Тема 1.1. Системы счисления (базовая часть).
Тема 1.1. Системы счисления (базовая часть).
Цели и задачи.
Изучить правила взаимного перевода чисел между 10-й, 2-й, 8-й и 16-й системами счисления, научиться выполнять действия над числами в различных системах счисления, ознакомиться с форматами представления чисел в памяти ЭВМ.
Примеры задач и образцы их решения.
Задача 1.1.1. Переведите 662,325 из 10-й системы счисления в 2-ю, 8-ю и 16-ю системы счисления (с точностью до третьего знака после запятой).
Решение.
Метод перевода чисел из 10-й системы счисления в заданную систему счисления с основанием p различается для целой и дробной части числа. Целую часть переводят, используя последовательное деление на основание p до получения остатков от деления и частного, меньших, чем p. Результат записывается в виде числа из полученных остатков от деления в обратном порядке. Дробная часть числа в 10-й системе счисления переводится путем ее умножения на основание p системы счисления до тех пор, пока дробная часть полученных произведений не станет равной нулю, либо до указанного количества знаков после запятой. Результат записывается в виде числа из целых частей полученных произведений в прямом порядке. Данные методы для перевода чисел представлены на рисунках 1 и 2.
_622 2 622 _311 2 0 310 _155 2 1 154 _77 2 1 76 _38 2 1 38 _19 2 0 18 _9 2 0 8 _4 2 1 4 _2 2 0 2 1 66210=10010011102 | |
_622 8 616 _77 8 6 72 _9 8 4 8 1 66210=11468 | _622 16 608 _38 16 14 32 2 E 66210=26Е16 |
Рис. 1. Перевод целой части числа 662 из 10-й в 2-ю, 8-ю и 16-ю системы счисления.
Рис. 2. Перевод дробной части числа 0,325 из 10-й в 2-ю системы счисления (с точностью до третьего знака после запятой).
Аналогичным образом (см. рис.2) осуществляется перевод дробной части из 10-й в 8-ю и 16-ю системы счисления. В результате получаем, что
0,32510=0,2468=0,53316.
Запишем полный перевод числа 662,325 из 10-й системы счисления в 2-ю, 8-ю и 16-ю системы счисления:
Ответ: 662,32510=1001001110,0112=1146,2468=26Е,53316.
Задача 1.1.2. Переведите число 1300А,1В из 16-й системы счисления в 8-ю.
Решение.
Поскольку основания 16-й и 8-й систем счисления являются степенями двойки (16=24, 8=23), то для перевода числа из 16-й в 8-ю используют 2-ю систему счисления. Сначала 16-е число переводят в 2-ю систему счисления, а затем 2-е число переводят в 8-ю систему счисления.
Рассмотрим порядок перевода 16-го числа 1300А,1В в 8-ю систему счисления.
1 3 0 0 А, 1 В16 | 1. Запишем число в 16-й системе счисления |
0001 0011 0000 0000 1010, 0001 10112 | 2. Каждую цифру 16-го числа переводим в 2-ю систему счисления (см. таблицу 1 Приложения Б) |
10011000000001010,000110112 | 3. Запишем число в 2-й системе счисления |
010 011 000 000 001 010, 000 110 1102 | 4. Разбиваем 2-е число на триады (группы из трех цифр) |
2 3 0 0 1 2, 0 5 58 | 5. Каждую триаду переводим в 8-ю систему счисления (см. таблицу 1 Приложения Б) |
230012,0558 | 6. Запишем число в 8-й системе счисления |
Ответ: 1300А,1В16 = 230012,0558.
Задача 1.1.3. Переведите в 10-ю систему счисления числа: 1110100,112, 162,078, АВ, 17816.
Решение.
Чтобы перевести число из заданной системы счисления в 10-ю нужно представить число в виде полинома от основания системы счисления и вычислить его значение. Полином - представление числа в виде суммы его цифр, умноженных на соответствующую степень основания системы счисления:
1110100,112 = 1*26+1*25+1*24+0*23+1*22+0*21+0*20+1*2-1+1*2-2 = =64+32+16+0+4+0+0+0,5+0,25=116,7510;
162,078 = 1*82+6*81+2*80+0*8-1+7*8-2 = 64+48+2+ =114 10;
АВ, 17816 = А*161+В*160+1*16-1+7*16-2+8*16-3 = 10*161+11*160+1*16-1+7*16-2+8*16-3 = =160+11+ + + =171 10.
