Тема: Работа в локальной компьютерной сети
Практическая работа №1
Тема: Работа в локальной компьютерной сети
Задание:
Осуществить обмен файлами по локальной сети компьютерного класса.
Порядок выполнения:
1. На рабочем столе найти значок «Сетевое окружение», двойным щелчком открыть, далее открыть папку «Seti на Хайрулина Е.Г (13comp)».
2. Скопировать текстовый файл «Практическое задание №1.Задание».
3. Форматировать текст (изменить) и скопировать обратно в папку «Seti на Хайрулина Е.Г (13comp)» для проверки учителем.
Практическое задание №2
Тема: Работа с электронной почтой.
Задание:
1. Регистрация почтового ящика на сайте www.rambler.ru.
2. Отправка и получение письма.
Порядок выполнения:
1. На рабочем столе найти значок web-браузера Mozilla Firefox (возле Пуска) и запустить программу.
2. В адресной строке написать http://www.rambler.ru/ и нажать на клавиатуре клавишу «Enter»
3. Нажать на ссылку «Завести почту»
4. Пройти 4 шага регистрации нового имени
5. В конце нажать кнопку , затем перейти по ссылке
6. Нажать на вкладку «Написать письмо»
7. В поле «Кому» указать электронный адрес школы [email protected]
8. В поле «Тема» написать свою фамилию.
9. В поле для ввода текста написать «Практическое задание выполнил»
10. Нажать кнопку «Отправить» . Сообщение отправлено.
11. Перейти в папку «Входящие», чтобы просмотреть полученные письма.
Практическое задание №3
Тема: Работа с WWW (Интернетом)
Задание:
1. Ознакомиться с услугами Интернета с помощью поисковой системы «Рамблер».
2. Создать документ в MS Word, содержащий гиперссылки.
Услуги сети Интернет:
· всемирная паутина (World Wide Web);
· электронная почта и списки рассылки;
· группы новостей;
· файлообменные сети,
· электронные платёжные системы;
· Интернет-радио;
· Интернет-телевидение;
· IP-телефония;
· поисковые системы.
Порядок выполнения:
Задание1:
12. На рабочем столе найти значок web-браузера Mozilla Firefox (возле Пуска) и запустить программу.
13. В адресной строке написать http://www.rambler.ru/ и нажать на клавиатуре кнопку Enter
14. В строке поиска ввести Всемирная паутина и нажать кнопку «Найти»
15. В списке сайтов найти наиболее точный ответ и перейти на сайт по ссылке. Ознакомиться (прочитать) с услугой Интернета.
16. Таким же образом поискать про все услуги Интернета.
Задание2:
1. На рабочем столе открыть папку «9 класс», в ней папку «Практические задания» и открыть тестовый файл «Гипертекстовые ссылки». (Для создания гиперссылки сначала нужно создать закладку на тот текст, который будет открываться при нажатии гиперссылки, а затем выделить слово и создать на него ссылку )
2. Во втором абзаце под буквой «б» выделить слова «Вся информация»
3. Перейти на вкладку «Вставка» и нажать «Закладка»
4. Написать Имя закладки – байтов и нажать кнопку «Добавить»
5. В первом абзаце под буквой «а» найти и выделить слово «байтов». Это слово будет служить гиперссылкой.
6. На вкладке «Вставка» нажать «Гиперссылка»
7. В окне «Вставка гиперссылки» нажать «Связать с местом в документе», затем выбрать Закладку с именем «байтов» и нажать «Ок». Гиперссылка создана!
8. Самостоятельно продолжить создание гиперссылок, имена закладок придумать самостоятельно. Слова, на которые следует сделать гиперссылками, выделены красным цветом.
9. В абзаце под буквой «а» на слова «жесткий или гибкий магнитный диск» создать ссылку, чтобы открывался абзац под буквой «г».
