Реализация функций API с помощью внешних библиотек
При реализации функций API с помощью внешних библиотек эти функции предоставляются пользователю в виде библиотеки процедур и функций, созданной сторонним разработчиком.
Система программирования ответственна только за то, чтобы подключить объектный код библиотеки к результирующей программе. Причем внешняя библиотека может быть и динамически загружаемой (загружаемой во время выполнения программы).
С точки зрения эффективности выполнения этот метод реализации API имеет самые низкие результаты, поскольку внешняя библиотека обращается как к функциям операционной системы, так и к функциям RTL языка программирования. Только при очень высоком качестве внешней библиотеки ее эффективность сравнима с эффективностью библиотеки RTL.
Если говорить о переносимости исходного кода, то здесь требование только одно — используемая внешняя библиотека должна быть доступна в любой из архитектур вычислительных систем, на которые ориентирована прикладная программа. Тогда удается достигнуть переносимости. Это возможно, если внешняя библиотека удовлетворяет какому-то принятому стандарту, а система программирования поддерживает этот стандарт.
Например, библиотеки, удовлетворяющие стандарту POSIX (см. следующий раздел), доступны в большинстве систем программирования для языка С. И если прикладная программа использует только библиотеки этого стандарта, то ее исходный код будет переносимым. Еще одним примером является широко известная библиотека графического интерфейса XLib, поддерживающая стандарт графической среды X-Window.
Для большинства специфических библиотек отдельных разработчиков это не так. Если пользователь использует какую-то библиотеку, то она ориентирована на ог-
Интерфейс прикладного программирования_______________________________ 303
раниченный набор доступных архитектур целевой вычислительной системы. Примерами могут служить библиотеки MFC (Microsoft Foundation Classes) от Microsoft и VCL (Visual Controls Library) от Borland, жестко ориентированные на архитектуру операционных систем семейства Windows.
Тем не менее многие фирмы-разработчики сейчас стремятся создавать библиотеки, которые бы обеспечивали переносимость исходного кода приложений между различными архитектурами целевой вычислительной системы. Пока еще такие библиотеки не получили широкого распространения, но имеется несколько попыток их реализации, например библиотека CLX от Borland ориентирована на архитектуру операционных систем семейств Linux и Windows.
В целом развитие функций API идет в направлении попытки создать библиотеки API, обеспечивающие широкую переносимость исходного кода. Однако с учетом корпоративных интересов различных производителей и сложившейся ситуации на рынке в ближайшее время вряд ли удастся достичь значительных успехов в этом направлении. Разработка широко применимого стандарта API пока еще остается делом будущего.
Поэтому разработчики системных программ вынуждены оставаться в довольно узких рамках ограничений стандартных библиотек языков программирования.
Что касается прикладных программ, то гораздо большую перспективу для них предоставляют технологии, связанные с разработками в рамках архитектуры клиент-сервер или трехзвенной архитектуры создания приложений. В этом направлении ведущие производители операционных систем, СУБД и систем программирования скорее достигнут соглашений, чем в направлении стандартизации API.
Итак, нами были рассмотрены основные принципы, цели и подходы к реализации системных интерфейсов API. Отметим еще один очень важный момент: желательно, чтобы интерфейс прикладного программирования не зависел от системы программирования. Конечно, были одно время персональные компьютеры, у которых базовой системой программирования выступал интерпретатор с языка Basic, но это скорее исключение. Обычно интерфейс API не зависит от системы программирования и может вызываться из любой системы программирования, хотя и с использованием соответствующих правил построения вызывающих последовательностей. В то же время, в ряде случаев система программирования может сама генерировать обращения к API. Например, мы можем написать в программе вызов функции по запросу 256 байт памяти:
unsigned char * ptr = malloc (256);
Система программирования с языка С сгенерирует целую последовательность обращений. Из кода пользовательской программы будет осуществлен вызов библиотечной функции malloc, код которой расположен в RTL языка С. Библиотека времени выполнения, в данном случае, реализует вызов malloc уже как вызов системной функции HeapAlloc API:
LPVOID НеарAlloc(
HANDLE hHeap. // handle to the private heap block - указатель на блок DWORD dwFlags, // heap allocation control flags - свойства блока
304______________________________ Глава 9 Архитектура операционных систем
DWORD dwBytes // number of bytes to allocate - размер блока ):
Параметры выделяемого блока памяти в таком случае задаются системой программирования, и пользователь лишен возможности задавать их напрямую. С другой стороны, если это необходимо, функции API можно вызывать прямо в тексте программы:
unsigned char * ptr - (LPVOID) HeapAllocC GetProcessHeapO, 0, 256); В этом случае программирование вызова немного усложняется, но получаемый конечный результат будет, как правило, короче и, что самое важное, работать будет эффективнее. Следует отметить, что далеко не все возможности API доступны через обращения к функциям системы программирования. Непосредственное обращение к API позволяет пользователю обращаться к системным ресурсам более эффективным способом. Однако это требует знания функций API, количество которых нередко достигает нескольких сотен.
