Одним из способов соизмерения целого и его частей является модуль.

Модуль (с лат. Означает мера) - размер или элемент, повторяющийся неоднократно в целом и его частях.

Любая мера длины может являться модулем. При строительстве греческих храмов, чтобы добиться соразмерности использовали также и модуль. Модулем мог служить радиус или диаметр колонны, расстояние между колоннами. Витрувий, римский зодчий 1 в. до н. э., в своем трактате об архитектуре писал, что пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым - по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность, и соразмерность есть строгая гармония отдельных частей самого сооружения и соответсхвие отдельных частей и всего целого одной определенной части, принятой за исходную.

Первый вариант применения модулей в дизайне - фоновый рисунок. В самых различных формах, как самостоятельный, так и в различных комбинация.

В прикладной графике модуль широко ислользуется при конструировании книг, журналов, газет, каталогов, проспектов, всяческих печатных изданий. Применение модульных сеток помогает упорядочить расположение текстов и иллюстраций, способствует созданию композиционного единства. В основе модульного конструирования печатных изданий лежит комбинация вертикальных и горизонтальных линий, образующих сетку, делящих лист (страницу) на прямоугольники, предназначенные для распределения текста, иллюстраций и пробелов между ними. Этот прямоугольный модуль (их может быть несколько) определяет ритмически организованное распределение материала в печатном издании. Существуют сетки различного рисунка и степени сложности.

Не следует путать модульную сетку с типографской сеткой, определяющей размеры полей и формат полосы набора. Конечно, модульная сетка, постольку, поскольку имеет дело с печатными изданиями, должна учитывать размеры строк, высоту литер, пробельные элементы в типографских мерах (квадраты, цицеро, пункты), чтобы правильно располагать печатный материал на странице.

Система сеток благодаря четкой модульной основе позволяет ввести в процесс проектирования издания электронные программы.

В прикладной, промышленной графике модульную сетку применяют при конструировании всевозможных рекламных изданий и, в особенности при проектировании графического фирменного стиля. Модульную сетку применяют при конструировании различных знаков, знаков визуальных коммуникаций, товарных знаков и др. Для знаков разрабатывается графический модуль – определенным образом организованная геометрическая сетка или членение геометрической фигуры, служащая для создания знаков или знаковых систем. Графический модуль – конфигуратор позволяет всю систему знаков стилистически объединить, создать стилистически единый блок знаков.

В основу модульных сеток часто бывает положен квадрат. Квадрат очень удобный модуль. Он широко используется как модуль в современной мебельной промышленности, в особенности, при конструировании сборной мебели, «стенок». Двойной квадрат издавна известен как модуль традиционного японского дома, где размеры комнат находились в соответствии с тем, сколько раз уложится на полу циновка-татами, имеющая пропорции двойного квадрата.

Не всегда модульная сетка такая уж равномерная и симметричная. Она может быть и абсолютно абстрактной, с произвольным размещением элементов, но в любом случае ее задача - обеспечить преемственность подачи материала.

Применяя блоковый принцип построения рекламного объявления, вы волей-неволей применяете модульную сетку. И если в следующем объявлении изменится текст и фотография, а принцип расположения элементов останется прежним, то зрителю будет гораздо проще "опознать" ваше объявление. Многие красноярские фирмы давно и успешно используют этот принцип в газетных объявлениях.

Модули используют и архитекторы, и дизайнеры-мебельщики, и разработчики автомобилей... у них модуль привязан к пропорциям и размерам тела человека. Хотя каким модулем пользовались создатели "Запорожца" - ведомо им одним. Я со стандартным метр восемьдесят имел колени у подбородка. При таком же росте и большем весе мой брат умудрялся даже управлять этой машиной... Золотое сечение (Божественная пропорция) объединяет элемен­ты целого (прямой угол и расстояние между вершинами 1, 2 и √5) в целое — двойной квадрат.

Свойство аддитивности линейного ряда золотого сечения состо­ит в том, что каждый отрезок равен сумме или разности двух смежных отрезков.