Ответ: 1110100,112 =116,7510; 162,078=114 10; АВ, 17816=171 10.
Задача 1.1.4.Выполните сложение, вычитание и умножение чисел в указанных системах счисления:
а) 111011012+10010012
б) 1222,078-607,58
в) 1С,516*5,А316
Решение.
Арифметические действия в 2-й, 8-й и 16-й системах счисления выполняются по тем же правилам, что и в 10-й системе счисления. При выполнении этих действий необходимо пользоваться таблицами (см. таблицы 2 и 3 Приложения Б).
Ответ: а) 1001101102; б) 412,378; в)9F,96F16.
Задача 1.1.5. Запишите числа 23 и -125 в дополнительном коде, интерпретируя их как восьмибитовые целые числа со знаком.
Решение.
Все числа в памяти ЭВМ хранятся в виде двоичных кодов. Диапазон значений зависит от количества k разрядов (знаков, бит), выделяемых для хранения одного числа (обычно оно кратно степени двойки – 4, 8 или 16 бит).
Для целых чисел при записи в память ЭВМ используют дополнительный код. У положительных чисел дополнительный код совпадает с его 2-м представлением, дополненным слева до нужного количества разрядов нулями (прямым кодом). Диапазон положительных чисел, для хранения которых выделено k бит, составляет 0..2k-1, диапазон отрицательных чисел -2k-1+1..2k-1-1 (один бит требуется для хранения знака). Число 1 в крайнем левом разряде дополнительного кода означает, что закодировано отрицательное число.
Получим дополнительный код числа 2310. Для этого сначала переведем 23 из 10-й системы счисления в 2-ю:
2310=101112.
Так как в задании дополнительный код числа нужно интерпретировать как восьмибитовое целое со знаком (тип данных, содержащий 8 бит), добавим впереди недостающие до нужного количества нули. В результате получим:
00010111 – это прямой код числа 23.
23 - число положительное, а дополнительный код положительных чисел равен их прямому коду, т.е. дополнительный код 23 равен 00010111.
Рассмотрим число -125. Это число отрицательное. Для записи дополнительного кода отрицательных чисел существует следующий алгоритм
а) сначала записывают число без знака в 2-й системе и дополняют слева нулями до нужного количества разрядов (т.е. получают прямой код для модуля числа);
б) затем получают его обратный код, то есть инвертируют (заменяют 0 на 1, а 1 на 0);
в) к обратному коду прибавляют 1. Полученное значение является дополнительным кодом числа.
Выполним действия по заданному алгоритму:
а) 12510=01111101- прямой код;
б) 10000010 – обратный код;
в) дополнительный код - 10000011=10000010+1.
Ответ: для 23: 00010111, для -125: 10000011.
Задача 1.1.6.Запишите в 10-й системе счисления целое число, если задан его дополнительный код 1001111011110110.
Решение.
Единица в старшем разряде дополнительного кода 1001111011110110 означает, что закодировано отрицательное число. Для получения 10-го числа из дополнительного кода воспользуемся обратным алгоритмом:
а) вычтем из заданного кода единицу;
б) инвертируем код (заменим 0 на 1, 1 на 0);
в) переведем полученное число в 10-ю систему счисления;
г) добавим к полученному числу знак "-" (минус).
Результаты:
а) 1001111011110110-000000000000001=1001111011110101;
б) 0110000100001010 - инверсия;
в) 0110000100001010=0+1*214+1*213+1*28+1*23+1*21 =
= 16389+8192+256+8+2=24847.
г) -24847 – число, дополнительный код которого дан.
Если в старшем разряде дополнительного кода числа не единица, а ноль, то есть закодировано положительное число, его код нужно перевести в 10-ю систему счисления (пункт в алгоритма).
Ответ: -2484710.
Индивидуальные варианты задач по Теме 1.1 "Системы счисления".
Задача 1.1.1.Перевод числа из 10-й системы счисления в 2-ю, 8-ю и 16-ю системы счисления (с точностью до третьего знака после запятой).
