Графическое изображение слов, обозначающих предметы.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ДЕТСКОГО САДА
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Занятие 1.
ТЕМА: «СЛОВА И ВЕЩИ».
Программные задачи: Учить детей умению разграничения слова и вещи, выделения номинальной функции слова (главное назначение — служит наименованием окружающих нас предметов).
Ход занятия:
1. Предложить детям рассказать и показать, что можно сделать с вещью (мячом). Затем прячу вещь и называю слово МЯЧ. Можно ли слово мяч бросать или катить по полу? А что можно сделать со словом? (аналогично: вещь—книга и слово—книга, велосипед).
Так дети делают совместный вывод: Слова и предметы (вещи) — это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, а вещи можно прятать, отдавать, играть.
Игра: «Соберем в коробку слова» — дать задание все окружающие вещи назвать словами (каждый кладет фишки-слова в мою коробку).
2. А сейчас поиграем. Показать вещи — предметы‚ пенал, тетрадь, иголку с ниткой, ножницы. Укладываю вещи в коробку. Вызываю ребенка и прошу достать задуманный предмет (не называя его). Ребенок растеряется. Тогда уточняю: например, рукой воспроизвожу движение шьющего человека. А следующий предмет пусть ребенок отгадает, посмотрев, что я рисую на доске. Оказывается, предмет можно показать жестами, а можно и нарисовать. Но жестами не всегда можно показать предмет, да и рисунком тоже.
Как можно сообщить о предмете, если нельзя воспользоваться жестами или рисунком? (Назвать предмет).
Что помогло узнать предмет? (Название).
- Чем пришлось воспользоваться, чтобы назвать предмет? (словом)
- Для чего нужны слова? (чтобы называть) (показать вещь, дети ее называют словом).
Показываю шариковую ручку.
- Каким словом назван предмет? (словом ручка).
Показываю дверную ручку.
- Каким словом назван предмет? (тоже словом ручка). Оказывается бывает так, что разные предметы называются одним и те же словом.
Р У Ч К А |
Шариковая ручка | Дверная ручка |
Показываю термометр.
- Как словом называется этот предмет? (термометр, градусник). Выходит бывает и так: вещь одна, а названии у нее несколько.
ТЕРМОМЕТР |
Термометр | Градусник |
- Сколько прямоугольников вы нарисовали в тетради? Записывая слово ручка (под их рисунками), а сколько прямоугольников под рисунком термометра предметы могут называться одинаково, и что у одного предмета могут быть разные названия.
Шарада:
Словесная загадка: Я — сборник карт;
От ударения зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я (а'тлас - атла'с).
Ключ:
Много разных есть ключей:
Ключ — родник среди камней.
Ключ — скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
Скажи наоборот: зима – лето,
горький – сладкий,
длинный – короткий,
свет – тьма,
опускать – поднимать,
ночь – день,
большой – маленький.
Я называю слова, а вы изображаете:
прыгаем,
рвём цветы,
бегаем,
смеёмся,
гуляем,
спим.
“Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Как понимаете?
Звуковой анализ слова “СЛОВА”.
Сколько звуков? Гласных? Согласных? Какой 1, 2. 3, 4. 5.
Ребус:
. . .
Коро сло дро
Корова слово дрова
Занятие № 2.
ТЕМА: «СЛОВО».
Программные задачи: Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы. Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, внимание. Учить графически изображать слова, обозначающие предметы.
Ход занятия:
Указываю на предметы и задаю вопрос: Что это? (дети отвечают)
Кто спрашивал? (Вы)
Кто отвечал? (Мы)
Как я спрашивала? (Что это?)
Что это — вопрос. Како вопрос я задавала? (Что это?)
Вопрос — что это? ставим к словам, которые обозначают предметы.
Выставляю на доску в 1-й ряд картинки, изображающие неживые предметы;
во 2-й ряд - картинки, изображающие живые предметы. 3адаю вопрос:
Что это? (дети отвечают)
Затем, кто это? (коза, собака, кошка...)
Какой вопрос я задала сначала? (Что это?)
Какой вопрос я задала потом? (Кто это?)
Почему к одним предметам я поставила вопрос что? А к другим кто? (потому что одни предметы неживые, а другие - живые).
К как предметам ставили вопрос: Что? (неживым). К каким предметам ставили вопрос: Кто? (живым).
(У детей на столах картинки с живыми и неживыми предметами)
Поднять картинку изображающую живые предметы и поставить вопрос.