Как правило, функции API не стандартизированы. В каждом конкретном случае набор вызовов API определяется, прежде всего, архитектурой операционной системы и ее назначением. В то же время, принимаются попытки стандартизировать некоторый базовый набор функций, поскольку это существенно облегчило бы перенос приложений с одной операционной системы на другую. Таким примером может служить очень известный и, пожалуй, один из самых распространенных стандарт POSIX. В этом стандарте перечислен большой набор функций, их параметров и возвращаемых значений. Стандартизированными, согласно POSIX, являются не только обращения к API, но и файловая система, организация доступа к внешним устройствам, набор системных команд'. Использование в приложениях этого стандарта позволяет в дальнейшем легко переносить такие программы с одной операционной системы в другую путем простейшей перекомпиляции исходного текста.
Частным случаем попытки стандартизации API является внутренний корпоративный стандарт компании Microsoft, известный как WinAPI. Он включает в себя следующие реализации: Win 16, Win32s, Win32, WinCE. С точки зрения WinAPI (в силу ряда идеологических причин графический, то есть «оконный», интерфейс пользователя обязателен) базовой задачей является окно. Таким образом, стандарт WinAPI изначально ориентирован на работу в графической среде. Однако базовые понятия дополнены традиционными функциями, в том числе частично поддерживается стандарт POSIX.
Интерфейс POSIX
POSIX (Portable Operating System Interface for Computer Environments — независимый от платформы системный интерфейс для компьютерного окружения) — это стандарт IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers — институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике), описывающий системные интер-
' В данном контексте под системными командами следует понимать некий набор программ, позволяющих управлять вычислительными процессами, например pstat, kill, dir и др.
Интерфейс POSIX___________________________________________________ 305
фейсы для открытых операционных систем, в том числе оболочки, утилиты и инструментарии. Помимо этого, согласно POSIX, стандартизированными являются задачи обеспечения безопасности, задачи реального времени, процессы администрирования, сетевые функции и обработка транзакций. Стандарт базируется на UNIX-системах, но допускает реализацию и в Других операционных системах.
Интерфейс POSIX начинался как попытка пропаганды институтом IEEE идей переносимости приложений в UNIX-средах путем разработки абстрактного независимого от платформы стандарта. Однако POSIX не ограничивается только UNIX-системами; существуют различные реализации этого стандарта в системах, которые соответствуют требованиям, предъявляемым стандартом IEEE Standard 1003.1-1990 (POSIX. 1). Например, известная ОС реального времени QNX соответствует спецификациям этого стандарта, что облегчает перенос приложений в эту систему, но UNIX-системой не является ни в каком виде, ибо ее архитектура использует абсолютно иные принципы.
Этот стандарт подробно описывает систему виртуальной памяти (Virtual Memory System, VMS), многозадачность (Multiprocess Executing, МРЕ) и технологию переноса операционных систем (CTOS). Таким образом, на самом деле POSIX представляет собой множество стандартов POSIX. 1-POSIX. 12. В табл. 9.1 перечислены основные направления, описываемые данными стандартами. Следует также особо отметить, что в POSIX. 1 основным языком описания системных функций API предполагается язык С.
