три вида, но присуща ему фронтальная композиция.
- Фронтальная композиция в свою очередь, как и объемная и глубинно-пространственная, может классифицироваться как:
- сюжетная;
- формальная.
Сюжетная композиция строится на тех же принципах, что и всякое изобразительное реалистическое искусство, в котором участвуют содержание и форма. Их отношения и действия взаимообусловлены, и поэтому восприятие персонажей требует своеобразного "прочтения", "осознания" связей между ними и определения роли каждого из них в этих отношениях. Здесь всегда присутствует момент противостояния, противопоставления одного другому. Однако это противостояние служит не взаимоотрицанию, а наоборот, взаимоутверждению, взаимообоснованию и выявлению их взаимосвязи. Сюжетная композиция предполагает ее пристрастное, заинтересованное восприятие; здесь всегда присутствуют момент их сравнения, сопоставления, желание зрителя внимательно рассматривать произведение, напряженно вникать в его смысл, стремление понять суть воспринимаемого, увидеть и оценить реальный образ.
Формальная композиция отличаются тем, что в ее основе лежит форма без содержания (сюжета). Сама форма становится содержанием [11] – это является неотъемлемым признаком прикладного искусства к которому относятся: декоративное, дизайн, архитектура.
Все сложные формы состоят из сочетания простых геометрических форм: точка, линия (прямая, ломаная, кривая), поверхность (плоская, кривая), объем. Форма от природы обладает следующими свойствами: геометрический вид формы, величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень. Геометрический вид формы может иметь следующие типовые состояния: объемная форма, плоская форма, линейная форма. Понятие массы в художественно-композиционном плане рассматривается на основе ассоциативного восприятия (в отличие от понятия массы в физике). Под фактурой понимается строение поверхности формы (шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная и т.п.). [7] Под текстурой понимается заметный на глаз естественный или искусственный рисунок формы.
В работе с формой в дизайне (особенно графическом) активно используются такие принципы, как стилизация, трансформация и визуализация смысла. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы (их формы) передать тот или иной образ. Особенно это необходимо в символе, знаке, эмблеме.
Стилизация – это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).
Трансформация – это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.
В композиции не достаточно одной структуризации форм, но этому дизайнер должен пользоваться такими способами семиотических трансформаций как визуализация смысла. Визуализация смысла – это когда абстрактное понятие (смысл, образ) передается через реальные формы и прочее. Более подробное рассмотрение этого принципа выходят за рамки данной статьи.
Прежде чем разбираться в различных вариантах гармонизации форм, нужно обратить внимание на организацию композиционного центра как одной из важнейших закономерностей, так как соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром может оказаться «пауза».
При организации композиционного центра следует учитывать закономерности визуального восприятия плоскости. Как правило, он располагается в активной, центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. [4]Выявив основные свойства формы и закономерности ее гармонизации, нам необходимо выяснить, что еще как принцип применяется при создании композиции в Веб-проектировании. Большинство учебных пособий, описывающих процесс разработки Веб-сайтов, делают упор на изучение технической стороны вопроса (в частности на технологию верстки при помощи HTML или изучении интерфейса WYSIWYG-редакторов), совершенно не касаясь вопросов композиции, либо упоминая их вскользь.
Вот как Якоб Нильсен рассматривает процесс создания дизайна Веб-сайта:
«Юзабилити в некотором роде это тоже проверка на соответствие реалиям. И делается это двумя способами:
До того, как начался процесс дизайна. На этом этапе используются такие методы юзабилити, как исследования на месте, исследования конкурентов. Они дают возможность дизайнеру определить направление, в котором движется реальный мир. Эти методы ближе к научному подходу "гипотеза-опыт": вы выводите какие-то закономерности, а затем пытаетесь найти им подтверждение, наблюдая за реалиями, чтобы в дальнейшем пользоваться ими как путеводной нитью при создании наилучшего из возможных дизайнов.
После того, как закончился процесс дизайна. Здесь используются уже другие методы дизайна такие как, тестирование, наблюдение. Точно так же как предприниматели соревнуются друг с другом в том, чья бизнесс-идея лучше для покупателя, так и специалисты по юзабилити, показывают альтернативные варианты дизайна пользователям и определяют, какой из них работает лучше всего. Главное преимущество лишь в том, что тестирование бумажного прототипа вам обойдется дешевле, чем предпринимателю - основание целой компании.
Юзабилити старается объяснить поведение человека в сложных системах при весьма специфических обстоятельствах, и потому ее предсказания менее точны, чем предсказания таких полноценных наук, как физика, например. Посему юзабилити опирается в своих рекомендациях по большей части на прошлые эксперименты и опыт, чем на точные формулы.Когда какая-то функция вызывает проблемы у множества пользователей на большом количестве сайтов, мы призываем отказаться от нее. И точно так же, если какой-то элемент дизайна срабатывает при различных обстоятельствах, мы рекомендуем пользоваться им.» [8]
Из выше сказанного делаем вывод, что многие дизайнеры практикуют эмпирический подход при создании Веб-сайта. И не имеют четко выверенных композиционных подходов для решения большинства задач.
Это так же подтверждается Чернышевым О.В. об отсутствии целенаправленного подхода при подготовке дизайнеров при изучении формальной композиции:
«К сожалению, знакомство с методическими разработками в области преподавания композиции (и особенно формальной композиции) показывает, что педагогический опыт здесь еще не перешагнул рубежа эмпирических подходов, принципов и представлений. Поэтому и знания, которые получают студенты из существующих учебных пособий, не являются теорией формальной композиции в полном смысле этого слова, а методика их практического освоения не служит в должной мере активному и целенаправленному развитию творческого потенциала профессионального дизайнера в соответствии с уровнем требований и задач развития современной материально художественной культуры.» [10, с. 12]
Так же Чернышев О.В. указывает:
«Учитывая сложность психологии художественного творчества в целом и психологии художественно проектного творчества дизайнера в особенности, педагог должен последовательно, от задания к заданию внедрять в сознание и учебно-практическую деятельность студентов ее основные принципы и, таким образом, развивать потенциал их творческого мышления и художественно композиционного мастерства.