Затем неживые.
Затем предложить ребенку собрать картинки:
А) живых предметов
Б) неживых предметов (2-е детей)
Задание:
А) Прослушать слова, назвать те, которые обозначают неживые предметы
медведь, лягушка, диван,певец, скрипка, ветка
Б) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают живые предметы.
Так, какие предметы обозначают слова? (живые, неживые)
Какие вопросы научились ставить к словам - предметам? (Кто?, Что?)
К каким словам-предметам ставим вопрос Кто?
К каким - Что?
Поговорка:
Если бы, да кабы,
Во рту бы росли бобы,
Был бы тогда не рот,
А целый огород.
Крылатые слова:
Бить баклуши – бездельничать, праздно проводить время, делать очень несложное дело.
Занятие № 3.
ТЕМА: «СЛОВО».
Программные задачи: Учить различать слова, обозначающие действия предмета. Развивать слуховое внимание и память.
Материалы к занятию: картинки на каждого, пеналы, тетради, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают: “На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и все … (слышат), голова хорошо … (думает).
Задание: Придумать по 2 слова, обозначающие живой и неживой предметы, изобразить их графически и к каждому слову поставить вопрос. Выставляю на доску картинки, изображающие предметы в действии.
Кто это?
Что он делает?
Слова, отвечающие на вопрос что делает? обозначают действия.
Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Какой вопрос будем ставить к словам, обозначающим действия?
Какие действия производит пчела, корова, собака?
Что обозначают эти слова?
На какой вопрос они отвечают?
Придумайте свои слова, обозначающие действия предмета и поставьте к ним вопросы.
Показать графическое изображение слов, обозначающих действия предмета.
Слова, обозначающие действия предмета изображаются двумя прямыми черточками - ______________ .
Предлагаю изобразить самим: летает, жужжит, рычит, ходит.
Как вы изобразили слова-действия? (какие слова будем изображать 2-мя черточками?).
На столах картинки: слова-предметы, слова-действия.
Воспитатель называет вперемежку слова-предметы, слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку.
Похлопать в ладоши: 2 раза – слова-действия; 1 раз - слова-предметы:
Танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра.
Что обозначают слова с 2-мя хлопками?
На какой вопрос они отвечают?
Игры:
1. Назвать предмет по его действию, сказать на какой вопрос они отвечают:
Занятие № 4.
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Г
Перед нами буква Г, стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге, горбит спину буква Г.
Назови слова наоборот: тихо - громко, веселый – грустный, сытый – голодный, мелкий – глубокий, редкий – частый, густой, чистый – грязный, шершавый – гладкий.
Буква потерялась: (Г) ý о р а , к н и ý а .
Слепи из пластилина букву Г и придумай на эту букву слово.
Отгадать ребус по первым буквам.
Разобрать это слово, сделать звуковой анализ слова.
Занятие № 5.
Занятие № 6.
Какой? какая? какое?
4. Вспомните, как изображали слова-предметы, слова-действия. Слова-признаки обозначаются одной волнистой чертой
Изобразите:
Занятие № 7.
Кроссворды.
Звуковой анализ слова: ПИЛА.
Занятие № 8.
ОБЛАКА
Облака, облака –
Кучерявые бока.
Облака кудрявые,
Целые, дырявые,
Легкие, воздушные,
Ветерку послушные.
/ С.Михалков /.
Повторение букв алфавита.
Кроссворды:
СНА РА ЛЯ
Занятие № 9.
Занятие № 10.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Повторение предыдущего материала. Учить различать понятия “слово” и “предложение”. Правильно согласовывать в числе глаголы с именем существительным. Знакомство с буквой Ж. Звуковой анализ слова
Ход занятия:
1. Придумать и назвать два слова: 1-е – предмет, 2-е – действие. Составить предложение из этих слов.
2. Дифференциация понятий “слово” - “предложение”.
Называю слова: пчела, жужжать. Что я назвала?
Затем называю предложение: Пчела жужжит. Что я назвала? Как вы догадались? Показываю схему:
_________ , _________ схема слов.
|_________ __________ пояснить схему предложения.
|__________ пояснить.
3. Прослушайте слова и предложения, как услышите предложение, хлопните в ладоши.
Куры, клевать, молоко кипит, птицы улетают, поезд, приближаться, тучи, надвигаться, солнце светит, конь скачет, желтеть, листья, поднялась пыль.