Таблица 9.1. Семейство стандартов POSIX
Стандарт Стандарт ISO Краткое описание
POSIX.0 Нет Введение в стандарт открытых систем. Данный документ
не является стандартом в чистом виде, а представляет собой рекомендации и краткий обзор технологий
POSIX.1 Да Системный интерфейс API (язык С)
POSIX.2 Нет Оболочки и утилиты (одобренные IEEE)
POSIX.3 Нет Тестирование и верификация
POSIX.4 Нет Задачи реального времени и потоки выполнения
POSIX.5 Да Использование языка ADA применительно
к стандарту POSIX. 1
POSIX.6 Нет Системная безопасность
POSIX.7 Нет Администрирование системы
POSIX.8 Нет Сети, «прозрачный» доступ к файлам, абстрактные
сетевые интерфейсы, не зависящие от физических протоколов, вызовы RPC, связь системы с приложениями, зависящими от протокола
POSIX.9 Да Использование языка Fortran, применительно
к стандарту POSIX. 1
POSIX. 10 Нет Super-computing Application Environment Profile (AEP)
POSIX. 11 Нет Обработка транзакций AEP
POSIX. 12 Нет Графический интерфейс пользователя (GUI)
306______________________________ Глава 9. Архитектура операционных систем
Таким образом, программы, написанные с соблюдением данных стандартов, будут одинаково выполняться на всех POSIX-совместимых системах. Однако стандарты отчасти носят всего лишь рекомендательный характер. Часть стандартов описана очень строго, тогда как другая часть только поверхностно раскрывает основные требования. Нередко программные системы заявляются как POSIX-совместимые, хотя таковыми их назвать нельзя. Причины кроются в формальном подходе к реализации интерфейса POSIX в различных операционных системах. На рис. 9.1 изображена типовая схема реализации строго соответствующего POSIX приложения.
Рис. 9.1. Схема реализации приложения, строго соответствующего стандарту POSIX
Из рисунка видно, что для взаимодействия с операционной системой программа использует только библиотеки POSIX. 1 и стандартную библиотеку RTL языка С, в которой возможно использование только 110 различных функций, также описанных стандартом POSIX. 1.
К сожалению, достаточно часто с целью увеличения производительности той или иной подсистемы либо для введения фирменных технологий, которые ограничивают область применения приложения соответствующей операционной средой, при программировании используются другие функции, не отвечающие стандарту POSIX.
Реализации стандарта POSIX на уровне операционной системы различны. Если UNIX-системы в своем абсолютном большинстве изначально соответствуют спецификациям IEEE Standard 1003.1-1990, то WinAPI не является POSIX-совместимым. Однако для его поддержки в операционной системе Windows NT введен специальный модуль API для поддержки стандарта POSIX, работающий на уровне привилегий пользовательских процессов. Данный модуль обеспечивает преобразование и передачу вызовов из пользовательской программы к ядру системы и обратно, работая с ядром через WinAPI. Прочие приложения, написанные с использованием WinAPI, могут передавать информацию POSIX приложениям через стандартные механизмы потоков ввода-вывода stdin и stdout [57].
Примеры программирования для разных интерфейсов API____________________ 307
Примеры программирования для разных интерфейсов API
Для наглядной демонстрации принципиальных различий интерфейсов API наиболее популярных современных операционных систем для персональных компьютеров рассмотрим простейший пример, в котором необходимо подсчитать количество пробелов в текстовых файлах, имена которых должны указываться в командной строке. Рассмотрим два варианта программы: для Windows (с использованием WinAPI) и для Linux (POSIX API).
Поскольку нас интересует работа с параллельными задачами, пусть при выполнении программы для каждого из перечисленных в командной строке файлов создается свой процесс или поток выполнения (задача), который параллельно с другими процессами (потоками) производит работу по подсчету пробелов в «своем» файле. Результатом работы программы будет являться список файлов с подсчитанным количеством пробелов для каждого.
Следует обратить особое внимание на то, что приведенные ниже реализации программ решения данной задачи не являются единственно возможными. В обеих рассматриваемых операционных системах существуют разные методы работы с файловой системой и управления процессами. В данном случае рассматривается только один, но наиболее характерный для соответствующего интерфейса API вариант.