Многовековой опыт искусства, в котором прочно утвердились такие категории, как "целостность", "единство", "гармонич­ность", может быть перенесен и на характеристики произведений, о которых мы говорим: целостное произведение, композиционное единство, гармоничная композиция. Законы, по которым создают­ся такого рода произведения искусства, принято называть закона­ми гармонии. К ним относятся закон равновесия, закон единства и соподчинения. Однако и без художественных средств, помогаю­щих создавать композиции по законам гармонии, не обойтись. К их числу, как вы уже знаете, относятся ритм, контраст, нюанс, тожде­ство, а также пропорции и масштаб. Это основные средства гармо­низации. Композиций, созданных без их участия, просто не суще­ствует. Напомним, что во времена Гомера гармониями называли скрепы, соединяющие доски в обшивке корабля. Лишенный гармоний корабль распадался на отдельные доски.

Обратим внимание на одно из важнейших средств гармониза­ции — пропорции (связи частей и целого). Продолжая тему единст­ва целостного произведения, мы утверждаем, что пропорции и есть именно то средство, в основе которого заложена идея соотношения целого и составляющих это целое частей. Под пропорцией понима­ется отношение частей целого между собой и этим целым.

Модульная сетка - шпаргалка верстальщику. Очень полезна для понтов при проектировании фирменного стиля :))))

Если вы не уверенны в своем глазомере и чувстве пропорционального соотношения графических элементов, то большую помощь в подготовке макета может оказать модульная сетка. Но можно прекрасно обойтись и без нее.

Модульная сетка определяет в целом внешний вид будущего макета и строго задает места размещения на странице, страницах или во всех однородных документах всех предполагаемых элементов, текста, иллюстраций, заголовков статей и других графических и информационных объектов.

Сетка разрабатывается дизайнером конкретно для каждого проекта. Будь то календарь, фирменный бланк, визитка, открытка, конверт, журнал, книга или прочая графика, требующая, как вам кажется, этапа разработки модульной сетки.

Сетку иногда называют шаблоном или трафаретом. Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут размещены элементы. Сетка представляет собой систему непечатаемых и не показываемых заказчику (кроме фирменного стиля) вертикальных, горизонтальных и диагональных линий, разделяющих страницу.

  1. Композиционный центр и методы его выделения. Единство цветового решения. Основные, вспомогательные и дополнительные элементы композиции и их место в дизайн-проекте, проблема композиционного центра проекта. Миф, аллегория, гипербола.

Методы выделения композиционного центра:

- контраст по цвету

- по тону

- по форме

- по размеру

- по положению

В творчестве композиция служит определённой цели: донести до пользователя необходимую информацию не вызвав у него отторжения. Используя ассоциативное мышление присущее всем людям, можно заставить взгляд скользить в определённом направлении, воспринимать информацию быстро и легко, и среди множества аналогов запомнить именно данную работу.
Часть произведения, которая выражает главную мысль его содержания, является композиционным центром.
Построение всей композиции выполняется для выявления её композиционного центра – главного идейного содержания, нахождения конструктивных связей второстепенных частей и деталей, подчёркивающих в конечном счёте композиционный центр.
Композиционный центр выделяется прежде всего местоположением на изобразительной плоскости, освещённостью, цветотональными контрастами, колоритом, моделировкой объёма элементов изображения и другими средствами.
Выделение композиционного центра обусловлено особенностями зрительного восприятия человека, который, как правило, фиксирует внимание на сильнодействующем "раздражителе". Когда человек смотрит на какой-либо объект, зрение фиксируется на этом объекте, но глаз чётко видит площадь изображения только в определённом радиусе, так называемом поле ясного видения. Вне поля ясного видения человек смутно различает предметы и может увидеть их достаточно ясно только при изменении фокуса зрения, если переведёт взгляд на другие объекты или предметы.
Размещая определённым образом композиционный центр, определяется процесс восприятия произведения, который начинается, как правило, с восприятия композиционного центра. Важное значение для акцентирования композиционного центра имеет масштаб элементов изображения и их соотношение на плоскости изображения. Композиция неудачна, если элементы изображения композиционного центра оказываются слишком большими или слишком маленькими в соотношении с остальными частями изображения или с его общим размером.
Правило неделимости, или целостности. Неделимость выражается в нахождении такого композиционного решения, при котором из изображения ничего нельзя изъять, к нему ничего нельзя добавить или передвинуть в изображении без ущерба для целого. Целостность композиции выражается в нахождении связей между элементами изображения. При нахождении структуры композиции необходимо сначала найти сочетание основных пластических масс изображения, в силуэты которых могут войти детали. Разработку деталей допускается проводить лишь после определения соотношения основных частей композиции - её структуры.
Наиболее сложно характеризуемое качество, являющееся непременным условием полноценного произведения – это его выразительность. Посредством выразительности проявляется активное, заинтересованное отношение к предмету изображения, его оригинальность, эстетические представления и личное мироощущение автора. Выразительность как воздействующее средство композиции проявляется главным образом в умении пользоваться контрастами. Сущность контраста заключается в противопоставлении двух соотносящихся свойств, качеств, особенностей.
Для создания эстетически полноценного композиции необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства с формой.
Шар, куб, пирамида или цилиндр наиболее просто взаимодействуют с пространством. Простота объема позволяет отчетливо представить невидимые его части, т. е. форму в целом. Но главное, что позволяет это сделать, - не столько простота объема, сколько закономерность, лежащая в основе строения формы.
Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными элементами или частями структуры. В интересах целостности композиции надо уметь показать, что форма развивается не случайно, а закономерно. В этом случае, например, активная наклонная линия должна найти развитие и поддержку в других элементах структуры композиции.