Какая буква алфавита, если ее поделить, образует 2 буквы К. (буква Ж)
Это - Ж, а это — К, целый жук, и пол жука.
Выложи из палочек букву Ж.
Найдите среди букв алфавита букву Ж.
Доскажи словечко:
Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын … (жираф).
Лейся дождь веселей, мы с тобою дружим.
Весело нам бегать босиком … (по лужам).
Придумайте слова со звуком Ж:
-- в начале слова: жук, журавль, жиры, железо.
-- в середине слова: лужи, ножи, лыжи, чижи.
Передай по телефону:
Хорош пирожок, внутри - творожок.
Заржавел железный замок.
Пословицы:
Жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами? (жираф)
Что у человека дороже всего? (жизнь)
Какие животные носят еду на спине? (ежи)
Зимний вид спорта и любимое развлечение детей? (лыжи)
Угадайте, как зовут животных которые изображены на рисунках. Впиши их название в клеточки.
Б | Е | Г | Е | М | О | Т |
Е | У | Е | И | |||
Л | С | Д | Г | |||
К | Ь | В | Р | |||
А | Е | |||||
Д | ||||||
Ь |
Придумайте пословицупо двум словам: ЖИЗНЬ, ДЕЛА
Жизнь дана на добрые дела.
Звуковой анализ слова: ЛИСА.(Показать картинку с изображением лисы)
Занятие № 11.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: продолжение предыдущего занятия.
Ход занятия:
1. Прослушать слова и предложения, как услышите предложение хлопнуть в ладоши.
Куры, клевать, молоко кипит, птицы улетают, поезд, приближаться, тучи, надвигаться, солнце светит, конь скачет, желтеть, листья, поднялась пыль.
Как узнали? /слова дружат/
2. Узнать предложение по схеме:
2 схемы: схема слов - _________ , ____________ . .
схема предложения - |__________ _____________ .
З. По данным схемам придумать предложение:
- |__________ _____________ .
- |______________ .
4. Выложить схему моего предложения: солнцесветит.
5. Знакомство с буквой З.
Какая буква похожа на цифру З?
З - не просто завитушка,
ВЕС ИДА НИЕ
Занятие № 12.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: продолжение.
Ход занятия:
1. Составить предложения по картинкам. (Даю картинки).
Запишите предложения графически.
2. Составьте предложения из данных слов:
Й СТОЙ
Загадка:
Скажи, кто дела так боится,
Как палки - пес,
Как камня - птица. (ЛЕНТЯЙ)
Занятие № 13.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Закрепить у детей понятия об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.
Ход занятия:
На доске схемы предложения:
|__________ _____________ .
|______________ .
1. Дети составляют по схемам предложения из 2-х слов.
Как вы узнали, что предложение закончилось?
Что вы поставите в конце предложения?
За чем надо следить? /за интонационной законченностью/
Что обозначает точка в конце предложения?
2. Прослушайте предложения. Составьте его схему.
-- Надвинулись тучи.
-- Солнце скрылось.
-- Подул ветер.
-- Сверкнула молния.
-- Загремел гром.
-- Дождь начался.
Попробуем записать в тетрадь. Сколько предложений? Что помогло определить количество предложений?
3. Графический диктант.
Й СТОЙ
Буква потерялась:
ша__ба геро__ трамва__ изуча__те
Загадка:
Скажи, кто дела так боится,
Как палки - пес,
Как камня - птица. (ЛЕНТЯЙ)
Раздать карточки и звуковой анализ слов: (гр.18)
Вырезаются слова: лист з, к, с, с (4)
лодка с, к, с, с, к (5)
Занятие № 14.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Закрепить у детей понятия об интонационной законченности предложения; навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.
Ход занятия:
1. На доске расположены две схемы: схема слов, схема предложений.
- а. найдите схему предложения;
- б. найдите схему слов;
- в. придумайте предложение по схеме:
|__________ _____________ .
|______________ .
2. Графический диктант:
Трава желтеет.
Опадают листья.
Дует ветер.
Идёт дождь.
О каком времени года говорится. Как узнали?
Сколько предложений? Что у Вас получилось? (РАССКАЗ)
Как узнали?
3. Знакомство с буквой К.
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он, как буква К.
а. Сделать букву К из 2 спичек и придумать своё слово.
б. В адресе на посылке найти букву К.
город ИРКУТСК
улица Кирова
Аникиной Кате.
