Подходящие ворота – проходи, кому охота.

- а. придумать слово со звуком П.

- б. Доскажи словечко:

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет,

А как спать в ней сладко. Что это? ………….. ( ПАЛАТКА )

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется ………… ( ПЕРРОН )

Вперевалку шёл со льдин

К на на утренник ………….. ( ПИНГВИН )

- в. Угадай слово:

Человек, который варит пищу? ( ПОВАР )

Дневной приём пищи? ( ОБЕД )

= ( ПОБЕДА )

Синоним к слову несчастье? ( БЕДА)

Приём пищи? ( ЕДА )

Слово рассыпалось: Б П И О У А М Л

( лупа, пума, пол, мало, пила, липа, опал )

- г. Прочитай слово:

Прочитай буквы на больших книгах, потом на маленьких.

- д. Отгадай ребусы:

ПЕ _А _ _У_

Л РОК ШКА

(ПЕНАЛ) (ПОДАРОК) (ПОДУШКА)

- е. Как понимаете?

Правда глаза колет?

- ж. Звуковой анализ слова ПИРОГ.

- з. Загадка: В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. ( ПИРОГ )

Занятие № 19.

ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

Программные задачи: Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда

(А, О, У, Э, Ы)

Ход занятия:

1. Дети стоят. Сядет тот ребёнок, который назовет гласный звук.

Существует два ряда гласных звуков. Вывешиваю на доску гласные первого ряда и знакомимся с ними: А О У Э Ы

2. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков. Произношу гласные и согласные звуки вперемежку на гласный звук первого ряда. Дети поднимают красный кружок (букву).

А М П У С Т Ы Р Л Э О К Т У А Л ЭП О

3. Выделение гласных первого ряда из слогов:

- а. назвать гласные первого ряда.

- б. показать букву, обозначающую звук первого ряда.

- в. ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс;

Ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы.

4. Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву.

Аня, Оля, Эля, утка, Ася, оса.

5. Выделите гласную из середины слов и запишите её:

лак, дым, суп, сок, мак.

6. Назовите картинки, выделите гласный звук в названии этих картинок, назовите.

Физкультминутка.

Закончи предложение:

Почтальон приносит (что?) ………………. письмо

Парикмахер стрижёт (что?) ……………… волосы

Машинист ведёт (что?) ……………………. поезд

Художник рисует (что?) ………………….… картину

Часовщик чинит (что?) ……………………. часы

Ткач ткёт (что?) …………………………….. ткань

Врач лечит (кого?) …………………………. больного

Ветеринар лечит (кого?) ………………….. животных

Птичница кормит (кого?) ………………….. уток, кур, гусей

Доярка доит (кого?) ………………………… коров

Конюх кормит (кого?) ……………………… лошадей

Продавец обслуживает (кого?) ……………. покупателей

Артисты приветствуют (кого?) …………….. зрителей

Послушайте рассказ, найдите ошибки, исправьте их.

Жик.

Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки (жуков) Гриша нашёл ёжик (ёжика). Гриша принёс ёжик (ёжика) домой. В доме были мыши. Гриша пустил ёжик (ёжика) в дом. Ёжик ловил мыши (мышей).

Составьте предложения:

дети найти маленький зайчонок ( Дети нашли маленького зайчонка.)

Вова собирать спелая малина ( Вова собирал спелую малину. )

мама варить молочный суп ( Мама варит молочный суп. )

мы читать интересный книга ( Мы читаем интересную книгу. )

рыбаки поймать огромный сом ( Рыбаки поймали огромного сома. )

7. Знакомство с буквой Р.

Какая буква является второй половинкой буквы Ф? ( Р )

- а. Кто больше? Игра «НОВАЯ КВАРТИРА».

Отправляемся в магазин за вещами, в названии которых есть звук Р,для новой квартиры.

Кровать, кресло, сервант, ковёр, журнальный столик,

картина, телевизор, штора, плейер.

- б. Доскажи словечко:

В реке большая драка: Где обедал воробей?

Поссорились два …… (рака). В зоопарке у ……… (зверей).

Отгадай пословицу по словам: века, человека.

Рассыпалось слово: П Р У Т = Т Р У Д

Ребусы: а. ребусы

б. рыбак

в. радуга

г. рис

д. рот ( РАДИО )

Звуковой анализ слова Р А Д И О (отгадка на загадку-ребус).

Загадка: По волне, по волне,

Плывёт музыка ко мне. ( РАДИО )

Крылатые выражения:

- а. Держать себя в руках.(Сдерживать порывы своих чувств, подчинять своей воле, сохранять самообладание).

- б. Золотые руки.(Мастер своего дела, очень искусный).

- в. Опускать руки. (Утрачивать способность или желание действовать или делать что-либо).

Занятие № 20.

ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

Программные задачи: закрепить гласные первого ряда (а, о, у, э, ы), познакомить с гласными второго ряда (я, е, ю, е, и).

Ход занятия:

1. Предложить детям назвать гласные первого ряда. (При затруднении вывешиваю таблицу).