10. В абзаце под буквой «б» на слова «оперативной памяти» создать ссылку, чтобы открывался абзац под буквой «в»
11. В абзаце под буквой «в» на слово «программа» создать ссылку, чтобы открывался абзац под буквой «д»
Практическое задание №4
Тема: Открытие и сохранение БД.
Задание:
1. Открыть таблицу базы данных «Страны мира».
2. Увеличить длину поля «столица» на 5 и уменьшить длину поля «часть света» на 3.
3. Добавить после поля «население» поле «год переписи», определив его тип и размер.
Порядок выполнения:
22. На рабочем столе открыть папку «9 класс», в ней папку «Практические задания» и открыть файл «База данных Страны мира»
23. Открыть таблицу «Страны мира», щелкнув по ней 2 раза. Таблица откроется в Режиме таблицы.
24. Чтобы изменить таблицу, необходимо перейти в Конструктор. Для этого нужно нажать
Конструктор |
25. Чтобы увеличить длину поля «столица» на 5, необходимо нажать на поле «столица» и в Свойствах поля- Общие напечатать Размер поля 20.
Также уменьшить длину поля «часть света» на 3.
26. Чтобы добавить поле «год переписи» после поля «население», необходимо нажать на поле «площадь», а затем на кнопку «Вставить строки»
27. Напечатать в Имя поля «год переписи», Тип данных выбрать «Числовой», Описание – «Год переписи населения»
Практическое задание №7
Построение диаграмм.
Задание:
10. Построить диаграмму на основе таблицы «Клиенты».
Порядок выполнения:
52. На рабочем столе найти значок Microsoft Office Excel 2007 , двойным щелчком открыть программу.
53. Заполнить таблицу, как показано ниже:
54. Сумму по каждому месяцу посчитать с помощью функции СУММ
55. Выделить диапазон ячеек A4:E10.
56.Нажмите вкладку Вставка, затем кнопку Гистограмма,выберите любой тип
57. В результате должно получиться:
Практическое задание №14
Задание №1. Алгоритм и его свойства
Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от "algoritрmi" - латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.
Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.
Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.
Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.
Алгоритм представляет собой последовательность команд (ещё говорят - инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта). Всякий алгоритм составляется в расчёте на конкретного исполнителя с учётом его возможностей. Для того, чтобы алгоритм был выполним, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ).
Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, быть дискретным. Любая команда выполняется только после выполнения предыдущей команды. Необходимо, чтобы каждая команда алгоритма точно определяла однозначное действие исполнителя, а также алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его СКИ, т.е. понятны исполнителю. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составителем алгоритма. Исполнение алгоритма сводится к конечному числу действий, которые приводят к конкретному результату. Свойство массовости для алгоритмов не является обязательным: с помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи и делать это неоднократно. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы исполнитель мог его выполнить не задумываясь, автоматически, формально. Значим также строгий порядок действий: важно то, как организован алгоритм. Эти общие характеристики называют свойствами алгоритма.
Таблица №1 «Алгоритм и его свойства».
№ | Вопрос | Ответ |
Что такое алгоритм? | Инструкция | |
Кто (что) может быть исполнителем алгоритма? | Исполнителем может быть человек, компьютер, станок, робот, язык программирования | |
Что такое СКИ? | Система команд исполнителя | |
Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке: | Это свойство последовательности алгоритма | |
Свойства алгоритма | Это его общие характеристики | |
Результативность | В алгоритме не должно быть ошибок | |
Определенность (детерминированность) | На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить | |
Понятность | Свойство алгоритма, определенное исполнителем | |
С помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи, это | Массовость алгоритма | |
Исполнение алгоритма приводит к конечному результату | Конечность алгоритма |
Задание №2 .АЛГОРИТМ ЭТО (продолжите предложение):
Заполните схему, вписав свойства алгоритма
Задание №3. Алгоритм открытия двери
1) Подойти к двери
2) Открыть дверь
3) Повернуть ключ по часовой стрелке 2 раза
4) Вытащить ключ
5) Вставить ключ в замочную скважину
Задание №4. Алгоритм кипячения воды
Ø Налить в чайник воду
Ø Открыть кран газовой горелки
Ø Поставить чайник на плиту
Ø Ждать, пока вода не закипит
Ø Поднести спичку к горелке
Ø Зажечь спичку
Ø Выключить газ
Задание №5. Инструкции.