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
994,135; | 523,71; | 234,232; | 286,007; | 841,372; |
Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 |
800,312; | 413,562; | 100,902; | 934,253; | 208,912; |
Вариант 11 | Вариант 12 | Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 |
400,426 | 952,48 | 708,512 | 254,561 | 145,241 |
Вариант 16 | Вариант 17 | Вариант 18 | Вариант 19 | Вариант 20 |
205,936; | 188,032 | 688,031 | 147,202 | 502,37 |
Задача 1.1.2.Перевод числа из 16-й системы счисления в 8-ю.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
125А700С1,52А | С400В,000D1 | 307DE,170521 | 100С14E,508 | |
Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | |
F0000082,C011 | 10300840,00D | 2А0360,А00D | 1012А,004АF | |
Вариант 9 | Вариант 10 | Вариант 11 | Вариант 12 | |
40210000,00С | 1710А,930C | 1298034,А0E | 607140А,001 | |
Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 | Вариант 16 | |
215А00D,F0C | 56900E0A,14 | 700052А1,13 | 830071А,08 | |
Вариант 17 | Вариант 18 | Вариант 19 | Вариант 20 | |
13А205,8С67 | 102D,3850F | 5320011А,F1 | 4400А63,007 |
Задача 1.1.3.Перевод числа в 10-ю систему счисления
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
а) 1001100,1012; б) 317,58; в) 117,А16; | а) 1110001,112; б) 335,78; в) 2B,1A316; | а) 10001101,12; б) 567,218; в) 146,7416; | а) 1001,0012 б) 23,4568; в) 215,716; | а) 1011011,12; б) 416,18; в) 12В,2316; |
Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 |
а) 1100001012; б) 1601,568; в) 206,3416; | а) 100111012; б) 105,238; в) 16E,B416; | а) 11100000102; б) 665,428; в) 100,EC16; | а) 10001002; б) 701,128; в) 246,1816; | а) 10010111112; б) 102,478; в) 8С1,2516; |
Вариант 11 | Вариант 12 | Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 |
а) 100010112; б) 215,678; в) F1,7716; | а) 1010111112; б) 123,0718; в) 88,D16; | а) 10110011112; б) 506,2348; в) 300,1C16; | а) 10011110112; б) 882,578; в) 789,4516; | а) 110111012; б) 3013,258; в) А12,916; |
Вариант 16 | Вариант 17 | Вариант 18 | Вариант 19 | Вариант 20 |
а) 1001101112; б) 403,1238; в)DC,1516; | а) 101110012; б) 65,10018; в) 78,А6116; | а)11110101112; б) 341,068; в) 569,Е16; | а) 11011112; б) 1123,78; в) 122,3216; | а) 1110011012; б) 540,0038; в) 8B, C1416; |
Задача 1.1.4.Выполнение арифметических действий в указанных системах счисления.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
а) 11101010102+101110012; б) 2023,58 -- 527,48; в) 3B,A16*10,416; | а)10000001002-1010100012 б) 601,158+127,3048; в) 1650,216*120,216; | а)101110102+100101002; б) 1021,448 -305,068; в) 100,А16*7,5С16; | а) 10101111012-1110000102; б) 1153,28+1147,328; в) 19,416*2F,816; |
Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 |
а) 101111112+1100100002; б) 1501,348-1374,58; в) 3B,A16*10,416; | а) 10000010012-1111101002; б) 1512,48+1015,28; в) 66,6816*1E,316; | а) 1100101002+10111000012; б) 1252,148-76,048; в) 12D,316*39,616; | а) 11110001012-11001101012; б) 755,168+234,028; в) 1E,5116*23,516; |
Вариант 9 | Вариант 10 | Вариант 11 | Вариант 12 |
