Классификация стилей программирования

Общая характеристика стиля программирования складывается из характеристик способов представления данных и логического структурирования программы. К примеру, при изучении соответствующих составных типов были рассмотрены способы представления различных данных, приведенные в следующей таблице.

Вид данных Способ представления в программе
Список простых однотипных элементов (например, чисел) Массив
Таблица, в которой все элементы имеют одинаковый простой тип (например, таблица чисел) Можно представить при помощи двумерного массива
Таблица, в которой в различных столбцах содержатся данные различного типа (например, список студентов, для каждого из которых задаются фамилия, имя, факультет, номер группы и т.д.) Можно представить в виде массива записей, которые представляют строки таблицы и группируют набор данных различного типа
Список различных объектов, обладающих только некоторыми общими свойствами (например, список различных геометрических фигур, для каждой из которых можно рассчитать площадь) С помощью типа «объект» или «класс» описывается один базовый объект, в котором присутствуют общие свойства всех объектов, и от которого в дальнейшем эти объекты наследуются. После этого список можно представить в виде массива базовых объектов

Классификация способов логического структурирования программы представлена в следующей таблице.

Вид программы (стиль программирования) Описание
Линейная программа Представляет собой последовательность простых операторов
Структурное программирование В программе используются составные операторы, имеющие опер внутреннюю структуру и состоящие из более простых или также структурированных операторов. Сюда относятся условный оператор, операторы цикла и др.
Процедурное программирование Данный способ логического структурирования программы заключается в разделении текста программы на отдельные более мелкие и понятные фрагменты и выделении в отдельные подпрограммы часто выполняющихся действий, что позволяет значительно упростить написание сложной программы. Подпрограммы в языке Паскаль выполняются в виде процедур и функций
Объектно-ориентированное программирование Наиболее общий из существующих на сегодняшний день подходов, заключающийся в выделении из исходной предметной области отдельных объектов, их свойств и связей с другими объектами. В языке Паскаль этот подход реализован при помощи типов данных «объект» и «класс», позволяющих группировать в отдельных объектах данные и методы их обработки (процедуры и функции), а также выполнять наследование объектов


Структура программного модуля

Программные модули (или библиотеки) являются еще одним средством логического структурирования программы (наряду с процедурами, функциями и объектами). Текст программы для удобства может быть разделен на отдельные модули. Также часть сравнительно независимых и общих по смыслу процедур, функций, объектов или других элементов нескольких программ может быть вынесена в библиотеку, выполненную в виде независимого программного модуля. В последствии одни и те же библиотеки и модули могут использоваться в различных программах.

Программный модуль – это отдельный файл с расширением PAS.

 Структура программного модуля

UNIT <Имя модуля>;

INTERFACE

[USES <Список библиотек>;]

<Описательная часть интерфейса>

IMPLEMENTATION

[USES <Список библиотек>;]

<Описательная часть раздела реализации>

[BEGIN

<Исполнительная часть>]

END.

В описательной части интерфейса находятся описания общих типов данных, классов, переменных, констант, а также заголовков общих процедур и функций, которые будут доступны любой программе, подключившей данный модуль. Сами процедуры и функции, раскрываются в разделе реализации. Все остальные данные, описанные в разделе реализации, являются локальными для модуля и не будут доступны внешним программам подключившим его.

Если присутствует исполнительная часть, то она будет выполнена в момент подключения модуля внешней программой для инициализации описанных в модуле данных, если таковая необходима.

Лекция 9

Основы визуального программирования

Формы

Формы представляют собой стандартные окна Windows, содержащие элементы управления, и являются основой визуального интерфейса программы. Например, если создать новую форму и вставить на нее поле ввода и кнопку, то результат будет выглядеть следующим образом:

Классификация стилей программирования - student2.ru

В Delphi пользовательские формы всегда наследуются от базового класса TForm и выполняется в виде отдельного модуля, в котором в разделе интерфейса находится описание класса формы, а в разделе реализации методы обработки событий от элементов этой формы. Для приведенного примера формы будет создан модуль с именем Unit1, который будет находится в файле Unit1.pas. Этот модуль будет описывать класс пользовательской формы TFrom1.

 Модуль Unit1.pas

UNIT Unit1;

INTERFACE

USES

Windows,Messages, ...;

TYPE

TForm1=CLASS(TForm)

Edit1:TEdit;

Button1:TButton;

PROCEDURE Button1Click(Sender:TObject);
END;

VAR

Form1:TForm1;

IMPLEMENTATION

PROCEDURE TForm1.Button1Click(Sender:TObject);

BEGIN

Close(); { Если нажать на кнопку Button1,
форма будет закрыта }

END;

END.

Класс TForm является базовым для всех пользовательских форм и содержит большое количество свойств, методов и событий. В дальнейшем для всех рассматриваемых элементов интерфейса будем приводить только основные свойства, необходимые для работы с этими элементами. Для форм основные свойства и методы представлены в следующей таблице.

Свойство или метод Значение
Свойство Name Определено для любого визуального элемента (формы, элементов управления и т.д.) и задает его имя, которое будет использоваться в программе для доступа к этому элементу. В вышеприведенном примере созданная форма имеет имя 'Form1'. Из этого имени конструируется имя класса (TForm1), и описывается в разделе интерфейса глобальная переменная (Form1), с помощью которой в дальнейшем производится доступ к форме
Свойства Left и Top Также для любого визуального объекта. Для формы задают положение (в пикселях) левого верхнего угла окна формы на экране
Свойства Width и Height Задают соответственно ширину и высоту (в пикселях) окна формы
Свойство Caption Заголовок окна формы, выводимый на экран
Процедура Show Показывает форму на экране. Основная форма программы показывается автоматически
Процедура Hide Скрывает форму, временно убирая ее с экрана
Процедура Close Закрывает форму. Если закрыть основную форму программы, то ее выполнение будет завершено

В программе может быть создано несколько форм. При этом только одна из них будет являться главной (основной). Основная форма программы будет автоматически показана на экране при запуске, остальные формы будут созданы в памяти, но не будут автоматически выведены на экран. Чтобы отобразить их необходимо использовать процедуру Show (например, Form2.Show). Закрытие форм, как и любых окон Windows, может производиться с помощью мыши путем нажатия кнопки с изображением крестика в правом верхнем углу окна формы, с помощью клавиатуры нажатием сочетания клавиш Alt-F4, либо программным способом при помощи вызова процедуры Close. Закрытие окна основной формы (любым из описанных способов) приводит к завершению выполнения программы. Закрытие любой другой формы программы приводит только к скрытию формы с экрана (как при использовании процедуры Hide). Позже ее снова можно отобразить на экране с использованием процедуры Show.

Наши рекомендации