Современные компьютерные средства создания анимации
В настоящее время существует огромное множество программных средств, для создания анимированных изображений. Далее представлены некоторые из них.
- Adobe Flash (ранее Macromedia Flash)
В основе анимации во Flash лежит векторный морфинг, то есть плавное «перетекание» одного ключевого кадра в другой. Это позволяет делать сложные мультипликационные сцены, задавая лишь несколько ключевых кадров. Производительность Flash Player при воспроизведении анимации в несколько раз превышает производительность виртуальной машины Javascript в браузерах, поддерживающих предварительный стандарт HTML5, хотя во много раз уступает приложениям, работающим вообще без использования виртуальных машин. Flash использует язык программирования ActionScript. Преимущественным достатком является сочетание анимации и веб программирования, в результате которых получается изображение красочным и «маловесомым» для сети и веб.
Технология векторного морфинга применялась задолго до Flash. В 1986 году была выпущена программа Fantavision, которая использовала эту технологию. Разработка Flash была начата компанией FutureWave, создавшей пакет анимации FutureSplash Animator. В 1996 году FutureWave была приобретена компанией Macromedia, которая переименовала FutureSplash Animator в Flash. Под этим наименованием платформа продолжает развиваться и поныне (после того, как в2005 году компания Macromedia была поглощена Adobe, Macromedia Flash стал официально называться Adobe Flash).
- Toon Boom Studio
Несколько особняком стоит другой продукт, предназначенный для профессиональной векторной мультипликации. В нем есть все, что необходимо классическому художнику-мультипликатору: начиная от создания раскадровки и заканчивая озвучиванием персонажей. Собственно говоря, вся «студия» состоит из трех взаимосвязанных модулей: Light Table, ToonShader и USAnimation (с дополнительным модулем для оптимизации при размещении в Сети — Web Edition).
Light Table предназначен для использования вместе с планшетом, чувствительным к давлению пера. Широта настроек, одновременный просмотр сразу нескольких фаз движения (onion skinning) и промежуточных положений при быстром перемещении объектов (rotoscoping), работа с картинками выгодно отличают его от конкурентов. Второй модуль — ToonShader — позволяет импортировать модель, предварительно созданную в Maya, и преобразовать ее в векторное плоское представление (причем сохраняются угол зрения камеры и ее перспектива) для дальнейшего использования в основном модуле — USAnimation. Собственно, в этом «сердце» студии из фрагментов и создается вся анимация, накладываются эффекты и синхронизируется движение губ с речью персонажа.
- ElectricRain Swift 3D
Пионером технологии является ElectricRain со своей разработкой Swift 3D (полгода назад вышла уже вторая версия). Swift — это простенький 3D-редактор, вернее, утилита для работы с 3D-объектами, в которой, тем не менее, есть полноценное рабочее поле с трехмерными координатными сетками и панелями настроек параметров полигонов. В активе программы — 9 базовых примитивов, над которыми выполняются трансформации при помощи достаточно простых инструментов моделирования. Для работы с более сложными фигурами предусмотрен импорт заготовок из AI и EPS, превращающихся в объемные предметы с помощью операций вытягивания (Extrude) и вращения (Lathe). Достаточно легко Swift работает с текстом, к которому применяются идущие с программой динамические эффекты. Поскольку для размещения файла в Интернете размер имеет особое значение, в Swift можно адаптивно сокращать число поверхностей. Направленный свет (количество источников света не ограничено), работа с камерой, анимация по ключевым кадрам, развитый редактор материалов — вот неполный перечень всех возможностей
- 3D Studio Max
Лидер по производству 3хмерной программы является Autodesk. Значительно большую зрелищность дают методы, создающие иллюзию объемности. Конечно, объем можно имитировать искусственно, вручную раскрашивая кадры, но это занятие крайне трудоемкое. Тут без специализированных трехмерных редакторов не обойтись — особенно если речь идет об анимации персонажей. Профессиональные мультипликаторы склоняются от 3D Studio Max в сторону Maya, где процесс анимирования поставлен на высочайшую ступень.
Технология такова. Сначала создается реальная объемная модель сцены, устанавливаются камеры, перспектива, объектам назначается анимация, а затем при помощи специальных конверторов (они обычно выполняются в виде дополнительных модулей для 3D-программ), сцена переводится в формат SWF. Задача упрощается тем, что трехмерная модель тоже векторная, и особых проблем при конвертировании из одного вида в другой не возникает. При этом плавные переходы цветов заменяются на векторные градиентные заливки с соответствующими параметрами, а геометрия объекта подчеркивается разной толщиной составляющих его линий. Цена таких модулей — несколько сотен долларов. Если же анимация достаточно проста, то можно обойтись и меньшими финансовыми затратами, приобретя простенький 3D-редактор с экспортом в SWF.
Катализатором развития данного направления можно считать успех мультипликационных фильмов Shrek и Monsters Inc. (номинация The Best Animated Feature Film). Начался бум, что привело к повышению интереса и к SWF-анимации объемных персонажей. Число разработчиков растет с каждым месяцем.