По математическому моделированию
(на материалах «Танграм» и «Пифагор»)*
Знакомство с игрой «Танграм»
Цель: познакомить детей с набором фигур к игре «Танграм», возможностями их преобразования с целью составления новой фигуры из 2—3 имеющихся.
Задачи:
— закрепить знания о геометрических фигурах, способах их
обследования;
—упражнять в сравнении треугольников по размеру, составлениииз них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников;
—формировать представления о закономерностях образованияновых фигур из нескольких одинаковых;
—развивать наблюдательность, воображение, пространственные представления.
Оборудование: набор фигур к игре «Танграм» (для каждого ребенка); фланелеграф и набор фигур к игре «Танграм» (для педагога).
* * *
Сегодня я хочу познакомить вас с одной очень интересной игрой, в которую ифают многие школьники и даже взрослые. Думаю, что и вы сможете в нее играть. Называется она «Танграм».
Откроем конвертики и посмотрим, из чего же эта игра состоит.
Педагог выкладывает на флапслсграфс набор геометрических фигур, дети — у себя на столе.
Из чего состоит игра? (Из геометрических фигур.) Назовите их. (Треугольники, квадраты, четырехугольник.) Нарисуем их в воздухе. Сосчитайте, сколько всего геометрических фигур? (Семь.) Выберите все треугольники и сосчитайте их? (Пять.) Все ли треугольники одинаковые, чем они отличаются? (Есть треугольники большие — их два, есть треугольники маленькие — их тоже два, есть еще один треугольник.)
* Занятия успешно апробированы в ходе математического моделирования с детьми на базе воскресной школы для детей 4—7 лет при Смоленском педагогическом колледже (1996—1998), педагог В.И. Трофимова; на базе ДОУ «Ежик» г. Смоленска (2006—2007), педагог Л.Г. Иванушснкова, научный руководитель — Г.А. Репина.
Сравните треугольник среднего размера с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся треугольников.) Как вы это узнали? (Накладывали один треугольник на другой.) О каких фигурах мы еще не говорили? (О квадрате и еще одной фигуре.)
Как бы вы назвали эту фигуру (показать четырехугольник)? (Четырехугольник.)
Если дети не догадаются, то предложить им сосчитать углы и стороны и рассказать о понятии названия «четырехугольник».
Можно ли назвать квадрат четырехугольником? Почему? (Можно, у него тоже 4 стороны и 4 угла.) Сколько всего четырехугольников в игре «Тантрам»? (Два.)
Мы увидели, что «Танграм» состоит из геометрических фигур. Какие это фигуры и сколько их? (Пять треугольников, два четырехугольника: квадрат и четырехугольник.) Покажите средний треугольник, квадрат. Покажите четырехугольник, но не квадрат. Нарисуйте его в воздухе. Этот четырехугольник называют параллелограмм. Перемешайте фигуры и снова найдите параллелограмм.
Вы знаете, все фигуры в этой игре волшебные. Давайте проверим. Возьмите два больших треугольника, составьте из них:
а) квадрат;
б) треугольник;
в) четырехугольник.
Один из детей составляет фигуру на фланелеграфе, другие — у себя за столом.
Назовите полученную фигуру. Объясните, как вы ее составили? (Присоединили один треугольник к другому.) Нарисуйте полученную фигуру в воздухе.
Возьмите два маленьких треугольника и составьте те же фигуры: квадрат, треугольник, четырехугольник.
Подумайте, а если мы повернем фигуру, как она будет называться? (При повороте фигура не меняется: квадрат остается квадратом, треугольник — треугольником, значит, название фигуры не зависит от ее расположения.)
Возьмите большой и средний треугольники и составьте четырехугольник.
Дети составляют на местах, после чего один ребенок показывает на фланелеграфе вариант составления фигуры.
Какую фигуру мы составили? Как? (Присоединили к большому треугольнику средний треугольник, или наоборот.) Покажите стороны
Приложения
и углы полученного четырехугольника, каждого треугольника, составляющих общую фигуру.