Для того чтобы было удобнее сравнивать эту (листинг 9.1) и следующую (листинг 9.2) программы, а также учитывая, что задача не требует для своего решения оконного интерфейса, в тексте использованы только те вызовы API, которые не затрагивают графический интерфейс. Конечно, нынче редко какое приложение не использует возможностей GUI, но зато в нашем случае сразу можно увидеть разницу в организации параллельной работы запускаемых вычислений.
Листинг 9.1. Текст программы для Windows (WinAPI)
#include <windows.h> .#include <stdio.h> #include <stdlib.h>
// Название: processFile
// Описание: исполняемый код потока
// Входные параметры: lpFileName - имя файла для обработки
// Выходные параметры: нет
DWORD processFile(LPVOID lpFileName ) {
HANDLE handle; // описатель файла
DWORD numRead, total = 0:
char buf;
// запрос к ОС на открытие файла (только для чтения) handle = CreateFileC (LPCTSTR)lpFileName. GENERIC_READ, FILE_SHARE_READ, NULL. OPENJXISTING, FILE_ATTRIBUTE_NORMAL. NULL):
// цикл чтения до конца файла
do { продолжение
308_____________________________ Глава 9. Архитектура операционных систем
Листинг 9.1(продолжение)
II чтение одного символа из файла ReadFile( handle, (LPVOID) &buf, 1. &numRead, NULL); if (buf == 0x20) total++: } while ( numRead > 0);
fprintf( stderr. "(ThreadID: %Lu), File %s. spaces - %d\n". GetCurrentThreadldC). lpFi1eName, total);
// закрытие файла CloseHandle( handle);
return(O); }
// Название: main
// Описание: главная программа
// Входные параметры: список имен файлов для обработки
// Выходные параметры: нет
int main(int argc, char *argv[]) {
int i:
DWORD pid;
HANDLE hThrd[255]; // массив ссылок на потоки
// для всех файлов. перечисленных в командной строке for (i = 0; i< (argc-1): i++) {
// запуск потока - обработка одного файла hThrd[i] = CreateThread( NULL. 0x4000. (LPTHREAD_START_ROUTINE) processFile. (LPVOID) argv[i+l]. 0. &pid);
fprintf( stdout, "processFile started (HND-%d)\n", hThrd[i]); }
// ожидание окончания выполнения всех запущенных потоков WaitFortlultipleObjects( argc-1. hThrd, true. INFINITE);
return(O); }
Обратите внимание, что основная программа запускает потоки и ждет окончания их выполнения. Другими словами, мы имеем всего один вычислительный процесс, но используем мультизадачные возможности операционной системы.
Листинг 9.2.Текст программы для Linux (POSIX API)
#include <sys/types.h>
#include <sys/stat.h>
#include <wait.h>
#include <fcntl,h>
#include <stdio.h>
// Название: processFile
// Описание: обработка файла, подсчет кол-ва пробелов // Входные параметры: fileName - имя файла для обработки // Выходные параметры: кол-во пробелов в файле int processFile( char *fileName) { int handle, numRead. total = 0:
Примеры программирования для разных интерфейсов API_________________ 309
char buf;
// запрос к ОС на открытие файла (только для чтения) handle = open( fileName. O_RDONLY);
// цикл чтения до конца файла do {
// чтение одного символа из файла
numRead = read( handle. &buf, 1);
if (buf == 0x20) total++: } while (numRead > 0):
// закрытие файла closet handle); return( total); }
// Название: main
// Описание: главная программа
// Входные параметры: список имен файлов для обработки
// Выходные параметры: нет
int main(int argc. char *argv[]) {
int i. pid, status;
// для всех файлов, перечисленных в командной строке for (i = 1: i< argc; i++) {
// запускаем дочерний процесс pid = fork(); if (pid — 0) {
// если выполняется дочерний процесс
// вызов функции счета количества пробелов в файле
printfC "(PID: %в). File %s, spaces = %d\n".
getpidO, argv[ i], processFile( argv[ i])); // выход из процесса exitO;
}
// если выполняется родительский процесс else
printfC"processFile started (pid=%d)\n". pid); }
// ожидание окончания выполнения всех запущенных процессов
if (pid != 0) while (wait(&status)>0):
return; }
Из листинга 9.2 видно, что здесь все вычисления имеют статус процессов, а не потоков выполнения. Надо заметить, что многие современные версии UNIX поддерживают механизм потоков, поскольку потоки в ряде случаев позволяют повысить эффективность вычислений и упрощают их создание, но в рассматриваемом интерфейсе потоков нет.