в. В посылке находятся персонажи сказок, имена которых начинаются со звука К, буквы К. (Красная Шапочка, Кот в сапогах, Колобок, Карлсон)
г. Игра Деда-Буквоеда:
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею,
Получу – в миг расклею. (КОНВЕРТ)
ý о м п о т ý а р т а н и т ý к и ý р о ý о д и л
д. Слово рассыпалось:
Н К И А Г - К Н И Г АВ какой пословице встречается это слово?
«Испокон века книга растит человека».
е. Ребусы:
КА __КА__ КОМ
ВА РЕЙКА ТА
ЗАГАДКА
С К я в школе на стене –
Горы, реки есть на мне. (КАРТА)
С П –от вас не утаю –
Тоже в школе я стою (ПАРТА)
Упрямые слова на К:
КОФЕ КАКАО КИНО
«Крокодиловы слёзы» -что это значит? ( ПРИТВОРНЫЕ СЛЁЗЫ )
Звуковой анализ слова:К И Н О.
Занятие № 15.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Учить детей составлять предложения из трёх слов.
Ход занятия:
1. Придумать предложение из двух слов: а) предмет, б) действие.
2. Графический диктант: Солнце скрылось.
Надвинулись тучи.
Подул ветер.
Гром загремел.
3. Мы работали с предложениями, состоящими из двух слов. Сегодня будем учиться составлять предложения из трёх слов.
Выставляю на доску картинку:
Предлагаю составить предложение из трёх слов.
Кто? Что делает? Что несёт, берёт и т. д.?
Девочка несёт цветок.
Какое слово прибавилось в предложении? (цветок)
Сколько слов стало в предложении? (три)
Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем (аналогично с другой картинкой).
4. Дать задание: на доске две предметные картинки.
Например: Девочка поймала стрекозу.
Девочка нарисовала ____________ .
__________ видела ______________ .
(У детей сюжетные картинки у каждого и дети самостоятельно придумывают предложения из трёх слов).
5. Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш.
а) назовите игрушку, в которой есть звук Л.
б) Слова рассыпалось: М А А Л П ( Л А М П А )
в) Доскажи словечко: Молодчина эта Лина,
Лепит всё из ….. (пластилина).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из ….. (лейки).
г) Дед съел букву: (Л)
к у к ~ а с т о ~ о с ~ и к
ШАРАДЫ:
С Л я слёзы вызываю,
С Ж по воздуху летаю. ( ЛУК - ЖУК )
С буквой Н я по ночам
В небесах гуляю.
С буквой П частенько вам
Видеть помогаю ( ЛУНА - ЛУПА )
ЗАГАДКИ:
Падают с ветки золотые монетки
( ЛИСТЬЯ )
Над домами у дорожки
Висит кусок лепёшки
( ЛУНА )
Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду. Разброд, отсутствие согласованности.
Кто в лес, кто по дрова.
СКОРОГОВОРКА:
А) На мели мы налима нашли.
Б) Лена искала булавку,
А булавка попала под лавку.
Под лавку залесть было лень –
Искала булавку весь день.
Звуковой анализ слова: _____________________
Занятие № 16.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Закрепить у детей умение работать с предложением, состоящим из трёх слов.
Ход занятия:
1. Придумать предложение, состоящее из трёх слов.
Придумать предложение по схеме: __________ ____________
2. Составить предложение из трёх слов по картинкам и вопросу:
Началось строительство.
Что вам помогло определить конец предложения?
Где производят такие работы? ( НА СТРОЙКЕ )
Как можно озаглавить рассказ?
5. Знакомство с буквой М.
Хорошо известно всем,
Где метро, там буква …… ( М )
Кто больше?
А) Вспомните, какая ягода начинается со звука М и заканчивается на А (малина).
Б) Назовите цветы, в названии которых есть звук М:
Мак, ромашка, мальва, маргаритка, хризантема.
Твердый – мягкий:
Поднимите синюю фишку, если услышите в словах стихотворения твёрдый согласны М;зелёную фишку, если услышите мягкий звукМ.
На полу скребётся мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка,
Спать залёг в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл.
Наоборот:
Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы):
война ………….. мир.
ссориться ……. мириться
быстро ………… медленно
твёрдый ………. мягкий
глупый ……….. мудрый
большой …….. маленький
Ребусы:
- а. прочитать слово М А Т Е М А Т И К А .