Кто расскажет, какие фигуры можно составить из треугольников? (Квадраты, треугольники, четырехугольники.) Как мы их составляли? (Присоединяли фигуры друг к другу по сторонам.)
Педагог показывает действия на флапелсграфе.
Вам понравилась новая игра? Тогда вы, наверное, расскажете о ней своим папам и мамам. А как вы будете рассказывать?
План рассказа:
— название игры;
— из чего она состоит, сколько в ней геометрических фигур;
— сколько треугольников и какие они по размеру;
— сколько четырехугольников;
— какие фигуры можно составить из треугольников;
— как составить эти фигуры.
Сложите все фигурки в конвертик, чтобы не потерялись и вы могли играть в эту игру в любое время.
Освоение игры «Танграм»
Цель: продолжить знакомство детей с набором фигур к игре «Танграм», их преобразованием с целью составления повой фигуры из 2—4 имеющихся.
Задачи:
—закрепить представления о четырехугольниках, способах образования новых фигур из нескольких треугольников;
—познакомить с понятием «пятиугольник»;
—сформировать представления о способах образования новыхфигур из нескольких разного вида: четырех- и пятиугольниковиз двух треугольников и квадрата, из трех треугольников;
—познакомить с составлением фигур по схемам;
—развивать наблюдательность, воображение, пространственноемышление.
Оборудование: набор фигур к игре «Танграм» (для каждого ребенка); фланелеграф и схемы с изображением геометрических фигур
(для педагога).
* * *
Дети, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, с которой мы познакомились в прошлый раз. Она уже лежит на ваших столах. Как она называется? («Танграм».)
Кто может рассказать, как мы играли тогда? (Составляли фигуры из треугольников.) Какие фигуры мы составляли и как мы это делали? (Составляли треугольники, квадраты и четырехугольники, приставляя одну сторону треугольника к стороне другого.)
Составьте четырехугольник из большого и среднего треугольников. Докажите, что эта фигура — четырехугольник. Как вы его составили? Дети отвечают.
Составьте четырехугольник из квадрата и двух маленьких треугольников. Какая фигура получилась?
Дети отвечают. Необходимо обратить их внимание на то, что могут получиться два вида: трапеция и прямоугольник; показать эти варианты на фланелеграфс.
Как вы составили четырехугольник? Можно ли назвать прямоугольник четырехугольником и почему? (Можно, у него 4 стороны и 4 угла.)
Составить четырехугольник можно и с помощью двух больших и среднего треугольника. Кто догадается, как можно его сделать?
Один ребенок показывает па флапелсграфе вариант составления фигуры, называет полученную фигуру и объясняет, как он ее составил.
А если повернуть фигуру, изменится ли ее название? (Нет.) Посмотрите на схему.
Педагог показывает пятиугольник из трех треугольников, сложенных в виде домика.
Как бы вы назвали эту фигуру?
Если дети затрудняются, можно предложить посчитать стороны.
Как бы вы назвали фигуру с пятью углами? (Пятиугольник.) Выложите пятиугольник из своего набора фигур. Какие фигуры вы использовали для этого? Как составляли пятиугольник? Нарисуем наш пятиугольник в воздухе.
Выложите следующую фигуру по схеме.
Рис. 1. Схемаскладывания фигуры домика |
Педагог показывает шестиугольник из двух треугольников и квадрата в виде мордочки лисы.
Как мы назовем эту фигуру?
Дети считают углы и стороны — их шесть.
(Многоугольник или шестиугольник.) Из каких фигур вы ее составили? Посмотрите, на что похож наш многоугольник? (На мордочку лисы, кошки.) Как выдумаете, какую фигуру можно назвать многоугольником? С какими новыми фигурами мы сегодня познакомились? Почему их так называют?
Из фигур «Танграма» можно выложить много интересных изображений, но этим мы будем заниматься в следующий раз.
Приложения |