Миф, греч., древнее предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования и все вообще миросозерцание древних народов ; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allēgoría - иносказание); изваяние в переносном смысле; картинное, чувственное изображение мысли; условное изображение в искусстве отвлечённых идей, Связь между образом и значением устанавливается в А. по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т. п.).

В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На А. строятся басня, притча, а также многие произведения средневековой восточной поэзии; встречается и в др. жанрах ("Три ключа" А. С. Пушкина, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).

В изобразительном искусстве А. – фигуры с постоянными атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие какие-либо понятия

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение), стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает (например, у Н. В Гоголя: "шаровары шириной в Чёрное море"). Т. о., Г. является художественной условностью и вводится в экспрессивных целях. Г. характерна для поэтики эпического фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. В. Гоголь, В. В. Маяковский).

ЦВЕТ

Гармония — это равновесие, симметрия сил. Учение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.

В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, и треугольники для цзетов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности".

Самый простой способ избежать такой "серости" - прибегнуть к помощи Цвета. Пожалуй, ни один другой элемент дизайна не оказывает такого влияния на наше ощущение пространства (вебсайта, дома и т.п.), как Цвет. Цвета могут мгновенно менять наше настроение и мнение. Им подвластно создать уют, погрузить нас в пучину страха или возбудить нас. Для дизайна интерфейсов в особенности полезны естественные цвета. В широком диапазоне от сложных веб-приложений до презентационных сайтов цветовые комбинации, встречающиеся в природе, обладают набольшей способностью выделяться (помогая создать более запоминающийся вебсайт), направлять (позволяя пользователям сосредотачиваться на взаимодействии с элементами сайта), увлекать (делая общее расположение элементов страницы более удобным и привлекательным), и вдохновлять (предлагая новые идеи в выборе цветов).

Поэтому, сайту нельзя пренебрегать любыми возможностями выделиться из общей массы. Если ваш сайт выделяется, есть шанс, что пользователи уделят ему больше времени или внимания при посещении. Они могут даже запомнить его и посетить вновь. Возможно, нет лучшего средства оставить благоприятное впечатление, чем Цвет. Людям свойственна немедленная реакция на цвет: они возбуждаются, они становятся счастливы или же скучнеют.

Уникальная палитра, основанная на найденных в Природе цветах, может вызволить вас из цветовой унылости World Wide Web (рис.1), помогая создать более запоминающийся веб-сайт. Например, естественная комбинация цветов (рис. 2), использованная при создании макета этого сайта (рис. 3), полностью контрастирует с более "стандартной" версией дизайна этого же сайта (рис. 4). Мягкие цвета достаточно нежны, чтобы быть фоном, но вместе с тем они позволяют достаточно чётко выделить четыре основных информационных области сайта.