К сожалению, эта задача значительно усложняется вследствие негативного влияния на склад мышления студентов дизайнеров традиционных нормативно ремесленных методов их предварительной художественной подготовки. Там происходит стихийное развитие их творческого мышления под весьма сомнительным предлогом "бережного" отношения к их врожденной художественной одаренности, уникальности чувственного восприятия и индивидуальности эстетических оценок. Как правило, это приводит к тому, что в сознании студентов стирается грань между понятиями профессионального и любительского художественного творчества и формируется стереотип отношения к художественной деятельности в целом как к совершенно не зависимой ни от каких законов, принципов, норм, правил, факторов, а направляемой лишь талантом и субъективной волей самого художника.» [10, с. 52]Многие дизайнеры при проектировании Веб-страниц отдают предпочтение использованию модульных сеток в качестве композиционной основы Веб-сайта.
Этого подхода в проектировании придерживается Бородаев Д.В. в своем исследовании: «Модульная сетка играет важную роль в художественном анализе двухмерного пространства, к которому можно отнести и экран монитора. Во всех направлениях проектно-художественного творчества, связанного с конструированием печатных изданий, модульные сетки являются основным приемом, способом создания композиционной схемы и структурирования всех ее элементов.» [3, с. 158]
Этого, в свою очередь, придерживается Файола Э. Так же Файола Э. указывает, что: «Правильно подобранная сетка дает возможность сохранять преемственность с предыдущими просмотрами, так что пользователи будут легко ориентироваться на Web-сайте и смогут быстро находить то, что их интересует.» [9, с. 190] В данном случае речь идет о поддержке сквозного дизайна страниц.
Безусловно, на наш взгляд, это может являться, наряду с использованием композиционных знаний, следующим принципам гармонизации визуального материала.
Сегодня существуют два вида верстки Веб-страниц: табличный и блочный. Метод модульных сеток больше всего подходит для табличной верстки. Но к сожалению, часто происходит подмена понятий. И дизайнеры начинают путать композицию с компоновкой. Что, кстати довольно таки часто происходит и в других областях дизайна. Об этом в частности упоминает Чернышев О.В.: «Если бы это было не так, то сам процесс художественно композиционного творчества сводился бы к чисто механической процедуре соединения разнородных элементов в некую совокупность при наделении их лишь внешними признаками совместного существования. Именно таким образом поступают дилетанты от искусства, которые понимают композиционный процесс как более или менее упорядоченное расположение материала на изобразительной плоскости или поэзию – как рифмованную обыденную речь.» [10, с. 26]
Более детально к вопросу композиции в Веб-дизайне подходит Кирсанов Д. В вопросе о связях в двумерных композициях с текстом и изображениями, он указывает, что часть информации между элементами может передаваться не последовательностью их расположения или какими-нибудь видимыми стрелками или рамками, а менее очевидными визуальными средствами – выравниванием, цветовыми перекличками, контрастом. Так же он указывает, что если композиция создавалась изначально в графической среде, автор, возможно, просто не осознает некоторые из этих связей и, соответственно, не сможет «вербализовать» их при выделении структурной основы композиции. С другой стороны, некоторые фрагменты текста относятся не к содержательной основе, а к оформительской надстройке документа: например, номер главы и само слово «Глава» в заголовке, постоянная часть перекрестных ссылок (т.е. сокращения типа «стр.» или «гл.»), любые повторяющиеся элементы, такие как колонтитулы на странице книги или панель навигации на Веб-странице. Вынеся все это из текстовой основы документа в стилевые спецификации, можно не только упростить процедуру глобального изменения этих элементов во всем документе, но и приблизить к искомому идеалу ортогональности: ведь все, что при внимательном рассмотрении не принадлежит к уникальной информации документа, а лишь помогает воспринимать ее, правильнее отнести к аспекту представления, а не содержания. [6]
В вопросах пропорции Кирсанов Д. придерживается следующей позиции: «Нет никакого смысла вычислять габариты прямоугольников с точностью до третьего знака после запятой, если их воспринимаемый размер все равно будет отличаться от реального из-за факторов, о которых не задумывались художники эпохи Возрождения. Современный дизайнер выбирает пропорции почти исключительно «на глазок», добиваясь нужного ему соотношения активностей элементов не только варьированием размеров, но и с помощью множества других инструментов.
Таким образом, волшебного правила выбора пропорций на все случаи жизни не существует. При выборе размеров элементов нужно учитывать множество факторов: вклад элементов в информационное содержание композиции, их положение в контексте данной композиции (веб-страницы) и более крупной информационной единицы (сайта), контрастные отношения между ними, необходимость нюансировки и многое другое. Стиль композиции во многом определяется тем, насколько покорно дизайнер следует «натуральным» размерам элементов, соответствующим их относительной важности и традициям оформления, или же, наоборот, насколько свободно он варьирует пропорции, добиваясь необычного звучания страницы.» [6, с. 82-83]
Принципам гармонизации визуального материала, на наш взгляд, так же является выравнивание, способное организовать многие формы и их элементы между собой. Но важным является выбор отношений расстояния между основными блоками или их групп (рис. 1). Ос