а) 10001000012+10111001102; б) 166,148-143,28; в) В4,116*С,2216; | а) 111100102-101010012; б) 665,18+1217,28; в) F,416*38,616; | а) 11011100112+1110001012; б) 1222,18-766,158; в) 41,516*13,A116; | а) 11101000012-1110010012; б) 345,78+430,128; в) 324,28*122,128; |
Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 | Вариант 16 |
а) 10000000012+1111100112; б) 134,258-103,948; в) 1001012*1000102; | а) 100010012-1010102; б) 134,258+103,948; в) 25E,616*1B1,516; | а) 11101001012+100111012; б) 214,38-156,658; в) 40F,416*160,416; | а) 111001111112-100111011012; б) 706,58+377,58; в) 287,А16*62,816; |
Вариант 17 | Вариант 18 | Вариант 19 | Вариант 20 |
а) 101110111012+1101111012; б) 134,258+103,748; в) 274,516*DD,416; | а) 11100100012-101001112; б) 601,518+1003,478; в) 100,С16*37,А416; | а) 10001001112+110101112; б)705,38+174,058; в) 1А0,D816*124,216; | а) 1110011012-1010101102; б)1024,058+56,158 ; в) 30C,716*2А1,816; |
Задача 1.1.5.Запись дополнительного кода числа, интерпретируемого как 8-битовое целое со знаком.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
а) 115; б) -34; | а) 81; б) -40; | а) 98; б) -111; | а) 88; б) -65; | а) 64; б) -103; |
Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 |
а) 46; б) -71; | а) 36; б)-123; | а) 70; б)-55; | а) 107 б)-80; | а) 98; б)-120 ; |
Вариант 11 | Вариант 12 | Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 |
а) 62; б) -77; | а) 105; б) -90; | а) 56; б) -89; | а) 42; б) -107; | а) 112; б) -45; |
Вариант 16 | Вариант 17 | Вариант 18 | Вариант 19 | Вариант 20 |
а) 72; б) -113; | а) 63; б) -84; | а) 57; б) -102; | а) 66; б) -91; | а) 132; б) -80; |
Задача 1.1.6.Запись в 10-й системе счисления целого числа, если задан его дополнительный код в 2-й системе.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | ||
Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | ||
Вариант 9 | Вариант 10 | Вариант 11 | Вариант 12 | ||
Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 | Вариант 16 | ||
Вариант 17 | Вариант 18 | Вариант 19 | Вариант 20 | ||
Задача 1.2.1.
Составить в MS Excel расчетную таблицу для автоматизированного решения задачи линейного программирования для двух оптимизируемых параметров. Используя инструмент «Поиск решения», получить оптимальное решение задачи.
при ограничениях: .
Вариант/ Параметры | ||||||||||||||||||||
с1 | -1 | -1 | -2 | -1 | ||||||||||||||||
с2 | -1 | -2 | -1 | -10 | -2 | -1 | ||||||||||||||
a11 | -1 | -1 | -3 | -1 | -3 | -1 | -1 | -2 | ||||||||||||
a12 | -2 | -2 | -1 | -1 | -4 | -2 | ||||||||||||||
b1 | -2 | -6 | -9 | -8 | ||||||||||||||||
a21 | -2 | -3 | -2 | -3 | -3 | -2 | -2 | -2 | -4 | -5 | -2 | -1 | -3 | -1 | -1 | |||||
a22 | -2 | -3 | -4 | -2 | -3 | -2 | -2 | |||||||||||||
b2 | -6 | -6 | -20 | -8 | -2 | -8 | ||||||||||||||
a31 | -2 | -1 | -1 | -1 | -1 | -2 | -1 | -1 | ||||||||||||
a32 | -3 | -2 | -4 | -2 | -3 | -1 | -3 | -6 | -1 | -2 | ||||||||||
b3 | -9 | -5 | -12 | -5 | ||||||||||||||||
a41 | -1 | -1 | ||||||||||||||||||
a42 | -1 | |||||||||||||||||||
b4 | -2 | -2 | -2 |
Задача 1.2.2.
Составить таблицу Excel для автоматизированного решения задачи линейного программирования для четырех оптимизируемых параметров. Используя инструмент «Поиск решения» получить оптимальное решение задачи.
при ограничениях: .