Естественные цвета часто менее насыщены и более приятны для глаз, чем их искусственные аналоги. В результате они дают пользователю возможность сосредоточиться на взаимодействии с сайтом, не отвлекая его слишком яркими оттенками. Когда вы пытаетесь сосредоточиться на информации, размещённой в слое с очень яркой цветовой гаммой (рис. 4), ваши глаза постоянно возвращаются к этим ярким цветам (в данном случае к синей полосе наверху). С другой стороны, оттенки жёлтого и голубого на альтернативном варианте дизайна (рис. 3) создают гармоничный баланс между изображениями, панелями навигации и контентом. (Это особенно полезно для веб-сайтов, имеющих значительный объём материалов). Наиболее заметными сделаны самые полезные элементы - меню и блоки с содержимым, но не фоновые цвета, для которых были выбраны природные цвета. Наши глаза привыкли к голубым, жёлтым и серым тонам, так как мы видим их каждый день вокруг себя.

Это явление становиться особенно важным в web-приложениях, с которыми пользователи работают порой часами и целыми днями. Наличие палитры, не отвлекающая пользователя, позволяет ему сосредоточиться на его работе и важной информации. Конечно, Цвет не является единственным необходимым элементом дизайна - структура сайта, взаимодействие и расположение его элементов и многое другое - все должно работать вместе, создавая полезный и удобный для работы веб-сайт или приложение. Но Цвет - важная часть системы, которую нельзя игнорировать

Естественные цвета особенно полезны для ещё одного аспекта дизайна - ответной эмоциональной реакции пользователя. Для того, чтобы пользователь легко попал из Точки А в Точку Б, призывают на помощь юзабилити, но для создания у пользователя приятных ощущений от происшедшего и желания вновь их испытать и поделить ими с другими нужна какая-то индивидуальность.

Рассмотрим два варианта транзакционных форм. Одна использует холодную, пугающую палитру. Другая - более удобна в использовании благодаря применению тёплой и дружелюбной цветовой палитры на основе естественных оттенков. Банковским служащим, постоянно работающим с этим сетевым приложением, наиболее дружественный интерфейс покажется наиболее удобным для работы.

Естественные цвета, помимо всего прочего, вдохновляют. Разнообразие Природы непрерывно предлагает новых идеи и подходы при выборе цветов. Например, цвета, использованные в компании по привлечению туристов в Дублин, оказались вовсе не оранжевым, зелёным и белым цветами ирландского флага, как вы могли бы подумать. Вместо них были использована цветовая комбинация, характерная для морского побережья Ирландии. Такое сочетание цветов является более живым и привлекательным,

  1. Сценарий и фабула в динамической композиции. Роль сценария в создании электронного проекта.

Композиция– важный организующий элемент художественной формы, предающий произведению единство и целостность.

Сценарий-

1) краткое изложение содержания, сюжетная схема по которой создается представление и т. д.

2) Литературное произведение предназначенное для воплощения с помощью средств динамической визуализации

3) это система предложений о течение изучаемого процесса

Сценарий бывает:

-режиссерский

-литературный

1 часть-завязка. Экспозиция (начало действий)

2 часть-развитие действий-это развитие событий возникающих из развитого конфликта

3 часть-кульминация

Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые компонуются и оформляются автором в сюжете (см.) на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Динамическая композиция -нечто неустойчивое, кратковременное.
Движущемуся изображению присущи многие качества, совсем не свойственные статичному изображению. Оно позволяет значительно легче и убедительнее показать самый процесс того или иного изменения, например смягчить господствующую атмосферу, переключить по нашему желанию внимание с одного актера на другого, регулировать относительное значение объектов, передавать динамические свойства или характер движения и т. д.

  1. Внешняя форма дизайн-проекта. Единство визуальной формы и содержания проекта. Роль эскизирования и макетирования в дизайн-проектировании.

Методика креативного поиска осваивается в практической деятельности. При этом для каждого дизайнера она обретает специфические черты, связанные как с особенностями его мышления, так и с его практическим опытом. Для одного важно перевернуть горы информации, чтобы «зацепиться» за нужную «ниточку»; для другого креативный поиск может быть связан с выходом за пределы анализируемой ситуации и нахождением аналогий, ассоциаций из других сфер... Кто-то способен увидеть будущий образ в одном-единственном слове, а кто-то отталкивается в работе от конкретных зрительных впечатлений.