1. Инструкция по лепке дракона.
· Изучить образ дракона по имеющейся картинке.
· Вылепить голову.
· Вылепить туловище.
· Вылепить хвост.
· Вылепить четыре ноги.
· Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленной части дракона.
Тема: Циклический алгоритм.
Задание:
20. Прочитать текст «Алгоритмическая структура Цикл. Команды повторения».
21. Составить блок-схему и алгоритм выполнения домашнего задания по переводу текста с иностранного языка.
22. Изучите примеры циклических алгоритмов, придумайте свой пример.
Порядок выполнения:
Задание №1. Алгоритмическая структура «Цикл». Команды повторения.
В жизни часто встречаются инструкции, в которых требуется один и тот же набор действий выполнять много раз подряд: «иди, пока не придёшь», «закручивай гайку, пока не завернёшь до отказа» и т.д. Для этого нужна новая форма организации действий – цикл.
Циклом (повтором) называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз (или не разу) до тех пор, пока выполняется некоторое условие.
С помощью блок-схемы цикл можно изобразить так:
Да |
Нет |
Тело цикла |
Условие |
Такая структура называется циклом с предусловием, так как условие предшествует телу цикла. Есть и другой вариант названия: цикл-пока, пока условие истинно, повторяется выполнение тела цикла. Если условие ложно, то происходит выход из цикла.
Формат команды цикла следующий:
пока<условие>, повторять
нц
<тело цикла>
кц
Служебное слово НЦ обозначает начало цикла, КЦ– конец цикла.
При программировании цикла важно думать о том, чтобы цикл был конечным. Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.
Пример
Давайте составим алгоритм покраски забора. Допустим, что у нас есть малярная кисть и достаточное количество краски. Напишем такую последовательность действий:
Подойти к левому краю забора.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.
Покрасить одну доску.
………………………..
Используя цикл, можно записать следующий алгоритм:
Подойти к левому краю забора.
Пока забор не кончился, повторять:
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски.
Конец цикла.
Уйти.
На АЯ (алгоритмическом языке) этот алгоритм будет таков:
Подойти к левому краю забора.
пока<забор не кончился>, повторять
нц
< Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину доски >
кц
Уйти.
В виде блок-схемы этот алгоритм можно изобразить так.
Подойти к левому краю забора |
Забор не кончился? |
Да |
Нет |
Уйти |
Покрасить одну доску |
Шагнуть вправо на ширину доски |
Задание №2. Используя циклическую форму организации действий, запишите следующий алгоритм выполнения домашнего задания по переводу текста с иностранного языка:
Найти первое предложение.
Перевести его.
Записать перевод.
Найти следующее предложение.
Перевести его.
Записать перевод.
…………………..
Задание №3.Пример1. Во время большой перемены проголодавшийся школьник зашёл в столовую с намерением поесть пирожков. Написать алгоритм его борьбы с чувством голода. (Имеется ввиду, что денег хотя бы на один пирожок у него есть).
начало |
сыт? |
да |
конец |
купить пирожок |
съесть пирожок |
нет |
деньги еще есть на пирожок? |
да |
нет |
Пример2. Ученику задали несколько задач по математике. Придя домой, он решил сначала выполнить домашнее задание, а потом пойти погулять.
начало |
есть еще нерешённые задачи? |
конец |
решить очередную задачу |
да |
нет |
пойти гулять |
начало |
дерево погибло? |
да |
конец |
посадили дерево |
весной появились листочки |
летом - густая листва |
осенью листья опали |
нет |
прошла зима |
срубили дерево |
Практическая работа №16
Практическая работа №16
Задание №1. Вложенные ветвления.