Вариант/ Параметры | ||||||||||||||||||||
с1 | -3 | -2 | -1 | -2 | -6 | -4 | -2 | |||||||||||||
с2 | -2 | -1 | -1 | -2 | -1 | -13 | -2 | -2 | -20 | |||||||||||
с3 | -1 | -1 | -1 | -1 | -6 | -10 | -4 | -5 | ||||||||||||
с4 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | |||||||||||||||
a11 | -2 | -3 | -1 | -3 | -1 | |||||||||||||||
a12 | -1 | -1 | -1 | -1 | -2 | -1 | -1 | -3 | -5 | |||||||||||
a13 | -7 | -1 | -1 | -1 | -3 | -1 | -1 | -3 | -1 | |||||||||||
a14 | -1 | -3 | -1 | -1 | -1 | -2 | ||||||||||||||
b1 | -1 | -2 | -5 | -1 | ||||||||||||||||
a21 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | -1 | ||||||||||||||
a22 | -3 | -2 | -2 | -1 | -2 | -1 | -1 | -3 | -2 | -4 | ||||||||||
a23 | -1 | -3 | -2 | -1 | -1 | -2 | -1 | -1 | ||||||||||||
a24 | -1 | -1 | -1 | |||||||||||||||||
b2 | -1 | -1 | -10 | -6 | -1 |
Задача 1.
Задача 2.
Задача 3.
Задание: Опишите алгоритм решения следующих задач. Изобразите алгоритмы в виде блок-схемы.
Примеры задач и образцы их решения.
Составьте блок-схему алгоритма и программу нахождения суммы всех четных неотрицательных двузначных чисел.
Решение:
Заметим, что в задаче требуется просуммировать числа неотрицательные двузначные, т.е. числа от 10 до 99. Проверку на четность можно выполнить сравнением деления числа на 2 и результатом целочисленного деления на 2, если результаты совпадают, то число четное и его необходимо прибавить к результату. Потребуется инициализировать две перменные i – анализируемое число (она же переменная цикла) и S – число в котором будет накапливаться сумма (важно инициализировать S значением 0).
В качестве языка программирования выберем VBA. Для реализации цикла будем использовать оператор FOR, т.к. известны начальное и конечное значение переменной цикла i. Поскольку речь идет только о целых числах и входные и выходные данные предполагаются небольшие по значению, то будем использовать для переменных тип данных integer.
Результат работы программы приведен на рисунке
Индивидуальные варианты задач
Один цикл и 2 условия
Вариант 1. Составьте алгоритм и программу нахождения суммы всех нечетных двузначных чисел кратных 3.
Вариант 2. Составьте алгоритм и программу вычисления суммы всех трехзначных чисел, кратных 13 и 10.
Вариант 3. Составьте алгоритм и программу вычисления количества всех трехзначных чисел, кратных 4 и 6.
Вариант 4. Составьте алгоритм и программу, находящую сумму степеней 2ⁿ, где 0 ≤ n ≤ 10.
Вариант 5. Составьте алгоритм и программу, нахождения числа всех трехзначных чисел кратных 2 и некратных 3.
Вариант 6. Составьте алгоритм и программу, нахождения числа всех трехзначных чисел кратных 2 и некратных 3.
Вариант 7. Составьте алгоритм и программу,
ЕЩЕ ВАРИАНТЫ НУЖНЫ
Пример решения.
Составьте блок-схему алгоритма, определяющего принадлежность точки с координатами (x,y) закрашенной области.
Прежде чем переходить к построению алгоритма опишем некоторые вспомогательные условия.
1. Условием нахождения точки внутри окружности (включая границы) , (область А) является выполнение неравенства
2. Условием нахождения точки внутри параболы (область B) является выполнение условия .
3. Условием нахождения точки выше прямой y=1.5 (область С) является выполнение неравенства только для значения y:
4. Условием нахождения точки ниже оси ОХ (область D) является выполнение неравенства .
Теперь заметим, что нижняя область, обозначенная I является пересечением областей А и D, т.е. одновременным выполнением неравенств (запишем их в систему)
Вторая область более сложная. Она представляет собой пересечение областей A, B и C, т.е. одновременное выполнение неравенств
Поскольку нас интересует попадает ли точка или в область I или в область II, то условие будет заключатся в выполнении совокупности систем неравенств.
Запишем данную совокупность в виде логического выражение и упростим его:
,
где А, B, C и D неравенства для соответствующих областей.
В данном случае нам потребуется 4 условных перехода в алгоритме.
Задание: Составьте блок-схему алгоритма, определяющего принадлежность точки с координатами (x,y) закрашенной области.