В заключение можно заметить, что очень трудно сравнивать интерфейсы API. При их разработке создатели, как правило, стараются реализовать функционально полный набор основных функций, используя которые можно решать разные задачи, правда, порой, различными способами. Один набор системных функций хорош для
310______________________________ Глава 9. Архитектура операционных систем
одного набора задач, другой — для иного набора задач. Тем более что, фактически, сейчас мы имеем существенно ограниченное множество интерфейсов API из-за того, что имеет место доминирование наиболее популярных операционных систем и на их распространении в большей степени сказалась правильная маркетинговая политика их создателей, а не достоинства и недостатки самих этих систем и их интерфейсов.
Контрольные вопросы и задачи
1. Что вы понимаете под архитектурой операционной системы?
2. Перечислите и поясните основные принципы построения операционных сис
тем.
3. Для чего операционные системы используют несколько режимов работы про
цессора? Чем отличается супервизорный режим работы процессора от пользо
вательского? Как часто процессор переводится в супервизорный режим?
4. Объясните принцип виртуализации. Имеется ли связь между принципом вир
туализации и принципом совместимости? Если имеется, то поясните, в чем
она заключается?
5. Что такое ядро операционной системы? Расскажите об основных моментах,
характерных для микроядерных ОС. Какие основные функции должно вы
полнять микроядро ОС?
6. Перечислите основные требования, предъявляемые к операционным систе
мам в плане обеспечения информационной безопасности.
7. Перечислите основные требования, предъявляемые к операционным систе
мам реального времени.
8. Какие задачи возлагаются на интерфейс прикладного программирования (API)?
9. Какими могут быть варианты реализации API? В чем заключаются достоин
ства и недостатки каждого варианта?
10. Что такое библиотека времени выполнения (RTL)?
11. Что такое POSIX? Какими преимуществами обладают программы, созданные
с использованием только стандартных функций, предусмотренных POSIX?
Глава 10. Краткий обзор современных операционных систем
Теперь, после знакомства с основными понятиями, относящимися к операционным системам, и изучения конкретных механизмов, реализующих известные методы организации вычислительных процессов, вкратце рассмотрим архитектурные особенности современных операционных систем для персональных компьютеров типа IBM PC.
Прежде всего, отметим тот общеизвестный факт, что наиболее популярными являются операционные системы семейства Windows компании Microsoft. Это и Windows 95/98/МЕ, и Windows NT/2000, и новое поколение Windows XP/ 2003 — этим операционным системам посвящена отдельная глава (см. главу 11). Здесь же мы рассмотрим операционные системы, не относящиеся к продуктам Microsoft, — это UNIX-подобные операционные системы Linux и FreeBSD, a также системы QNX и OS/2. При изучении известных всему миру систем с общим названием Linux и системы FreeBSD, по которым сейчас появляется немало монографий и учебников, упор будет сделан именно на основных архитектурных особенностях семейства UNIX, в абсолютном своем большинстве относящихся ко всем UNIX-системам. Система QNX была выбрана потому, что является наиболее известной и удачной операционной системой реального времени. Операционную систему OS/2 мы рассмотрим последней. Хотя сейчас эта система уже практически всеми забыта1, она была одной из первых полноценных и надежных мультипрограммных и мультизадачных операционных систем для персональных компьютеров, в которой поддерживалось несколько операционных сред.
' В настоящее время ее используют те организации, которые в свое время создали под нее свои приложения, вложив немалые средства. И поскольку система по-прежнему в основном неплохо выполняет свои функции, эти организации не спешат вкладывать деньги для переноса своих задач на новые платформы.
312________________ Глава 10. Краткий обзор современных операционных систем