Ветвление называется вложенным, если выполняется по одной из ветвей другого ветвления. При описании вложенных ветвлений на языке программирования Turbo Pascal следует помнить, что перед Else точку с запятой ставить нельзя!
a > b |
c > b |
k:=1 |
k:=2 |
k:=3 |
- +
If a> b then
If c> b then
k:=1 - +
Else
k:=2
Else
k:=3;
Задание №2.Опишите фрагмент блок-схемы на языке программирования.
a > b |
c > b |
k:=1 |
k:=2 |
1)
- +
- +
a > b |
c > b |
k:=2 |
k:=3 |
2) - +
- +
a > b |
k:=3 |
k:=1 |
с > b |
- +
- +
4)
k:=1 |
a > b |
с > b |
- +
- +
a > b |
с > b |
k:=2 |
- +
- +
Задание №3.Представьте фрагмент программы в виде блок-схемы.
1) IF a>b THEN
k:=k+1
ELSE
IF a>b THEN
k:=k+2
ELSE
k:=k+3;
Writeln(k);
2) IF a=0 THEN
Begin
X:=1;
Y:=1;
End
ELSE
Begin
X:=2;
Y:=2;
End;
Задание №4.Вычислить значение bпосле выполнения фрагмента программы.
a:=3; b:=5 c:=3; IF b>4 THEN begin a:=c; b:=c; end ELSE a:=15; b:=15; b=______ | a:=3; b:=5 c:=3; IF b>4 THEN begin a:=c; b:=c; end; ELSE a:=15; b:=15; b=______ | a:=3; b:=5 c:=3; IF b>4 THEN begin a:=c; b:=c; end ELSE begin a:=15; b:=15; end; b=______ | a:=3; b:=5 c:=3; IF b>4 THEN begin a:=c; b:=c; end ELSE; a:=15; b:=15; b=______ |
Практическое задание №25
Практическое задание №18
Задание №1. Цикл с предусловием.
Цикл – это такая структура, которая позволяет многократно повторять одни и те же действия.
Существует три вида циклов:
ü Цикл с предусловием;
ü Цикл с параметром (арифметический цикл);
ü Цикл с постусловием.
Тело цикла |
Условие выхода из цикла |
_ |
+ |
ПОКА условие истина ПОВТОРЯТЬ
Тело цикла
КОНЕЦ ЦИКЛА
While <условие> Do
<тело цикла>;
Примеры:
a:=7; a:= -7;
While a>5 Do While a<5 Do
a:=a-1; a:=a+1;
· Условие выхода из цикла всегда имеет переменную <параметр>. Значение этой переменной необходимо явно изменять в теле цикла таким образом, чтобы условие выхода из цикла в какой-то момент времени приняло значение «ложь» (т.е., чтобы произошел выход из цикла).
Например:
s:=4;
While s>=0 Do
s:=s-1;
В данном примере параметром цикла является переменная s. Значение этой переменной в цикле уменьшается каждый раз на 1. В какой то момент времени значение переменной s станет меньше нуля и произойдет выход из цикла.
· Если в теле цикла значение параметра не изменяется или изменяется не правильно, то происходит зацикливание, т.е. цикл выполняется бесконечно.
Например:
s:=1;
While s>0 Do
Writeln(s);
В данном примере параметром является переменная s, но ее значение не изменяется в теле цикла, поэтому условие выхода из цикла всегда будет иметь значение «Истина» и цикл будет выполняться бесконечно.
· Если условие выхода сразу имеет значение «ложь», то тело цикла не выполнится ни разу.
Например:
a:=1;
While a<0 Do
Writeln(a);
· Если тело цикла содержит более одного оператора, то его заключают в операторные скобки.