ТРЕБОВАНИЯ К АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Порядок применения рейтинговой системы
Преподаватель вправе выбрать методику оценивания знаний студентов: традиционная зачетно-экзаменационная, либо рейтинговая. При выборе методики должно учитываться мнение студентов. В случае, если преподаватель выбрал рейтинговую систему, отдельные студенты вправе просить оценить их знания в рамках традиционной системы.
В рамках рейтинговой системы выставляется оценка за качество выполнения и защиты лабораторных и контрольных работ.
Виды деятельности и соотношение трудоемкости.
Вид деятельности | Доля | Кол-во ед. | Макс. балл за ед. | Всего |
Обязательные виды деятельности | ||||
1 семестр | ||||
Посещаемость занятий | 20% | N1 | =200/N1 | |
Выполнение лаб. работ (защита) | 40% | |||
Контрольная работа 1 | 40% | |||
Итого: | 100% | |||
2 семестр | ||||
Посещаемость занятий | 20% | N2 | =200/N2 | |
Выполнение лаб. работ (защита) | 40% | |||
Контрольная работа 2 | 40% | |||
Итого: | 100% | |||
Итого | ||||
Дополнительные задания (по выбору студента в каждом семестре) | ||||
Подготовка реферата (видео-доклада) | 20% | |||
Решение дополнительных задач контрольной работы | 10% | |||
Выполнение задания в рамках НИРС | 50% |
Условия получения положительной оценки
При применении рейтинговой системы в 1 семестре выставляется оценка «зачтено», если студент набрал более 800 баллов, во втором семестре оценка дифференцируется следующим образом: отлично – более 1800 баллов, хорошо – более 1700 баллов, удовлетворительно – более 1600 баллов.
При традиционной форме оценивания знаний положительная оценка выставляется с учетом выполнения всей учебной программы (лабораторных и контрольных работ), а также, продемонстрированных знаний на итоговом контроле (зачете и экзамене).
Примерные вопросы к зачету/экзамену по дисциплине
1. Понятие информации. Определение и основные свойства информации.
2. Понятие информационной технологии и процедур обработки информации.
3. История создания и развития компьютерной техники.
4. Двоичная форма представления информации. Кодирование числовой, текстовой, графической, звуковой информации.
5. Позиционные и непозиционные системы счисления. Римская система. Двоичная система счисления.
6. Двоичная арифметика.
7. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот.
8. Основные понятия и операции формальной логики.
9. Логические выражения и их преобразование.
10. Построение таблиц истинности логических выражений.
11. Упрощение логических выражений.
12. Основы построения вычислительных систем. Принципы Фон-Неймана.
13. Системное и прикладное программное обеспечение.
14. Виды операционных систем. Этапы загрузки операционной системы.
15. Основные виды прикладного программного обеспечения.
16. Текстовые редакторы. Шрифтовое и абзацное форматирование. Использование стилей.
17. Колонтитулы и нумерация страниц, сноски, гиперссылки.
18. Вставка в Word растровых рисунков и создание векторных.
19. Редактор формул.
20. Понятие об электронной таблице. Типы данных в Excel, выделение ячеек, диапазоны, авто заполнение.
21. Понятие о мультимедийной презентации. Работа в программе MS PowerPoint.
22. Основные понятия баз данных (БД). Модели данных. Реляционная модель.
23. Особенности реляционных таблиц. Ключи.
24. Запросы и отчеты.
25. Алгоритм и его свойства. Представление алгоритмов.
26. Основные типы алгоритмических структур.
27. Переменные, константы и их типы.
28. Арифметические операции, выражения и функции.
29. Линейный вычислительный процесс.
30. Логические операции.
31. Разветвляющиеся вычислительные процессы.
32. Циклические вычислительные процессы.
33. Стандартные приемы программирования.
34. Понятие массива. Типичные операции при работе с массивами.
35. Основы передачи данных в локальных и глобальных сетях. Модель OSI. TCP/IP.
36. Основы языка HTML. Структура HTML-документа. Теги.
37. Создание web-страницы. Основные атрибуты тега BODY.
38. Использование графики на web-страницах.
39. Обеспечение безопасности информации на уровне пользователей.
40. Резервное копирование. Архивирование данных. Использование антивирусных программ.
41. Административные меры обеспечения информационной безопасности.
42. Многопользовательские операционные системы.
43. Краткая характеристика системы MathCAD.