- б. Вписать в клетки названия предметов, из которых состоит снеговик.
- в. Какое слово спряталось? (МИР)
- г. Слово рассыпалось:
М А К + Ш А Р = известный детский писатель (МАРШАК)
Занятие № 17.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Познакомиться с главными членами предложения. Тренировать слуховое внимание и память.
Ход занятия:
1. Придумать предложение из трёх слов.
2. Составить предложение по картинке из двух слов.
Например: Художник рисует.
- а. Что вы составили?
Про кого вы узнали?
Что вы узнали про художника?
Что рисует художник? (картину)
Сколько слов стало в предложении? (три) Художник рисует картину.
Произнесите предложение полностью.
3. Представьте, что из предложения выпало одно слово.
Что получилось? …………… рисует картину.
Что мы узнали, не узнали? (Не узнали кто рисует.)
Рисует картину. – Это предложение? (нет)
Верно, предложение не получилось.
А теперь выпадает второе слово.
Что получилось? Художник …………… картину.
Что мы узнали, не узнали? (Не узнали что делает художник.)
Художник картину.– Это предложение? (нет)
Верно, предложение также не получилось.
А теперь выпадает третье слово.
Что получилось? Художник рисует …………… .
Что мы узнали, не узнали? (Узнали что делает художник.)
Художник рисует.– Это предложение? (да)
Вот эти слова и есть главные в предложении. Без них предложение не получится.
4. Задание: Послушать предложения, определить количество слов в предложении и найти главные слова.
Маманесёт сумку. Бабушкапечёт пироги.
Маляркрасит крышу. Дедушкачитает газету.
Зритель смотрят фильм. Поездотправляется утром.
Солнышковсходит рано.
Одежду шьётпортниха. Улицы подметаетдворник.
Кирпичи кладёткаменщик. Сети тянутрыбаки.
Тихо шелестелилистья. Раскатисто гремелгром.
Непрерывно звучаламузыка. Вдалеке показалсяавтобус.
Плавно кружилисьснежинки.
5. Рассмотреть картинки и придумать своё предложение из трёх слов, найти главные слова.
6. Знакомство с буквой Н.
На букве Н я, как не лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Твердый – мягкий:
Поднять фишки: синяя фишка – твёрдый Н,зелёная фишка – мягкий Н.
Сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина.
Наоборот:
Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы):
налево…………….. направо
высоко ……………. низко
верхний…………… нижний
высушить…………. намочить
под ………………... над
Буква потерялась: ( Н )
~ и ~ а (Нина) И ~ ~ а (Инна) о с и ~ а (осина) о ~ и (они)
Слово рассыпалось = известный русский поэт, описывающий тяжёлую долю крестьян.
ТА Д ХОД
(НАТАША) (НАДЕЖДА ) (НАХОДКА)
Шарада:
С буквы Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените –
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквы М –
Я Б Б
Б О А
Л Ч Н
О К Т
К А
О
Считалка-хваталка:
Раз – копыто,
Два – копыто,
Три – копыта у коня?
А четвертое копыто
Ускакало от меня.
Крылатые слова:
Вешать нос.
Задирать нос.
Водить за нос.
Под нос (говорить).
Нос не дорос).
Загадки:
1. На пальце одном ведёрко вверх дном. (Наперсток).
2. Между двумя светил посередине один. (Нос).
3. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).
Занятие № 18.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Продолжать знакомиться с главными членами предложения. Тренировать слуховое внимание и память.
Ход занятия:
1. Составить предложения из двух слов по схемам:
|__________ _____________ .
|______________ .
2. К словам-предметам подобрать слова, обозначающие действия. Произнести получившиеся предложения.
Почки ……………… (распустились).
Травка …………….. (зеленеет).
Ручеёк …………….. (журчит).
Снег ……………….. (идёт).
Подснежник ……… (цветёт).
К словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения.
Моросит …………….. (дождь).
Жухнет ……………… (трава).
Желтеют …………… (листья).
Пронизывает ……… (ветер).
3. Закончи предложения, изменяя по смыслу слово (дано в скобках).
Кот (кошка, котята) спал.
Лук (дерево, овощи) рос.
Заяц (белка, мыши) бежал.
Ручей (река, море, листья) шумел.
Крыжовник (малина, яблоки) зрел.