Например:
a:=1;
While a>0 Do
Begin
Writeln(a);
a:=a-1;
End;
A:=A+0.1 |
конец |
начало |
S:=0 |
A:=0.2 |
S:=S+A |
A<=2.0 |
S |
- |
+ |
Program summa;
Var A, S: real;
Begin
S:=0;
A:=0;
While A<=2.0 do
Begin
S:=S+A;
A:=A+0.1;
End;
Writeln(‘Сумма=’, S);
End.
Задание №2.Составить блок-схему по готовому фрагменту программы.
Program cikl;
Var
K, Max: real;
N:byte;
Begin
Max:=0;
N:=0;
While N<=10 do
Begin
Write (‘Введите число’);
Readln (K);
IF Max<K THEN
Max:=K;
N:=N+1;
End;
End.
Задание №3. Цикл с параметром.
Параметр:= н.з., к.з., шаг |
тело цикла |
Параметр – это простая переменная целого типа.
Начальное и конечное значение – это переменные или выражения целого типа.
Шаг может быть равен +1 или -1.
Цикл повторяется до тех пор, пока значение параметра лежит в интервале между начальным значением и конечным значение включительно.
Формат оператора:
1. Если Шаг равен +1
FOR <параметр>:=<н.з.> TO <к.з.> DO
<тело цикла>;
Примеры:
For i:=1 to 5 do или For i:= -5 to -1 do
Writeln (i); Writeln (i);
2. Если Шаг равен -1
FOR <параметр>:=<н.з.> DOWNTO <к.з.> DO
<тело цикла>;
Примеры:
For i:=5 downto 1 do или For i:= -1 downto -5 do
Writeln (i); Writeln (i);
!!!При этом если н.з.< к.з, то оператор не выполнится ни разу
Нельзя явно изменять параметр цикла в теле арифметического цикла, но можно использовать его в выражениях в качестве операнда.
Если тело цикла содержит более одного оператора, то оно заключается в операторные скобки begin … end.
Например:
For i:=1 to 5 do
Begin
K:=K+2;
Writeln (K);
End;
Задание №4.Определить значение переменной S после выполнения следующих операторов:
S:=1; I:=1 For I:=2 to 2 do S:=S+1/I; S=________ | S:=0; I:=1 For I:=2 to -5 do S:=S+1/I; S=________ | S:=1; I:=1 For I:=2 downto 2 do S:=S+1/I; S=________ |
Задание №5.Определить сколько раз будет выполняться тело следующих операторов цикла.
K:=0; For i:=1 to K+3 do K:=K+1; ______________ | K:=0; For i:=1 to 9 do K:=K+sqr(i); ______________ | K:=0; For i:=9 to 1 do K:=K+1; ______________ | K:=0; For i:=1 to 1 do K:=K+1; ______________ |
Задание №6. Цикл с постусловием
Цикл с постусловием –это цикл, у которого условие выхода располагается после его тела.
Условие выхода проверяется после выполнения тела цикла, поэтому тело в цикле с постусловием всегда выполняется хотя бы один раз.
Тело цикла |
Условие выхода |
- |
+ |
Тело цикла
ДО выполнения Условия выхода;
REPEAT
<тело цикла>
UNTIL <условие выхода>;
Примеры:
A:=1; REPEAT A:=A+1; UNTIL A=5; | A:=1; REPEAT A:=A-1; UNTIL A= -5; | A:=5; REPEAT A:=A+1; UNTIL A>=5; |
Переменная (параметр), которая используется в условии выхода из цикла обязательно должна изменятся в теле цикла таким образом, чтобы условие выхода в какой-то момент времени стало равно «истина».
A:=1; REPEAT A:=A+1; S:=S+A; UNTIL A=5; |
Если параметр не изменяется в теле цикла или изменяется не правильно, то произойдет зацикливание (т.е. цикл будет выполняться бесконечно).
