Система средств обучения курсу информатики. Программные средства учебного назначения (ПСУН): классификация и тенденции их развития.
ПСУН – средство, в котором отражается некоторая предметная область в той или иной мере реализуется технологией ее объединения и обеспечиваются ее условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Проблемы разрешения и создания ПСУН опираются на следующие теоретические основы:
1) педагогическая целесообразность применения ПСУН;
2) функциональное назначение отдельных видов ПСУН;
3) классификация ПСУН по методическому назначению;
4) требования к программным средствам, используемым в учебно-воспитательном процессе.
Классификация:
1) по предметному содержанию;
2) по функции: а) диагностические, б) контролирующие, в) обучающие;
3) по степени активности, которая определяется структурой и характером деятельности;
4) по целевой активности;
5) по уровню коммуникабельности: а) предметно-ориетированные с разной степенью интерактивности, б) коммуникативно-ориетированные (локальные сети).
Классификация по методическому назначению (Роберт Е. Вениаминов): 1) обучающая система; 2) контролирующая система; 3) тренажеры; 4) информационно-справочные и информационно-поисковые; 5) имитационные; 6) моделирующие; 7) игровые; 8) демонстрационные; 9) досуговые.
Существует еще классификация ПСУН: 1) компьютерные учебники; 2) предметно-ориентированные среды; 3) лабораторный практикум; 4) тренажеры; 5) контролирующие программы; 6) справочники, БД учебного назначения.
Тенденции развития ПСУН состоит в отходе от идей прошедшего объединения и расширения информационного пространства программы. Первая обучающая программа почти полностью реализовывали обучение на основе технологии пр-нии: 1) порциональные предъявления учебной информации на экране монитора; 2) со знакомством нового материала – тренировочный опрос; 3) в зависимости от ответов учащегося либо продвижение вперед, либо возврат к пройденным темам.
Из программных средств, специализированных контролировать учебно-познавательную деятельность можно отнести экспертные обучающие системы. Эти программные продукты, основанные на технологии искусственного интеллекта, требует больших затрат, и на сегодняшний день нет потребности полностью заменить учителя. Увеличение объема информационного пространства программ учебного назначения наиболее ярко представлен в гиперсредах (гипертекст, гипермедиа).
При использовании программных средств в качестве средства обучения выделяют цели использования:
1) общедидактические: развитие мышления, воображения, творческого потенциала;
2)частнодидактические: формирование алгоритмического стиля мышления, навыков работы на ЭВМ.
19. Дидактические принципы применения ПСУН в процессе обучения. Основные направления использования ПСУН в учебном процессе общеобразовательной школы.
Решению дидактических задач способствуют все программные средства учебного назначения: демонстрационная программа, обучающая.
Принципы:
1)принцип научности – обеспечивается методической частью программных средств и содержанием учебных программ;
2) принцип созидательности и творческой активности – при руководящей роли учителя реализуется каждым учителем в меру его педагогического мастерства;
3) принцип наглядности развития теоретического мышления – данный принцип имеет особенно важное значение в отношении использования программных средств, поскольку ПСУН является средством обучения, основным назначением которых является совершенствование процесса обучения;
4) принцип систематичности и системности – относится к содержанию образования и обеспечивается методической частью программных средств;
5) принцип перехода от образования к самообразованию;
6) принцип связи образования жизни – реализуется внедрением современных информационных технологий по следующим направлениям: во-первых на уроке информатике, во-вторых, при изучении общеобразовательных дисциплин, в-третьих, во внеклассной работе;
7) принцип прочности результатов образования и развития познавательных сил учащихся – помогает реализовать обучающие приемы, использование которых на уроке для закрепления, позволяет индивидуализировать этот процесс;
8) принцип положительного эмоционального фона – всегда реализуется обычно на первых уроках с применением компьютеров не зависимо от мастерства и опыта учителя;
9) принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся – классно-урочная система принижает индивидуальные особенности учащихся.
При использовании программных средств на уроках необходимо выполнение частных принципов, отражающих особенности программных средств в учебном процессе:
1) принцип понимания прикладных задач;
2) принцип общности – требует от учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа;
3) принцип понимания логики действий в данном программном средстве;
4) принцип оптимального использования для решения дидактических задач в преподавании физики;
5) принцип использования программных средствв для развития творческой активности учащихся;
6) принцип комплексного использования программных средств на уроке – наибольший эффект можно достичь только путем комплексного использования разнообразных средств на уроке;
7) принцип оптимального использования программных средств для обучения.
Учебно-методическое и программное обеспечение курса информатики. Требования к педагогическим программным средствам. Методика использования аудиовизуальных и технических СО.
Все учебные материалы сегодня условно можно разделить на две большие группы:
1) «внешние» - утверждены или рекомендованы Министерством образования
2) «внутренние» - авторские учебно-методические пособия, которые создаются самими преподавателями для дальнейшего использования в своей педагогической деятельности. Они создаются с учетом требований Госстандарта и являются наиболее адаптированными к специфике работы самого учителя в данном учебном учреждении.
Базовое программное обеспечение составляют: ОС, офисный пакет, антивирусные средства, архиваторы, графический редактор, инструментальные средства разработки программ.
Программно-методическое обеспечение курса информатики, наряду с базовым программным обеспечением включает программные средства для поддержки преподавания и инструментальные программные средства, предоставляющие возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.
Программное и учебно-методическое обеспечение курса информатики ориентировано на:
1)поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с компьютером);
2) формирование специфических умений и навыков использования средств новых информационных технологий, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся и подготовке их к жизни в условиях информационного общества.
Помимо педагогических методик, ориентированных на использование компьютерных технологий, в систему средств обучения следует включать традиционные методики, специфические функции которых передать компьютеру невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения.
Требования, предъявляемые к ППС:
1) педагогические требования (дидактические; методические; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); 2) технические; 3) эргономические; 4) эстетические; 5) требования к оформлению документации.
Методика медиаобразования школьной, как правило, базируется на реализации разнообразных творческих заданий.
Основные функции: обучающие, адаптационные, развивающие и управляющие.
Используются самые разнообразные способы деятельности:
1) дескриптивный (пересказ содержания, перечисление событий медиатекста);
2) классификационный (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте)
3) аналитический (анализ структуры медиатекста, языка медиатекста, авторских концепций и т.д.)
4) личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом)
5) объяснительно-оценочный (формирование суждений о медиатексте, о его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и т.д. критериями).