В дизайн-проектировании выделяют две ступени: предпроектную и проектную. Предпроектная ступень дизайн-проектирования связана со сбором, обобщением информации о проектной задаче, о возможных способах ее решения, о достоинствах и недостатках, имеющихся аналогах этих решений, разработкой собственных принципов. Проектная ступень дизайн-процесса предполагает непосредственно практическое создание дизайнерского продукта.

Этапы дизайн-проектирования

Выявление проблемы на основе сбора информации.

На этом этапе прежде всего:

• определяется основная идея дизайн проекта для компании, формулируется четкий ответ на вопрос, для чего она проводится, для какого слоя населения, кто потребитель;

• осуществляется сбор информации об объекте проектирования, т.е. собираются все сведения, имеющие отношение к товару (услуге) как к предмету рекламы;

• происходит изучение, анализ и интерпретация функциональных свойств будущего дизайн-объекта;

• изучаются конкуренты. А. Уиллер предлагает для понимания конкурентной ситуации ответить на следующие вопросы:

- кто конкуренты

- что представляют собой их бренды

- какие рынки/аудитории они обслуживают

- какие у них преимущества (сильные стороны)

- какие у них недостатки (слабости)

- какие способы продаж и привлечения клиентов они используют

- как они себя позиционируют

- как они характеризуют своих покупателей/клиентов

- каковы их ключевые сообщения

- какова их финансовая ситуация

- какую долю рынка они контролируют

- как они выглядят, какие ощущения они вызывают

1. Определение потребителя — анализ визуальной культуры того, кому адресована реклама, на основе результатов дополнительных исследований (возраст, характер, модель поведения в данной ситуации).

2. Поиск приемов, методов — поиск методов решения, с использованием новых нестандартных идей или использовать уже известные методы — просмотр различных материалов, каталогов (схема Веркмана).

3. Разработка дизайн-концепции — разработка основной образной идеи будущего проекта, формулировка смыслового содержания как идейно-тематической основы проектного замысла, основная структурированная идея, смысловая направленность целей, задач, средств проектирования

4. Разработка композиционно-пластических решений и выбор оптимального варианта проектного решения — завершающий этап — визуальный поиск воплощения дизайн-концепции. Осуществляется практическое решение проблемы соотношения формы и содержания через разработку эскиза, макетирование.

5. Важной составляющей этого этапа является анализ композиционного решения целостности формы, единства и характера всех ее элементов, соответствия формы содержанию.

6. Подача проекта, обоснование идеи проектного решения. Общее заключение идеи и средств проектного решения включает в себя его оценку — определение эффективности визуальной составляющей и оценка эстетических качеств.

Одним из основополагающих признаков композиции является - целостность. Целостность - это неразрывность элементов композиции, подчиненность их единой конструктивной идее. Стремление к композиционности, по определению В.А. Фаворского, есть «стремление цельно изображать разнопространственное и разновременное в рамках одной композиции схеме, конструкции».

Единство композиции - Целостность, цельность всех элементов изображения (кадра), наличие всех необходимых для выражения идеи элементов в их соответствии. Единство идеи и воплощения, формы и сути, приемов и средств (единство не подразумевает однообразие). Началом структурного единства формы может быть ее монолитность, внутреннее равновесие компонентов.

Единство

Единство относится к общей композиционной гармонии элементов. Это удачное сочетание шрифта, баланса, ритма и тона. Должна быть логическая связность стиля и не должно выглядеть так, как- будто свою лепту в дизайн вносили три разных дизайнера. Когда мы вносим различные элементы в дизайн макета, старайтесь смотреть и сразу на общий дизайн макета. Можно делать наоборот- вы создаете идею и на основании ее соподчиняйте и связывайте все составляющие ее элементы. Тогда у вас будет получаться целостная композиция.

ЭСКИЗИРОВАНИЕ – процесс создания эскиза (франц. es quisse – из размышлений), предварительного рисунка или наброска, фиксирующего замысел и содержащего основные очертания создаваемого объекта.

На этапе эскизирования ведется поиск идеи и отражается замысел проектного решения, основывается он, прежде всего на информации, полученной в ходе разработки технического задания на проектирование, что является центральным звеном процесса дизайн-проектирования. Сам процесс создания эскизов это ответ на индивидуальные обстоятельства и направлен на анализ функциональной организации жизненных процессов и других формообразующих факторов, определяющих выбор объемно-пространственного и цветового решения пространства.