Ключевые слова REPEAT и UNTIL играют роль операторных скобок, поэтому если тело цикла содержит более одного оператора, то необходимостивиспользовании операторных скобок begin…end нет.
Пример:
начало |
конец |
К:=1 |
К:=K*2 |
K |
N |
K>N |
- |
+ |
Постановка задачи
Ид. N – число: integer.
Рез. K – число: integer.
Мм. K=2R
В языке программирования Turbo Pascal
отсутствует функция вычисления степени
числа.
Степень числа вычисляется как произведение
2 R = 2*2*2*2*2
R раз
Для вычисления произведения используется
стандартный алгоритм.
Словесное описание алгоритма
1. Ввести число N.
2. Произведению присвоить начальное значение 1.
3. Вычислить число вида 2R
4. Если полученное число не больше N, то повторить п.3.
5. Вывести полученное число.
Трассировочная таблица
N | K | K>N | |
ложь | |||
ложь | |||
ложь | |||
ложь | |||
ложь | |||
истина |
Ответ.Наименьшее число вида 2R, большее 50 равно 64
Задание №7.Определить сколько раз будет выполняться тело цикла.
S:=0; I:=0; REPEAT I:=I-1; S:=S+1/I; UNTIL I<=1; ______________ | S:=0; I:=1; REPEAT I:=I+1; UNTIL I>=2; S:=S+1/I; ______________ | S:=0; I:=1; REPEAT S:=S+1/I; I:=I+1; UNTIL I<1; ______________ |
Практическое задание №19
Тема: Массивы на Паскале
Задание:
36. Прочитать текст «Одномерные массивы», изучите примеры.
37. Составить блок-схемы к примерам решения задач (2.1, 2.2., 2.3, 2.4).
38. Записать блок-схемы и примеры в тетрадь (2.1, 2.2., 2.3, 2.4).
Порядок выполнения:
Задание №1. Одномерные массивы
Понятие «массив»
С понятием «массив» приходится сталкиваться при решении научно-технических и экономических задач обработки совокупностей большого количества значений. В общем случае массив – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип.
Название регулярный тип (или ряды) массивы получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение каждого элемента в массиве.
Массив – это составной объект, образованный из элементов (компонент) одного и того же типа. Такой тип данных применяется в программировании для обозначения объектов, аналогичных числовым последовательностям в математике, где сразу целая группа чисел обозначается одним именем (чаще всего буквой), а для обращения к каждому отдельному числу данной последовательности используются различные индексы (номера элементов). В математике это может выглядеть, например, так:
a1, а2, а3, …, аn.
Таким образом, в программировании массив – это последовательность однотипных элементов, имеющих общее имя, причем каждый элемент этой последовательности определяется порядковым номером (индексом) элемента.
Примеры массивов:
- Х1, Х2, …, Хn – одномерный массив, состоящий из n элементов;
- А0, А1, А2, …, А10 – одномерный массив,состоящий из 11 элементов.
Массивы бывают одномерными (один индекс), двумерными (два индекса) и т.д.
Структура массива всегда однородна. Массив может состоять из элементов типа integer , real или char , либо других однотипных элементов. Другая особенность массива состоит в том, что к любой его компоненте можно обращаться произвольным образом. Программа может сразу получить нужный ей элемент по его порядковому номеру (индексу). Номер элемента массива называется индексом. Индекс – это значение порядкового типа, определенного, как тип индекса данного массива. Тип индекса определяет границы изменения значений индекса.
Рассмотрим массив Х1, Х2, …, Хn. Здесь
- Х – имя массива;
- 1, 2,…, n – индексы (порядковые номера) элементов;
- Х7 – седьмой элемент массива Х.
Begin
i := 1;
While i <= 30 Do
Begin
Read (X[i]); i := i + 1
End;
Readln
End.