4. Вставь пропущенное слово:
Вчера ……………. солнышко. (светило)
Всю неделю …………. дождь. (шёл)
Ночью на небе …………. луна. (светила)
Рита ………. по тропинке. (шла)
Долго не было дождя.
Трава ………. (пожухла). Дерево ……….. (завяло). Листья ……………. (пожелтели).
Последняя ласточка …………… (улетела). Журавли …………….. (улетели).
5. Знакомство с буквой П. (сложить из бумаги)
Л РОК ШКА
(ПЕНАЛ) (ПОДАРОК) (ПОДУШКА)
- е. Как понимаете?
Правда глаза колет?
- ж. Звуковой анализ слова ПИРОГ.
- з. Загадка: В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. ( ПИРОГ )
Занятие № 19.
ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».
Программные задачи: Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда
(А, О, У, Э, Ы)
Ход занятия:
1. Дети стоят. Сядет тот ребёнок, который назовет гласный звук.
Существует два ряда гласных звуков. Вывешиваю на доску гласные первого ряда и знакомимся с ними: А О У Э Ы
2. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков. Произношу гласные и согласные звуки вперемежку на гласный звук первого ряда. Дети поднимают красный кружок (букву).
А М П У С Т Ы Р Л Э О К Т У А Л ЭП О
3. Выделение гласных первого ряда из слогов:
- а. назвать гласные первого ряда.
- б. показать букву, обозначающую звук первого ряда.
- в. ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс;
Физкультминутка.
Закончи предложение:
Почтальон приносит (что?) ………………. письмо
Парикмахер стрижёт (что?) ……………… волосы
Машинист ведёт (что?) ……………………. поезд
Художник рисует (что?) ………………….… картину
Часовщик чинит (что?) ……………………. часы
Ткач ткёт (что?) …………………………….. ткань
Врач лечит (кого?) …………………………. больного
Ветеринар лечит (кого?) ………………….. животных
Птичница кормит (кого?) ………………….. уток, кур, гусей
Доярка доит (кого?) ………………………… коров
Конюх кормит (кого?) ……………………… лошадей
Продавец обслуживает (кого?) ……………. покупателей
Артисты приветствуют (кого?) …………….. зрителей
Послушайте рассказ, найдите ошибки, исправьте их.
Жик.
Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки (жуков) Гриша нашёл ёжик (ёжика). Гриша принёс ёжик (ёжика) домой. В доме были мыши. Гриша пустил ёжик (ёжика) в дом. Ёжик ловил мыши (мышей).
Составьте предложения:
дети найти маленький зайчонок ( Дети нашли маленького зайчонка.)
Вова собирать спелая малина ( Вова собирал спелую малину. )
мама варить молочный суп ( Мама варит молочный суп. )
мы читать интересный книга ( Мы читаем интересную книгу. )
рыбаки поймать огромный сом ( Рыбаки поймали огромного сома. )
7. Знакомство с буквой Р.
Какая буква является второй половинкой буквы Ф? ( Р )
- а. Кто больше? Игра «НОВАЯ КВАРТИРА».
Отправляемся в магазин за вещами, в названии которых есть звук Р,для новой квартиры.
Кровать, кресло, сервант, ковёр, журнальный столик,
картина, телевизор, штора, плейер.
- б. Доскажи словечко:
В реке большая драка: Где обедал воробей?
Поссорились два …… (рака). В зоопарке у ……… (зверей).
Отгадай пословицу по словам: века, человека.
Рассыпалось слово: П Р У Т = Т Р У Д
Ребусы: а. ребусы
б. рыбак
в. радуга
г. рис
д. рот ( РАДИО )
Звуковой анализ слова Р А Д И О (отгадка на загадку-ребус).
Загадка: По волне, по волне,
Плывёт музыка ко мне. ( РАДИО )
Крылатые выражения:
- а. Держать себя в руках.(Сдерживать порывы своих чувств, подчинять своей воле, сохранять самообладание).
- б. Золотые руки.(Мастер своего дела, очень искусный).
- в. Опускать руки. (Утрачивать способность или желание действовать или делать что-либо).
Занятие № 20.
ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».
Программные задачи: закрепить гласные первого ряда (а, о, у, э, ы), познакомить с гласными второго ряда (я, е, ю, е, и).
Ход занятия:
1. Предложить детям назвать гласные первого ряда. (При затруднении вывешиваю таблицу).
2. Рассказ-сказка о буквах И, Й. (Об образовании гласных второго ряда).
Жили-были две сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й сверху был беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И - п