2. Рассказ-сказка о буквах И, Й. (Об образовании гласных второго ряда).

Жили-были две сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й сверху был беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И - протяжно, а Й - коротко, отрывисто. Их часто путали. Букве Й было очень неприятно. Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А - подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные Буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с буквой Й. Стали получаться новые звуки Й – О = Ё, Й – У = Ю, Й – Э = Е. Новые буквы заняли место во втором ряду, к ним присоединилась и буква И. Так и получились гласные второго ряда:

Я Е Ю Ё И

3. Послушайте слова, найдите начальную гласную второго ряда, покажите букву:

яма езда юркий ястреб ель игла еда Яша Юля

4. Послушайте слова, найдите гласную второго ряда в конце слова, запишите соответствующую букву: Зоя рою себеспи старьё

5. Я показываю картинки молча, вы молча находите гласную второго ряда, и записываете её в тетрадь: яблоко ёжик ёлка юла иголка

6. Назовите слова-действия:

К каждому слову-действию придумать слова-предметы, отвечающие на слова-вопросы кого? что?

жду ……………….. (друга) читаю ………….. (книгу)

встречаю ………... (поезд) рисую ………….. (картину)

догоняю …………. (автобус) варю …………… (компот)

спрашиваю ……… (время) поливаю ………. (клумбу)

7. 3акончи предложения, отвечая на вопрос, что делают люди названных профессий.

Образец: Землекоп копает землю.

Врач …………………………….. (Врач лечит людей).

Учитель ………………………… (Учитель учит детей).

Сталевар ……………………… (Сталевар варит сталь).

Цветовод ……………………… (Цветовод растит цветы).

Пчеловод ……………………… (Пчеловод разводит пчёл).

Лесник …………………………. (Лесник охраняет лес).

Писатель ……………………… (Писатель пишет книги).

Стекольщик …………………… (Стекольщик вставляет стёкла).

Каменщик ……………………… (Каменщик строит дома).

Кровельщик …………………… (Кровельщик кроет крышу).

8. Закончите предложение, изменив правильно последнее слово:

Мама купила кастрюлю. (кастрюлю)

Коля видел жаба. (жабу)

Жаба ловила комар. (комара)

Ласточки едят мошки. (мошек)

Столяр сделал табуретка. (табуретку)

Таня связала кофта. (кофту)

Виталик смастерил лодочка. (лодочку)

Ястреб унес цыпленок. (цыплёнка)

Саша забросил удочка. (удочку)

Кружевница плетет кружева.

9. Составить предложение из данных слов.

электричка ждать пассажиры(Пассажиры ждали электричку).

трава роса покрывать(Роса покрыла траву).

дождь смочить земля(Дождь смочил землю).

карасик поймать щука(Щука поймала карасика).

10. Знакомств с буквой Х.

Х - забавная игрушка

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка -

Ветру вольному подружка.

- а. Придумать слово с буквой Х.

- б. Доскажи словечко:

Хлоп - и конфета стреляет.

Как пушка!

Каждому ясно — это … ( ХЛОПУШКА )

- в. Буква потерялась: ( Х )

~ а л в а(халва)~ л е б(хлеб)~ о л о д(холод)

- г. Слово рассыпалось:

В Е Л Х = Х Л Е Б

- д. Необходимо найти в слове Х О Р О В О Д

1. Группу поющих людей. ( ХОР )

2. Насекомое. ( ОВОД )

- е. Шарада:

С буквы Х меня на себе носят,

С буквы С в столовой просят.

( халат — салат ).

Загадки:

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. ( ХЛОПОК )

Звуково анализ слова: Х Л О П О К .

Скороговорка: Муха-горюха села на ухо.

Пословицы: Отгадайте по двум словам: ( хорош, горе ), ( голова, плохо).

Крылатые слова:

Хризантемы - цветы, похожие на астры, спутники осени. Им не страшны заморозки. “Золотой цветок” произошёл по легенде от солнца. Изображение золотой хризантемы было гербом страны Японии.

Занятие № 21.

ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

Программные задачи: закрепить гласные первого и второго рядов.

Ход занятия:

Вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

Как образовываются гласные 2-го ряда. Вывешиваю таблицу с гласными 2 и 1 ряда:

А О У Э Ы
Я Ё Ю Е И

Предлагаю сравнить пары гласных:

А - Я О - Ё У - Ю Э - Е Ы - И

Сходство — по артикуляции, различаются по написанию.

Эти гласные называются парными.

Чтобы не путать при письме, будем учиться их различать..

Послушайте стихотворение:

Что глядишь, корова,

Строго и сурово?

Мишка-лодырь, через “а”

Написал карова.

Проучите Мишку –

Превратите в мышку.

Кошка мышку хвать

Будет лодырь знать.

Напишите вы Мишку через “ы”.

Сравните “Мишка”, “мышка”.

Каки буквами отличаются эти слова? ( ы-и)

а) Послушайте слоги. Какой гласный вы слышите? (Дети показывают буквы)

Наши рекомендации