Можно ввести с клавиатуры элементы следующим образом:
-7 _ 4 _ -2 _ 0 _ 12 _ -1 _ -5 _ 9 _ 11 _ -3 _ -5 _ … _15, то есть через пробел ввести в строчку и нажать клавишу Enter.
Можно было ввести элементы в столбец, отделяя элементы клавишей Enter, то есть каждый элемент с новой экранной строки:
-7 Enter
4 Enter
-2 Enter
…
…
…
15 Enter
В первом варианте ввод массива Х в программе осуществляется с использованием цикла с предусловием.
Второй вариант: ввод массива с использованием цикла с постусловием (Рисунок 2).
Program Primer_2;
Var i: integer;
X: array [1..30] of Integer;
Begin
i := 1;
Repeat
Read (X[i]); i := i + 1
Until i > 30;
Readln
End.
Массив X введен с использованием цикла с постусловием.
Третий вариант: ввод массива с использованием цикла с параметром (Рисунок 3).
Program Primer_3;
Vari: integer;
X: array [1..30] of Integer;
Begin
For i := 1 To 30 Do Read (X[i]);
Readln
End.
Массив вводится с помощью цикла с параметром, где в качестве параметра используется индекс элемента массива (i).
Вывод одномерного массива осуществляется аналогично.
В программе вместо операторов Read или Readln используются операторы Write или Writeln. Но просто заменить одни операторы на другие здесь недостаточно. Для того чтобы выводимые значения не сливались между собой, надо явным образом вставлять между ними разделитель – пробел или перевод строки. Приведем два возможных способа вывода массива:
- For i := 1 To n Do Write (X[i],’ ‘);
- For i := 1 To n Do Writeln (x[i]).
На первый взгляд второй способ может показаться более простым и удобным, но это далеко не всегда так. Результат работы такой программы зачастую неудобно, а то и просто невозможно анализировать. Ведь каждый элемент массива будет располагаться в отдельной строке, следовательно, мы не сможем увидеть более 25 элементов одновременно. Кроме того, очень часто массив требуется распечатать дважды, чтобы сравнить состояние массива до обработки и результат его обработки. В этом случае сравнение состояний массива гораздо удобнее проводить, если они распечатаны в двух соседних строках, а элементы выровнены по столбцам, то есть к варианту 1 должна быть добавлена еще и форматная печать (указано количество позиций, которое должно отводиться на печать одного элемента).
Например, выведем одномерный массив Х1, Х2, …, Хn, состоящий из элементов вещественного типа, используя цикл с параметром (Рисунок 4):
Program Primer_4;
Const n = 30;
Var i: Integer;
X: Array [1..n] Of Real;
Begin
For i:= 1 To n Do Write (X[i] : 6 : 2, ‘ ‘);
Writeln; {курсор переводит на новую строку}
Readln
End.
Задание №2. Примеры решения задач
Входные данные: n, A.
Выходные данные: s, p.
Первоначально сумма искомых элементов равна нулю: не просуммировано ни одно слагаемое, то есть s:=0. Далее, используя любой оператор цикла, просматриваем весь массив от первого и до последнего элемента. И если при этом элемент массива нечетный и кратен 3, то к уже накопленной сумме добавляется очередное слагаемое, т.е. s:= s + A[i]. Здесь слева и справа от знака присваивания записано имя одной и той же переменной s, именно это обеспечивает постепенное накопление суммы: s справа – уже вычисленное известное значение суммы, s - ее новое, вычисляемое значение.
При просмотре массива можно сразу вычислить и произведение элементов массива, удовлетворяющих заданному условию. Произведение вычисляется с помощью оператора p:=p*A[i]. При этом p справа и p слева имеют разные значения: p справа – уже известное, вычисленное ранее значение произведения, p слева – новое, вычисляемое его значение. Первоначально искомое произведение равно единице, т.е. p:=1.
При решении этой задачи можно использовать любой из видов циклов. Рассмотрим несколько вариантов решения задачи.
Первый спосо