Информационная культура, как современная цель преподавания школьного курса информатики.
Наряду с уже известным понятием «компьютерная грамотность» в новой программе «машинного варианта» впервые на нормативном уровне появляется новое понятие «информационная культура учащихся». Согласно пояснительной записке к конкурсной программе проектируемый обновленный курс ОИВТ «... должен формировать у учащихся:
• навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;
• навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;
• знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высоко: уровня;
• навыки квалифицированного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;
• умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты практической деятельности.
10.Стандартизация школьного образования в области информатики. Критерии отбора содержания образования.
Согласно Федеральному закону «Об образовании», принятому в июле 1992 г., в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национальный компоненты. Понятие стандарт происходит от латинского слова standard, означающего образец, норма, мерило. Термины «стандарт образования», «образовательный стандарт» получили международный статус, т.е. употребляются в разных странах.
Основными объектами стандартизации в образовании является его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования. Они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Кроме этого стандарт является определенным ориентиром для авторов школьных программ, учебников, методических рекомендаций.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в 10 лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
Общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом, определяющим требования:
• к месту базового курса информатики в учебном плане школь
• к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания образовательной области;
• к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к знаниям, умениям, навыкам и научным представлениям школьников
• к технологии и средствам проверки и оценки достижения учащимися требований образовательного стандарта.
В проекте стандарта выделяются два аспекта, формирующие общеобразовательное содержание курса информатики.
- Первый аспект определяется сферой пересечения предметов информатики и кибернетики: системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы).
- Второй аспект – методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжением образования.
Критерии отбора содержания образования.
Для успешного обучения необходимо знать – чему надо учить, т.е. каково должно быть содержание образования. В педагогической науке разработана система критериев отбора содержания образования, в соответствии с которым изучаемое в школе должно:
1. обеспечивать целостное отражение задач гармонического развития личности и формирования её базовой культуры;
2. иметь научную и практическую значимость включаемого в учебный предмет образовательного материала;
3. соответствовать реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
4. обеспечивать соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
5. учитывать международный опыт построения содержания общего среднего образования;
6. соответствовать имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.