Операционные оболочки - Программы, выполняющие роль посредника между пользователем и программным обеспечением компьютера
Сервисные - Множество специальных программ обслуживающего (сервисного) характера.
Системное программное обеспечение– это комплекс программ, обеспечивающих выполнение общих для всех программ технических задач, взаимодействие с аппаратурой, диалог с пользователем
Примерная классификация программных средств учебного назначения.
Под программными средствами учебного назначения (далее ПС) будем понимать программные продукты, предназначенные для решения отдельных учебно-воспитательных задач.
Под обучающей программой со встроенной технологией обучения будем понимать программу учебного назначения, способную осуществлять некоторые функции преподавателя, а именно:предъявление учебного материала;осуществление контроля за результатом усвоения знаний;
формирование навыков учебной деятельности.В Институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев
типологии педагогических программных средств:по предметному содержанию;по функции: диагностические, контролирующие, обучающие (демонстрационные, справочно-информационные, формирующие, тренажерные);по степени активности учащихся, которая определяется структурой и характером деятельности —программы, рассчитанные на минимальную степень активности (демонстрационные),на максимальную степень (конструирующие программы);по целевой группе пользователя—инструментальные программные средства для учителя: для создания новых обучающих программ, применение имеющихся программных Средств в процессе подготовки к уроку («электронный конспект», «электронный журнал»); программные средства для учащихся (общего назначения и специализированные). Примером таких программ являются
графические и текстовые редакторы, базы данных или электронные Таблицы;по уровню коммуникативности можно выделить следующие типы программ: предметно-ориентированные обучающие программы с разными степенями интерактивности (диалоговости) и коммуникативно
-ориентированные (локальные сети).В Московском энергетическом институте совместно с Российским НИИ информационных систем
предлагают следующую классификацию программ учебного назначения:
компьютерные учебники;предметно-ориентированные среды микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);лабораторные практикумы;
тренажеры;контролирующие программы;справочники, базы данных Учебного назначения.Л. X. Зайнутдинова предлагает различать три типа компьютерных обучающих программ [7, 26]:педагогические программные средства (ППС):«компьютерные учебные программы одноцелевого назначения: сервисные, контролирующие, тренажеры, моделирующие,
демонстрационные и т.п. программные средства»;информационно-поисковые справочные программные системы (ИПСПС): базы данных и базы -знаний;обучающие программные системы (ОПС): отличаются тем, что представляют пользователю комплекс возможностей, в их число входят автоматизированные обучающие системы (АОС), электронные учебники (ЭУ); экспертные обучающие системы (ЭОС); интеллектуальные
обучающие системы (ИОС).
2.Эволюция поколений компьютерной техники: компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Существуют события которые предшествовали созданию комп техники: 1. 1848г Джорж Буль описал правила логики, что является основой построения логических схем 2. 1880г Томас Эдисон открыл явление термоэлектронной эмиссии. 3. Конец 19 в развивается математическая физика, следовательно, нужны машины, позволяющие производить многокртно повторяющиеся вычисления. 4. 1904г Джон Флеминг на основании открытия Эдисона создал диод, позже триод. 5. 1918г. М.А. Бонч – Бруевич создали электронное реле на базе которого создан триггер.
Характеристики | 1 поколение | 2 поколение | 3 поколение | 4 поколение |
Годы | 1949-1958 | 1959-1963 | 1964-1976 | 1977-НАШИ ДНИ |
Элементная база | Электронно –вакуумные лампы | Транзисторы | Интегральные схемы | БИС, СБИС |
Размер | Громоздкое, сотни м2, тысячи ламп | Компактнее, менее энергоемкие | Большие, средние, мини, микро | Микро –эвм |
Максимальное быстродействие процессора | 20тыс операций в сек | Сотни тыс операций в сек | До 30 млн опер в сек | 2,5 МГц до 109 опер в сек |
Максимальный объем ОЗУ | Несколько тысяч и команд программы | Увеличился в сотни раз | До 16 Мбайт появляется ПЗУ | От 16 Мбайт у первых до нескольких Гбайт сегодня |
Периферийные устройства | Перфоленты, перфокарты | Внешняя память на магнитных дисках и барабанах | Внешняя память на магнитных дисках, дисплей графопостроитель | Цветной дисплей, манипуляторы, оптические диски |
По | Программы на языке машинных команд | Развитие языков программирования высокого уровня: ФОРТРАН АЛГОЛ, программы стали доступнее | Появление ОС, прикладные программы, новые алгоритмические языки высокого уровня, многопрограммный режим работы. | Прикладное ПО, сетевое ПО, мультимедиа, |
Область применения | Инженерные и научные расчеты, не связанные с переработкой больших объемов данных | Создание информационно – справочных систем | БД, первые системы искусственного интеллекта, системы автоматизированного проектирования и управления | Все сферы деятельности человека |
примеры | Mark I, ENIAC,БЭСМБ, Урал | М-220, мир, БЭСМ -4, Урал -11, IBM-7094 | PDP-11, IBM/360, CDC6600, БЭСМ-6, МИНСК-32 | IBM PC, MACINTOSH |
1.Обзор методов обучения информатике
Метод (от греч. мetodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система общедидактических методовобучения Лернера-Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности учителя – система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:
А) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельные работы и работы под руководством преподавателя);
Б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
В) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Метод наглядности. Наглядная демонстрация изучаемых объектов и приемов работы с ними – показ образца деятельности. Показ образца действия может быть усвоен обучаемыми на уровне воспроизведения, как опыта стандартной деятельности. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образами. Словесные методы:в информатике слово и знак приобретают новые качества. Компьютерный текст – это изменяемая, обновляющаяся и управляемая речь. Например, гипертексты – технология, обеспечивающая хранение текстового и графического материала и возможность быстрого доступа к разным частям текста.
Частнодидактические методы обучения:
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.
4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;
5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
Выбор методов обучения:
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности учителя.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1). Соответствие целям и задачам обучения.
2). Соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.)
3). Соответствие реальным учебным возможностям класса: возрастным, уровню подготовленности (обученности, развитости, степенью владения ИКТ), особенностям класса.
4). Соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных УМК) и отведенному времени для обучения.
5). Эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.).
6). Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень владения тем или иным методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).
Информационное моделирование, реализуемое на компьютерах, является одним из наиболее целесообразных и эффективных методов сбора и систематизации информации, выявления факторов, влияющих на анализируемые объекты и процессы, их наглядного представления и обработки данных эксперимента.