  1. Единство структуры электронной динамической композиции (персонажи, сценарий, движение, монтаж). Сюжет, коллизия, акцент в динамической композиции.

Работая над образомв динамической композиции, необходимо знать, как организовать внимание зрителя, как правильно выстроить композицию, чтобы создать целостность восприятия.

КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. compositio — составление, сочинение) — членение и взаимосвязь разнородных элементов.

Композиции состоит из взаимосвязанные между собой и заранее разработанные персонажи (образ персонажа, характер, движения), сюжета основанного на разработанном сценарии и его развитие, ритме с которым развиваются события в кадре (внутрикадровое движение, ракурс), монтаж (смена кадров).

М о н т а ж (фр. montage — сборка) — деление кино- или видеоряда на кадры, их сопоставление и их соединение.

К а д р — это часть кино- или видеоряда от соединения с предыдущим кадром до соединения с последующим.

Свет, Звук, характер персонажа, цвет, шрифт – все это элементы составляющие композицию.

Каждый элемент композиции индивидуален и самостоятелен, но при этом он взаимодействует с другими элементами, работая на единую общую идею.

Устойчивые особенности изображения элементов и их взаимосвязь составляют стилевое единство.

Логическая последовательность действий персонажей — это и есть сюжет произведения.

Сюжет состоит из следующих элементов:

- экспозиция (может существовать без нее)

- завязка,!

- развитие,

- кульминация,!

- развязка,

- финал.!

Основными элементами являются завязка, кульминация и финал.

В основе подобного деления сюжета и расположения его частей лежат законы зрительского восприятия.

Эти законы можно изложить в пяти пунктах:

1. своевременное возбуждение зрительского внимания: американские кинематографисты считают (и не без основания), что, если в первые 5-10 минут зритель не увидит ничего экстраординарно-интересного, он уходит или выключает телевизор; В коротких видео роликах это 3 – 5 секунд.

2. поддержание этого внимания;

3. усиление по ходу картины напряжения действия, и тем самым усиление внимания зрителя;

4. доведение напряжения до кульминации, до взрыва, вызывающего потрясение зрителя;

5. эффектная, не разочаровывающая зрителя концовка — финал.

Э к с п о з и ц и я (от лат. exposition — изложение, объяснение) — представление персонажей фильма и отношений между ними в период непосредственно предшествующий началу и развертыванию главного конфликта.

В экспозиции зрителям (читателям сценария) сообщаются сведения:

- о героях и персонажах произведения: «кто есть кто»;

- об обстановке, в которой им предстоит действовать;

- о ситуации, которая чревата конфликтом и может привести к конфликтному действию;

- о теме произведения;

- о жанре произведения.

В мультимедийных презентациях и видео роликах можно выдавать такую информацию постепенно в процессе всего ролика, не обязательно в самом начале.

При этом, разумеется, не стоит держать зрителя в недоумении слишком долго: он может потерять интерес к действию.

З а в я з к а — это момент начала главного конфликтного действия.

Завязочной точке обычно предшествуют в ходе прямой экспозиции подготовительные стадии.

Затем идет стадия коллизии, когда силы осознали необходимость борьбы и готовы к ней

(КОЛЛИ́ЗИЯ (от лат. collisio — столкновение) — противоборство, противоречие между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия, не всегда выступает ясно и открыто).

Однако после наступления коллизии главный конфликт может не начать развиваться, если она не переходит в стадию борьбы

Развитие конфликтного действия — это наиболее длительная по времени часть сюжета фильма, она необходима для подготовки высшей точки сюжетного напряжения.

Ради выполнения своей функции развитие должно включать целый ряд моментов и событий, обостряющих конфликт.

К у л ь м и н а ц и я (от лат. culmen – вершина – момент высшего и последнего напряжения главного конфликтного действия.

К примеру: кульминация — это не когда человек сорвался в пропасть, а когда он, сорвавшись, успел ухватиться за край скалы, пальцы его побелели, и он вот-вот сорвется.

Р а з в я з к а — заключительный отрезок развития сюжета, его итог.

Ф и н а л (от лат. finis — конец) — заключительная точка сюжета, конечное положение, завершающее развитие смысловой концепции фильма.

  1. Статика, динамика. Движение в композиции. Контраст движения и неподвижности. Ключевые кадры. Длительность. Связность, упорядоченность, изменчивость.

Динамизм не есть изображение движения в вашей работе буквальном смысле, даже если ваша композиция статична, спокойна, то в ней все равно есть некая жизнь (движение), потому что все равно происходит взаимодействие между деталями и элементами вашей работы. Т.е. управляя взглядом и вниманием вашего зрителя, вы, так или иначе, создаете движение в вашей работе.

Статичный или динамичный характер будет носить ваша композиция, зависит от того, какие цели и задачи стоят перед вами. Так, например, для сайта банка предпочтительнее некоторая статичность стабильность, а для сайта стадиона, ипподрома – лучше создать настроение напряжения, активности.

Статичное состояние в работе поддерживается симметричной композицией, не слишком большим количеством свободного пространства, отсутствием диагональных линий, направлений.

Для выражения динамики можно использовать асимметричную композицию, элементы с острыми углами, большое количество свободного пространства, диагональные направления.

Помните, движение в композиции должно носить организованный характер, иначе может получиться так, что динамика превратится в хаос, мешанину, а статичность будет скучной, неинтересной взгляду.

Динамичность. Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.

Динамичность свойственна и неподвижным и быстродвижущимся предметам. В первом случае она обусловливается не тЂ'f1ь сильно деформированы зеркала, крышки столов и даже боковые стенки корпусных изделий и т. п. Этим самым они как бы отражали достижения технического века, а, в конечном счете, имели антифункциональную и нетехнологическую форму.

Статичность. Это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью. Если с этих позиций рассматривать различные предметы, можно отметить, что в средствах транспорта статичность исключается. В станках сочетаются статичные и движущиеся элементы. Для мебели характерны более статичные формы, хотя и в ней есть асимметричные элементы, которые придают изделиям или интерьеру характер динамичности.

Статичная композиция. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе не иллюстративное описание, не событие, а глубину, философию.

Динамичная композиция. Внешне неустойчивы, склонны к движению, ассиметрии, открытости. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность; но будет большой ошибкой считать простую небрежность в работе динамикой, это совершенно неравнозначные понятия. Динамичные композиции сложнее и индивидуальнее, поэтому требуют тщательного продумывания и виртуозного исполнения.
Динамика в музыке, совокупность явлений, связанных с применением различных степеней силы звучания, громкости.

Основным средством одушевления рисунка является восстанавливаемое по фазам движение. Движение в рисованном фильме - это осмысленное целенаправленное действие, то есть поступки и поведение персонажа, которые определяют его характер, создавая образ. Такое действие является результатом внутренних, побудительных мотивов, вызванных предполагаемыми обстоятельствами.

Кадр - это замкнуто-открытая форма, как и сцена, эпизод.

Рисованный фильм отличается от любого другого произведения искусства тем, что драматургическое действие в нем разыгрывается на определенном отрезке времени рисованными персонажами. Это действие состоит из сцен. Каждая такая сцена состоит из знакомых нам фаз-звеньев.

До сих пор мы говорили о фазе как о простейшем элементе восстановленного движения. Теперь это понятие следует расширить. Законченная фаза (кадр) - это простейшая частица драматургически осмысленного действия. В ней как бы запрограммированы все основные жизненные функции такого сложного организма искусства, каким является рисованный фильм. От полноценности каждой фазы, ее точного местоположения, от взаимосвязи фаз между собой зависит его качество в целом. Все это делает фазу определяющим звеном рисованной художественной мультипликации. Все основные компоненты фильма решаются с учетом этого важнейшего звена. Больше того, фаза наложила отпечаток и на познавательные способности мультипликации.

Изменчивость - способность организмов изменять свои признаки и свойства.

Кадр (франц. cadre, буквально - рама), кинокадр, 1) снимок на киноплёнке, на котором зафиксирована одна из фаз движения или статического положения объектов съёмки. Линейное и пространственное построение, тональное и колористическое решения, характер оптического рисунка К., а также границы пространства, отображаемого в нём, подчинены раскрытию идеи и содержания снимаемой сцены. При построении К. учитываются особенности динамической композиции, связанные с внутрикадровым движением снимаемых объе<

Наши рекомендации